Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Смирнова Ирина Александровна
 
Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста.Занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует развитию речи и повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение .    
 
 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР.

Актуальность выбора такой конструктивной техники, как оригами в работе с детьми с ТНР обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста. Как известно, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра (Д.Б. Эльконин). Что может быть увлекательнее, чем создание своими руками из простого листа бумаги объемной игрушки.
Отечественные и зарубежные педагоги отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, логика. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности возникала необходимость ответить на вопросы: как реализовать поставленные задачи в игровой форме, какие инструменты для этого использовать, как правильно мотивировать детей и достойно поощрять в конце занятий. Используя такой доступный вид техники как оригами, на одном занятии осуществляется смена видов деятельности и решаются различные коррекционные задачи.
Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло педагогов России, как средство решения многих педагогических задач. А именно, развитие мелкой моторики пальцев, развитие речи, интеллектуальное развитие и многое другое. Доступность бумаги ,как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера Также эта техника способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Эта деятельность стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Например, сложив из бумаги животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.


При обучении детей технике оригами я использую следующие приёмы:
1. Объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы ориентиры.
У дошкольников с ТНР вызывает затруднение точное совмещение противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую приём - объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символыориентиры: бабочка и цветок. Я предлагаю детям: «Давайте поможем бабочке сесть на цветок. Возьмём уголок, на котором изображена бабочка и точно совместим с уголком, где расположен цветок, «посадим её на цветок». А теперь, чтобы бабочка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а ногтем большого пальца правой руки, прогладим полученную складку».
Используя данный методический приём, я не только помогаю ребёнку научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать самостоятельно, формируем способность к переносу данного действия в самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок может применить его при складывании салфеток для салфетницы.
2. Выполнение действий с детьми с проговариванием.
Педагог показывает, как складывает фигуру, комментирует действия и задаёт вопросы.
Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.
3. Сказка-оригами. Например, сказка о волшебном превращении бумажногоквадрата.
4. Выполнение действий по операционным картам.
Для того, чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступным, использую приём - выполнение действий по пооперационным картам. Использовать этот приём следует, когда дети уже овладеют базовыми формами складывания. По таким картам работать проще и интереснее, чем по схемам.
Схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец, кроме того, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.
И самое главное – работа с операционной картой соответствует психофизиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. Наиболее доступное для ребёнка – чувственное восприятие. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации – зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте), осязание (он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём), слух (ребёнок слушает комментарии педагога).
Для того, чтобы фигурка получилась, необходимо соблюдать правила при обучении технике «оригами»:
1. Заготовка должна иметь точно квадратную или прямоугольную форму.
2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, белой или цветной.
3. Показ изготовления нужно производить на столе, заготовка для показа должнабыть в 2 раза больше, чем у детей.
4. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показодного приёма - выполнение детьми, показ другого - выполнение детьми и т. д.
5. Линии сгиба должны тщательно разглаживаться, совмещение сторон и углов должно быть точным.
6. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
В основе любой поделки лежит определённая заготовка - базовая форма. Каждая форма имеет своё название.
Поделки для детей 4-5 лет основаны на базовой форме "треугольник", "книжка", для детей 5-6 лет - формы "треугольник", "двойной треугольник", "конверт", "дверь", "воздушный змей", в 6-7 лет добавляются более сложные формы.
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Это залог успеха в достижении результата.
Большое внимание на занятиях отводится игровым мотивациям. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте - главный вид деятельности ребёнка.
Самодельные фигурки-оригами помогают ребёнку рассказать историю, сообщить о значимых проблемах, переживаниях, т. е придумать собственную сказку, исходя из своего жизненного опыта,что особенно важно для детей с ТНР.
После того, как дети освоили процесс складывания фигурок, можно попробовать использовать созданные фигурки в театрализованной деятельности и создать театр оригами. Целью создания такого театра стало развитие творческих способностей и художественного вкуса детей с помощью фигурок оригами в театрализованной деятельности, и конечно же развитие речи, речевой активности дошкольников.
Также в театрализованной деятельности интересно применение маски-оригами и дети уже сами становятся героями своих сказок.
Для создания коллективных работ , мы с детьми стали использовать нетрадиционные техники работы с бумагой - модульное оригами и оригами-мозаика. Особенность этих техник в том, что каждое готовое изделие собрано из множества маленьких фигурок модулей. Складывание модулей - это подготовка к конструированию поделки. Важным моментом этих техник является многократное повторение одних и тех же действий, тем самым это способствует прочному закреплению полученных знаний и использованию их в свободной деятельности. У детей получаются объемные фигуры и настоящие картины.
Как показывает практика , систематизированные занятия в технике оригами с детьми с ТНР способствуют не только развитию тонких движений пальцев рук, но и улучшают внимание, память, мышление, воображение, речь и творческие способности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация мастер-класса для воспитателей по использоанию пооперационных карт в технике оригами....

Методическое объединение на тему "Использование техники Эбру в работе с детьми дошкольного возраста"

Данное методичесоке объединение проходило в ноябре 2016 года в МБДОУ детский сад № 27 "Садко".  Проводила - воспитатель Кузнецова Вероника Анатольевна. Техника Эбру представляет собой ж...

Статья "Использование техники квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейш...

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» Воспитателя высшей категорииФлипповой Т. А.     Значение техники ор...

"Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста"

Развивитие интереса к оригинальным образовательным технологиям, инициативы, желания применять на практике данные технологии....

Использование техники пластинографии при работе с детьми дошкольного возраста.

Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Одним из таких универсальным видом творческой активности является пластилинография....

Статья "Использование техники сторителлинга в работе с детьми дошкольного возраста".

Использование техники сторителлинга в работе с детьми дошкольного возраста. Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разно...