Памятка для родителей детей с нарушениями зрения
материал по коррекционной педагогике

Федорова Елена Владимировна

Что делать, если у ребенка выявили нарушения зрения? Носить или нет так рано очки? Когда и как начать коррекционную работу? - частые вопросы родителей детей с глазными патологиями, на которые даны ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_roditelyam.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Малахит» города Чебоксары

Чувашской Республики

Консультация - памятка

«Ваш ребенок имеет нарушения зрения».

Подготовила:

учитель-дефектолог

Фёдорова Елена Владимировна

г.Чебоксары

- 2020 -

Уважаемые родители, помните:

  • При разных нарушениях зрения ребенок видит окружающий его мир по-разному. Поэтому вам необходимо четко знать его офтальмологический диагноз, правильно рассчитывать нагрузку и предъявлять к ребенку посильные требования.
  • Незрячий ребенок не живет в полной темноте, он воспринимает мир в сочетании светотеней. Поэтому не следует надевать на него темные очки под влиянием общественного мнения. Этим вы ограничиваете возможности его пространственной ориентировки.
  •  Если вашему ребенку показано ношение очков, то неукоснительно выполняйте требования офтальмолога. Объясните детям их пользу и внушите, что носит очки не стыдно. Помните, что от вашей ответственности и настойчивости зависит будущее здоровье ребенка.
  • Учитывайте время, характер и степень нарушения зрения.  Помните, что эти показатели определяют уровень сформированности представлений ребенка об окружающем мире.  Поэтому особое внимание необходимо уделять объяснению непонятных для него вещей, совместному обследованию предметов, расширению кругозора ребенка, уточнению знаний и т.д.
  • Важно понимать, что нарушенное зрение в большей степени затрагивает сферу чувственного познания (ощущения и восприятия), опосредованно влияет на развитие мышления, памяти, внимания и воображения. Поэтому ребенку необходима своевременная квалифицированная коррекционная помощь. Сокращение разрыва между временем выявления дефекта и включением ребенка в коррекционно-развивающий процесс позволит предупредить появление вторичных отклонений в развитии: нарушений в двигательной сфере, речевом и интеллектуальном развитии и т.д.
  • Важно учесть, что речь наименее страдает от нарушенного зрения и наравне с мышлением, слуховым и осязательным восприятием является основой компенсаторного развития. Поэтому особое внимание нужно уделить правильной постановке звуков и произношению, расширению словарного запаса и т.д. Следите за собственной речью, которая должна быть правильной, образной и выразительной. Не коверкайте слова и следите, чтобы ребенок активно включал речь в свою деятельность.
  • Не сомневайтесь в способностях вашего ребенка к обучению и помните, что залогом его жизненного успеха является самостоятельность, активность и инициативность. Поэтому не считайте ребенка беспомощным и беззащитным, не стремитесь все выполнять за него, полностью опекать и контролировать. Помните, что к началу школьного обучения дети должны владеть всеми навыками самообслуживания и личной гигиены, уметь самостоятельно ориентироваться в помещении, кушать, одеваться и т.д.
  • Не забывайте, что основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, которая способствует физическому развитию ребенка, усвоению норм и правил поведения, развивает навыки общения и т.д. Поэтому любая ваша совместная деятельность должна носить игровой характер. Поощряйте и организовывайте совместные игры с другими детьми. Учите ребенка выполнять возложенные на него роли и придерживаться игровых правил.
  • Не забывайте о полноценном общении. Старайтесь расширять сферу общения ребенка, обсуждайте с ним его новых друзей и знакомых, что позволит вам понять, как ваш ребенок воспринимает окружающих, владеет нормами поведения, какие трудности испытывает и т.д.
  • Старайтесь избегать крайностей в воспитании и неправильной оценке последствий зрительного дефекта. Помните, что чрезмерно щадящее отношение к ребенку (гиперопека), его восприятие как беспомощного инвалида способствует появлению эгоизма, несамостоятельности, иждивенчества, безынициативности и т.д. Одновременно излишняя строгость под маркой подготовки к жизненным трудностям, отсутствие эмоционального контакта с ребенком может привести к замкнутости, агрессивному поведению, отчужденности и т.д.
  • Постарайтесь точно представлять, как относится ребенок к своему нарушенному зрению. Помните, что одинаково плохо воспринимать себя неполноценным инвалидом и не сознавать трудностей, связанных с нарушенным зрением. Важно доказать ребенку, что слепота или слабовидение – это индивидуальная характеристика, а не ярлык неполноценности.

Литература:

  1. Григорьева Л.П, Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001.
  2. Никулина Г. В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – СПб.: «Детсво-пресс», 2002.
  3. Плаксина Л.И. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999.
  4. http:// www.ikprao.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная памятка для родителей детей с нарушениями зрения на лето.

Часто родители забывают о правилах, которые необходимо соблюдать ребёнку со зрительными патологиями. Это особенно актуально на летних каникулах, когда дети долго не ходят в детский сад. В помощь ...

Памятка для родителей детей с нарушением зрения

Очень важно обучить ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере....

Памятка для родителей детей с нарушением зрения

Памятка для родителей детей с нарушением зрения...

Памятка для родителей детей с нарушением зрения

Памятка для родителей детей с нарушением зрения...

Памятка для родителей детей с нарушенным зрением

Советы учителя-дефектолога для родителей детей с нарушенным зрением...

Памятка для родителей детей с нарушенным зрением

Памятка для родителей детей с нарушенным зрением...