Здоровьесберегающие технологии
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Воробьева Евгения Васильевна

Сказкотерапия, арттерапия, психогимнастика, нейрокоррекция, сенсорная интеграция

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по нейропсихологической коррекции младших дошкольников

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, саморегуляции, формирование сенсомоторного контроля, оптимизация тонуса, преодоление ригидных телесных установок и синкенезий

Ход занятия:

 «Стоп-игра-1»

Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок).  Услышав ее, дети занимают свои места в зале 

 «Дышим под счет»

 Ребенок ложитсяна спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов и громких выдохов ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два)». Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.

 «Зоопрак-2». 

Дети изображаютмишку, птенчика, уточку, двигаясь при этом вперед и назад, а также неуклюжего пингвина (навнутренней стороны стопы), двигаясь только вперед. При этом глаза смотрят в точку на стене перед ребенком.

 «Катание мяча». 

Дети садятся в круг, кладут ноги ступня к ступне (получается  многоугольная звезда). Они перекатывают друг другу большой мяч. Сначала мяч отталкивают от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.

«Полетели -1». 

Ребенок  ложится на спину в виде «звезды» (разводит руки и ноги в стороны). По команде  «Полетели!» ребенок должен поднять руки и ноги в воздух (не высоко), растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не сжимая  его губами и зубами) и мысочки  ног вниз. По команде «Опустились!» ребенок опускает руки и ноги на пол и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок  «летит»,  пока взрослый считает (хлопает в ладоши) до пяти и отдыхает такое же время.

Упражнение для глаз. 

Ребенок лежит на спине, голова неподвижна, ноги и руки прямые, лежат вдоль туловища. Ноги не перекрещиваются, пальцы рук неподвижны. Рот открыт, язык высунут, и следует за движением глаз. Взрослый, как и на предыдущем занятии, ярким предметом рисует в воздухе «крест» на трех уровнях: 1) на расстоянии вытянутой руки; 2) на расстоянии согнутой в локте руки; 3) около переносицы

«На спине без рук-1». 

Ребенок ложится на спину, кладет в сцепленные в замочек руки на живот и приподнимаетголову, а ноги сгибает в коленях. Он должен доползти до цели, отталкиваясь одновременно двумя  ногами

 «Рисуем улыбки».

На доске мелом (на листе, прикрепленном к стене) ребенок рисует дуги. Для выполнения этого задания на доске или на листе нужно провести вертикальную линию, которая разделит доску (лист) пополам. Ребенок все время стоит у середины листа и держит в руках мел (маркеры). Ребенок  начинает рисовать дуги сначала каждой  рукой по отдельности, а затем одновременно обеими руками. Каждую дугу обводит несколько раз, не отрывая руки. Дуги должны быть средних размеров, на каждой половине листа должно получиться в итоге по 5-6 дуг, нарисованных одной рукой, и 4 пары, дуг, нарисованных  двумя руками. Взрослый внимательно следит за выполнением упражнения и тем, чтобы ребенок  не отвлекался, не напрягал руку, следует сказать ему, чтобы он ее расслабил: пусть  положит маркер или мел, потрясет рукой, взрослый может помассировать руку от лучезапястного  сустава до плечевого, плечи  и шею, после чего можно продолжить упражнение.

«Печатная машинка». 

Психолог имитирует работу на печатной машинке, а дети повторяют. Сначала он стучит поочередно каждым пальцем по полу, затем в обратном порядке, затем какими- нибудь пальцами одной, а потом обеих рук.




Предварительный просмотр:

Конспект занятия по сказкотерапии «Космическое путешествие»

Цель занятия:

- развитие у дошкольников произвольного внимания, зрительной памяти, мышления, восприятия, общей моторики, мелкой моторики рук, речи, произвольности, воображения и креативности;

- повышение учебной мотивации;

- способность к концентрации внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов;

- развитие наблюдательности, усидчивости, сосредоточенности, закрепление умения работать в парах;

- снижение напряжения, релаксация;

- создание чувства сплоченности коллектива, положительного эмоционального настроя.

Возрастная группа: для детей от 6 до 7 лет

Количество участников: ведущая и 6 детей.

Материалы: ватман с изображением Солнечной планеты и ее жителей; венки из желтой мишуры по количеству участников; «пропуск на Землю» для всех детей; волшебная палочка; медальки с изображением солнечных человечков; запись с подвижной музыкой и мелодией для релаксации; просторное помещение с ковром.

Время: 35-40 минут.

Приветствие

Психолог. «Дети, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по Солнечной Галактике. Путь туда неблизкий, нужно преодолеть сложные испытания. Как вы думаете, мы справимся? (ответы детей).

Но прежде чем отправиться в дорогу, мы поприветствуем друг друга так, как здороваются солнечные человечки:

«Я хочу, чтобы все улыбались (каждый ребенок сначала показывает на себя, а потом на других),

Веселое настроение чтобы было у всех (разводит руки в стороны, обращаясь ко всем),

Пусть солнечный зайчик к нам в гости придет (поднимает руки вверх, медленно опускает вперед),

И душевный покой нам всем принесет» (прикладывает руки к сердцу).

«А давайте еще вспомним, как можно поздороваться без помощи слов?» (ответы детей).

Звучит динамичная музыка. Дети двигаются по комнате. Как только музыка заканчивается, нужно найти пару и поздороваться различными способами (пожать руку, похлопать по плечу, обняться, кивнуть друг другу головой и т.п.). Игра повторяется 2-3раза.

Психолог. «Сейчас я вас приглашаю сесть в кружок на ковер

Сказкотерапия «Солнечные человечки»

Психолог. «Дети, а давайте вместе с Папи и Пупи попробуем отправиться в путешествие на Землю, и поможем людям Солнечной планеты! Закройте глаза и представьте себя солнечными человечками. Вы светитесь ярким желтым светом. Вы легки, как воздух. Взмахните руками – они стали очень легкими. (В это время практический психолог надевает на голову детям и себе венки из мишуры и продолжает говорить.) На голове у вас появляются солнечные лучики. Почувствуйте себя солнечными человечками и придумайте себе имена – имена солнечных человечков. А сейчас откройте глаза».

Дети открывают глаза и осматриваются.

«Здравствуйте. Я председатель комиссии по отбору солнечных детей на планету Земля. Сейчас вы пройдете несколько испытаний. Если вы пройдете их успешно, то получите пропуск на планету Земля. По очереди назовите свои имена».

Дети называют вымышленные имена. При осложнениях практический психолог напоминает имена сказочных персонажей как образцы имен.

«Дети, я приглашаю вас в солнечный зал, садитесь, пожалуйста, за столики.

Итак, первое задание: научиться правильно держать и использовать земные приборы – ручку и карандаш. Сейчас мы проверим, насколько ваша рука готова к тому, чтобы успешно использовать ручку и карандаш. Я буду показывать вам различные движения руками, а вы должны их повторять вместе с Папи и Пупи».

(Звучит веселая ритмичная музыка)

Ведущая предлагает упражнения

Пальчиковая гимнастика.

 «Что же, молодцы! Похоже, все справились с первым испытанием. Перейдем ко второму. Дети, подойдите все, пожалуйста, ко мне, и станьте в круг.

Итак, избранные дети должны слушаться земных учителей, быстро выполнять инструкции и придерживаться земного распорядка дня. Начнем с распорядка дня. Дети, а какие части суток вы знаете? (Дети отвечают.) Молодцы, я вижу, вы всерьез хотите попасть на Землю. А теперь проверим, какие вы все внимательные и послушные, а для этого я проведу вот такую игру.

Практический психолог объясняет детям правила игры и начинает игру.

Игра «Будь внимателен и слушай команду»

«Дети, внимание! Вы свободно двигаетесь по кругу. Когда я хлопну в ладоши один раз, вы останавливаетесь и становитесь в позу журавля (держитесь на одной ноге, руки в стороны). Если я хлопну в ладоши дважды – вы приседаете в позу лягушки. На три хлопка – опять ходите по кругу. Дети все запомнили?»

Звучит музыка, дети двигаются по кругу.

«Какие же молодцы, все были внимательны и послушны! У избранных солнечных детей должна быть очень хорошая память. Папи и Пупи поиграют вместе с вами и проверят свою и вашу память».

Ведущий предлагает поиграть

Игра «Что изменилось»

«Дети, вам надо стать полукругом, я выбираю одного из детей и прошу, чтобы вы как можно лучше присмотрелись к выбранному ребенку. После этого все дети закрывают глаза, я что-то меняю в одежде, прическе или в позе ребенка. Вы открываете глаза и говорите, что изменилось. Кто угадает, занимает место ведущего».

«Итак, все были ведущими, молодцы!

Дети, которые отправятся в путешествие должны быть очень сосредоточенными и наблюдательными, чтобы это определить, поиграем в игру «Найди пару». Подойдите ко мне».

(Поднимаю салфетку)

«Дети, как вы считаете, что это такое? Посмотрите пожалуйста, на столе лежат «солнечные сандалии» (бумажные, с незаконченным орнаментом) – их носят жители Солнечной планеты. Такая обувь очень прочная, в них легко преодолевать все препятствия и поэтому она нам нужна. «Солнечные сандали» перепутаны – каждый ребенок берет только одну из пары. Но нужно найти ему пару. Посмотрите внимательно на обувь и найдите свою пару».

После этого дети садятся за столы. Психолог выдает на каждую пару детей один набор карандашей (в каждом наборе 3 карандаша, не один цвет не повторяется). И «солнечные сандали»-образец с определенным рисунком для каждой пары. Задача детей – закончить орнамент по образцу и договорившись, раскрасить свою пару одинаково. После выполнения задания работы рассматриваются, оценивается качество, сходство, умение детей договориться в выполнении задания.

У нас все получилось! Хорошо.

Ведущий. Чтобы добраться до планеты Земля, Солнечные дети должны быть смелыми, выносливыми, уметь преодолевать препятствия. Потому что у них важное задание – нужно изучить все о вспышках на Солнце и, вернувшись, помочь спасти свою планету.

«Дети, вместе с Папи и Пупи, я приглашаю вас отправиться в дорогу, но путь будет нелегкий».

(Начинают звучать мотивы природы: звон ручья, шум леса, звон птичек...)

Все выстраиваются в колонну и так двигаются по кругу, преодолевая различные препятствия:

перепрыгнуть через ручей;

проползти под мостом;

обойти озеро;

спрятаться от диких зверей (испугались волка, обрадовались зайчику);

пробраться через дремучий лес: дети идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через кусты, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет жгучая крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через болото, прыгают по кочкам, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся за орехами и тому подобное.

«Детки, молодцы! И с этим заданием справились!»

Практический психолог: «У выбранных солнечных детей должно быть очень хорошее воображение. Проверим, как вы можете конструировать: разрезанные части нужно собрать так, чтобы получить целое изображение. Дети, я открою тайну – это наши друзья Папи и Пупи решили оставить нам подарок, и все перепутали и разбросали. Подойдите, пожалуйста, к столу и по очереди попробуйте сложить изображение».

Дети по очереди начинают выполнять упражнение.

А сейчас детки, после таких тяжелых испытаний, мы с вами немного отдохнем:

«Я приглашаю вас лечь на коврик».

«Давайте представим, что мы маленькие, легкие облачка. Нас качает ветерок. Закройте все глазки. Выглянуло солнышко. Погладило вас по головке, по ножкам, по ручках, обняло, прижало. Вам тепло и уютно. Вы отдыхаете, набираетесь сил, чтобы быть самыми сильными, самыми здоровыми, самыми умными, самыми веселыми, самыми добрыми. Вы теперь не тучки, а снова детки. Медленно откройте глазки и поднимитесь. Вы – молодцы. Вы – лучшие».

Ведущий. Испытания закончились. Сейчас я приму решение, кто из вас получит пропуск на Землю. Закройте глаза и вытяните вперед ладошки. (Пока у детей закрыты глаза, ведущий снимает со всех мишуру и вкладывает в руку пропуск на Землю.)

«Откройте глаза и посмотрите на свои ладони. Поздравляю, ваши кандидатуры одобрены, и вы отправитесь на землю учиться! Еще раз закройте глаза. Наша игра закончилась, и я прошу вас, открывая глаза, произнести вслух свое настоящее имя. Открывайте глаза! Посмотрите пожалуйста, Папи и Пупи тоже получили пропуски на Землю! Приветствуем вас друзья!

Итог. Рефлексия

«А теперь скажите мне, понравилось вам путешествовать к планете Земля? Назовите испытание, которое вам больше всего понравилось. (Дети высказываются.) Скажите, какие качества помогли вам добраться до планеты Земля? (ответы детей). Давайте на прощание подарим друг другу маленький кусочек света и тепла».

Практический психолог зажигает волшебную палочку и предлагает детям, передавая ее по кругу, сказать, что сегодня понравилось, что они желают другим детям. В конце занятия практический психолог дарит всем детям медальки с изображением улыбающегося солнечного человечка на память о путешествии.

«Что же, спасибо всем вам за усердие. Наше занятие закончено».



Предварительный просмотр:

Конспект занятия психолога по сказкотерапии «Времена года»

Цель:

- закладывать у детей основы нравственности через ознакомление их с содержанием сказки.

- способствовать объединению детей в коллектив и созданию позитивной атмосферы в группе (упр. «Сердечко-солнышко» и «Деревья»).

- формировать у детей умение выражать собственное мнение.

- развивать воображение, слуховое внимание и память, связную речь, элементы логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.

- развивать творческое воображение во время рисования.

Оборудование: четыре куклы в костюмах, которые отражают разные времена года, музыкальное сопровождение, бумагу, краски.

Ход   занятия   психолога   в   старшей   группе:

Психолог: Дети, давайте возьмемся за руки и станем в круг.

Упражнение «Сердечко-солнышко»

А теперь, давайте поздороваемся своими ладошками. Вы чувствуете ладошками тепло своих товарищей, поэтому передайте им все свое тепло, которое есть в вашем сердце. От ваших сердец сейчас идут лучики, а это значит, что в вашей душе есть солнце. Лучи вашей любви, улыбки идут от вашего сердца. Вот сейчас прижмите «Сердечко-солнышко» к своему сердцу крепко, чтобы оно впитало все лучшие ваши чувства, всю любовь, тепло и передайте их друг другу.

(Звучит нежная мелодия, дети по очереди передают друг другу «сердце-солнышко», прижимая каждый к своей груди).

Психолог: Вот и подарили мы солнечное тепло наших сердец. А еще нас каждый день согревает солнце, которое светит на небе.

- Дети, а в какое время года солнышко сильнее всего согревает нас, землю? А в какое время меньше всего? Какие времена года вы еще знаете? Правильно, год имеет четыре времени года:

Первой идет зима

Новый год ведет она.

Второй идет весна

Цветами украшена.

Третьим лето идет в наш край,

Созревает урожай.

А четвертая -  идет осень

Каравай она приносит.

Сказкотерапия с детьми

Сегодня я вам прочитаю сказку об этих четырех временах года. Называется она «Сказка о четырех дочерях года».

Итак, садитесь все уютно,

Руки - ноги держите свободно.

И слушайте, внимательно,

Сказку замечательную.

Чтение «Сказки о четырех дочерях года»

Скачать сказку.

Беседа психолога по содержанию сказки

Психолог: Дети, кто из сестер вам больше всего понравился? Почему?

- Есть кто-то в ​​сказке, кто вам не нравится? Почему?

- Какие самые лучшие подарки дарят нам Зима, Весна, Лето, Осень?

- Как вы думаете, почему людям было плохо без дочерей Года?

(Открывается ширма и появляются четыре куклы, одетые в наряды, соответствующее временам года - зиме, весне, лету, осени).

Психолог: Дети, вы узнали, кто пришел к нам? Да, это дочери Года - Зима, Весна, Лето и Осень. А сейчас внимательно послушайте загадки и угадайте, о каком времени года в них рассказывается:

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? Зима

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня ... Весна

Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться ... Лето

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? Осень

(Дети отгадывают загадки, выбирают куклу, наряд которой подходит к данной поре года, рассматривают ее и закрепляют признаки этого времени года).

Рисование с детьми на тему «Времена года»

Психолог: А теперь, дети, садитесь за столы и попробуйте нарисовать зиму, весну, лето и осень. Нарисуйте то время года, которое вам больше всего нравится, изобразите то, что вам больше всего запомнилось и мы из ваших рисунков оформим календарик в виде книжечки.

(Дети рисуют. Рассказывают о своих рисунках)

Психолог: Дети, мы уже с вами знаем, как меняется природа в разные времена года. Так давайте поиграем в игру «Деревья». Станьте в круг, поднимите руки и представьте, что мы - деревья.

Психогимнастика «Деревья»

(Психолог включает музыку и говорит)

- Вот стоит лес. В лесу все деревья молодые, красивые. Здесь есть разные деревья: березки, дубки, тополя. В лесу зима. Идет снег, дует ветер. Деревьям холодно. (Дети показывают, как колеблются от ветра дерева, как им холодно, грустно) Но вот ветер стихает. Перестал идти снег. Выглянуло солнышко. Это пришла весна. (Дети расправляют «ручки-веточки», показывают, как набухают почки (кистями рук) и радуются солнышку). Солнышко греет все теплее. Вот уже распустились почки и весь лес зазеленел. Все деревья радуются, что пришло лето. (Дети показывают). Но вот на небе появилась облачко, подул сильный ветер, упали первые капельки дождя. Дождик пошел все больше и больше. Деревья радуются дождю. Но постепенно дождь стал холодным... Подул холодный ветер. Это пришла осень. Деревья становятся грустными, облетают с них листочки. Деревья засыпают.

(Все это дети показывают так, как они представляют или повторяя за психологом. Приседают, закрывают лицо руками. Психолог хвалит детей за то, что они вели себя, как настоящие деревья).

Итог занятия

Психолог: Вот и закончилась наша встреча со сказкой. А теперь еще раз внимательно рассмотрим рисунки и оформим из них книжечку - календарик.



Предварительный просмотр:

Психогимнастические этюды и упражнения

для дошкольников 3 – 4 лет

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, активизировать в словарный запас у детей.

    Возрастная группа: дети от 3 до 4 лет.

 «Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Выразительные движения: Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза: Нога выставлена вперёд, корпус тела слегка наклонён кпереди.

«Лисёнок боится»

Лисёнок увидел на другом берегу свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: Поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

«Вкусные конфеты»

У девочки в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: Жевательные движения, улыбка.

«Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

«Ваське стыдно»

Жила была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, спать укладывала.

Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался тут кот Васька и уронил куклу на пол.

Пришла Галя домой, увидела, что её кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.

Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.

«Уходи!»

Ребёнок «отталкивает» обидчика.

Выразительные движения: Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

«Иди ко мне»

Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения: Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

«Что слышно?»

Предлагается детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просят рассказать, что они слышали.

«Доброе животное»  

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе». Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперёд. Выдох – все делают 2 шага назад.

«Запомни своё место»

Дети стоят в кругу или разных углах помещения. Под музыку все разбегаются в разные стороны, с её окончанием все должны вернуться на свои места.

«Кузнечик»

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зелёного кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.

Выразительные движения: Шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные ласковые слова.

Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые ласковые слова, комплементы. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Ласка»

Мальчик  улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о его руки.

Таня – плакса

Дети водят хоровод, в центре его Таня, и читают стихотворение А. Барто «Наша Таня».

Пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слёзы и улыбается.

«Мы хорошие!»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Ход: встанем в круг, возьмёмся за руки и скажем: «Мы хорошие!» - сначала шёпотом, потом обычным голосом и покричим.



Предварительный просмотр:

Психогимнастические этюды и упражнения

для дошкольников 4 – 5 лет

         Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом, учить умению, перевоплощаться в предметы, в животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов, создавать положительный эмоциональный фон, повышать уверенность в себе.

Возрастная группа: от 4 до 5 лет

«Кузнечик»

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зелёного кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.

Выразительные движения: Шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев.

«Гроза»

За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром.

Ребёнок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становиться страшно.

Выразительные движения: Голова  запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

«Медвежата выздоровели»

Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришёл доктор Зай. Он вылечил медвежат. Им стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома.

Выразительные движения: Положение: сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят улыбка.

«Шалтай – Болтай»

Стихотворение С. Маршака:

Шалтай – Болтай сидел на стене.

Шалтай – Болтай свалился во сне.

Ребёнок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

«Ласка»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает своё расположение к хозяину тем, что трётся головой о его руки.

«Любящие родители»

Мама – медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама – медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа – медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама – медведица передаёт медвежонка медведю. Теперь папа – медведь качает малыша, а мама – медведица глядит на обоих ласково. С любовью.

Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться вправо – влево, на лице улыбка. Можно напевать колыбельную.

«Это я! Это моё!»

Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя играющего), «Чьи это игрушки?», «Чьи книги?» и т.д. Мальчик отвечает жестом.

Выразительные движения: рука согнута в локте, указательный палец направлен в грудь: «Я!». Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Моё, принадлежит мне!»

«Стрекоза замёрзла»

Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не нанесла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

Холодно, холодно,

Ой-ей-ей ей!

Голодно, голодно,

Жутко зимой!

Мне некуда деться,

Сугробов не счесть.

Пустите погреться

И  дайте поесть.

Мимика: приподнятые и сдвинутые брови; стучать зубами        

«Король Боровик не в духе»

Воспитатель читает стихотворение, а ребёнок действует согласно тексту:

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля кусали мухи.

(В. Приходько)

Петрушка прыгает

Играющий изображает петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения: ноги согнуты в коленях, корпус тела слегка наклонён вперёд, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз.

Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны».

Северный полюс

У девочки Жени был волшебный цветик – семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заметный цветик – семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила его вверх и сказала:

«Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по моему вели.

Вели, чтобы я оказалась на Северном полюсе!»

И тут Женя, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна – одинёшенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов! (В. Каверин).

Выразительные движения: колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать на пальцы.

Разные настроения

Ох, как плачет малыш –

Что медведь рычит.

А смеётся малыш –

Что ручей журчит.

А уж слёзы текут,

Будто дождик льёт.

Улыбается малыш –

Будто солнце взойдёт.

Вот какой малыш –

Сын мой.

Ведущий читает стихотворение Е. Юдина «Вот какой малыш», а ребёнок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные ласковые слова.

Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые ласковые слова, комплементы. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Передача чувств»

Цель: учить передавать эмоциональные различные состояния невербальным способом.

Ход: ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений.

«Перевоплощение»

Цель: учить умению, перевоплощаться в предметы, в животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Ход: дети (по очереди) загадывают определённый «образ». Изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

«Мы хорошие!»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Ход: встанем в круг, возьмёмся за руки и скажем: «Мы хорошие!» - сначала шёпотом, потом обычным голосом и покричим.

«Смелый заяц»

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся. что его может услышать волк.

Выразительные движения: поза – положение стоя, одна нога чуть впереди другой; руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: уверенный взгляд.

«Вкусные конфеты»

У девочки в руках воображаемый кулёк (коробка) конфет. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку. Разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, мимика.

Ласка

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает своё расположение к хозяину тем, что трётся головой о его руки.

Страх

Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь…. Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?

Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи.

Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

Карлсон

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Мой дом у вас на крыше!

Я каждому знаком!    

И мой пропеллер слышен!

 Над вашим чердаком!

Затем один ребёнок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой -  какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон. Обыграть.

Выразительные движения: надуть щёки, улыбнуться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...