статья «Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя – логопеда».
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шакурова Лилия Мтэллэповна

Лэпбук в работе логопеда. Очень популярный в работе, удобный. Рассказыва о своём опыте создания и применения лэпбука. Фотографии мноо в альбоме с соответствующим названием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему «Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя – логопеда».

фото 1

Находившись в постоянном поиске новых технологий, мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, как говорится в поговорке «Всё новое – это забытое старое». Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ направляет учителей-логопедов на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми, имеющие тяжёлые нарушения речи. Одной из таких интересных форм работы можно считать лэпбук.

Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности. А для детей делает логопедические занятия интересными и увлекательными, направленными на развитие и коррекцию имеющихся речевых нарушений.

Что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка.

Это самодельная папка, которую ребёнок (или группа детей) может удобно разложить у себя на коленях (парте, столе, на полу) и просмотреть всё её содержимое. При этом выполнить предлагаемые задания, узнать что-то новое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержится весь необходимый систематизированный материал  по выбранной вами теме.  В лэпбуке много кармашков, конвертиков, окошек, дверей, подвижных деталей, которые ребёнок может доставать, перекладывать, собирать, складывать по своему усмотрению или по заданию.

Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию участников коррекционно-развивающего процесса и отвечающее требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде. Лэпбук:

информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный материал);

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части, а также возможность добавлять новые задания, обновлять речевой материал);

доступный (его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех ребят).

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его автор, нет правильного или неправильного метода его создания. Всё зависит от того, как логопед воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

С целью эффективного создания лэпбука необходимо соблюдать последовательность работы:

  • выбрать тему;
  • составить план;
  • нарисовать макет;
  • продумать элементы;
  • подготовить необходимый материал.

фото2

Представляю вашему вниманию лэпбук «Звук Ш». Данное пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста и может быть использовано в разных вариантах:

как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях;

так и в ходе речевой работы воспитателя с детьми по заданию логопеда.

Эта интерактивная папка имеет массу достоинств и позволяет:

  • формировать психологическую базу речи;
  • сократить сроки коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения;
  • формировать грамматические категории;
  • обогащать активный и пассивный словарный запас речи детей с ТНР;
  • развивать познавательно – речевую активность учащихся;
  • развивать связную речь.

Содержание лэпбука включает игры и задания на изолированное закрепление и автоматизацию нарушенного звука.

Артикуляционная гимнастика  представлена картинками. Речевое дыхание также можно отработать по этому пособию: ребёнок дует на шмеля, шмель слетает с цветка.

«Звуковые дорожки» использую для реализации следующих задач:

закреплять правильную артикуляционную позу, кинестетические ощущения;

отрабатывать правильное произношение звука, отображающие длительное и короткое произнесение, а также с вынужденными остановками;

развивать просодические компоненты речи: изменение ритма, темпа и силы голоса;

развивать глазо - двигательную функцию (прослеживание); моторику пальцев рук (координацию, точность и дифференцированность движений), а также способность к переключению.

фото3.

С помощью игры «Где звук Ш» реализуются следующие задачи:

учить выделять общий звук в словах;

учить находить место звука в слове.

Правила игры: посади шмеля на первый, последний или на цветок посередине. В зависимости от местонахождения звука в слове.

Игра «Жадина» учит детей согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными.

-Мой мешок, моё шило, моя мышка и т.д.,

Игра «Лабиринты» развивает пространственные отношения, графомоторные навыки и помогает автоматизировать изолированный звук.

Все игры находятся в конвертиках, что повышает интерес детей к пособию.

фото 4.

Игра «Один-много» направлена на автоматизацию звука в словах. И на умение изменять слова по числам.

Игра «Больше-меньше». Автоматизация звука в предложениях  с союзом А:

Эта матрёшка большая, а эта маленькая.

Так же развивает операции сравнения и правильное употребление наречий больше-меньше:

-Эта матрёшка больше, а эта меньше.

фото 5.

На занятиях по коррекции звукопроизношения мы также развиваем и логическое мышление. В этом нам помогают пазлы. Необходимо собрать пазлы и назвать все предметы на собранной картинке.

Игра «Что в мешке» позволяет автоматизировать звук в предложениях и учит правильно использовать предлог В в речи.

фото 6.

Игра «Что у Маши, что у Миши» на липучках, что так же не даёт угаснуть интересу детей во время занятия.

Дети берут карточки с картинками и приклеивают на липучки, при этом произнося предложения:

-У Миши гармошка, а у Маши ромашка.

Работа может быть как индивидуальной, так и подгрупповой.

фото 7 и 8.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что логопедическая работа с использованием технологии лэпбук, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Безусловно, лэпбук - технология имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику коррекционно-развивающего образования. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз захочет возвратиться к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, научиться говорить правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Статья "Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда"

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то...

Статья "Использование планшетного ПК в коррекционной работе учителя-логопеда "

Самым удобным интерактивным инструментом для занятий, как в учебном учреждении, так и дома, является планшетный компьютер. Разработано большое количество авторских программных продуктов с участие...

«Использование технологии хромотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»

В работе представлены практические упражнения, апробированные на практике...

«Использование инновационной технологии «Криотерапия» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В последнее время стремительно развивается крионика-наука о холоде. И уже сегодня с помощью криогенных камер могут поправить здоровье и улучшить самочувствие каждый из нас.Закаливание холодной водой и...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...