Организация речи педагогов и родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра при их обучении и воспитании
консультация по коррекционной педагогике

Свитавская Дарья Петровна

В данной статье будут даны рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и педагогов, работающих с  детьми, каким образом организовать собственную речь, для того, чтобы ребенок с РАС понимал смысл обращенной фразы, а также стремился к коммуникации с вами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация речи педагогов и родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра

при их обучении и воспитании

У ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) наблюдаются трудности с началом и поддержанием коммуникации, а также с пониманием смысла сообщений. Поэтому для взрослых так важно умение адаптировать свою речь к уровню развития ребенка.

Развернутая, сложноорганизованная речь может восприниматься некоторыми детьми как шум, сбивать их с толку. Таким детям нужно больше времени, чтобы понять смысл сказанного и ответить.

Вот несколько простых рекомендаций для педагогов и родителей, имеющих детей с РАС:

  • Адаптируйте свою речь. Говорите меньше — это позволит ребенку лучше понять ваше сообщение. Контролируйте длину фразы. Будьте на шаг впереди. Если ребенок использует только отдельные слова, постарайтесь сократить вашу фразу до двух слов. Если ребенок неговорящий, используйте отдельные слова. Например, вместо фразы «пойдем гулять» — только слово «гулять».
  • Предоставьте ребенку время на обработку информации (обычно рекомендуют посчитать про себя до семи), прежде чем повторить вопрос или инструкцию.
  • Используйте речевую фразу «сначала — потом». Перечисляйте события в том порядке, в котором они должны произойти (например, «сначала завтрак, потом прогулка»).
  • Старайтесь, чтобы ребенок увидел вас, обратил на вас внимание. Встаньте напротив, поощряйте контакт глаза в глаза. Используйте жесты или другие виды визуальной поддержки.
  • Постарайтесь не использовать фраз в переносном значении (например «бить баклуши» (лениться), многие дети с РАС не понимают их смысла или воспринимают буквально.
  • Предъявляйте инструкцию только в утвердительной форме, не задавайте вопросов (вместо «пойдешь спать?» или «пойдешь обедать?» говорите «идем спать» или «идем обедать», когда собираетесь укладывать или кормить ребенка).
  • Обращайтесь к ребенку по имени, когда хотите, чтобы он ответил вам или что-то сделал. Многие дети с РАС не понимают, что обращения «дети» или «все» имеют к ним отношение.
  • Подкрепляйте попытки адекватной коммуникации со стороны ребенка, используя игры, любимые игрушки.
  • Поощряйте действия по очереди («сначала ты, потом я», «теперь твоя очередь»).

Используя перечисленные выше рекомендации при обучении, воспитании, в режимных моментах, ребенок с РАС научится лучше понимать, слушать и слышать ваши инструкции, что будет способствовать активизации его речевой деятельности и установке положительного контакта между вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Семинар для педагогов «Особенности развития коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра»

Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с детским аутизмом, является нарушение коммуникативных навыков....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра

Первым социумом, в который должен быть включен ребенок, является его семья. Очень многому ребенок научится в процессе взаимодействия с родителями в повседневной жизни и в игре. Именно в семье ребенок ...

Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальной деятельности в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра»

Одним из важнейших направлений, по мнению педагогов коррекционного обучения, в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра:  музыкальная и танцевальная терапия. Музыка стан...

Рекомендации родителям, имеющих детей с расстройством аутистического спектра

В статье даются рекомендации родителям, имеющих детей с расстройством аутистического спектра....