Адаптированная образовательная программа
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Бессонова Светлана Витальевна

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9»

________________________________________________________________________________________

Принята на заседании ПМПк

протокол № ___ от «___» ___________20___ г.

УТВЕРЖДЕНА:

Заведующий

МБДОУ «Детский сад №9»

 _______________  

«    »                          2020 г.

Адаптированная образовательная программа

Разработали и реализуют:

Специалисты МБДОУ «Д/с № 9»:

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

Воспитатели:

С. В. Бессонова


I. Пояснительная записка

Цель: устранение речевых недостатков ребенка.

Задачи:

- развивать понимание речи;

 - развивать фонематическое восприятие;

 - формировать слоговую структуру слова;

 - обогащать словарный запас;

 - формировать фразовую речь;

 - формировать связную речь;

 - развивать коммуникативные навыки ребенка.

Место рабочей программы в учебном плане:

Данная рабочая программа разработана для реализации адаптированной Программы.

Форма организации занятий: индивидуальные.

Частота индивидуальных занятий: учитель-логопед - 2 раза в неделю, продолжительность 15 минут; педагог-психолог – 2 раза в неделю, продолжительность 15 минут; воспитатель – 2 раза в неделю, продолжительность 15 минут.

II. Общие сведения

Ф.И.О. ребенка

Возраст ребенка:09. 04. 2016 г.

Группа: 2-я младшая.

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. воспитателей: Бессонова С. В.

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Сроки реализации программы: апрель-май 2020 года.

Заключение и рекомендации ПМПК

Адаптированная образовательная  программа дошкольного  образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Протокол № 11 от 16 марта  2020 года.

Специальные условия для получения образования

Не нуждается

Наличие инвалидности

Нет


III. Организация психолого-педагогической помощи

  1. Направления работы специалистов

Учитель-логопед

 - обогащение и активизация словаря;

 - развитие фонематических процессов;

 - коррекция звукопроизношения;

 - формирование лексико-грамматического строя речи;

 - развитие связной речи.

Педагог-психолог

 - развитие предметно-игровой деятельности посредством формирования подражательных навыков;

 - развитие сенсомоторных навыков на основе расширения представлений о сенсорных эталонах;

 - развитие вербального компонента деятельности.

Дефектолог

 -

Общие рекомендации

- рекомендовано чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами;

- рекомендовано использовать методы, активизирующие познавательную деятельность.

Рекомендации специалистов медицинского профиля: невролог, ортопед, оториноларинголог

  - наблюдения по показаниям.

  1. Особенности формирования знаний, умений и навыков воспитанников

Учитель-логопед

Обращенную речь понимает. Инструкции взрослого выполняет не всегда.

Артикуляционные движения не точные,  выполняет не в полном объеме.

Словарь ниже возрастной нормы.

Фонематическое восприятие не достаточно сформировано.

Слоговая структура слова нарушена.

Связная речь отсутствует. Преобладают аграмматичные фразы (искажена в фонетическом и грамматическом отношении).

Педагог-психолог

Воспитатель

Наблюдаются трудности в освоении основных приемов в лепке и рисовании

Мелкая моторика развита не достаточно

Временные и пространственные представления сформированы не достаточно

Знания о предметах ближайшего окружения не достаточны

Связная речь не развита, словарный запас не достаточный

Рекомендации специалистов медицинского профиля

Не нуждается.

IV.Трудности формирования навыков и умений

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Ограничен запас общеупотребительных слов. Не достаточно сформированы обобщающие понятия. Номинативный, глагольный словарь не соответствует возрастной норме. Простые предлоги в речи отсутствуют.

Речь представлена  аграмматичными фразами, простыми предложениями, в которых не согласуются в роде и числе существительное  и глагол.

Не владеет навыками построения простого предложения.

Не может выразить мысли логично, последовательно, понятно для окружающих, т. е., связная речь отсутствует.

Не достаточно сформированы навыки самообслуживания.

Технические приемы скатывания, раскатывания, сплющивания в лепке сформированы не достаточно.

Не умеет правильно держать кисть и карандаш

Допускает ошибки в определении правой и левой стороны

Не достаточные знания о предметах ближайшего окружения

Не выделяет характерные признаки сезонных изменений

При выполнении ОРУ не согласовывает движения рук и ног.


V. Планируемые результаты освоения коррекционной программы:

К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

 - ребенок владеет навыком понимания чужой речи;

 - ребенок пользуется речью как средством общения, проявляет речевую активность, вступает в беседу со сверстниками и взрослыми;

 - ребенок усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

 - ребенок активно усваивает навыки словоизменения и словообразования;

 - ребенок умеет  строить фразу из 2-3 слов, простое нераспространенное предложение.

Система оценки достижения результатов:

Во время прохождения программы предусмотрены:

- входящая (первичная) диагностика;

- текущий мониторинг в форме наблюдения за качеством звукопроизношения, лексико-грамматического оформления речевых высказываний воспитанников в процессе бесед;

- итоговая диагностика (май).

Входящая и итоговая диагностики осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования.

VI. Содержание коррекционной работы

Тематическое планирование.  

В представленном тематическом планировании дан перечень коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. (Приложение № 1)

Индивидуальный план логопедической работы на ребенка (Приложение № 2)

План работы воспитателя (Приложение № 3)

План работы педагога-психолога (Приложение № 4)

План работы дефектолога (Приложение № 5)

План работы музыкального руководителя (Приложение №6)

План работы инструктора по физическому развитию (Приложение № 7)

VII. Описание материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса

См. п. 3. 1. Основной образовательной программы дошкольного образования.

См.  раздел "Программно-методическое обеспечение" в Паспорте логопедического кабинета.

См. раздел "Программно-методическое обеспечение" в Паспорте кабинета психолога.


Приложение 2

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

на 2019-2020 учебный год

ФИ ребенка:

Дата рождения: 

Логопедическое заключение: ОНР 2 уровня.

Цель коррекционно-развивающей работы : устранение речевых недостатков ребенка.

Задачи:

- развивать понимание речи;

 - развивать фонематическое восприятие;

 - формировать слоговую структуру слова;

 - обогащать словарный запас;

 - формировать фразовую речь;

 - развивать коммуникативные навыки ребенка.

Направления

Задачи

Содержание

Результат

1. Развитие фонетической стороны речи

1. Развивать  подвижность и увеличивать  объем  движений губ и языка.

2. Вырабатывать  четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата.

1. Формировать правильное речевое дыхание, вырабатывать сильную воздушную струю.

2. Развивать и укреплять мышцы губ и языка с помощью артикуляционных  упражнений ("Улыбочка", "Трубочка",  "Лошадка", "Индюк", "Качели" и др.)

 - Правильная воздушная  струя при произношении;

 - Подвижность движений органов артикуляционного аппарата.

2. Развитие фонематического восприятия

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Формировать  звуко-слоговую структуру слова.

1. Дифференцировать слова по звучанию.

2. Формировать слоговую структуру слова.

 - Дифференциация на слух, употребление  общеупотребительных слов;-  - Правильное воспроизведение в самостоятельной речи двусложных и трехсложных слов из открытых слогов, односложных слов из закрытого слога.

3. Развитие словаря

1. Расширять, уточнять и активизировать словарь.

1. Расширять словарный запас и активизировать в собственной речи существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия (типа там, тут) по темам:

2. Вводить в речь простые предлоги.

 - Пополнение словарного запаса слов (номинативного, предикативного, атрибутивного).

4. Развитие лексико-грамматического строя

1. Совершенствовать понимание грамматических форм  слова.

2. Формировать навык словообразования и словоизменения.

3. Формировать синтаксическую сторону речи.

1. Совершенствовать навык употребления предложно-падежных конструкций.

2. Совершенствовать навык построения простого предложения,  фразы из 2-3 слов.

 - Овладение навыками словообразования и словоизменения;

- Правильное употребление грамматических форм слов;

 - Использование в речи простых предложений, фраз из 2-3 слов.

5. Развитие связной речи

1. Развивать коммуникативные навыки ребенка.

2. Развивать связную речь.

1. Формировать навык составления простого предложения  по сюжетной картинке.

2. Формировать навык ведения диалога.

 - Самостоятельное составление предложений по картинке (Типа Ваня сидит, Соня идет);

 - Умение вести беседу, отвечать на вопросы простым предложением, фразой.

6. Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать графомоторные навыки.

3. Совершенствовать конструктивный праксис.

1. Развивать мелкую моторику  разными способами.

2. Выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие движений кистей рук, пальцев рук при рисовании, выполнении штриховок, проведении линий.

 - Увеличение объема и движений пальцев рук;

 - Улучшение координации  пальцев рук.

Приложение № 3

 Содержательный блок воспитательно-образовательной работы

Ф.И. ребенка:

Образовательная область

Цели и задачи

Содержание (игры, упражнения)

Примечание

30.03.20 – 03.04.20

Тема недели: Волшебный мир сказок

Речевое развитие

Упражнять в согласовании слов с движениями пальцев рук

Пальчиковая игра «Колобок»

Упражнять в образовании слов  с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Упражнять в повторении отдельных слов и фраз по тексту сказки

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»

Познавательное развитие

ФЭМП

Развивать конструктивные навыки в работе со счетными палочками

Дидактическое упражнение «Построим теремок для зверят»

Познавательное развитие

( ФЦКМ)

Упражнять в различении диких и домашних животных

Дидактическое упражнение «Назови  героев сказки»

Художественно – эстетическое развитие

Совершенствовать умение скатывать шар, дополнять деталями  с помощью стеки

Лепка «Колобок»

06.04.20 – 10.04.20

20.04.20 – 24.04.20

Тема недели: Вода и песок

Речевое развитие

Развивать навыки заучивания

Заучивание потешки «Водичка – водичка»

Познавательное развитие

ФЭМП

Закрепить математические понятия: «широкий - узкий»

Дидактическое упражнение «Ручейки и мостики»

Познавательное развитие

( ФЦКМ)

Обогащать знания о свойствах воды

Опыт «Разноцветная вода»

Художественно – эстетическое развитие

Упражнять в изображении прямых линий, развивать умение правильно держать кисть

Рисование «Мостик через ручеек»

Тема недели: Мы поедем в зоопарк

Речевое развитие

Дидактическое упражнение «Назови части тела рыбы»

Пальчиковая игра «В зоопарке слон стоит»

Обогащать словарь, формировать лексико – грамматический строй речи

Дидактическое упражнение «Накормим животных»

Упражнять в образовании слов  с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Познавательное развитие

ФЭМП

Развивать пространственное восприятие

Дидактическое упражнение «Прятки»

Познавательное развитие

( ФЦКМ)

Развивать внимание, формировать представления о внешнем виде диких животных

Дидактическое упражнение «Угадай ,чья тень?»

Художественно – эстетическое развитие

Закрепить прием налепа на картонный шаблон, совершенствовать прием скатывания и сплющивания

Лепка « У жирафа пятна»

Социально – коммуникативное

развитие

Формировать представления о правилах поведения в детском саду

Дидактическое  упражнение «Хорошо – плохо»

27.04.20- 30.04.20

05.05.20 – 08.05.20

Тема недели: Знакомство с рыбами

Речевое развитие

Упражнять в употреблении предлогов ( на, под)

Дидактическое упражнение «Где спряталась рыбка»

Упражнять в звукоподражании,  в согласовании слов с движениями пальцев рук

Пальчиковая игра «Рыбка»

Упражнять в подборе прилагательных к существительным (по цветовому признаку)

Дидактическое упражнение  «Разноцветные рыбки»

Познавательное развитие

ФЭМП

Закрепить знания основных цветов

Дидактическое упражнение  с числовыми линейками « Красивые  рыбки»

Познавательное развитие

( ФЦКМ)

Формировать представления о рыбах, расширять кругозор

Дидактическое упражнение «Назови части тела рыбы»

Художественно – эстетическое развитие

Развивать умение дополнять изображение рыбки деталями (прямыми  линями на хвосте, круглым глазом)

Рисование  «Рыбка»

Тема недели: Этот День Победы

Речевое развитие

Развивать навыки правильного речевого дыхания

Дидактическое упражнение с речевыми тренажерами

Обогащать словарь, побуждать  отвечать простыми предложениями

Рассматривание сюжетных картин о войне

Познавательное развитие

ФЭМП

Развивать конструктивные навыки в работе со счетными палочками

Дидактическое упражнение  со счетными палочками « Выложи звезду по образцу»

Познавательное развитие

( ФЦКМ)

Расширять кругозор, развивать внимание

Беседа по сюжетным картинам о войне

Художественно – эстетическое развитие

Совершенствовать навыки раскатывания и сплющивания

Лепка «Самолет»

Социально – коммуникативное

развитие

Закрепить знания о себе, своих близких

Дидактическое  упражнение « Назови свое имя, имена родителей»

13.05.20- 15.05.20

18.05.20 – 22.05.20

Тема недели: Мир насекомых

Речевое развитие

Упражнять в употреблении предлогов ( на, под)

Дидактическое упражнение «Куда села бабочка»

Упражнять в звукоподражании,  в согласовании слов с движениями пальцев рук

Пальчиковая игра « Насекомые»

Упражнять в образовании существительных множественного числа именительного падежа

Дидактическое упражнение «Он, она, они»

Познавательное развитие

ФЭМП

Закрепить пространственное восприятие

Дидактическое упражнение «Куда села бабочка»

Познавательное развитие

( ФЦКМ)

Формировать представления о насекомых, расширять кругозор

Дидактическое упражнение «Назови насекомое»

Художественно – эстетическое развитие

Упражнять в изображении округлых форм (узор на крыльях)

Рисование «Бабочка»

Тема недели: Цветы

Речевое развитие

Упражнять в согласовании слов с движениями пальцев рук

Пальчиковая игра « Выросли цветы»

Упражнять в подборе прилагательных к существительным (по цветовому признаку)

Дидактическое упражнение «Красивые цветы»

Развивать навыки заучивания

Заучивание стихотворения «Цветок для мамы»

Познавательное развитие

ФЭМП

Развивать умение правильно выполнять инструкцию педагога

Дидактическое упражнение «Выбери фигуру, согласно логическому знаку»

Познавательное развитие

( ФЦКМ)

Расширять кругозор, формировать представления о внешнем виде цветов

Дидактическое упражнение «Узнай и назови цветок»

Художественно – эстетическое развитие

Закрепить прием налепа на картонный шаблон, совершенствовать прием скатывания и сплющивания

Лепка «Красивый цветок»

25.05.20- 29.05.20

Тема недели: Я хочу здоровым быть

Речевое развитие

Развивать навыки правильного речевого дыхания

Обогащать словарь глагольными формами

Упражнять в согласовании слов с движениями пальцев рук

Дидактическое упражнение с речевыми тренажерами

Дидактическое упражнение «Что делает спортсмен?

Пальчиковая игра «Мы спортсмены смелые»

Познавательное развитие

ФЭМП

Развивать пространственное восприятие

Дидактическое упражнение  с числовыми линейками « Красивые  рыбки»

Познавательное развитие

( ФЦКМ)

Формировать представления о правильном питании

Дидактическое упражнение «Полезная и вредная еда»

Социально – коммуникативное

развитие

Воспитывать коммуникативные навыки

Дидактическое  упражнение « Помоги другу»

Художественно – эстетическое развитие

Развивать умение правильно держать карандаш, упражнять в изображении округлых форм разного размера и закрашивании

Рисование «Мяч большой и маленький»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).

Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогобе...

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...