Рабочая программа "Адаптация детей второй младшей группы к условиям ДОО"
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Боровкова Елена Павловна

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

«Детство»

городского округа Котельники Московской области

140055 Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая дача, д. 9

тел. (495) 559-75-27, (495) 550-88-14  тел./факс (495) 559-81-54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа коррекционно-развивающих занятий

«Адаптация детей второй младшей группы к условиям ДОО».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог МАДОУ д/с «Детство»

Боровкова Елена Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Котельники

2020 г.

1.Пояснительная записка.

            Поступление ребенка в детский сад – важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими детьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.

            Различают три степени тяжести прохождения адаптивного периода:

Легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10 – 15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступать заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма;

            Для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому ребенку со стороны специалистов ДОО, а также слаженная работа педагогов с детьми и родителями.

1.2 Цель программы: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.                                                 

1.3 Планируемые результаты психологической работы в группе:

улучшение и создание благоприятного климата для нормализации и скорейшей адаптации воспитанников к ДОО.

2. Содержательный раздел:

2.1 Содержание программы по разделам:

  1. «Солнышко и тучка», 20  мин.
  2. «Солнышко и тучка», 20 мин
  3. «Божья коровка», 20 мин.
  4. «Божья коровка», 20 мин.
  5. «Веселые лягушата», 20 мин.
  6. «Веселые лягушата», 20 мин.
  7. «Рыбки», 20 мин.
  8. «Рыбки», 20 мин.
  9. «Пчелка», 20 мин.
  10. «Пчелка», 20 мин.

2.2. Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол-во занятий

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнений

1.

«Солнышко и тучка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра-песенка «Солнышко и тучка»;
  • Игра «Собери солнышко»;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание

2.

«Солнышко и тучка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра «Солнышко и тучка»;
  • Игровой массаж;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

3.

«Божья коровка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра «На прогулке»;
  • Игра «Детки потерялись;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

4.

«Божья коровка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра «На прогулке»;
  • Игровой массаж;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание. 

5.

«Веселые лягушата»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра «Лягушата на зарядке»;
  • Игра «Найди самую большую лягушку»;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

6.

«Веселые лягушата»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра «Лягушки на зарядке»;
  • Игровой массаж;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

7.

«Рыбки»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Пальчиковая игра «Дельфиненок в море плавал»;
  • Игра «Помоги маме-рыбке отыскать своих деток»;
  • Релаксационное упражнения;
  • Прощание.

8.

«Рыбки»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Пальчиковая игра «Дельфиненок в море плавал»;
  • Игровой массаж;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание. 

9.

«Пчелка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие
  • Пальчиковая игра «Полосатая пчела»;
  • Игра «Подбери цветок для пчелки»;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

10.

«Пчелка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Пальчиковая игра «Полосатая пчела»;
  • Игровой массаж;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

 

2.3 Практическая часть

Занятие 1 «Солнышко и тучка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем, друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра-песенка «Солнышко и тучка».

Дети садятся полукругом на ковре и повторяют движения и слова (проигрывается 2-3 раза):

Светит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату (руки подняты вверх с разведенными пальчиками)

Мы захлопали в ладоши,         

Очень рады солнышку! (хлопаем в ладошки)

Тучка по небу летит,

Тучка небу говорит: (руки подняты высоко вверх над головой, качаем руками из стороны в сторону)

- Я хочу поплакать,

Дождиком закапать.

Кап, кап, кап (поочередно стучим ладошками по коленочкам)

Игра «Собери солнышко»

На ковре в произвольном порядке раскладываются половинки цветных солнышек,  детям предлагается собрать солнышко, соединив половинки подходящего цвета.

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

«Закройте глазки, расслабьтесь. Представьте, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо. А в небе светит солнышко. Желтое, доброе, красивое, яркое, теплое. Его лучики касаются вас, согревают вас своим теплом. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глазки»

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 2 «Солнышко и тучка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем, друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра «Солнышко и тучка»

Дети встают в круг, когда ведущий произносит «солнышко» дети поднимают ручки вверх и разводят пальчики, когда произносит  слово «тучка» - дети приседают и ручками над головой делают домик.

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу.

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

«Закройте глазки, расслабьтесь. Представьте, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо. А в небе светит солнышко. Желтое, доброе, красивое, яркое, теплое… Его лучики касаются вас, согревают вас своим теплом. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глазки»,

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 3 «Божья коровка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра «На прогулке». 

Проводим пальчиковую гимнастику, ведущий читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:

По дорожке очень ловко

Идет божья коровка («шевелим» всеми пальчиками правой руки)

А за ней идут детишки,

Детишки-шалунишки («шевелим всеми пальчиками левой руки)

Но один отстал опять,

Нужно их нам сосчитать!

(растираем ладошки между собой)

Один, два, три, четыре, пять (считаем пальчики на правой руке)

Все на месте, хорошо,

Посчитаем мы еще!

Один, два, три, четыре, пять (считаем пальчики на левой руке)

Игра «Детки потерялись»

Потребуется четыре божьих коровки (мамы) и несколько божьих коровок (детки). Дети стоят полукругом на ковре, психолог выкладывает божьих коровок и затем водит в игровую ситуацию:

- ребята, помогите деткам - божьим коровкам отыскать своих мам.

Дети должны выложить на ковре рядом с мамами их деток, с учетом отличий по цвету.

Релаксационное упражнение

Божья коровка летит (исходное положение: стоя – спина ровная, руки отведены назад – «крылышки»)

И весело жужжит (дети машут «крылышками» и произносят звук ж-ж-ж…)

Устала!

На дорожку упала, (дети ложатся на коврик)

Отдыхает!

Глазки закрывает, Лапки расслабляет.

(дети закрывают глазки и спокойно лежат на ковре)

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 4 «Божья коровка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра «На прогулке». 

Проводим пальчиковую гимнастику, ведущий читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:

По дорожке очень ловко

Идет божья коровка («шевелим» всеми пальчиками правой руки)

А за ней идут детишки,

Детишки-шалунишки («шевелим всеми пальчиками левой руки)

Но один отстал опять,

Нужно их нам сосчитать! (растираем ладошки между собой)

Один, два, три, четыре, пять (считаем пальчики на правой руке)

Все на месте, хорошо,

Посчитаем мы еще!

Один, два, три, четыре, пять (считаем пальчики на левой руке)

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Божья коровка летит

(исходное положение: стоя – спина ровная, руки отведены назад – «крылышки»)

И весело жужжит.

(дети машут «крылышками» и произносят звук ж-ж-ж…)

Устала!

На дорожку упала,

(дети ложатся на коврик)

Отдыхает!

Глазки закрывает, Лапки расслабляет.

(дети закрывают глазки и спокойно лежат на ковре)

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 5 «Веселые лягушата»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра «Лягушки на зарядке»

На краю лесной опушки,

В теплой маленькой избушке,

Жили две смешных лягушки.

Утром делали зарядку,

Поднимали кверху лапки.

(поднимаем руки вверх, опускаем вниз, повторить 3-4 раза)

Два наклона, приседанье.

(наклон вправо, наклон влево – присели, повторить 2-3 раза)

Потянулись,

(потянулись вверх правой рукой, затем левой, двумя руками одновременно)

Повернулись

(исходное положение: руки на поясе поворот влево, вправо – повторить 2 раза)

И друг другу улыбнулись!

Игра «Найди самую большую лягушку»

На ковре в произвольном порядке раскладываются разные по размеру нарисованные лягушки,  детям предлагается найти разложить по размеру (от самой маленькой к самой большой).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

« Представьте, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой травке. Вокруг вас много деревьев и рядом пруд. В пруду живут зеленые лягушата. Они тоже сейчас отдыхают. Вы слышите, как они тихо и мирно квакают. Вам хорошо и спокойно.

Потянитесь, улыбнитесь. Откройте глазки»

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 6 «Веселые лягушата»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра «Лягушки на зарядке»

На краю лесной опушки,

В теплой маленькой избушке,

Жили две смешных лягушки.

Утром делали зарядку,

Поднимали кверху лапки.

(поднимаем руки вверх, опускаем вниз, повторить 3-4 раза)

Два наклона, приседанье.

(наклон вправо, наклон влево – присели, повторить 2-3 раза)

Потянулись,

(потянулись вверх правой рукой, затем левой, двумя руками одновременно)

Повернулись

(исходное положение: руки на поясе поворот влево, вправо – повторить 2 раза)

И друг другу улыбнулись!

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

« Представьте, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой травке. Вокруг вас много деревьев и рядом пруд. В пруду живут зеленые лягушата. Они тоже сейчас отдыхают. Вы слышите, как они тихо и мирно квакают. Вам хорошо и спокойно.

Потянитесь, улыбнитесь. Откройте глазки»

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 7 «Рыбки»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

здороваемся с каждым ребенком, называя его имя).

Пальчиковая игра «Дельфинёнок в море плавал»

Дельфинёнок в море плавал

(ладошки сложены вместе)

В море он с волной играл

(выполняем колебательные движения ладошек из стороны в сторону)

На волне дельфин качался

(движения кистей рук вверх-вниз)

Обгонял дельфин волну,

(колебательные движения вперед левой рукой, правой рукой)

Раз, два, три,

(хлопаем в ладошки)

Волна дельфина догони!

(ладошки сложены вместе, выполняем колебательные движения из стороны в сторону).

Игра «Помоги маме-рыбке отыскать своих деток»

Потребуется две большие рыбки-мамы и маленькие рыбки, по количеству детей в группе, рыбки отличаются по цвету и форме.

Психолог выкладывает на ковер двух больших мам-рыбок, затем маленьких рыбок раздает детям, дети кладут рыбок рядом с мамой.

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

Ребята, представьте, что вы плаваете в море на животе (дети ложатся на живот и имитируют плавание).

А теперь повернитесь на спину. Продолжаем плавать. Вода чистая, прозрачная. И вдруг вы видите, что вам на встречу плывет ваш друг-дельфин! Какой он красивый! Вы плаваете вместе. Вам хорошо! А теперь дельфин предлагает вам отдохнуть: лежите спокойно рядом с вашим другом. Отдохнули! Спокойно вставайте.

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 8 «Рыбки»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Пальчиковая игра «Дельфинёнок в море плавал»

Дельфинёнок в море плавал

(ладошки сложены вместе)

В море он с волной играл

(выполняем колебательные движения ладошек из стороны в сторону)

На волне дельфин качался

(движения кистей рук вверх-вниз)

Обгонял дельфин волну,

(колебательные движения вперед левой рукой, правой рукой)

Раз, два, три,

(хлопаем в ладошки)

Волна дельфина догони!

(ладошки сложены вместе, выполняем колебательные движения из стороны в сторону).

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

Ребята, представьте, что вы плаваете в море на животе (дети ложатся на живот и имитируют плавание).

А теперь повернитесь на спину. Продолжаем плавать. Вода чистая, прозрачная. И вдруг вы видите, что вам на встречу плывет ваш друг-дельфин! Какой он красивый! Вы плаваете вместе. Вам хорошо! А теперь дельфин предлагает вам отдохнуть: лежите спокойно рядом с вашим другом. Отдохнули! Спокойно вставайте.

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 9 «Пчелка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Пальчиковая игра «Полосатая пчела»

Полосатая пчела

(машут ладошками)

Много меда принесла,

(складывают ладошки в виде чашечки)

Отдохнула, полежала,

(кладут ладошки на колени)

Взлетела вновь и зажужжала

(машут ладошками).

Игра «Подбери цветок для пчелки»

Потребуется  три цветка разной величины и пчелки разной величины на количество детей.

Дети садятся на ковер. Психолог выкладывает три цветка, задача детей разложить пчелок на цветки по признаку величины (маленькие, средние, большие).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

«Ребята, представьте себе поляну, красивую и большую, на которой много цветов, а на цветочки прилетают пчелки, чтобы собрать нектар. Они перелетают от цветочка к цветочку. Расслабьтесь. Вдыхайте аромат цветов. Вам приятно. Вы отдыхаете. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули!

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 10 «Пчелка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Пальчиковая игра «Полосатая пчела»

Полосатая пчела

(машут ладошками)

Много меда принесла,

(складывают ладошки в виде чашечки)

Отдохнула, полежала,

(кладут ладошки на колени)

Взлетела вновь и зажужжала

(машут ладошками).

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

«Ребята, представьте себе поляну, красивую и большую, на которой много цветов, а на цветочки прилетают пчелки, чтобы собрать нектар. Они перелетают от цветочка к цветочку. Расслабьтесь. Вдыхайте аромат цветов. Вам приятно. Вы отдыхаете. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули!

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

3. Организационный раздел

3.1 Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

Длительность занятий: 10 недель, 10 занятий.

Периодичность: один раз в неделю, в утреннее время.

Продолжительность 20 минут.

3.2 Условия коррекционно-развивающих занятий

Методические пособия:

  1. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/ Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Москва, 2009.
  2. Трясорукова Т.П. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста. Ростов н/Д, 2011.
  3. Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет.– СПб,2010.
  4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 

«Детство»

городского округа Котельники Московской области

140055 Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая дача, д. 9

тел. (495) 559-75-27, (495) 550-88-14  тел./факс (495) 559-81-54

ds-detstvo@yandex.ru                                                                 http://detstvo-kotel.edumsko.ru/ 

Программа коррекционно-развивающих занятий

«Адаптация детей второй младшей группы к условиям ДОО».

Педагог-психолог МАДОУ д/с «Детство»

Боровкова Елена Павловна

Котельники

2020 г.

1.Пояснительная записка.

        Поступление ребенка в детский сад – важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими детьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.

        Различают три степени тяжести прохождения адаптивного периода:

Легкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10 – 15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступать заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма;

        Для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому ребенку со стороны специалистов ДОО, а также слаженная работа педагогов с детьми и родителями.

1.2 Цель программы: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.                                         

1.3 Планируемые результаты психологической работы в группе:

улучшение и создание благоприятного климата для нормализации и скорейшей адаптации воспитанников к ДОО.

2. Содержательный раздел:

2.1 Содержание программы по разделам:

  1. «Солнышко и тучка», 20  мин.
  2. «Солнышко и тучка», 20 мин
  3. «Божья коровка», 20 мин.
  4. «Божья коровка», 20 мин.
  5. «Веселые лягушата», 20 мин.
  6. «Веселые лягушата», 20 мин.
  7. «Рыбки», 20 мин.
  8. «Рыбки», 20 мин.
  9. «Пчелка», 20 мин.
  10. «Пчелка», 20 мин.

2.2. Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол-во занятий

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнений

1.

«Солнышко и тучка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра-песенка «Солнышко и тучка»;
  • Игра «Собери солнышко»;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание

2.

«Солнышко и тучка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра «Солнышко и тучка»;
  • Игровой массаж;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

3.

«Божья коровка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра «На прогулке»;
  • Игра «Детки потерялись;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

4.

«Божья коровка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра «На прогулке»;
  • Игровой массаж;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.  

5.

«Веселые лягушата»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра «Лягушата на зарядке»;
  • Игра «Найди самую большую лягушку»;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

6.

«Веселые лягушата»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Игра «Лягушки на зарядке»;
  • Игровой массаж;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

7.

«Рыбки»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Пальчиковая игра «Дельфиненок в море плавал»;
  • Игра «Помоги маме-рыбке отыскать своих деток»;
  • Релаксационное упражнения;
  • Прощание.

8.

«Рыбки»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Пальчиковая игра «Дельфиненок в море плавал»;
  • Игровой массаж;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.  

9.

«Пчелка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие
  • Пальчиковая игра «Полосатая пчела»;
  • Игра «Подбери цветок для пчелки»;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

10.

«Пчелка»

1

Цели: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОО.

Задачи: - создать благоприятный климат для адаптации;

- создать благоприятный климат для вхождения в социум.

  • Приветствие;
  • Пальчиковая игра «Полосатая пчела»;
  • Игровой массаж;
  • Релаксационное упражнение;
  • Прощание.

2.3 Практическая часть

Занятие 1 «Солнышко и тучка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем, друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра-песенка «Солнышко и тучка».

Дети садятся полукругом на ковре и повторяют движения и слова (проигрывается 2-3 раза):

Светит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату (руки подняты вверх с разведенными пальчиками)

Мы захлопали в ладоши,         

Очень рады солнышку! (хлопаем в ладошки)

Тучка по небу летит,

Тучка небу говорит: (руки подняты высоко вверх над головой, качаем руками из стороны в сторону)

- Я хочу поплакать,

Дождиком закапать.

Кап, кап, кап (поочередно стучим ладошками по коленочкам)

Игра «Собери солнышко»

На ковре в произвольном порядке раскладываются половинки цветных солнышек,  детям предлагается собрать солнышко, соединив половинки подходящего цвета.

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

«Закройте глазки, расслабьтесь. Представьте, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо. А в небе светит солнышко. Желтое, доброе, красивое, яркое, теплое. Его лучики касаются вас, согревают вас своим теплом. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глазки»

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 2 «Солнышко и тучка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем, друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра «Солнышко и тучка»

Дети встают в круг, когда ведущий произносит «солнышко» дети поднимают ручки вверх и разводят пальчики, когда произносит  слово «тучка» - дети приседают и ручками над головой делают домик.

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу.

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

«Закройте глазки, расслабьтесь. Представьте, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо. А в небе светит солнышко. Желтое, доброе, красивое, яркое, теплое… Его лучики касаются вас, согревают вас своим теплом. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глазки»,

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 3 «Божья коровка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра «На прогулке». 

Проводим пальчиковую гимнастику, ведущий читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:

По дорожке очень ловко

Идет божья коровка («шевелим» всеми пальчиками правой руки)

А за ней идут детишки,

Детишки-шалунишки («шевелим всеми пальчиками левой руки)

Но один отстал опять,

Нужно их нам сосчитать!

(растираем ладошки между собой)

Один, два, три, четыре, пять (считаем пальчики на правой руке)

Все на месте, хорошо,

Посчитаем мы еще!

Один, два, три, четыре, пять (считаем пальчики на левой руке)

Игра «Детки потерялись»

Потребуется четыре божьих коровки (мамы) и несколько божьих коровок (детки). Дети стоят полукругом на ковре, психолог выкладывает божьих коровок и затем водит в игровую ситуацию:

- ребята, помогите деткам - божьим коровкам отыскать своих мам.

Дети должны выложить на ковре рядом с мамами их деток, с учетом отличий по цвету.

Релаксационное упражнение

Божья коровка летит (исходное положение: стоя – спина ровная, руки отведены назад – «крылышки»)

И весело жужжит (дети машут «крылышками» и произносят звук ж-ж-ж…)

Устала!

На дорожку упала, (дети ложатся на коврик)

Отдыхает!

Глазки закрывает, Лапки расслабляет.

(дети закрывают глазки и спокойно лежат на ковре)

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 4 «Божья коровка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра «На прогулке». 

Проводим пальчиковую гимнастику, ведущий читает стихотворение, сопровождая его движениями, дети повторяют:

По дорожке очень ловко

Идет божья коровка («шевелим» всеми пальчиками правой руки)

А за ней идут детишки,

Детишки-шалунишки («шевелим всеми пальчиками левой руки)

Но один отстал опять,

Нужно их нам сосчитать! (растираем ладошки между собой)

Один, два, три, четыре, пять (считаем пальчики на правой руке)

Все на месте, хорошо,

Посчитаем мы еще!

Один, два, три, четыре, пять (считаем пальчики на левой руке)

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Божья коровка летит

(исходное положение: стоя – спина ровная, руки отведены назад – «крылышки»)

И весело жужжит.

(дети машут «крылышками» и произносят звук ж-ж-ж…)

Устала!

На дорожку упала,

(дети ложатся на коврик)

Отдыхает!

Глазки закрывает, Лапки расслабляет.

(дети закрывают глазки и спокойно лежат на ковре)

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 5 «Веселые лягушата»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра «Лягушки на зарядке»

На краю лесной опушки,

В теплой маленькой избушке,

Жили две смешных лягушки.

Утром делали зарядку,

Поднимали кверху лапки.

(поднимаем руки вверх, опускаем вниз, повторить 3-4 раза)

Два наклона, приседанье.

(наклон вправо, наклон влево – присели, повторить 2-3 раза)

Потянулись,

(потянулись вверх правой рукой, затем левой, двумя руками одновременно)

Повернулись

(исходное положение: руки на поясе поворот влево, вправо – повторить 2 раза)

И друг другу улыбнулись!

Игра «Найди самую большую лягушку»

На ковре в произвольном порядке раскладываются разные по размеру нарисованные лягушки,  детям предлагается найти разложить по размеру (от самой маленькой к самой большой).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

« Представьте, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой травке. Вокруг вас много деревьев и рядом пруд. В пруду живут зеленые лягушата. Они тоже сейчас отдыхают. Вы слышите, как они тихо и мирно квакают. Вам хорошо и спокойно.

Потянитесь, улыбнитесь. Откройте глазки»

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 6 «Веселые лягушата»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Игра «Лягушки на зарядке»

На краю лесной опушки,

В теплой маленькой избушке,

Жили две смешных лягушки.

Утром делали зарядку,

Поднимали кверху лапки.

(поднимаем руки вверх, опускаем вниз, повторить 3-4 раза)

Два наклона, приседанье.

(наклон вправо, наклон влево – присели, повторить 2-3 раза)

Потянулись,

(потянулись вверх правой рукой, затем левой, двумя руками одновременно)

Повернулись

(исходное положение: руки на поясе поворот влево, вправо – повторить 2 раза)

И друг другу улыбнулись!

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

« Представьте, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой травке. Вокруг вас много деревьев и рядом пруд. В пруду живут зеленые лягушата. Они тоже сейчас отдыхают. Вы слышите, как они тихо и мирно квакают. Вам хорошо и спокойно.

Потянитесь, улыбнитесь. Откройте глазки»

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 7 «Рыбки»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

здороваемся с каждым ребенком, называя его имя).

Пальчиковая игра «Дельфинёнок в море плавал»

Дельфинёнок в море плавал

(ладошки сложены вместе)

В море он с волной играл

(выполняем колебательные движения ладошек из стороны в сторону)

На волне дельфин качался

(движения кистей рук вверх-вниз)

Обгонял дельфин волну,

(колебательные движения вперед левой рукой, правой рукой)

Раз, два, три,

(хлопаем в ладошки)

Волна дельфина догони!

(ладошки сложены вместе, выполняем колебательные движения из стороны в сторону).

Игра «Помоги маме-рыбке отыскать своих деток»

Потребуется две большие рыбки-мамы и маленькие рыбки, по количеству детей в группе, рыбки отличаются по цвету и форме.

Психолог выкладывает на ковер двух больших мам-рыбок, затем маленьких рыбок раздает детям, дети кладут рыбок рядом с мамой.

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

Ребята, представьте, что вы плаваете в море на животе (дети ложатся на живот и имитируют плавание).

А теперь повернитесь на спину. Продолжаем плавать. Вода чистая, прозрачная. И вдруг вы видите, что вам на встречу плывет ваш друг-дельфин! Какой он красивый! Вы плаваете вместе. Вам хорошо! А теперь дельфин предлагает вам отдохнуть: лежите спокойно рядом с вашим другом. Отдохнули! Спокойно вставайте.

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 8 «Рыбки»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Пальчиковая игра «Дельфинёнок в море плавал»

Дельфинёнок в море плавал

(ладошки сложены вместе)

В море он с волной играл

(выполняем колебательные движения ладошек из стороны в сторону)

На волне дельфин качался

(движения кистей рук вверх-вниз)

Обгонял дельфин волну,

(колебательные движения вперед левой рукой, правой рукой)

Раз, два, три,

(хлопаем в ладошки)

Волна дельфина догони!

(ладошки сложены вместе, выполняем колебательные движения из стороны в сторону).

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

Ребята, представьте, что вы плаваете в море на животе (дети ложатся на живот и имитируют плавание).

А теперь повернитесь на спину. Продолжаем плавать. Вода чистая, прозрачная. И вдруг вы видите, что вам на встречу плывет ваш друг-дельфин! Какой он красивый! Вы плаваете вместе. Вам хорошо! А теперь дельфин предлагает вам отдохнуть: лежите спокойно рядом с вашим другом. Отдохнули! Спокойно вставайте.

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 9 «Пчелка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Пальчиковая игра «Полосатая пчела»

Полосатая пчела

(машут ладошками)

Много меда принесла,

(складывают ладошки в виде чашечки)

Отдохнула, полежала,

(кладут ладошки на колени)

Взлетела вновь и зажужжала

(машут ладошками).

Игра «Подбери цветок для пчелки»

Потребуется  три цветка разной величины и пчелки разной величины на количество детей.

Дети садятся на ковер. Психолог выкладывает три цветка, задача детей разложить пчелок на цветки по признаку величины (маленькие, средние, большие).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

«Ребята, представьте себе поляну, красивую и большую, на которой много цветов, а на цветочки прилетают пчелки, чтобы собрать нектар. Они перелетают от цветочка к цветочку. Расслабьтесь. Вдыхайте аромат цветов. Вам приятно. Вы отдыхаете. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули!

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

Занятие 10 «Пчелка»

Приветствие

Встаем в круг и приветствуем друг друга, называя по имени (сначала ребенок называет свое имя, затем дети хором приветствуют каждого).

Пальчиковая игра «Полосатая пчела»

Полосатая пчела

(машут ладошками)

Много меда принесла,

(складывают ладошки в виде чашечки)

Отдохнула, полежала,

(кладут ладошки на колени)

Взлетела вновь и зажужжала

(машут ладошками).

Игровой массаж

Дети садятся в круг, каждому дается массажный мячик. Психолог показывает движения, дети повторяют (разминаем ладошки, ножки и спинки друг другу).

Релаксационное упражнение

Психолог предлагает детям лечь на ковер (сесть в удобную позу). Включает релаксационную музыку.

«Ребята, представьте себе поляну, красивую и большую, на которой много цветов, а на цветочки прилетают пчелки, чтобы собрать нектар. Они перелетают от цветочка к цветочку. Расслабьтесь. Вдыхайте аромат цветов. Вам приятно. Вы отдыхаете. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули!

Прощание

Дети становятся в круг, хлопают в ладоши, проговаривая:

«Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали,

Скоро мы придем опять, будем вместе мы играть».

3. Организационный раздел

3.1 Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

Длительность занятий: 10 недель, 10 занятий.

Периодичность: один раз в неделю, в утреннее время.

Продолжительность 20 минут.

3.2 Условия коррекционно-развивающих занятий

Методические пособия:

  1. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/ Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Москва, 2009.
  2. Трясорукова Т.П. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста. Ростов н/Д, 2011.
  3. Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет.– СПб,2010.
  4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию игровой деятельности детей второй младшей группы в условиях введениях ФГОС ДО

В методической разработке главное внимание обращается на влияние игры - как ведущей деятельности младшего дошкольника, на раскрытие личностных качеств ребенка. В методической разработке рассмотрены эт...

Проект по адаптации детей второй младшей группы к условиям ДОУ «Я иду в детский сад»

Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей вто...

Консультация для воспитателей "Адаптация детей второй младшей группы к условиям дошкольного учреждения"

Данный материал будет полезен воспитателям в работе при адаптации детей к условиям детского сада....

Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).

Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...

Проект «Адаптация детей второй младшей группы к условиям детского сада»

Актуальность  Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начи...

Презентация. Воспитание детей второй младшей группы в условиях детского сада.

Воспитание детей второй младшей группы в условиях детского сада....