Приёмы арт-терапии в работе с дошкольниками
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Воробьева Анна Сергеевна

 

На сегодняшний день арт-терапия уже зарекомендовала себя в работе с детьми, имеющими различные эмоциональные и поведенческие проблемы и нарушения в развитии.

В качестве основной цели арт-терапии рассматриваются позитивные личностные изменения за счёт коррекции когнитивных, эмоциональных, поведенческих нарушений, а также раскрытие внутренних ресурсов организма и психики ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_art-terapii_v_rabote_s_doshkolnikami.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы арт-терапии в работе с дошкольниками

Творчество тесно связано с жизнью ребёнка. Чувства и эмоции, вызванные повседневными событиями, находят выражение в рисунках, в пластилиновых фигурках и т.д.

Здесь отображается то, что волнует ребёнка, то, что для него важно. Кроме того, открывая мир, ребёнок «перерабатывает» свои впечатления с помощью творчества.

«Часто, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность. Рисуя, они формулируют познаваемое и, таким образом, обнаруживают своё внутреннее знание и путь обращения к нему. Искусство соединяет первичный мир воображения ребёнка с актуальным миром, в который он погружается» (М.В. Киселёва «Арт-терапия в работе с детьми»). Таким образом, вся творческая деятельность, а рисование в особенности, является важным элементом развития ребёнка.

Для ребёнка чаще важен не результат, а сам процесс творчества – рисования, лепки, аппликации. Именно поэтому арт-терапия эффективна при работе с дошкольниками: ребёнок не задумывается о конечном результате, он сосредоточен на процессе и получает от него удовольствие.

Цели и задачи арт-терапии

На сегодняшний день арт-терапия уже зарекомендовала себя в работе с детьми, имеющими различные эмоциональные и поведенческие проблемы и нарушения в развитии.

В качестве основной цели арт-терапии рассматриваются позитивные личностные изменения за счёт коррекции когнитивных, эмоциональных, поведенческих нарушений, а также раскрытие внутренних ресурсов организма и психики ребёнка.

Психокоррекционные задачи:

  • устранение или ослабление имеющихся у детей поведенческих, когнитивных и эмоциональных нарушений;
  • дать возможность ребёнку свободно выразить себя, свои чувства и эмоции;
  • помочь ребёнку выразить свои переживания посредством творчества, проработать их.

Изотерапия как одно из основных направлений арт-терапии

В работе с дошкольниками чаще всего используют следующие виды арт-терапии: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия.

Остановимся более подробно на одном из основных и любимых детьми направлений: изотераппи.

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием, которое позволяет ребёнку выразить свободно свои чувства, иногда даже не осознавая их. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, в процессе активизируется конкретно-образное и абстрактное мышление. Важно, что изотерапия не ставит своей целью создание произведений искусства. Это инструмент для изучения чувств, эмоций, событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Основные принципы всех арт-терапевтических упражнений:

* Безоценочное восприятие всех работ. Нет понятий "правильного " и "неправильного".

* Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности на занятии.

* Условия для рассказа и обсуждения работы ребёнка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребёнка, это может делать только он сам и по желанию.

* Нельзя заставлять ребёнка выполнять здание, если он этого категорически не хочет.

Изотерапия предполагает большой набор различных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель; бумага для рисования различной плотности, оттенков и размеров; материалы для создания коллажей и аппликаций (журналы, газеты, салфетки, цветная бумага, фольга, открытки и т.п.); природные материалы (кора, листья, мох, цветы, камешки); материалы для лепки (глина, пластилин, тесто); кисти разных размеров, губки, штампы, нитки, различные типы клея, скотч.

Уточним задачи изотерапии:

*создать безопасную атмосферу на занятии, где ребёнок не будет бояться сделать что-то неправильно, совершить ошибку;

*создать эффект открытия (новые, незнакомые техники) и стимул для интеллектуальной активности;

*для детей с двигательными нарушениями создать новые, специфические мышечные нагрузки;

*способствовать "рождению" новых художественных результатов, позволяющих активизировать воображение и личный опыт ребёнка.

А теперь рассмотрим некоторые приёмы, эффективные при работе с дошкольниками:

1 - "Узнавание" спонтанных рисунков.

Ребёнку предоставляются всевозможные художественные материалы.

Он делает спонтанный рисунок - линии, каракули, кляксу, отпечаток мятой бумаги и т.п. После ребёнок вместе с педагогом "расшифровывают" рисунок. Педагог может задавать наводящие вопросы: "На что похоже пятнышко?", "Если это спина, то где мы можем пририсовать ноги?" и т.п.

2 - Мятая бумага. "Скульптуры".

Ребёнок мнёт кусок бумаги (тип бумаги выбирается под коррекционные задачи), и потом пытается "узнать" кто это? Что за скульптура получилась? Что можно доклеить, дорисовать в ней, чтобы образ стал ярче? Какой фон создать для "скульптуры"? Может быть, какие-то места нужно покрасить?

3 - Графика под музыку.

Работа с сухими художественными материалами (карандаши, мелки, фломастеры, пастель) под музыку, который ребёнок выбирает самостоятельно. Усложнение - взять художественный материал в не ведущую руку.

Задача здесь не создать конкретный рисунок, а обеспечить свободное движение руки с выбранным материалом по бумаге.

После окончания музыки поговорить с ребёнком "О чём твой рисунок"?

4 - Живопись под музыку. Работа с красками. "Танец кисточек".

По аналогии с графикой, только с использованием различных красок.

5 - Кляксография (с дорисовкой).

То есть рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых после необходимо разглядеть определенный образ и дорисовать его.

6 - Смешивание цветов, "создание" нового цвета.

7 - Рисование руками: пальцы, ладошки (с дорисовкой).

8 - Различные игры с красками: набрызг, растекание, торцевание.

9 - "Монотипия"

Для выполнения этого упражнения понадобится стекло. Можно использовать то, которое находится в рамке для фотографии, предварительно обработав края, чтобы ребенок не поранился во время работы. Приготовьте краски и кисти. Предложите ребенку рисовать на стекле. Точной инструкции о том, каким должен быть рисунок, давать не нужно. Пусть ребенок пробует рисовать так, как ему захочется. Покажите ему, как причудливо смешиваются краски на стекле, расплываются, перетекают друг в друга.

Это упражнение полезно тем, что не дает ребенку контролировать продукт своей деятельности, потому что краску на стекле невозможно удержать — благодаря воде она растекается, и нарисованная фигура не держит изначальную форму. Обычно этот процесс надолго затягивает детей, позволяя им находить контакт со своим бессознательным. В продолжение работы можно сделать оттиск на бумаге — приложив чистый лист к стеклу. Отпечатанный на нем рисунок можно долго изучать, кистью дорисовывать фрагменты и части, чтобы получился сюжет. Психологи используют эту технику для анализа личности ребенка, родителям и детям достаточно самого процесса.

Упражнения в технике изотерапии дают возможность расслабиться, перестать бояться совершить ошибку – ведь нет единственно правильного варианта, снизить тревожность у детей, позволяют детям выразить свои чувства и эмоции. Кроме того, дети получают от процесса работы колоссальное удовольствие и с радостью бегут на занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»   В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения ...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

Приёмы арт-терапии в работе с дошкольниками

Творчество тесно связано с жизнью ребёнка. Чувства и эмоции, вызванные повседневными событиями, находят выражение в рисунках, в пластилиновых фигурках и т.д.На сегодняшний день арт-терапия уже зареком...

Мастер-класс по использованию приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками. Муниципальный уровень 2020г.

29.09.2020 г. Виданова Ирина Леонидовна провела мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Использование  приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками". Ссылка на мастер-класс:https://...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

Мастер – класс: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...