АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Байдикова Ольга Владимировна

В статье обосновывается связь личностного потенциала воспитателя и процесса самореализации его в профессиональной деятельности.  Подчеркивается роль активизации личностного потенциала педагогов в процессе оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Обосновывается важность развития субъектности и рефлексивной активности как показателей оптимизации личностного потенциала воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК  376

Байдикова Ольга Владимировна

учитель-логопед

Квитченко Наталья Александровна

воспитатель

Черемных Наталья Николаевна

воспитатель

Российская федерация, Белгородская область, с. Ясные Зори, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области»

АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАТЕЛЕЙ  КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА ДОУ

Аннотация. В статье обосновывается связь личностного потенциала воспитателя и процесса самореализации его в профессиональной деятельности.  Подчеркивается роль активизации личностного потенциала педагогов в процессе оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Обосновывается важность развития субъектности и рефлексивной активности как показателей оптимизации личностного потенциала воспитателей.

Ключевые слова: личностный потенциал; профессиональная деятельность воспитателя; субъектность; рефлексивная активность; повышения качества образовательного процесса ДОУ.

Одной из важнейших особенностей профессии воспитателя является то, что специалисты данной группы напряженно функционируют на стыке интересов множества субъектов, нуждающихся в их профессиональной помощи и внимании: детей, их родителей и родственников, коллег. В связи с этим деятельность требует актуализации всех имеющихся внутренних ресурсов личности для решения профессиональных задач и достижения профессионального успеха. На сегодняшний день весьма важно, чтобы педагог создавал условия, стимулирующие ребенка искать возможности работы над собой, развивать внутренние ресурсы. Понятно, что без обретения самим педагогом таких способностей не возможна и трансляция подобной культурной модели воспитанникам.

Важной особенностью проведенного теоретического анализа труда воспитателя является то, что в психолого-педагогической литературе в основном изучаются вопросы, связанные с качеством усвоения педагогом профессиональных знаний, их системностью и глубиной, развитием необходимых способностей,  а также с подготовкой  к выполнению профессиональных функций на различных этапах профессионализации. Наряду с этим, недостаточно разработаны вопросы, связанные с анализом личностного потенциала педагога, оптимизации его психологического здоровья и психологической культуры.

Теоретический анализ литературы, а также изучение опыта профессиональной деятельности воспитателя позволили обнаружить следующее противоречия:

-  между потребностью практики в активизации личностного потенциала воспитателя и недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе.

Описание наиболее важных показателей активизации личностного потенциала воспитателя, могут внести некоторый вклад в решение данного противоречия.

По нашему мнению, среди них особое место занимает субъектность и рефлексивная активность воспитателя.

Категория субъектности активно развивается в современной психологической науке. Методологическая основа изучения субъектности, заложенная С.Л. Рубинштейном, получила свое развитие в работах К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского и др. Отечественная наука реализовала идеи С.Л. Рубинштейна об активности, инициативности, самостоятельности, самодетерминации и саморазвитии субъекта.

В современных работах по психологии субъектность  понимается как системное качество личности, позволяющее  человеку обратить действие на самого себя: « ... действие претерпевается действующим, т.е. действует на само «строение» действующего, а не только на «внешний мир» и свой непосредственный объект в нем ... » [3, 28].

       Более того, субъектность понимается не только как просто воздействие на собственное строение, но и как практическое преобразование всей собственной жизнедеятельности. Таким образом, субъектность тесным образом связана со способностью реализовывать себя, это инструментальная характеристика личности, позволяющая человеку быть хозяином и режиссером своей жизни и своего развития, оптимально используя наличные внутренние и внешние ресурсы. Кроме того, субъектность играет существенную роль в поддержании и развитии гармоничного состояния внутреннего мира педагогов, что существенно влияет на их эмоциональный фон, и как следствие, на поведение в процессе выполнения профессиональных обязанностей.  Субъектность тесным образом связанна с процессом рефлексирования.

Рефлексия - это не просто механизм оценки и идеального выбора конкретного действия в данной ситуации, а механизм создания моделей поведения, моделирования способа жизнедеятельности. Если нахождение решения задачи является прямым результатом в процессе рефлексии, то его скрытым результатом является саморазвитие личности, отражающее процесс активизации личностного потенциала.

Рефлексивная активность отражает как процесс, так и результат рефлексии. В понимании рефлексивной активности мы опираемся на определение, данное М.С. Титковой: «Многоаспектное, структурное психическое образование, раскрывающее взаимосвязь собственного Я личности и внешней реальности с целью актуализации адаптационного потенциала» [4, 9].

        Таким образом, мы убеждены, что рефлексивная активность и субъектность выступают необходимыми показателями активизации личностного потенциала воспитателя, способствующего повышению качества  образовательного процесса в ДОУ. Однако, внутреннее «самостроительство» педагога не автоматический процесс, ему необходимо время, а также  продуманные и специально организованные внешние условия.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Деркач, А. А. Акмеологические стратегии развития: Монография / А.А. Деркач - М.: Изд-во РАГС, 2006. – 184 с.
  2. Лифинцева, Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя / Н.И. Лифинцева – М.: изд-во МПГУ; Курск: Изд-во КГПУ, 2000.
  3. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. – Москва-Нальчик, «Эль-Фа».1996. – 128с.
  4. Титкова, М.С.    Рефлексивная активность в структуре адаптационного потенциала личности / М.С. Титкова: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. – СПб, 2008. - 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация ТЕМА: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.»

Презнтация раскрывает значение ИОМ для реализации личностного потанциала ребёнка в ДОУ, его принципы, этапы, методы....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.

Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на определённые  группы детей. В индивидуальном образовательном маршруте определяется...

Предметная среда как средство раскрытия и развития личностного потенциала ребенка

В статье раскрыт вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...

Песочная терапия, как средство оптимизации эмоционально-личностной сферы ребёнка. (методические рекомендации)

Развитие эмоциональной сферы, гуманных  чувств, осознание нравственных понятий детей и повышение адаптационных возможностей детей раннего дошкольного возраста через использование метода песочной ...

Проект ЛРОС «Развитие эмоционального интеллекта как средство формирования личностного потенциала дошкольников»

Итоговая работа в рамках повышения квалификации по курсу «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений»...