Содержание программного материала по развитию связной речи у детей 5 – 7 лет с ОНР по периодам обучения
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Иванова Ольга Александровна

Материал для учитенлей - логопедов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание программного материала по развитию связной речи

 у детей  5 – 7 лет с ОНР по периодам обучения

Периоды

Старшая группа

Подготовительная к школе  группа

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. формирование диалогической речи:

* понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда, типа: встань, позови, принеси, поставь, и т. д.

*  ответы на вопросы логопеда:

- отрицательным или утвердительным словом;

- одним словом или словосочетанием;

- простым нераспространенным предложением;

- простым распространенным предложением;

* обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? Что делает? Что? Кому? Чем?; самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом; предложением.

2. Объединение простых предложений в короткий рассказ.

3 Заучивание коротких стихов, загадок, рассказов.

4. Составление коротких рассказов-описаний предмета (элементарных).

5. Обучение пересказу художественных текстов (ребенок вставляет нужное слово, словосочетание или предложе-ние; логопед использует наводящие вопросы, картинки).

 

1. Совершенствование разговорно-диалогической речи:

* самостоятельная постановка вопросов: кто? Что? Что делает? Какой? Какая? Какое? Какие? и ответы на них.

* заучивание и инсценирование диалогов;

* пересказ текста с включением диалога действующих лиц;

* самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.

2. Заучивание стихотворений, коротких рассказов в соответствии с лексической или грамматической темой.

3. Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов.

4. Составление и заучивание загадок с называнием признаков, действий, частей предмета-отгадки.

5. Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, заданного плана.

6. Пересказ коротких рассказов.

7. Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам.

8. Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.

9. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

2 период  (декабрь, январь, февраль, март)

1. Выполнение заданий, требующих понимание признаков предмета (цвет, размер, форма).

2. Речевое обозначение выполненных действий.

3. Совершенствование разговорной речи, умения вести несложный диалог.

4. Овладение элементарными формами описательной речи, обучение умению сравнивать два предмета одной родовой группы, разных родовых групп.

5. Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.

6. Проведение бесед по сюжетным картинкам, формирование умения объединять отдельные высказывания в связное сообщение.

7.Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжетных картинок.

8. Дальнейшее обучение пересказу с использованием вопросов, картин и плана.

9. Драматизация  стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.

1. Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочитанному, пересказы по ролям, инсценирование).

2. Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).

3. Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).

4. Составление рассказов:

  • по серии сюжетных картинок;
  • по одной сюжетной картинке;
  • по предложенному началу;
  • по заданному плану;
  • по моделировании ситуации и графическому плану;
  • по аналогии.

5. Обучению умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения материала на странице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.

3 период  (апрель, май, июнь)

1. Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов.

2. Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуации и сюжетной картинки.

3. Сравнение 2-3-4 предметов по их признакам и действиям.

4. Учить рассказывать стихи, загадки, диалоги, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.

5. Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по заданиям:  вставить пропущенное звено; по цепочке.

6. Составление рассказов из деформированного текста в 3 – 4 предложения (нарушена последовательность событий).

7 Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.

8. Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию (придумывания начала и конца рассказа) – с детьми, имеющими довольно высокий уровень развития связной речи.

1. Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.

2. Дальнейшее развитие монологической речи:

  • пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом;
  • установление причинно-следственных связей в небольших текстах, отрывках;
  • составление рассказов:

- из деформированного текста;

- по набору предметных картинок, объединенных одной темой;

- по опорным словам и предметным картинкам;

Составление рассказов всех типов.

3. Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов, драматизации.

4. Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе».

Доклад об опыте работе. Может быть использован родителями при подготовке ребёнка к школе....

Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

Содержание образовательной области коммуникация. Развитие связной речи младших дошкольников

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, ини...

Содержание образовательной области коммуникация. Развитие связной речи младших дошкольников

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, ини...

"Маленькие рассказы". Практический материал для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методическая разработка для развития экспрессивной речи детей с ТМНР...

Календарно-тематический план по развитию связной речи для старшего дошкольного возраста на период декабрь, январь, февраль.

Календарно-тематический план по развитию связной речи для старшего дошкольного возраста на период декабрь, январь, февраль....