Роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике

Долгобородова Евгения Владимировна

В данной статье описывается когда необходимо обратиться к специалисту, если заметили у малыша стойкое нарушение речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья для родителей.88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Семья — это те любящие люди, которые постоянно окружают ребенка. Именно семья оказывает наибольшее влияние на его речевое развитие. 

Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков. Очень часто родители не обращают внимания на дефекты речи ребенка и не придают этому особого значения, либо полагают, что «все пройдет с возрастом». А есть и такие, которые даже не слышат нарушений звукопроизношения.

Всем детям нужно пройти определенные этапы речевого развития: поначалу малыш гулит, потом переходит на лепет, начинает произносить слова и, наконец, фразы. Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте (это период от 3 до 6 лет). Однако порой случается так, что кроха мало гулит и лепечет, а его первые слова и целые фразы появляются достаточно поздно. Если ваш малыш на третьем году жизни всё ещё не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и проконсультируйтесь со специалистами: логопедом, психологом, невропатологом.

Если ребенку 4 года и вы наблюдаете стойкие нарушения в его произношении, то нужно обязательно обратиться к логопеду. Если  вашему ребенку поставлен диагноз, согласно с которым у вашего малыша есть нарушения речи, то занятия с логопедом ему просто необходимы. Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.

К сожалению, бывает так, что родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе. Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.

От чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей?

Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить — подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.

Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков. Но чтобы правильное произношение закреплялось лучше и быстрее, то помимо регулярных занятий с логопедом ребенку нужно постоянно работать над своей речью дома.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребенка до конца.

Несомненно, ведущая деятельность в коррекционной работе по устранению речевых нарушений у детей принадлежит логопеду, но немаловажную помощь должны оказывать и  родители. Однако, как показывает опыт, лишь немногие серьезно занимаются с детьми дома. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от занятий с ребёнком по рекомендации специалиста, ссылаясь на определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы по устранению речевого дефекта.

Если родители действительно любят своего ребенка, желают, чтобы он добился успехов в жизни, состоялся как личность, они должны учить его говорить правильно. «Учимся у тех, кого любим» — это выражение как нельзя точно объясняет роль семьи  в процессе устранения речевых нарушений у ребёнка.  Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не навязчивость!) и методичность (не скукота!) занятий позволят добиться желаемого результата.

Долгобородова Евгения Владимировна, учитель – логопед  

МДОБУ «Детский сад № 8 «Ручеек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу.  Зачастую, это...

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика,...

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по исправлению речевых нарушений у ребёнка....

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Цель данной статьи - показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоцион...