Специфика коррекционной работы с аутичными дошкольниками.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Панина Татьяна Алексеевна

Детский аутизм - это особое нарушение психического  развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_autizm.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика  коррекционной работы с аутичными дошкольниками

Детский аутизм – это особое нарушение психического развития.

В последнее время помощь родителям и детям с таким нарушением стали оказывать в ПНД на Пархоменко, центры «Отцы и дети» и «Антон тут рядом», детский дневной стационар «Мы просто другие». В нашем детском  саду тоже есть дети с аутистическим  спектром.

Термин «аутизм» (от греческого слова autos - "сам") был введён швейцарским психиатром О. Блёйлером в 1912 году.

По определению Всемирной организации здравоохранения

Аутизм – это качественное нарушение в социальном взаимодействии, отсутствие социальной и эмоциональной взаимности. Встречаются легкие и тяжелые формы аутизма.

Первой в нашей стране при НИИ Дефектологии, совместно с группой специалистов, осуществляла комплексную помощь детям с аутизмом

Клара Самойловна Лебединская

советский детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР.

Клара Самойловна Лебединская предлагает следующую классификацию РДА

Дети первой группы  не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе. Отрешенность от внешней среды – это ведущий патопсихологический синдром первой группы.

Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. У них вырабатываются простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз у этой группы лучше. При  длительной коррекции они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом является отвержение окружающей реальности.

Дети третьей группы  характеризуются более высоким уровнем развития речи. Они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии.

Дети четвертой группы основным патопсихологическим синдромом этой группы является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. У них наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки самообслуживания. Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Причины  раннего детского аутизма до конца неясны, существует много теорий и гипотез происхождения нарушения.

1. Генная теория. Передается это нарушение по наследству у 8,7 %.

2. Грибковые инфекции,

3. Иммунные и гормональные нарушения,

4. Старший возраст родителей.

5. Вакцинация детей против кори, паротита и краснухи,

Первые знаки нарушения эмоционального развития ребенка можно заметить на первом году жизни. Они проявляются в виде особенностей поведения:

1.  Ребенок часами рассматривает  точку на потолке, на ковре, на обоях,

2. Не реагирует на мокрые пеленки, громкие звуки, яркие игрушки,

3. Или наоборот панически боится некоторых звуков (электробритвы, пылесоса, кофемолки),

4. Криком требовал, чтобы его укладывали спать только на балконе, и при этом сильно трясли  коляску.

Для  выявления группы риска по аутизму у детей раннего возраста (с 18 месяцев) применяется вопросник CHAT . Вопросы предназначены для родителей и персонала, работающего с детьми. На каждый вопрос нужно дать один из ответов: «да» или «нет»

Наиболее информативны три пункта:

1. Ваш ребенок любит, когда вы качаете его на коленях?

2. Ваш ребенок проявляет интерес с другим детям?

3. Ваш ребенок любит взбираться на что-нибудь, например, на ступеньки?

4. Вашему ребенку нравятся игры типа «Прятки», «ку-ку»?

5. Может ли Ваш ребенок притворяться, когда говорит по телефону, играть какую-то роль, играя с куклой?

6. Показывает ли Ваш ребенок указательным пальцем на что-то, чтобы попросить об этом?

7. Показывает ли Ваш ребенок указательным пальцем на что-то, чтобы обозначить свой интерес?

8. Может ли Ваш ребенок самостоятельно играть с маленькими игрушками (машинками, кубиками) без того, чтобы засовывать их в рот, вертеть в руках, бросать?

9. Приносит ли Ваш ребенок что-то, чтобы Вам показать?

10. За время работы с ребенком от устанавливает контакт «глаза –в – глаза»?

11. Если привлечь внимание ребенка, а потом показать на что-то через всю комнату и сказать: «Смотри! Это (название игрушки)» Он посмотрит через всю комнату на ту игрушку, на которую Вы показали?

12. Если привлечь внимание ребенка, потом дать ему игрушечную чашку и чайник и сказать: «Ты можешь заварить чашечку чая»? Он изобразит, как заваривают чай, разливают по чашкам, пьют?

13. Спросите у ребенка «Где окно? Или «Покажи мне окно». Он укажет указательным пальцем на окно?

14. Может ли ребенок сложить башню из кубиков? Если «да», то из скольких.

Стереотипность поведения и аутостимуляция для детей с РАС является способом адаптации к окружающему миру, которые гарантируют стабильность, предсказуемость, надежность. Если аутостимуляция отгораживает от реального окружения, то стереотипность свидетельствует, что освоен определенный уровень контакта со средой. Необходимо опираться на этот уровень расширять и обогащать его.

Начинаем работу независимо от биологического возраста ребенка. Ребенку может быть 5 лет, а психический возраст соответствовать 1 году. Значит, работаем, как с годовалым ребенком.

На первом этапе формируют «учебное поведение» аутичного ребенка, которое связано с развитием его способности к контакту.

Для этого, занятия проводятся в определенном месте в специально отведенное время, что помогает формировать у ребенка учебный стереотип, например, «Занятие – еда – игра» и др.

После освоения навыков коммуникации проводится коррекционная работа по развитию психических процессов и речи.

Аутичный ребенок не смотрит в глаза собеседнику (взрослому, детям), потому что не воспринимает лица, для него это манекен, он не считывает с лица эмоции.  Поэтому работу начинают с установления зрительного контакта на маске, где ребенок с помощью взрослого открывает глаза, нос и рот. Играя с ребенком, выкладываем части лица на образце.

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени педагог привлекает внимание ребенка к его отражению. Этот прием дает положительный результат.

Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положить ребенка на большой лист бумаги, педагог  или  дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.

Для снижения тревожности, страхов, дискомфорта в котором постоянно живет ребенок, используется визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня.

В своей работе  с такими детьми мы используем  100 программ «Занятия по модификации поведения аутичных детей» авторы: Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс, методические разработки и карточки Л.Г. Нуриевой.

Для  развития речевого дыхания используем специальные тренажеры и вестибулярные пластинки.

На первоначальных этапах ребенок не понимает и не выполняет инструкции педагога. Работа по развитию дыхания проводится ежедневно

В процессе манипуляции с артикуляционным аппаратом развиваются тактильное, мышечное, кинестетическое, зрительное и слуховое восприятие. Отрабатываются связи между всеми видами артикуляционных движений.

При работе с карточками звучат команды: «Возьми!»,  «Положи!».

На палец надевается красный колпачок, чтобы сформировать указательный жест.  Эти упражнения позволяют зафиксировать внимание ребенка на пальце, на звуках речи и соотнести его с моторным действием. Многократное повторение  по карточкам помогает обогащать словарь.

Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа вместе карандаш.

Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе: нарисовать контуры тетради или листа, карандаша. Тогда ему легче будет привыкнуть к своему столу и осмыслить, что от него требуется.

Можно указывать стрелками направление движения руки в прописях, рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

На следующем  этапе проводится работа по развитию гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их форме, величины, окраски.

Постепенно от простых и конкретных действий переходим к абстрактным действиям по развитию логического мышления.

Формируем пространственно-временные  представления с  помощью дидактических игр и игровых ситуаций.

Когда родителям известны особенности развития их аутичного ребенка и они действуют в тесном контакте с педагогом продвигаясь в одном направлении, то и помощь ребенку оказывается более действенной.  Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей — это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.  Среди наших  воспитанников с РАС  есть дети, добившиеся отличных результатов.

Предлагаю вашему вниманию высказывания великих людей:

В нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность»  
                            (Р. Шнайдер – педагог и философ)

Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

А так же помните, что «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть...»  
                                                                   Л.Н.Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы и консультации для родителей аутичных дошкольников

Коррекционно-развивающее обучение аутичного ребенка невозможно без тесного сотрудничества  специалистов с его родителями. Частые вопросы, которые задают родители на индивидуальном консультировани...

Коррекционная работа с аутичным ребенком.

Основные направления в работе с аутичными детьми....

Рекомендации для родителей воспитывающих аутичных дошкольников по развитию социально- бытовых навыков.

Содержание Что такое Аутизм? Особенности аутичных детей. Организация жизни аутичного ребенка в условиях семьи. Развитие социально-бытовых навыков....

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников

Существует несколько  коррекционных направлений, имеющие  собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся на трех подходах, которые зар...

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.

Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....

Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками.

Материал-презентация по диагностико-коррекционным подходам работы с аутичными дошкольниками....

Презентация. Диагностико-коррекционные подходы в работе с аутичными дошкольниками.

Ранний  детский  аутизм - одно  из  самых  загадочных  нарушений  развития. Ранний  детский  аутизм (РДА) – это отклонение  в  психиче...