Совместное взаимодействие детей и взрослых – условие развития речи ребенка
статья по коррекционной педагогике

В данной статье дано объяснение важности взаимодействия взрослого и ребенка для речевого развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ryvkina.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

Как показывают многочисленные исследования, формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка — не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. В этот возрастной период он учится строить первые предложения, первые обобщения, у него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками. Предпосылки развития речи определяются двумя основными составляющими этого процесса: неречевой предметной деятельностью ребенка и речевой деятельностью взрослого в процессе общения с ребенком.
Как отмечал СЛ. Рубинштейн, для овладения значением слова необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления, удовлетворяя реальные потребности ребенка, включалось в его жизнь и деятельность. Это становится возможным лишь в ситуации, когда он в состоянии активно вносить изменения в действующую на него среду и изменять в каждой ситуации соотношения влияющих на него раздражителей. А это, в свою очередь, зависит от уровня развития коммуникативной деятельности ребенка, поскольку именно в деятельности общения со взрослым впервые осуществляется формирование субъективного образа объективного мира.
Социальная ситуация жизни ребенка приводит к возникновению специфических видов его деятельности со взрослым — эмоциональному общению в период младенчества и деловому сотрудничеству со взрослым в период раннего детства. В период доречевого развития именно это сотрудничество, выражающееся в содействии взрослого ребенку, выполняет функции коммуникации и руководства. Как отмечает Д.Б. Эльконин, в такой совместной деятельности взрослый, организуя действия ребенка, одновременно выполняет функции поощрения и контроля за их выполнением, что приводит к усвоению ребенком общественной функции предмета и овладению техническими приемами его осуществления.
Согласно концепции М.И. Лисиной, акты общения, неоднократно повторяясь, не исчезают бесследно, а оставляют некий продукт, постепенно накапливающийся в опыте общения и связанный с активным познанием друг друга как целостных личностей и как носителей определенных свойств. Иными словами, ребенок, являясь объектом познания взрослым, сам познает и воздействует на взрослого.
В связи с этим речь выступает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения со взрослым, которые встают перед ребенком на определенном этапе развития его коммуникативной деятельности.

Значение речи в становлении у детей внеситуативных или речевых форм общения переоценить трудно, так как вне конкретной ситуации решение коммуникативных задач познавательного и личностного характера между взрослым и ребенком становится невозможным без использования речевых средств. Таким образом, возникнув в общении, из потребности в общении и для целей общения, речь и в дальнейшем развитии самым тесным образом связана с коммуникативной деятельностью ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности детей и взрослых по развитию речи с использованием ИКТ технологий для детей 5-6 лет. "В гости сказка к нам пришла"

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происх...

«Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в ...

«Влияние взаимодействия детей со взрослыми на развитие личности ребенка»

Влияние взрослого на формирование личности ребенка осуществляется также в процессе других видов деятельности — рисования, конструирования, лепки, аппликации, выполнения трудовых и учебных заданий....

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...

Буклет "Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка 4-5лет»

Буклет "Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка 4-5лет»...

Консультация для родителей по теме: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Методы и приемы для обогащения словаря детей:• дидактические, развивающие, настольные игры;• подвижные игры с текстом;• сюжетно-ролевые игры;• драматизация сказок;• игров...

Буклет для родителей детей с ЗПР "Условия развития речи ребенка в семье при подготовке к школе"

В буклете представлены условия для успешного развития речи ребенка в пределах семьи при подготовке к школе....