Выявление предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте
методическая разработка по коррекционной педагогике

Соленикова Лариса Викторовна

В настоящее время проблема коррекции речевых нарушений очень актуальна.

Ребёнок до начала школьного обучения должен хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, владеть правильной речью, запасом конкретных знаний, логическим мышлением, хорошо ориентироваться в пространстве, произвольно управлять своим поведением.

В настоящее время для общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. У определённой части детей, поступающих в школу, имеются нарушения произносительной стороны речи, дифференциации фонем (по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости).

В результате возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте

В настоящее время проблема коррекции речевых нарушений очень актуальна.

Ребёнок до начала школьного обучения должен хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, владеть правильной речью, запасом конкретных знаний, логическим мышлением, хорошо ориентироваться в пространстве, произвольно управлять своим поведением.

В настоящее время для общеобразовательной школы характерна неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. У определённой части детей, поступающих в школу, имеются нарушения произносительной стороны речи, дифференциации фонем (по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости).

В результате возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка дисграфии.

Что же это такое? 

  Это стойкие нарушения письма не связанные снезнанием грамматических правил. Рассмотрим  на примерах.

Акустическая дисграфия.   Если ребёнок не различает акустически близкие звуки ([ч-щ], [с-ш], [л-р]), то на письме это отразится в соответствующих заменах букв. Например, ребенок напишет «калтина» вместо «картина», если не различает на слух звуки [л] и [р].

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок один звук полностью заменяет другим (например, ребенок говорит «сыска», вместо «шишка»). На письме это отразится в замене букв.

Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии не зависит от состояния устной речи ребенка. В основе лежит несформированность зрительно-пространственного представления. На письме это проявится в зеркальном написании букв или в неправильном написании букв сходных по начертанию и – у, б – д   и    т.д.;

Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического анализа и синтеза слов, приведёт к пропускам букв и слогов, перестановке букв и слогов на письме.

Аграмматическая дисграфия. Несформированость грамматической компетенции приведет к неправильному изменению слов по числам, падежам, родам, а, следовательно, к неправильному согласованию слов между собой при построении предложений.


Устраняя имеющиеся предпосылки дисграфии в дошкольном возрасте, мы создаем условия для полноценного развития личности ребенка. А это в дальнейшем явится необходимым условием успешного обучения ребенка в школе.

Аграмматическая дисграфия

Каждый год при поступлении детей в школу выявляется большое количество учащихся с различными нарушениями речи. Особую тревогу вызывает бедность словарного запаса детей. Как показывает опыт, именно из-за бедности словарного запаса и неточности понимания лексического значения многих слов дети нередко оказываются не в состоянии овладеть грамотным письмом.

Аграмматическая дисграфия может проявиться во втором или третьем классе, когда ребенок, уже овладел грамотой, приступает к изучению грамматических правил. Учитель обнаруживает, что ребенку не удается овладеть правилами изменения слов по числам, падежам, родам и пр. Это выражается в неправильном согласовании слов, написании окончаний слов. Ребенок пишет аграмматично, то есть как бы вопреки правилам грамматики («длинный лента», «дети читает», «на окну» и т. п.).

Умением правильно согласовывать слова между собой при построении предложений, ребенок овладевает примерно к 4 годам. К этому возрасту он уже не должен допускать ошибок типа «много тарелков», «около столу», «окны», «деревы», «ухи» и т. п.

Правилами словообразования (в частности, правилами образования одних слов от других при помощи приставок и суффиксов) ребенок овладевает значительно позже — примерно к 7-8 годам. К этому возрасту он уже не только правильно согласует слова между собой, но и правильно образует новые слова. Например, «уменьшительное» слово от слова «лампа» в его речи звучит уже не как «лампик» (детский «неологизм»), а как «лампочка».

Хотя аграмматическая дисграфия, как уже было отмечено, появляется не на самых первых этапах школьного обучения ребенка, однако ее явные предпосылки, как и предпосылки всех других видов дисграфии, вполне отчетливо обнаруживаются уже в дошкольном возрасте. Проявляются они прежде всего в том, что такие дети обычно начинают говорить позже положенного срока — фразовая речь у них чаще всего появляется лишь после двух-трех, а иногда даже и четырех лет. Речь эта обычно изобилует аграмматизмами, то есть неправильным употреблением грамматических форм.

Иногда родители не обращают внимания на аграмматизмы в устной речи ребенка. Как правило, звукопроизношение у таких детей может быть правильным. Такой ребенок в первом классе общеобразовательной школы может хорошо овладеть грамотой, то есть не допускать буквенных замен на письме ни по артикуляторно-акустическому, ни по оптическому принципам и не искажать звуковую структуру слов.
Но ребенок сталкивается с непреодолимыми трудностями овладения морфологическим принципом письма. И только тогда родители, в состоянии крайнего недоумения, обращаются к логопеду, говоря о том, что с их ребенком, всегда так хорошо успевавшим в школе, «вдруг что-то случилось».

Ведь если ребенок в течение нескольких лет говорил «на столу» вместо «на столе»  или «домы» вместо «дома» и считал это правильным, как же он может написать иначе? Откуда это у него возьмется? Неоткуда взяться, поскольку грамматические системы так и остались у него не сформированными!

Поэтому необходимо  задолго до поступления ребенка в школу побеспокоиться об устранении  имеющихся  у него предпосылок аграматической дисграфии…

      Выявление предпосылок аграмматической дисграфии

Хотя аграмматизмы в речи детей обычно бывают видны, как говорится, невооруженным глазом, однако родителям необходимо иметь об этом более четкое представление. Ниже предлагаются задания, направленные на выявление сформированности у ребенка грамматической системы словоизменения.   При этом следует учитывать, что формирование системы словоизменения, как правило, заканчивается к четырем годам.


           Исследование сформированности системы словоизменения
Эта группа заданий рассчитана на проверку   правильности:
— образования множественного числа имен существительных;
— согласования прилагательных с существительными;
— согласования существительных с числительными;
— употребления предлогов.

Количество конкретных примеров в каждом из заданий можно увеличивать до бесконечности, однако если ребенок еще не овладел правилами словоизменения, то однотипные ошибки будут часто повторяться в любых предлагаемых ему словах или словосочетаниях. В то же время нормально развивающийся в речевом отношении четырехлетний ребенок должен успешно справляться со всеми этими заданиями. Допустимы лишь буквально единичные ошибки в редко встречающихся словах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте

Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте...

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.

Просмотрев презентацию Вы можете узнать: •Определение дисграфии;•Виды дисграфии;•Игры и упражнения для профилактики дисграфии в дошкольном возрасте–Оптическая дисграфия–Дисграфия на почве нарушен...

Презентация "Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"

Рекомендации воспитателю по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте...

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте

Поскольку одной из целей дошкольного образования является формирование предпосылок учебной деятельности, а дети с ОНР находятся в группе риска по возникновению школьных трудностей, а в частности наруш...

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с новым видом деятельности...

Брошюра "Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"

Дисграфия-явление характерное для детей школьного возраста. У дошкольников нарушение закреплено только на физиологическом уровне. Для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста в своей практи...

Выявление предпосылок дисграфии

советы для  устранения дизграфии...