Главные вкладки

    «Подготовка детей к письму»
    статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Юркова Валентина Николаевна

    Работа  по подготовке детей к письму начинается за долго до поступления в школу. Наша задача состоит в том, подготовить детей к письму, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx27.31 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Подготовка детей к письму»

    Работа  по подготовке детей к письму начинается за долго до поступления в школу. Наша задача состоит в том, подготовить детей к письму, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

    Овладение письмом — длительный, трудоемкий процесс. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонко-координированных графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

    Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координации, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.

    Работа  по подготовке детей к письму включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

    • развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);
    • развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумага, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.);
    • развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм  движений, слово и жест;
    • развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).

    К старшему дошкольному возрасту ребенок без труда застегивает пуговицы, завязывает шнурки на обуви, тесемки. Помогите вашему ребёнку приобрести соответствующий навык с помощью тренировок и упражнений.

    Для развития кистей рук поиграйте в игры с мелким конструктором, мозаикой, полепите из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев.

    К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

    Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

    Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

    Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы».

    Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых для письма.

    Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить. Все это доставляет им радость и удовольствие. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

    Симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезывание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

    Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции — аппликации. Мальчики — батальные сцены, фантастические картины на различные темы. Девочки — сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезывание человечков. Если их раскрасить, получается целый хоровод непохожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание.

    Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости.

    Вначале рассмотрите швейные принадлежности, уточните их назначение, познакомьте с образцами вышивок. Особое внимание уделите рассматриванию иголки. Используйте иглу длиной 40 мм, не тонкую, с продольным ушком. Расскажите правила обращения с иголкой: не бросать иглу, а вкалывать в игольницу; игла всегда должна быть с ниткой; не брать иглу в рот; передавать иглу можно только тупым концом и с нитью и т. д. Первый шов, который осваивают дети, это шов «вперед иголку». Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Затем ребята осваивают шов «через край». Этим швом они могут сначала обшивать кусочек картона, плотной бумаги (например, обшивать швом «через край» закладку для книги, сувенирный квадрат, треугольник).

    Вначале можно наколоть ряд отверстий по контуру, чтобы дети освоили способ действия с иглой, затем шов выполняется самостоятельно.

    Все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, т. е. имитируют соответствующее движение руки, а затем действуют с иголкой и ниткой.

    Детям поначалу трудно бывает научиться завязывать узелок на нитке. Обучите их этому с помощью подводящих движений: скатывание бус из бумаги, запуск маленьких игрушечных волчков с помощью пальцев. Если нет готовых волчков, их можно сделать самостоятельно разными способами, например, проткнуть очищенной от серы спичкой лепешку пластилина, картонный  кружок, пробку от бутылки. Запуск волчка требует характерных скатывающих движений пальцами, близких к созданию узелка на нитке. Опыт показывает, что детям шести лет доступны и простейшие виды вязания крючком и на спицах. Вязание на спицах служит эффективным средством подготовки к письму.

    Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Дошкольники должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.        С этой целью используйте игры на развитие и закрепление умения ориентироваться в пространстве. Чаще употребляйте точные пространственные термины. Если рассмотреть тетрадь  (страницы в тетради, расположение строк). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «нижний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка» и т. д., должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Для закрепления этих выражений и пространственных ориентировок используются игровые упражнения типа «Куда ускакал зайчик?». В тетради взрослый двигает в разных направлениях фигурку зайчика, а ребёнок называет, где он находится (в каком углу, на какой строчке), затем ребёнок передвигает фигурку зайчика по указанию взрослого, либо ребёнок сам выбирает направление движения фигурки и сообщает, куда спрятался зайчик.

    Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания (закрашивание или обведение клеток, зарисовка геометрических фигур и т. д.), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клетки, расстояния между фигурами.  Используйте диктанты, закрепляющие умение детей ориентироваться на плоскости. На тетрадной странице под диктовку взрослого дети зарисовывают определенные значки. Например, в правом верхнем углу рисуют кружок, в левом нижнем углу — два кружка, в начале второй строки рисуют палочку и т. д. Задания постепенно усложняются. Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Его развитию способствуют различные танцевальные и физкультурные движения под музыку, требующие от детей согласованных действий. Полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь. Это могут быть считалки. Ритмичность движений и графические навыки развиваются в графических упражнениях. Например, упражнение «Дождь». Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В  зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек.

    Важнейшую роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Наблюдения показывают, что у части детей формируется неправильный навык обращения с пишущими предметами (карандашом, фломастером, ручкой). Он проявляется в следующем:

    • неправильное положение пальцев. Ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак. При этом часто  карандаш лежит не на среднем пальце, а на указательном и т. д.;
    • неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета. Ребенок держит карандаш либо слишком далеко, либо очень близко к нижнему пишущему кончику;
    • неправильное положение руки. Кисть вывернута так, что верхний конец карандаша или ручки  ориентирован не на плечо пишущей руки, а в сторону или от себя. При этом кисть и локоть зависают над столом;
    • слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) нажим при рисовании и письме,
      напряженное сжимание пишущего предмета;
    • неправильная поза. Ребенок горбится, наваливается грудью на стол, опускает левый локоть на
      колено, изгибается, подкладывает под себя ногу и т. д.

    Необходимо предупредить формирование неправильного навыка.

    Для уточнения своих наблюдений можно использовать и специальные задания. Например, предложить ребенку нарисовать карандашом одним движением окружность диаметром 3 — 3,5 см (по образцу). Если кисть слабо развита и ребенок склонен ее фиксировать на плоскости, он не справляется с заданием: рисует вместо круга овал, рисует окружность значительно меньшего размера или рисует ее в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показательным для определения фиксированное кисти является преимущественное рисование ребенком на листе бумаги очень маленьких предметов.

    О недостаточной работе пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если при этом он постоянно поворачивает лист, не меняя направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, необходима соответствующая тренировка пальцев и руки. Иначе отставания в письме могут быть значительными. Поэтому систематический контроль взрослого за ребенком является условием предупреждения неправильного формирования двигательного стереотипа.

    Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму? Это прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование — рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов узора, познает приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, над, под, посредине и т. д.), учится правильно определять направление линий и движения руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), развивает глазомер. Все это имеет самое непосредственное отношение к подготовке к письму. Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания.

    Родителям необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Нередко можно видеть целые альбомы, раскрашенные ребенком небрежно, без соблюдения контуров изображений, отдельными штрихами, ломаными

    линиями и т. д. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления. Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой.

    Контролируйте параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш.

    Должны выполняться и правила штриховки: не выходить за контуры фигуры,

    соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (оно не должно превышать 0,3 — 0,5 см).

    Для упражнения в штриховке могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов. В настоящее время успешно используются линейки-трафареты геометрических фигур, фигурные линейки (декада).

    Рекомендации:

    Вначале дети ощупывают трафареты указательным и средним пальцем.

    Затем, положив трафарет (фигурную линейку) на лист бумаги, левой рукой прижимают его к бумаге, а правой карандашом обводят контур фигуры. После того как дети научились обводить контуры фигур, они приступают к их штриховке. Способ штриховки. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы.

    Основные направления штриховки: сверху вниз, слева направо (но не справа налево!), снизу вверх. Линии могут быть прямыми, наклонными, волнистыми и т. д.

    Для развития точности и уверенности движения руки используйте игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.

    Например, игра «От дома к дому». На листах бумаги в разных местах (слева-справа, вверху-внизу) рисуются разноцветные домики. Задача ребенка — точными прямыми линиями соединить между собой домики одинакового цвета или формы. При этом линия должна рисоваться одним росчерком, по возможности прямо, затем параллельно ей рисуется такая же линия так, чтобы все домики были соединены ровными дорожками. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, а затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действие словами: «От домика к домику, от домика к домику» .

    Игра «Кто быстрее — кто ровнее?» упражняет детей в точности и координации графических движений. Мама рисует две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной линией слева направо. Задача ребёнка— сменяя маму, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии. Аналогично проходит игра «Парашютисты». В верхней части листа рисуется несколько разноцветных точек (это парашютисты), внизу небольшой круг — место их приземления. Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений (овалов, линий, крючков, треугольников). В тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма . Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо.

    В начале каждого занятия надо показать детям, как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем это движение отрабатывается, имитируется в воздухе. Потом дети воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной копии образец элемента и самостоятельно. Через 2 — 3 минуты непрерывного письма (ребенок обычно за это время заполняет одну-две строки) следует перерыв, затем заполняются еще две строки.

    Постоянно надо следить за позой ребенка во время письма.

    Мебель должна соответствовать его росту, при этом согнутые в коленях под прямым утлом ноги твердо стоят на полу или подставке. Расстояние от тетради до глаз устанавливается так: рука, согнутая в локте, опирается на стол, а кончики пальцев касаются уголка глаза. Свет падает слева.

    Надеюсь эти советы помогут вам подготовить руку ребёнка к письму.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. «Подготовка детей к письму».

    Выступление воспитателя. 1. Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребёнка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание. Подготовка к письму предполага...

    Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования.

    Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования....

    Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к письму.

    Работа предназначена для воспитателей и родителей старших дошеольников....

    Подготовка детей к письму

    Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание....

    Мастер - класс для родителей "Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к письму"

    В мастер-классе вы познакомитесь с играми и упражнениями направленными на развитие мелкой моторики рук ребенка при подготовке к письму. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"102695...

    Буклет для родителей "Роль художественно-творческой деятельности «Рисование – линейная графика» в подготовке детей к письму"

    Основной целью работы является художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, подготовка детей к письму, т.е. по возможности развитие ...