ЗПР
консультация по коррекционной педагогике

НАзарук Александра Сергеевна

Особенности детей  с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоционально-чувственного развития детей с ОВЗ

  1. Понятие эмоций и чувств.
  2. Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.
  3. Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.
  4. Методы, используемые в рамках логопункта (фото слайды).

1.  Понятие эмоций и чувств.

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми .

Особым этапом эмоционального онтогенеза считается дошкольное детство, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщёнными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание, формируется устойчивая система эмоциональных отношений, появляется эмоциональная децентрация - способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций, усложняются речевые характеристики переживаний, начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения как способность прогнозировать чувства окружающих при ожидаемых событиях, возникает эмоциональная коррекция поведения  .

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.

 Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

· освоение социальных форм выражения эмоций;

· благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

· эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоции и чувства - понятия синонимичные, но не равнозначные. Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

2.  Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР в зависимости от вида ЗПР.

У детей с ЗПР в целом отмечаются следующие особенности эмоционально-чувственной сферы:

  • незрелость эмоционально-чувственной сферы, тормозящая развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля;
  • некритичность, неадекватность самооценки;
  • эмоции детей поверхностны и неустойчивы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности;
  • проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;
  • появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям, агрессии;
  • детям свойственен инфантилизм (в зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения);
  • ситуативность поведения, нестойкость, нестабильность эмоциональных проявлений;
  • недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций; неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды;
  • нескоординированность эмоциональных процессов;
  • преобладает эмоциональный мотив поведения, слабость волевого усилия, непосредственность, поверхностность переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость, т.е. те качества, которые характеризуют личностную незрелость.
  • дети испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения;
  • недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний;
  • в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
  • однообразии эмоций;
  • недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных.
  • они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление). Недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние, серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность.
  • У детей с ЗПР отмечаются повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения.

Многие авторы рассматривают эмоциональные особенности детей данной категории соответственно классификации задержки психического развития( К.С. Лебединская, Заширинская)

1. ЗПР конституционального происхождения - эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Характерными чертами при такой форме ЗПР являются непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.

 2. ЗПР соматического происхождения - эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. У таких детей могут возникать  трудности в адаптации, они  долго не могут освоиться в новом коллективе, могут быть  пассивны, бездеятельны и безынициативны.

3. Психогенная форма ЗПР - эмоционально-волевая сфера могут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:

· по типу психической неустойчивости - встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;

· по типу «кумира семьи» - в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;

 · по невротическому типу - в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения - эмоции характеризуются отсутствием живости, яркости и тонкости оттенков. В плане эмоционального развития характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценках окружающих людей, однообразие и ограниченность эмоциональных контактов. В зависимости от преобладающего эмоционального фона у таких детей выделяются два основных клинических варианта типа личности:

· неустойчивый - с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью,

· тормозимый - с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: · недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; · недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате - нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.

Причины:

  1. Незрелость мозга.
  2. Замедленное созревание лобных структур головного мозга.
  3. Нарушение развития эмоциональной сферы происходит как за счет замедленного созревания эмоционально- волевой сферы, так и за счет нейродинамических и энцефалопатических расстройств, вторично тормозящих темп развития познавательной деятельности.
  1. Методы коррекция и развития эмоционально-чувственной сферы детей с ОВЗ.

Принципы работы с детьми:

  1. Постоянные игры на развитие всех психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления).
  2. Неоднократное повторение одного и того же материала.
  3. Простые, понятные инструкции.
  4. Давать положительный характер даже проблемной ситуации.
  5. Не допускать формирование агрессивного поведения, давать выход негативным чувствам,
  6.  предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).
  7. В процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;
  8. Проявлять особый педагогический такт — постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными ее направлениями являются:

  • Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
  • Повышение их активности и самостоятельности;
  • Устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, страхи и другие.

Методы коррекции:

  1. Музыкотерапия (занятия по логоритмике совместно с музыкальным руководителем и психологом).
  2. Сказкотерапия.
  3. Арттерапия.
  4. Пескотерапия.
  5. Игратерапия (сюжетно-ролевая игра, игры-драматизации, режиссёрские игры)
  6. Артпедагогика
  7. Релаксационные методы.
  8. Коммуникативные игры
  9. Психогимнастические
    игры
  10. Кинезиотерапия.

В рамках логопункта  используются лишь элементы перечисленных методов, так же активно используется массаж и самомассаж для снятия внутреннего напряжения, расслабления детей (традиционные и нетрадиционные): массажные валики, шарики, рукавицы, суджог-шарики, платочки, карандаши, коврики, природный материал и т.д)

Слайды с методами, которые используются.

Вывод: Таким образом необходима комплексная работа по постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных состояний других людей, развития волевого поведения родителями и всеми специалистами ДОУ.