Циклы образовательной деятельности
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Воробьева Евгения Васильевна

Конспекты занятий с детьми по песочной терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Куличики из песка для Машеньки»

Цель:

Задачи:

  • Способствовать развитию познавательной активности у детей  раннего возраста посредством игрового экспериментирования.
  • Дать детям первоначальные представления  о песке и  его свойствах:  цвет (светлый - темный), сухой – мокрый; легкий – тяжелый; меняет форму; мягкий, сыпучий.
  • Обогащать словарь детей глаголами и качественными прилагательными: насыпать, высыпать, накладывать, прихлопывать; сухой, мокрый, влажный, темный, светлый, сыпучий, мягкий, легкий, тяжелый,
  • Формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов на примере игры с песком и геометрическими формами.
  • Воспитывать любознательность, доброжелательность, аккуратность в играх с песком.

Материал к занятию: Игрушка «Куклы Маша», песок сухой в двух ведерках, лоточки по количеству детей, поднос для педагога, стол для игр с водой и песком, круглые формочки по количеству детей, круглые формы из геометрического набора «Логические блоки Дьеныша» (пластмассовые шарики), лейка, савочки по количеству детей, салфетки или бумажные полотенца.

Ход занятия

Психолог в руках держит игрушку – Куклы Маши.

- Ребятки, к нам сегодня в гости пришла кукла Маша? Однажды она увидела, как из песка делают куличики.  Маша набрала в ведерки песок, взял формочки. Но у нее ничего не получилось. Она пришла к нам  за помощью. Давайте поможем Маше сделать куличики.

- Маша принесла нам песок (психолог высыпает песок из  одного ведра в большой лоток).

- Что это? (песок)

- Какого он цвета? (светлый)

- Потрогаем песок руками. Какой он? Сухой или мокрый? (сухой)

- Мягкий или твердый? (мягкий)

- Давайте на него подуем, но не сильно. Какой он? (лёгкий, песчинки разлетаются).

Ребятки, садитесь за стол. И Маша сядет с вами.

Дети рассаживаются за столом, перед ними пластмассовые  лоточки.

- У вас лоточки пустые. Сейчас я в них буду насыпать сухой песок.

Педагог берет второе ведро с сухим песком. Большим совком насыпает  песок  в лоток каждому ребенку.

Педагог:

- Чем насыпать песок  из ведерка? Совком, лопаткой. Песок  буду насыпать  совком.  Песок сыпучий,  из совка струйкой сыпется. И ,,,, и,,,, - всем песка хватило.

- Я нарисую пальцем дорожку на песке. У меня получилось. А у вас?

- Получилась узкая дорожка.

Педагог вынимает из мешочка  шарик красного цвета.

Педагог:

Что это? Какого цвета шарик? (красного)

Педагог раздает каждому красный шарик.

Педагог:

- Наш шарик решил на песке попрыгать.  Посмотрите, какой след остался от шара? Такая фигура называется круг. Маша тоже  хочет попрыгать, как шарик. И мы попрыгаем вместе с ней, только на коврике. Отряхиваем руки.

Дети отряхивают руки от песка, выходят из-за стола. Идут с педагогом на коврик.

Физкультминутка

Педагог  и  Маша приглашают детей к центру песка и воды. Рядом с центром лейка с водой.

Педагог:

- Получится из сухого песка куличик?

Педагог делает кулич. Сопровождает свои действия словами.

Педагог:

- Нет, не  получается. Куличик рассыпается.  Что нужно добавить  в сухой песок? Нужно добавить воды.

Педагог берет лейку с водой и поливает песок.

Педагог:

- Кап-кап-кап – капает вода на песок.

- Буль-буль-буль – льётся водичка.

- Вода какая? Мокрая, она льется.

- Нужно перемешать воду и песок.

Педагог перемешивает песок и воду.

- Какой теперь песок, потрогайте? Мокрый,  сырой, темный, , твердый.

- Подуйте! Песок не рассыпается.

- Попробуем из мокрого песка сделать куличик.

Педагог и дети делают куличи.

- Что у нас получилось? (куличики). Да, получились куличики. Покажем их Лунтику.

- Из мокрого песка делают  куличики.

- А из сухого можно сделать куличик? (Нет).

- Что нужно добавить? (Воды)

- Маша говорит всем вам «спасибо». Вы ей помогли. Теперь она знает, из какого песка делают куличики. Давайте попросим Машу остаться  у нас в гостях. Будем вместе играть.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по песочной терапии «Игра в песке»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.

Задачи:  

  • Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей, снижению психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния.
  • Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление, используя нестандартные методы, приемы и средства обучения.
  • Пробуждать речевую активность, делиться своими впечатлениями и переживаниями, обогащать словарный запас.
  • Развивать фантазию и воображение, творческие способности.
  • Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, сотрудничества, умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу.
  • Коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность, замкнутость и др.)

Ход занятия:

Приветствие.

Правила поведения в песочнице

1 . Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2 . Нельзя бросать песок в других.

3 . После игры в песке нужно помыть руки.

Упражнение «Песочный дождик»

Ход упражнения.

Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочных дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».

1 . Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого (на свою ладонь).

2 . Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Песочный ветер» ( Дыхательное упражнение ).

1 . Ребенок учится управлять вдохом - выдохом, не затягивая песок в трубочку. Можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелания песочной стране, «задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр понадобятся одноразовые трубочки для коктейля.

Это упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для нее ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Упражнение « Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, НЕ капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмысленный, поскольку запрет на проявление негативных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику, и усиливает чувство вины за плохое поведение.

Эта игра может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение .

Песочная фея: «Сегодня мы поговорим о настроении. Каким оно бывает у тебя? Что происходит с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? ( Ответы ребенка).

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются воспитатели или родители. А после того, как злость прошла, тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее».

Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и т. п.

А затем, ребенок делает из мокрого песка шар, на котором отмечают углублениями или рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Ученик может комментировать весь процесс изготовления «шара - злодея», которому в результате присваиваются все «злые мысли и действия».

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также ученик получает специфическое удовольствие от разрушения.

После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней - успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Игра «До свидания, песочек»!

Психолог от имени феи просит «нежно, а потом сильно попрощаться с песком», то есть разными способами дотронуться к песку .

Психолог : «А теперь прошу поздороваться с песочком разными и способами»:

• Ребенок прикасаются к песку поочередно пальцами одной руки, затем другой руки, затем всеми пальцами одновременно.

• Ребенок легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

• Ученик прикасается к песку всей ладошкой - внутренней, затем внешней ее стороной.

• Ученик перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент - спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка».

Песочек в ответ также хочет «попрощаться» с учениками(ом). Песочным дождиком! Психолог берет в кулак песок и медленно сыплет его в руки учеников(а). Песочек может «поздороваться» с каждым пальчиком отдельно - тогда психолог сыплет песочек на отдельные пальчики.

Для того чтобы разнообразить игру, можно предложить учащимся закрыть глаза и положить на песок ладонь с розведенными пальчиками; психолог сыплет песок на какой-либо палец, а ученик закрыв глаза, называет этот палець.Ученики могут меняться ролями и сами друг другу сыпать песок угадывая пальчик.

Обсуждение

• Понравилось вам наше занятие?;

• Каковы были ваши ощущения?;

• Что понравилось во время нашего занятия?;

• Что больше всего запомнилось?.

Использованная литература

1 . Аромштам М. Игры влажном песке / / Дошкольное образование - июнь № декабрь 2006

2 . Андрунь С. Чудеса из песка / / Обруч № марте 2007

3 . Заботливая Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / январь, февраль / 2007

4 . Заботливая Н.Ф. Песочная терапия коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / июль , август / 2006

5 . Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия / / Дошкольная педагогика № 5 / сентября, октябрь / 2004

6 . Горошкова Л. Игры с песком и водой / / Дошкольное воспитание № 6 /89

7 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии

8 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / СПб . : Язык: ТЦ Сфера , 2001

9 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры М. . : Детство - Пресс , 2002

10 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Чудеса на песке : Практика песочной терапии (диск )



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Песочная страна»

Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.

Задачи:

 • формировать представления детей о свойствах песка;

 • формировать навыки экспериментирования с песком;

 • обогащать тактильный опыт детей;

 • активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка»;

 • развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

 • развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

 • воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;

 • воспитывать аккуратность;

 • вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

 Оборудование: столы и стулья на каждого ребенка, емкость с водой для мытья рук, салфетки по количеству детей; фартуки по количеству детей, подносы с песком по количеству детей, игрушечный телефон, песочница, совочки, формочки по количеству детей, лейка, поднос, зайчики на палочке по числу детей.

 (Дети заходят в группу, проходят за столы, перед каждым ребенком поднос с песком, закрытый салфеткой).

Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек»

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.

Педагог: «Расслабьтесь, положите руки на столы, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек.

Педагог кладёт каждому в ладонь камень. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Педагог напоминает, что всё тело надо расслабить. После дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Педагог говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными, самыми внимательными, самыми послушными и всё, что вы будете делать, у вас обязательно всё будет получаться».

Ход занятия:

Педагог: Ребята, посмотрите какие красивые подносы стоят на столах перед вами. А что в них, сейчас отгадаем? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Загадка:

Из меня куличек печь удобно, только есть его нельзя.

Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)

Педагог: Правильно, Снимите салфетки, перед вами песок.

Педагог: Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком? (ответы детей, раздается телефонный звонок)

Педагог: Ребята, вы слышите, звонит телефон, давайте узнаем, кто нам звонит?! Алло ... (разговаривает с зайкой)

Педагог: Ребята, нам с вами только, что позвонил зайка. У него сегодня день рождение, он узнал, что мы умеем, печь из песка куличики, и просит помочь ему приготовить угощение для своих гостей. Хотите помочь зайке? (Да! Хотим!)

 Педагог: Но прежде, чем мы начнем печь, я предлагаю немножко поиграть с песочком. При игре с песком нам необходимо надеть фартук, чтобы содержать свою одежду в чистоте (дети одевают фартуки). Ребята давайте вспомним

 Правила игры с песком

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

 Ярко солнышко сияет

 И ребяток приглашает

 Поиграть в «Песочный дворик».

 И в волшебный наш песочек,

 Речки ласковый дружочек,

 Это очень интересно,

 Увлекательно, чудесно.

 

Игра «Чувствительные ладошки»:

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

 Педагог: Давай поздороваемся с песочкам. Погрузите свои руки в песочек.- Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка.

 Педагог: Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный ...). Молодцы!

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай сюда, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Педагог: А теперь покажем, как

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Педагог: Посмотрите, какие получились интересные следы.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: Песочница.

Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит. (Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.)

Педагог: Посмотрите, как песочек сыплется струйкой ... (дети пересыпают песок из ладошки в ладошку)

Педагог: Давайте все вместе скажем, что мы сейчас делаем: мы сыплем; Как сыплется песочек: струйкой, повторите ... (повтор детей)

Педагог: Ребята, подумайте и скажите, что еще можно делать на песке? (высказывания детей)

Педагог: Правильно, на песке, мы можем рисовать.

Педагог: предлагает детям подойти к «Волшебной песочнице»

Педагог: Я хочу предложить вам нарисовать на песке пальчиком: дорожку, травку, солнышко. (дети рисуют) Молодцы! Весело играли, а теперь пойдемте готовить угощение.

Педагог: Сколько нового, мы сегодня узнали о песке: на нем можно оставлять следы, отпечатки; на нем можно рисовать, его можно пересыпать; а еще из него мы будем лепить куличики в подарок зайке на день рождение ...

Педагог: А помните сказку «Колобок»? Как бабка стряпала колобок, покажем!

Разогреем свои ручки.

Пальчиковая гимнастика «Колобок»

Бабка намела муки (выполняют плавные движения кистями рук к себе);

наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки);

посолила (собирают пальцы в щепоть “солят” сначала правой, затем левой, далее обеими руками);

помешала тесто (круговые движения в разных направлениях);

слепила колобок (имитируют лепку колобка);

покатала (выполняют круговые движения одной ладонью под другой по часовой стрелке; против часовой стрелки);

маслом помазала (гладят одной ладонью другую);

в печку жаркую поставила (дышат на ладонь теплым воздухом);

и положила остудить на окошко (дуют на ладони).

Педагог: Ребята, давайте возьмём формочки и будем готовить угощения ( дети пробуют слепить из сухого песка куличики, не получается)

Педагог: Ребята, а почему не получаются у вас куличики? Что нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (предположение детей)

Педагог:  В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Педагог делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — воспитатель льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

 Педагог: А теперь, можно лепить угощение

Игра «Я пеку, пеку»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка куличики. Для этого влажный песок совочком накладывают в формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. "Куличек" готов.

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

Педагог: Молодцы! Какие красивые у вас получились куличики, они обязательно понравятся зайке и его друзьям! Ребята, как вы думаете, теперь можно идти в гости? (ответы детей)

 Педагог: Посмотрите на свои руки, они грязные, какие они? Верно, прежде, чем мы отправимся к зайке в гости, что мы должны сделать? мы должны с вами, вымыть руки, чтобы они стали чистыми. Алёша! Ты не хочешь мне помочь?(дети моют руки, вытирают их о салфетки, снимают фартуки)

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Педагог: Молодцы!

Какие вы все ладные, чистые, нарядные!

Алёша – умница,

Максим– красавец,

Андрюша – молодец!

Максим – удалец!

Все у нас хорошие,

Все у нас пригожие.

 Педагог: Теперь мы можем отправляться в гости к зайке.

Физминутка:

Встали дети в круг, в круг,

Кулачками стук, стук

Мы идем вперед, вперед,

Ножками топ, топ,

Мы идем назад, назад,

Вот так, вот так

Побежали, побежали

И к зайке прибежали.

Дети вместе с воспитателем подходят к домику зайки. Тук-тук-тук (дети стучаться в дверь, появляется зайка)

Педагог: Здравствуй зайка, мы принесли угощение для твоих лесных гостей.

Зайка: Здравствуйте ребята! Большое вам спасибо, вы мне очень помогли,

Зайка: А у меня есть для вас сюрприз!

Зайка глазками моргал

Других зайчиков искал

Вот их сколько посмотрите

Зайчиков скорей берите.

(Дети берут зайчиков на палочках и выполняют гимнастику для глаз “Зайка”)

Гимнастика для глаз “Зайка”.

 Зайка вправо поскакал

 Каждый зайку увидал

 Зайка влево поскакал

 Каждый зайку увидал

 Зайка – вправо, зайка влево

 Ах, какой зайчонок смелый

 Зайка скачет вверх и вниз

 Ты на зайку оглянись

 Зайчик спрятался от нас

 Открывать не надо глаз.

Педагог: Давайте скажем спасибо зайке за сюрприз! (Спасибо)

Зайка: Приходите ко мне на день рождения!

 Педагог: Спасибо тебе зайка за приглашения, но уже поздно и нам пора возвращаться домой.

 Педагог: А что еще нужно говорить, когда уходишь? (ответы детей, прощаются, уходят)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Левой — раз, левой — раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки

Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Покружились, покружились снова в группе очутились.

Педагог: Молодцы! Все весело играли, на этом наше занятие заканчивается. Спасибо!



Предварительный просмотр:

Солнечная сказка на песке

 (занятие по песочной терапии для детей раннего возраста).

Цели занятия:

  • Гармонизация психоэмоционального состояния детей.
  • Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.
  • Активизация словарного запаса.

 Оборудование: солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, песочные формочки в виде цветочков,  небольшие игрушки- зайчики.

Участники: дети 2-3 лет. Количество детей не более трех.

Ход занятия:

Психолог показывает детям картонную фигурку солнышка.

- Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? ( Солнышко)

- Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да)

- Тогда – в путь!

Дети вместе с психологом подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на стену рядом с песочницей.

- Посмотрите -этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.

- Можно кидаться песком? (нет)

- Разбрасывать можно? (нет)

- Пробовать на вкус можно? (нет)

А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок?

Теплый или прохладный?

Шершавый или гладкий?

Сухой или мокрый?

Мягкий или твёрдый?

Песок  прохладный, шершавый, сухой, мягкий.

Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.

-Здравствуй, песок!

- Послушайте…Он с вами здоровается , только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

Давайте его потрем между ладонями.

Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала  и отпустим. Еще разок.

А теперь, послушайте сказку.

Утром солнышко проснулось,

Сладко – сладко потянулось.

И, откинув одеяло,

С нами в сказку пошагало.

Психолог предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.

- Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.

- Получилось у нас солнышко? (да).

- Какое солнышко у нас получилось?

Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)

- Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.

 Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает детям взять палочки и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.

 – Давай погладим пальчиком длинные лучики.

-Ой, посмотрите, на полянку прискакали зайчики.( Небольшие пластмассовые фигурки, возможно от «киндерсюрпризов»). Они тоже рады солнышку.

Посмотрите, сколько у нас зайчиков: один или много? (много)

-Зайчики хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны будете их найти в песке ,раскапывая песок пальчиками.

Дети находят игрушки.

Пока дети ищут игрушки- психолог наклеивает на солнышко тучку.

-Молодцы, ребята, всех зайчиков отыскали. Зайчикам, очень понравилось  играть с вами, но им пора идти дальше. Давайте попрощаемся с ними.

- До свидания, зайчики.

  - Ой, посмотрите, пока мы играли с зайчиками -наше солнышко спряталось за тучку, сейчас польет дождик.

 Каждому ребенку выдается леечка с водой. Дети поливают песок.

-Дождик, дождик лей веселей!

Своих капель не жалей.

Для цветов, для полей

И для маленьких детей.

-Какой теперь стал песок, сухой или влажный? (влажный)

Дождь покапал и прошел.

Стало всем нам хорошо

Солнце снова засветилось

Засияло, заискрилось.

- После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки.

Психолог берёт пластмассовую формочку  и лепит цветочек. Затем помогает детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек...

- Вот как много цветочков у нас получилось!

- Радуясь солнышку, к приветливым цветочкам прилетели бабочки. Они хотят полакомиться сладким цветочным нектаром.

 Психолог предлагает детям сделать бабочек. Он соединяет запястья рук ребёнка, а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Бабочки летают, крыльями порхают, радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт бабочек.

– Отдохнули на цветочной полянке бабочки и полетели дальше, не забыв сказать «Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек. Ребята и солнышку пора идти дальше. Давайте поблагодарим солнышко и песочек за сказку, и сами тоже вернемся в группу. (Дети благодарят песочек и солнышко).

Литература:

  1. Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59.
  2. Грабенко, Т.М.  Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 29
  3. Кондратьева, С. Ю.  Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития: развитие естественнонаучных представлений /
  4. Некрасова, Е.  Играем с песком, водой и глиной  / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 41 - 43.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"

«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...

Цикл образовательной деятельности на тему "Русский народный костюм"

В нашем саду есть музей "Русского быта", в связи с этим я разработала цикл образовательной деятельности, состоящий из трех занятий: 1. Беседа о красоте народного костюма. 2. В музее  "Русского бы...

Цикл конспектов непосредственно образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию с использованием современных образовательных технологий для детей подготовительной группы

НАЧИНАЯ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,  ДЕТИ СТРАДАЮТ ДЕФИЦИТОМ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ, О ЛЮДЯХ, НАСЕЛЯЮЩИХ ЕГО. А ВЕДЬ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ ИМЕННО С ЛЮБВИ К ТОМУ МЕСТУ, ГДЕ РЕБЁНОК РОДИЛСЯ. ...

Тематический цикл образовательной деятельности по духовно -нравственному воспитанию

Тематический цикл образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы "Маленький ачинец"...

Цикл непосредственной образовательной деятельности по Художественно – эстетической деятельности «Портрет природы»

Цикл непосредственной образовательной деятельностипо Художественно – эстетической деятельности «Портрет природы»...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....