Картотека логоритмических, пальчиковых игротренингов по лексическим темам.
картотека по коррекционной педагогике

Сергухина Ирина Анатольевна

Картотека логоритмических, пальчиковых игротренингов

по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pal_igro_trening.docx58.64 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека логоритмических, пальчиковых игротренингов

по лексическим темам.

Тема: «Овощи»

Логоритмическое упражнение: «Урожай»

В огород пойдём,

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Урожай соберём

Мы морковки натаскаем

(«таскают»)

И картошки накопаем

(«копают»)

Срежем мы кочан капусты

(«срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный

(показывают круг руками. 3 раза)

Щавеля нарвём немножко

(«рвут»)

И вернёмся по дорожке

(идут по кругу, взявшись за руки).

Пальчиковый игротренинг

Тук – тук – тук-тук!

(ритмичные удары ребром ладоней)

Раздаётся в доме стук

Мы капусту порубили

Перетёрли

(трут кулачок о кулачок)

Посолили

(указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку

(удары обеими руками по колену)

Всё теперь у нас в порядке

(Отряхивают руки)

Диалог: «Перец»

Дети: «Говорят, ты острый перец,

Что, и вправду ты как нож?»

Перец: « Ну, не веришь, так не веришь…

Надкуси, тогда поймёшь!»

Тема «Фрукты»

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
    Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
  3. Яблоки кислые.
    Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.
  4. Яблоки соберем в корзины.
    Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".
  5. Дома сварим из яблок варенье.
    Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
  6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
    Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
  7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
    Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
  8. Приплыли домой.
    Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

Тема «Грибы»

Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками
На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца

Правая рука:
Вылезли на кочке
(мизинец)
Мелкие грибочки:
(безымянный палец)
Грузди и свинушки,
(средний палец)
Рыжики, волнушки.
(указательный палец)
Даже маленький пенек
(большой палец)

Левая рука:
Удивленья скрыть не мог.
(растирают большой палец)
Выросли опята,
(указательный палец)
Скользкие маслята,
(средний палец)
Бледные поганки,
(безымянный палец)
Встали на полянке.
(мизинец)

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.
    Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
  3. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
    Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).
    Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).

  4. У других грибов ножки тонкие.
    Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).
  5. Дерево растет.
    Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.
  6. Грибы растут.
    Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть "чашечкой".
  7. Соберем грибы в корзины.
    Пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык — "чашечкой".
  8. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
    Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.
  9. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
    Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
  10. Приплыли домой.
    Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковые игры
Игра "Грибочки"

Дети прокатывают мяч-прыгун по спирали (авторское пособие "Спираль"), пальцами правой или левой руки. Движения сопровождают стихотворением.

Хочет белка все грибочки
Поразвесить на сучочки,
Чтоб, когда придет зима,
Вдоволь кушала она.

Игра "Хоровод"

Используется подставка под горячее с клеточками. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихо-творение, делая по шагу.

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы
стоят.
(Грибы.)

Тема «Ягоды»

Логоритмическое упражнение «За малиной»

За малиной в лес пойдём, в лес пойдём

(Идут в хороводе, взявшись за руки)

Спелых ягод наберём, наберём

(Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды)

Солнышко высоко, а в лесу тропинка

(Встают лицом в круг, тянутся руками вверх, затем пальчиками достают тропинку, сделав наклон).

Сладкая ты моя ягодка - малинка

(Бегут по кругу , взявшись за руки)

Самомассаж рук.

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
  3. На полянке растет малина.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.
  4. Собираем малину в корзину.
    Переплести пальцы "корзиной". Язык — "чашечкой".
  5. Дома сварим из малины варенье.
    Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
  6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
    Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.
  7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
    Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.
  8. Приплыли домой.
    Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра "В лес идем мы погулять"

Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.
В лес идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

Тема: «Осень»

Логоритмическое упражнение: «Мы листочки»

Мы листики осенние,

(Стоя, машут руками)

На ветках мы сидели

(присели)

Ветер дунул - полетели

(Поднялись, бег по кругу)

Мы летели, мы летели

(Бегут, кружатся)

И на землю тихо сели

(приседают)

Ветер снова побежал

(поднялись)

И листочки все поднял

(покружились)

Пальчиковая гимнастика «Листочки»

1,2,3,4,5

(Загиб пальцев с большого)

Будем листья собирать

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы

(Загибают пальцы, начиная с большого)

Листья осины

Листики тополя

Листья рябины

Листья дуба мы соберём

(Шагают по столу 2 и3 пальцами)

Маме осенний букет отнесём

(Разводят руки)

Диалог: «Здравствуй, Осень!»

Дети надевают шапочки осени и дождика

Дети:

Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы осень просим

Что в подарок принесла?

Осень:

Принесла я вам муки

Значит будут пирожки

Принесла я гречки

Будет каша в печке

Принесла я мёду

Полную колоду

Дети:

А хорошую погоду ты нам, Осень, принесла?

Осень:

Дождику вы рады

Дети:

Не хотим, не надо!

Тема: «Откуда хлеб на стол пришёл?»

Логоритмическое упражнение «Каравай»

В землю зёрнышко посадим

(Наклон вперёд)

Очень малое оно

(присесть)

Но как солнышко засветит

(Постепенно встаём)

Прорастёт моё зерно

Сожнёт косарь зерно

(«косит» зерно)

И размелет его

(Правой рукой, сжатой в кулак, круговые движения)

А хозяйка из муки испечёт нам пирожки

(«печь» пирожки)

И большой каравай

(Руки соединить в круг)

Всем на радость раздавай

(Развести в стороны)

Пальчиковый игротренинг «Ватрушки»

Мы для милого Ванюшки

Испекли бы три ватрушки.

Только нет у нас пока

(Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно, начиная слов : «только нет у нас пока…»)

Ни муки и ни песка,

Ни яиц, ни соли,

Ни дрожжей, ни молока.

(Поочерёдно сгибать пальцы, начиная с большого)

Диалог «Калачи»

- Вы откуда , калачи?

- Как откуда? Из печи.

- И куда же вы идёте?

К тем, кто в поле, на работе,

Пусть вдоволь поедят, а лентяи поглядят.

Тема: «Транспорт»

Логоритмическое упражнение: «Теплоход»

От зелёного причала оттолкнулся теплоход

(Шаг вперёд, руки опущены)

Он назад шагнул сначала - раз, два

(2 шага назад)

А потом шагнул вперёд – раз, два

(2 шага вперёд)

И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход

(Руки вперёд, ладони сомкнуты «нос» теплохода.

Движения по кругу мелкими шагами)

Логоритмическое упражнение «Самолёт»

Руки в стороны – в полёт

(дети бегут на носочках по кругу, расставив, руки в стороны)

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд

(поворот через правое плечо)

Левое крыло вперёд

(поворот через левое плечо)

Полетел наш самолёт

(бегут по кругу, руки в сторону)


Пальчиковый игротренинг «Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня

(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга ( попеременно))

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты

Вездеход,

Самосвал, подъёмный кран – настоящий великан.

Сколько вместе?

(Хлопают попеременно в ладоши и ударяют друг о друга кулачком)

Как узнать? Помогите сосчитать.

Диалог «Паровоз»

-Паровоз, паровоз

- Что в подарок нам привёз?

- Я привёз цветные книжки, пусть читают ребятишки!

Я привёз карандаши, пусть рисуют малыши.

Тема:  «Бытовая техника»

Пальчиковая гимнастика «Бытовая техника»

1,2,3,4 –

(Загибают пальцы на двух руках)

Много техникивокруг:

(хлопки)

Телевизор, холодильник,

(Загибают пальцы, начиная с большого)

Чайник, миксер и утюг -

Много техники вокруг.

(Хлопки рук)

Логоритмическое упражнение «Стулья»

Хоть у нас четыре ножки

(Поднимают ноги, согнутые в коленях (4 раза))

Мы не мышки, и не кошки

(грозит пальцем)

Хоть мы все имеем спинки

(Нагнуться, показать спинку)

Мы не овцы, и не свинки

(Встаём, грозим пальцем)

Мы не кони, хоть на нас

(Приседаем со слов «хоть на нас»)

Вы садились много раз

Диалог: «Пылесос»

Пылесос, пылесос, ты куда суешь свой нос?

-Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я порядок навожу!


Тема: « Наша Родина»

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики – солдатики»

Командир позвал солдат

(Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого)

«Становитесь дружно в ряд!»

Первый встал, за ним - второй

(Большим пальцем касаться всех остальных)

«Безымянный, быстро в строй!»

А мизинчик очень мал, он чуть – чуть не опоздал!

Встали пальчики: «Ура!»

(С восклицанием: «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)

На парад идти пора!

Логоритмическое упражнение: «На парад»

Раз, два – дружно в ногу

(Маршируют в ритм)

Три, четыре – твёрже шаг

На парад идут солдаты,

И чеканят дружно шаг

Логоритмическое упражнение:

«Пограничники»

Жу-жу-жу

(Поднести руку ко лбу, сначала правую, затем левую)

Я границу сторожу

Ши-ши-ши – зашуршали камыши

(Наклоны влево – вправо)

Жу-жу-жу – я в дозор хожу

(Шаги на месте в ритм)


Диалог: «Что мы Родиной зовём?

Все дети: «Что мы Родиной зовём?

Один ребёнок: «Дом, где мы с тобой живём !»

Все дети: «Что мы Родиной зовём?»

Ребёнок: Поле с тонким колоском!

Все дети: Что мы Родиной зовём?

Всё что в сердце бережём,

И под небом синим- синим,

Флаг России над кремлём!


Тема: « Детский сад»

Пальчиковый игротренинг: «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(Руки сцеплены в замок, сжимаем и разжимаем)

Мы с тобою подружились маленькие пальчики

(Поочерёдное прикосновение пальцев друг с другом, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять)

(Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого,

Начинай считать опять

(Стряхивают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики на обеих руках)

Мы закончили считать.

(Стряхивают пальчики.)

Логоритмическое упражнение + диалог

-Что умеют наши ножки?

- Мы шагаем по дорожке (шагают)

-что умеют наши ножки?

-Побежим –ка по дорожке ( бег на месте)

-Что умеют наши ножки?

- Приседают на дорожке ( приседают)

- Что ещё умеют ножки?

- Пусть попляшут на дорожке («Пружинки»)

Игра: «Чей голосок?»

Все мы разом встанем в круг

Повернулись разом вдруг

Кто-то скажет: «Скок – скок-скок»

Угадай, чей голосок?

Тема: «Продукты питания»

Пальчиковая гимнастика «Ай да суп!

Глубоко – не мелко

(Ладошки согнуть, сложить вместе, изображая кораблик)

Корабли в тарелке,

Луку головка,

(Загибают пальчики , начиная с большого)

Красная морковка

Петрушка, картошка

И крупы немножко

Вот кораблик плывёт,

(Ладошки согнуть, изображая кораблик, немного покачивая.)

Заплывает прямо в рот!

Логоритмическое упражнение: «Винегрет и борщ»

Торопился на обед

(Бег на месте)

Винегрет

Так старался, так спешил

Что в кастрюлю угодил:

(Наклонились, опустили вниз, свесили)

В кипяток свалился – винегрет сварился

Вот большая ложка - попробуйте немножко

(Имитация еды, в руках ложка)

Вкусно?  Во!

(Показывают большой палец)

Диалог: «Домовята и каша»

За столом кричит Дуняшя:

«Не хочу, не буду кашу!»

Мама с папой: «Что с тобой?»

Деда с бабой: «Ой-ё-ёй!

Тётя с дядей: «Съешь Дуняш!»

Домовята: «Завтрак наш!»

Тема: Тема: «Одежда»

Логоритмическое упражнение: «Сарафанчик»

Купила Оле мама пёструю панаму ( руки у головы

Дети сгибают руки в локтях, совершают ритмичные)

Купила Сарафанчик - ( руки вниз , показывают сарафан

поочерёдные движения, имитирующие движения рук робота)

На боку карманчик ( руки на боку)

(текст произносится в ритм, чётко)

На зелёном сарафанчике,

(Руки внизу, показывают сарафанчик)

Как на поле – одуванчики,

Колокольчики, ромашки,

(Наклон вперёд, ритмичные поочерёдные движения рук)

На ромашках – по букашке.

Выйдет Оля на опушку, не найдут её подружки

(Шаг на месте)

Пальчиковый игротенинг «Вяжем шарфик»

То крючок, то петелька,

Вяжем шарфик Петеньке.

(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать тоже с другими пальцами: безымянный с безымянным, средний со средним, указательный с указательным)

Диалог: «Перчатки»

Воспитатель: «Потеряли котятки по дороге перчатки.

И в слезах прибежали домой.

Котятки: «Мама, мама, прости,

Мы не можем найти.

Мы не можем найти перчатки.

Кошка – мама: Потеряли перчатки?

Вот какие котятки.

Я вам нынче не дам пирога

Воспитатель: «Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь прибежали домой.

Котятки: «Мама , мама, не злись!

На дороге нашлись, на дороге нашлись перчатки!

Мама- кошка: «Отыскали перчатки!

Вот спасибо , котятки,

Я за это вам дам пирога!

Мур-мур- мур пирога!

Мур-мур-мур, пирога!

Я за это вам дам пирога!

Тема: «Моя семья»

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре мы считалочку учили»

Раз, два, три, четыре,

(Сжимание в кулачок и разжимание пальцев обеих рук)

Мы считалочку учили:

Бабушка и мамочка,

(Загибают по одному пальцу, начиная с большого пальца правой руки)

Дедушка и папочка,

Вот братишка и сестрёнка,

Он – Антон, она – Алёнка.

Вот и вся моя семья,

Рассказал считалку я!

Логоритмическое упражнение: «Мама»

Маме надо отдыхать

Маме хочется поспать

Я на цыпочках хожу

 (Всё логоритмическое упражнение дети идут на

носочках, руки на поясе. На слова: «Я на цыпочках хо

жу» - говорят шёпотом.)

Маму я не разбужу

Логоритмическое упражнение «Помощники»

Маме надо печь топить

(Дети идут друг за другом, руки на поясе).

Чтоб обед нам всем сварить

Я дрова ей нарублю

(Поворачиваются лицом, руки сцеплены в замок и делают наклон вперёд, имитируя рубку дров)

Маму я свою люблю

(На слова «маму я свою люблю» - обнимают себя обеими руками)

Диалог: «Сыночек»

- Сыночек, пойди потолки пшена на кашу.

-Ох , матушка, живот болит.

-Сыночек, иди есть кашу.

-Что ж, раз мать велит, надо идти.

Тема: «Зимушка – зима»

Логоритмическое упражнение: «Снежинки»

Кружатся, кружатся снежинки,

(Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре)

Как белые перья ложатся в перинки,

(Руки стороны, плавно их опускают и постепенно приседают.)

Перинки, подушки, лежат на опушке

(Взмахи руками влево-вправо снизу, у пола)

И зайца следы - как петельки.

(Перекрёстный шаг на месте)

Украсили эти постельки.

Пальчиковый игротренинг: «Рубим дрова»

Чтобы печку истопить,

(Имитировать движения рук дровосека)

Надо дров нам нарубить.

(Пальцы « сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее)

Рубим, рубим мы дровишки -

Пусть тепло будет детишкам.

Развитие диалогической речи

Инсценирование р.н сказок , отрывков из сказок по выбору воспитателя – развиваем интонационную выразительность речи

Тема: «Зимние забавы»

Логоритмическое упражнение «Санки»

Ух! Ух!Ух!

(«Тарелочки»)

Мчатся сани

(Хлопок справа, слева)

Во весь дух.

(2 раза топают)

Ух! Ух! Ух!

(«тарелочки»)

Снег под горкой

(Хлопки справа, слева)

Словно пух.

(2 хлопка над головой)

Логоритмическое упражнение: «Разминка»

Мы руки поднимаем

(руки вверх)

Мы руки опускаем

(руки вниз)

Потом мы приседаем

(присесть, руки на поясе)

И дружно все встаём

(подняться)

Мы тело повернём

(поворот туловища)

И поворот кругом

(Вокруг себя поворот)

Пальчиковая гимнастика «Поклоны»

Руки сомкнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развёрнуты друг к другу. Пальцы правой и левой руки поочерёдно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь.

Диалог: «Хоккей»

Вед: сказала тётя

Тётя: - Фи, хоккей! (с пренебрежением)

Вед: сказала мама

Мама: - «Фу, хоккей !» (с отвращением)

Вед: - «Фу, хоккей!» (разочарованно)

Вед: А я ответил!

Я: Во, хоккей! (восторженно)

Тема: «Новый год»

Логоритмическое упражнение: «Снежинки»

Мы снежинки, мы снежинки

(Кружатся, делая плавные движения руками)

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки балеринки

(Руками описывают круг)

Мы танцуем день и ночь

Встанем вместе все в кружок,

(Образуют узкий круг, присели)

Получается снежок

Мы деревья побелили

(Плавно поднимают руки)

Землю бархатом укрыли

(Руки опускают)

И от стужи сберегли

(Сидят, ручками прикрыв голову)

Пальчиковый игротренинг

Дали мы Антошке

(имитация игры на детских музыкальных интсрументах)

Весёлую гармошку

Взял наш Петя барабан,

Коле нравится баян

На трубе дудит Егор -

Веселится весь наш двор.

«Бусинки»

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки

Их соберём в коробочку,

Наденем на верёвочку.

( для индивидуально работы с детьми по развитию мелкой моторики)

Ребёнок собирает бусинки на ниточку и приговаривает слова.

Диалог «Снегурочка»

Снег лежит на улице

Все вместе

Вышли мы во двор

«Давай лепить Снегурочку!»

мальчик

- предложил Егор!

воспитатель

Приделаем Снегурочке мы длинную косичку

Мальчик продолжает

А из тонких веточек пушистые реснички.

Воспитатель

Кругленькие пуговки шубку украшают,

А вот щёчки бледные - солнышка не знают

Говорит вдруг Маша:

воспитатель

«Чтоб Снегурка наша порумяней стала,

Свеколку из погреба бабушка достала

Ведь чудеса бывают всегда под Новый год,

Все хором

А вдруг наша Снегурочка возьмёт и оживёт

Тема: «Зимующие птицы»

Логоритмическое упражнение: «Воробей»

Воробей по лужице

(Движения выполняем в соответствии со словами - прыгают, кружатся, наклоняются, хвостиками машут, хлопают в ладоши)

Прыгает и кружится

Пёрышки взъерошил он,

Хвостик распушил

Погода хорошая: «Чив» , «Чив»

Пальчиковый игротренинг «Птенчики»

Приносила пташка

Птенчикам букашек

Птенчики ждали -

Рты разевали,

Громко кричали

(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде)

Упражнение на развитие силы голоса: «Вороны»

Возле ёлочки зелёной, скачут , каркают вороны

(каркают тихо, изображая воробьёв)

Из-за корочки подрались, во всё горло раскричались.

(каркают громко)

Тема: «Зимовье зверей»

Пальчиковый игротренинг «Заяц»

Сидит заяц под кустом

(Поочерёдно сжимать и разжимать кулачки)

Здесь семья его и дом

(Руки на уровне плеч)

И верхушки длинных ушек

Все трепещут на макушке

В его доме нет дверей

Как спастись от злых зверей?

Логоритмическое упражнение: «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

(Круговые движения головой в разные стороны)

Головой они крутили,

Вот так, вот так!

Медвежата мёд искали,

(Наклоны в стороны)

Дружно дерево качали,

(Руки вперёд)

Вперевалочку ходили

(Ходьба по – медвежьи)

И из речки воду пили

(Наклоны вперёд)

Вот так, вот так

А потом они плясали

(пружинки)

Выше лапы поднимали

(Поднимают ноги высоко)

Вот так, вот так

Диалог «Лиса и заяц»

-Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют?

Заяц: Трубой! Хи-хи!

- А мой заячий хвост охотники прозвали цветком. Цветком, цветиком, цветочком!

- Да ну-у-у! А ну, зайка, дай мне цветочек понюхать?

-Но-но-но! Я твою лисью морду знаю! Цветок понюхаешь, а ногу откусишь. Уходи , уходи, со своей трубой!

Н. Сладков.

Тема: «Дикие животные жарких стран»

Пальчиковый игротренинг «Я по Африке гулял»

Я по Африке гулял

(«Ходим» по коленям указательными и средними пальцами рук обеих рук)

И зверей там повидал

Длинношеего жирафа

(Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)

Высотою аж в три шкафа

Черепаху, тигра, льва и огромного слона

Я катался на Слоне…

(Попеременно ударяем , то кулачок о кулачок, то ладошку о ладошку)

Жаль, что было всё во сне.

Логоритмическое упражнение: «Мартышки»

На арене цирка – вышка,

(Сложить руки в кулачки, имитировать движения рук)

А на вышке – две мартышки.

(По верёвке вверх, а затем вниз)

И они влезают ловко,

Вверх под купол – на верёвке.

Вниз скользят, как акробаты,

Очень ловкие ребята!

Тема: «Домашние животные и птицы»

Логоритмическое упражнение: «Щенок»

Папа мне купил щенка,

(Дети сгибают руки в локтях, совершают поочерёдные движения, имитирующие робота, текст читается скандированно.)

Как смешон малыш пока!

Очень мил щенок и весел,

Ушки длинные развесил,

Брюшко – шарик, мокрый нос

Назову его Трезор,

Будем с ним ходить в дозор!

Пальчиковый игротренинг: «Курица»

Как на нашей улице пробегала курица,

(«Шагают» пальцами по подушке)

Растеряла всех цыплят -

(Хлопки)

Шустрых, маленьких ребят!

Первый цыплёнок – следит за лягушкой,

(Загибают по очереди пальцы)

Второй и третий – возле кадушки

Бабочку ловят – четвёртый и пятый

Эх, попадёт вам от мамы ребята!

(Грозят пальцем)

Диалог «Разговор с котом»

-Почему ты чёрен кот?

- Лазил ночью в дымоход.

-Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану ел.

- Почему ты серым стал?

- Меня пёс в пыли валял.

-Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это.

Тема: «Рыбы»

Логоритмическое упражнение: «Рыбы»

Щука в речке жила

(Показ руками движений рыбы)

Щёткой воду мела

(Наклон. Руками в разные стороны «метёт»)

Щи варила для гостей

(Показ помешивания)

Угощала пескарей

(Руки в стороны «угощаем»)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть

(Сложенными вместе ладонями изобразить как плавает рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница

(Грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать

(Медленно сближают ладони, хлопок)

Рыбка спинку изогнула

(Изображают, как плавает рыбка)

Крошку хлебную взяла

(Делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула

(Изображают двумя ладонями, сложенными вместе, как плавает рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

Диалог : «Пескарик и фонарик»

- для чего тебе пескарик нужен маленький фонарик?

-чтобы ночью не попасть острозубой щуке в пасть!


Тема: «Профессии»

Пальчиковый игротренинг: «Повар»

Повар готовил обед, а тут отключили свет

(ребром ладони стучат по коленям)

Повар леща берёт и опускает в компот

(загибают большой палец на правой руке)

Бросает в котёл поленья

(указательный)

В печку кладёт варенье

Мешает суп кочерёжкой

(средний)

Угли берёт поварёшкой

Сахар сыплет в бульон

(мизинец)

И очень доволен он!

(разводят руками)

Логоритмическое упражнение «Я шофёр»

Я шофёр – помыл машину

(топающий шаг)

Сел за руль и выгнул спину

(«руль» в руки)

Загудел мотор и шины

(спина прямая)

Зашуршали у машины

(р-р-р – произносят; ш-ш-ш – произносят)

Подметает дворник двор,

(руками машет в разные стороны)

Убирает дворник сор.

Наш охранник на посту смело смотрит

(Повороты в разные стороны, ладонь ко лбу)

А сапожник сапоги для любой сошьёт ноги

(Присесть, встать, выставляя ногу на пятку)

Диалог: «Кузнец»

- Эй, кузнец, молодец,

Расковался жеребец!

Ты подкуй его опять.

- Отчего не подковать!

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз, два – и готово!

( Ребёнок показывает на гвоздь, на подкову, ставит гвоздь на подкову и стучит по гвоздю молотком)

Тема: «Защитники Отечество»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики – солдатики»

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!»

Первый встал, за ним – второй,

(Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого)

«Безымянный - быстро в строй!»

(Затем большим пальцем касаться всех остальных - «Будить»)

А мизинчик очень мал,

Он чуть- чуть не опоздал.

«Встали пальчики – Ура!»

(Одновременно с восклицанием: «Ура!», кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны)

На парад идти пора!

Логоритмическое упражнение: «На парад»

Раз, два – дружно в ногу,

(Маршируют в ритм)

Три, четыре – твёрже шаг

На парад идут солдаты,

И чеканят дружно шаг

Логоритмическое упражнение «Пограничники»

Жу-жу-жу – я границу сторожу

(Руки ко лбу, смотрят по сторонам)

Ши-ши-ши – зашуршали камыши

(Наклоны влево-вправо)

Жу-жу-жу – я в дозор хожу.

(Руки ко лбу, смотрят в разные стороны)

Логоритмическое упражнение: «Пилоты»

Мы летаем высоко

(Руки вверх, стоя)

Мы летаем низко

(присесть, руки в стороны)

Мы летаем далеко

(встать, руки в стороны)

Мы летаем близко

(руки прижать к груди)


Диалог: «Что мы Родиной зовём?»

-Что мы Родиной зовём?

-Дом, где мы с тобой живём,

- И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

- Что мы Родиной зовём?

-Поле с тонким колоском,

-Наши праздники и песни,

-Тёплый вечер за окном.

-Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над кремлём.

Тема: «Мамин праздник»

Логоритмическое упражнения: «Помогаю маме»

Свою маму я люблю

(Руки в стороны и прижать к груди (2р))

И всегда ей помогу

Вот так! Вот так!

Свою маму я люблю

(Имитация колки дров (руки в замок – 2р))

Я ей дров наколю

Вот так! Вот так!

Свою маму я люблю

(Руки в стороны и прижать к груди)

И всегда ей помогу

Вот так! Вот так!

Пальчиковый гимнастика «Помощники»

Мы бельё стирали сами

Мы его прополоскали

и не капли не устали

Будем снова полоскать

Будем маме помогать

Диалог: «Весна»

Дети:

- Ну, весна, как дела?

Весна: У меня уборка

Дети: «Для чего тебе метла?»

Весна: « Снег смести с пригорка!»

Дети: «Для чего тебе ручьи?»

Весна: «Мусор смыть с дорожек»

Дети: «Для чего тебе лучи?»

Весна: «Для уборки тоже. Всё промою, просушу. Вас на праздник приглашу.

Тема: «Посуда»

Логоритмическое упражнение: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник

(«надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник

(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки

Вот фарфоровые блюдца,

(кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой).

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принёс.

(сделать большой круг)

Пальчиковы игротренинг « Чудо Гжель»

Ай да посуда, что за диво, хороша, и та, и та,

(Прикасаются одновременно пальцами обеих рук)

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

(Поочерёдные удары ладонь – кулачок)

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

(Загибают поочерёдно пальцы обеих рук)

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

(большой и указательный пальцы, согнуты в колечки, «подносят» колечки к глазам)

Сотворили это чудо не за тридевять земель

(удары кулачок о кулачок - молоточки)

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

(рисуют пальчиком у себя на ладошке)

Тема: «Устное народное творчество»

Пальчиковая гимнастика: «Родные братья»

Ивану большому – дрова рубить,

(Загибаем пальцы, начиная с большого)

Ваське – указке – воду носить,

Мишке среднему – печку топить,

Гришке – сиротке – кашу варить,

А Крошке – Тимошке – песенки петь,

Песни петь и плясать,

(Хлопки, чередование ладонь – кулачок)

Родных братьев потешать.

Логоритмическое упражнение: «Баба сеяла горох»

Баба сеяла горох -

(Прыжки)

Прыг – скок, прыг-скок!

Обвалился потолок -

Прыг – скок, прыг – скок!

Баба шла, шла, шла,

(ходьба на месте)

Пирожок нашла

Наклон, коснуться пола

Села, поела

(присели)

Опять пошла

(ходьба на месте)

Баба стала на носок,

(Ноги вперёд, нога на носок)

А потом на пятку

(на пяточку)

Стали русского плясать

(другая нога на носок, потом на пятку)

А потом присядку.

(присядка)

Диалог: « Чей нос»

Один ребёнок нажимается на кончик носа другому и приговаривает:

Чей нос? - Савин

Где был? – славил

Что славил? – Копейку

Что купил? – Конфетку,

С кем ел? – С козой.

Не ешь с козой , а ешь со мной.

Тема: «Весна»

Пальчиковая гимнастика «Весна идёт»

На сосну взобрался Миша

(имитация взбирания на дерево)

С ветки даль ему видна

(Ладошку приставить «козырьком ко лбу)

Смотрит на холмы и крыши

(рукой сделать волнообразные движения, а затем сложить руки над головой – «крыша»)

Не идёт ли к нам весна?

(ходьба на месте)

За деревней, за долиной

(посмотреть влево, вправо)

Где прозрачен небосвод

(показать руками небо)

Клин, увидев журавлиный

(сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук)

Закричал: «Весна идёт»

(вскинув руки вверх, в стороны)

Логоритмическое упражнение: «Весенняя телеграмма»

Дятел сел на толстый сук – тук-тук-тук

(стучат кулачками в ритм)

всем друзьям своим на юг – тук-тук-тук

Телеграммы срочно шлёт – туки-туки-тук

Что весна уже настала – туки – туки - тук

Ручейки давно бегут – туки – тук - тук

И подснежники растут – туки – тук-тук-тук

Дятел зиму зимовал – тук - тук

И на юг он не летал – тук-тук

Вот понятно, почему дятлу скучно одному

Рассказ – диалог ( инсценирование): «Медведь и солнце»

Просочилась в берлогу вода – Медведю штаны промочила.

- чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался медведь. – Вот я тебе сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом.

-Не я, Медведушка, виноват. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.

- Ах, это снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу.

- Не я винова , Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!

- Ах, это ты солнце мне штаны промочило? – рявкнул медведь, - Вот я его сейчас!

А что сейчас? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе, с8нег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Тема: «Космос»

Логоритмическое упражнение: «Ракета»

А сейчас мы с вами дети улетаем на ракете

(В соответствии со словами текста выполняют движения)

На носки поднимись, а потом руки вниз,

Раз, два, три, потянись.

Вот летит ракета ввысь.

Пальчиковая гимнастика «Ракета»

1,2,3,4,5 – начинаем мы взлетать

(Загибают пальцы обеих рук)

На ракете улетим

(Пальцами изображают нос ракеты)

И всю землю облетим

(пальцами изображают круг)

На луне мы прилунимся

(Поочерёдные хлопки - кулак – ладонь)

И на землю возвратимся

Тема: «Перелётные птицы»

Логоритмическое упражнение: «Веснянка»

А уж ясно солнышко припекло, припекло

(Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)

И повсюду золото разлило, разлило

(Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки)

Ручейки по улице

(Бегут по кругу, в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе)

Всё журчат, всё журчат

Журавли курлыкают

(Идут по кругу, в противоположную сторону)

И летят и летят.

(высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев)

Пальчиковая гимнастика: «Птенчики в гнезде»

Улетела птица - мать

(Все пальчики правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо».)

Малышам жуков искать.

(Шевеление пальцами правой руки, создаёт впечатление живых птенцов)

Ждут малютки - птенцы

Мамины гостинцы

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живёт и песню

(Ладошки вертикально поставить друг к другу)

звонкую поёт.

(мизинцы прижать, как лодочка, а большие пальцы согнуты вовнутрь)

 « О чём поют воробушки»

О чём поют воробушки в последний день зимы?

Воробушки:

- Мы выжили! ( хлопают в ладоши)

- Мы дожили (прыжки на месте)

- Мы живы! Живы мы! (шаг на месте)

Тема: «ОБЖ»

Логоритмическое упражнение: «Кран, откройся»

Кран, откройся!

(«открывают кран»)

Нос, умойся!

(моют нос)

Мойтесь сразу оба глаза!

(моют глаза)

Мойтесь ушки!

(моют уши)

Мойся шейка!

(моют шею)

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обмывайся!

(Хлопки)

Грязь, смывайся! Грязь смывайся!

(Топают ногами в ритм)

Пальчиковая гимнастика: «Голубые варежки»

Подарю я бабушке голубые варежки

(Хлопки)

Я из ниток шерстяных, десять дней вязала их

(Имитируют вязание)

Пусть она их носит, руки не морозит!

(Чередование - хлопок – кулачок)


Тема: « Цветы»

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки

(плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(помахать руками перед собой)

Наши алые цветы закрывают лепестки,

(плавно сжать пальцы)

Тихо засыпают, головой качают.

(плавно опустить их на стол)

Логоритмическое упражнение: «Цветы»

(дети присели , имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

Воспитатель: 1,2,3. – выросли цветы! ( дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами).

К солнцу потянулись высоко:

(тянутся на носочках, смотрят вверх)

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал

(Ребёнок «ветер» пролетает среди детей)

Стебельки качал.

Влево пригнулись

Вправо качнулись

(наклоны)

Низко пригнулись

Как красивы они,

(руки в стороны, садятся на свои места)

В лесу красота и покой,

А нам пора уже домой.

Тема: «Лето»

Логоритмическое упражнение: « Радуга – дуга»

Здравствуй, радуга-дуга.

(Дети выполняют поклон)

Разноцветный мостик!

(Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу)

 Здравствуй радуга-дуга!

(Вновь выполняют поклон)

Принимай нас в гости.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы по радуге бегом

(Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

Через радугу - дугу

(Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках)

Перепрыгнем на бегу

(Делают ещё 4 прыжка на носках)

И опять бегом, бегом

(Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

Пальчиковый игротренинг: «Лето»

Вот за что люблю я лето?

(Хлопают в ладоши)

Лето солнышком согрето.

(Загибают пальцы, начиная с большого)

Два – в лесу растёт ромашка,

Три – ромашки – посмотри!

А четыре – это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идёт,

Землянику нам несёт.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето.

Хлопки в ладоши


Тема: «Насекомые и пауки»

Логоритмическое упражнение: «Насекомые над лугом»

Жу-жу-жу – жужжит пчела

(Дети расставляют руки в стороны)

Я лечу издалека

(Ритмично помахивают руками)

Зу-зу-зу – комар пищит

(Указательные пальцы выставляют вперёд, остальные сжимают)

Укусит скорей спешит.

(Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперёд)

Уф-уф-уф - как паровоз,

(Ритмично притопывают ногами)

Шмель пыхтит, - пыльцу повёз.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу

(Делают ритмичные хлопки)

Я любого разбужу.

Пальчиковая гимнастика: «Пчела»

Прилетела к нам вчера -

(Машут ладошками)

Полосатая пчела.

За нею шмель-шмелёк,

(Загибаем по очереди пальцы, начиная с большого)

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза,

(Делают кружки из пальцев и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(Роняют ладони на стол)

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. М., 1999.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
  4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

Методическое пособие: «Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года».

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Лексические темы : Осень, Зима, Весна, Лето...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

Материал содержит систематизированные в соответствии с лексической темой пальчиковые игры....

Картотека логоритмических, пальчиковых игротренингов, диалогов по темам.

Уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика, поэтому стимулировать речевое развитие детей путём тренировки пальцев рук очень важно....

Картотека физминуток, пальчиковых игр по лексическим темам

Картотека физминуток, пальчиковых игр по лексическим темам...

Картотека игр пальчиковой гимнастики по лексическим темам недели

комплексы пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшего возраста...