Мастер-класс " Приемы работы с агрессивными детьми"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Мастер-класс "Приемы работы с агрессивными детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_po_agresssii.docx | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на тему «Приемы работы с агрессивными детьми»
Педагог - психолог
Константинова О.Б.
г.Энгельс
2020 г.
Мастер-класс педагога-психолога «Приемы работы с агрессивными детьми»
Мастер-класс «Приемы работы с агрессивными детьми».
Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт-терапия;
-познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в образовательной деятельности.
- показать продуктивные способы работы с агрессивными детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых педагогом-психологом на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приглашаю в круг вас всех.
Хочу вам предложить поприветствовать друг друга по-особенному.
1. Упражнение «Подари улыбку другу»
Цель: создание положительного настроя
Психолог: Посмотрите на соседей слева, справа, впереди и дарите им свои добрые улыбки, затем поместите улыбку на ладонь и отправьте её, сдувая всем присутствующим в круге.
Психолог: Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Приемы работы педагога-психолога с агрессивными детьми». Сегодня мы вспомним и проиграем всем известные упражнения для того, чтобы использовать их для работы с детьми проявляющих агрессивность в поведении и действиях.
Для того чтобы настроиться на работувыполним следующее упражнения в действиях:
2. Словесная игра «Я»
Цель: Повышение самооценки, улучшение настроения.
Инструкция:
Я вопросы хочу вам задать,
Ваше дело — отвечать,
Выше руки поднимайте
И кричите громко: «Я»,
Чтоб услышали друзья.
Вопросы:
Кто у нас хороший, красивый и пригожий?
Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?
Кто из нас, людей приличных, меньше всех был на больничном?
Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?
Кто начальство обожает, а коллег всех уважает?
Кто со мной будет играть, настроенье улучшать?
Психолог: Спасибо, а теперь немного теории, я попрошу вас занять места в кругу на стульчиках.
Ход мастер-класса
Эмоциональное состояние участников образовательного и воспитательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности.
Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.
Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трех–пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что еще в дошкольный период надо правильно относиться к поведению агрессивного ребенка.
Что же такое агрессия?
Агрессия- это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.
Агрессивное поведение – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п.).
Наиболее остро проявляется агрессия у детей 2-3 лет.
Всплеск детской агрессии в этом возрасте обусловлен совпадениями нескольких факторов:
1. Кризис 3-х лет. Знаменитое «Я — сам». Малышня в этом возрасте очень стремится делать все так, как ему надо, подражать взрослым, делать все самостоятельно. (Доходит частенько до абсурда из-за какой-нибудь ерунды. Например, ребенок может начать истерику с дракой из-за того, что родители сами открыли/закрыли дверь и пр.)
2. Недостаточное развитие речи, самоконтроля и навыков общения. Многие дети в этом возрасте еще плохо говорят. Соответственно, не могут объяснить, что им надо. И самоконтроля еще как такого нет. Особо остро эта проблема проявляется в общении со сверстниками. Тут детская агрессия частенько бывает взаимной.
Агрессия у детей 4-7 лет обычно проявляется только в игровых ситуациях.
Это связано с тем, что после 4-х лет уже развивается самоконтроль. Дети в этом возрасте начинают сдерживать свою злость и перестают выражать ее через кулаки. Но тут частенько встает вопрос вербальной агрессии, т. е. дети начинают ругаться, сквернословить.
Попробуем представить агрессивного ребенка, какой он,и выполнив следующее упражнение:
3. Упражнение «Мозговой штурм» (листочки, карандаши)
Инструкция: «У каждого из вас есть листочки, запишите на них, какие, по-вашему, черты свойственны агрессивным детям?» (2-3 минуты)
Давайте обсудим, что вы записали. (по желанию)
- Они часто перекладывают на других свою вину за вспыхнувший инцидент;
- В окружающих они видят постоянную угрозу нападения или обиды;
-Чаще испытывают негативные эмоции;
- Такие дети фиксированы на себе, других людей воспринимают как обстоятельства, мешающие их жизни, не стремятся понимать чувства других. (например)
Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Выделяют следующие виды агрессии:
1) Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
2) Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
3) Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п., и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
4) Раздражение (вспыльчивость, грубость);
5) Негативизм (оппозиционное поведение).
Что же влияет на появление агрессивного поведения у ребенка? Подробно останавливаться на них не буду просто перечислю т. к. каждому из вас подготовлен буклет «Советы педагога-психолога по работе с агрессивными детьми» в котором указаны причины и методы коррекции агрессивного поведения у ребенка.
Выделяют следующие причины агрессивного поведения у ребенка:
• Недостаток двигательной активности, физической нагрузки.
• Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии;
• Повышенная тревожность (комплекс несоответствия);
• Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье;
• Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки);
• Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.
Дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников воспитательного и образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки у участников воспитательного и образовательного процесса, использую один из методов психологической работы - это Арт-терапию.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Современная арт-терапия включает множество направлений:
• Музыкальная терапия
• Игровая терапия
• Драматеарпия
• Сказкотерапия
• Библиотерапия
• Кинотерапия
• Танцевальная терапия
• Фототерапия
• Изотерапия
• Мандала-терапия
• Песочная терапия
3. Практическая часть.
Предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии, которые, применяю для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного и воспитательного процесса.
Для начала выполним упражнение «10 секунд» для создания атмосферы доверия и комфорта, что бы настроиться на продуктивное, позитивное сотрудничество.
Упражнение «10 секунд»
Цель: активное изучение друг друга, создание позитивного единства группы.
Инструкция:
За рабочей суетой порой некогда взглянуть друг на друга, поговорить. Поэтому будем это делать сейчас.
После команды «1,2,3 — группу собери!», Вы все начнете ходить по залу и быстро собираться в группы по названным признакам. После звука колокольчика вы останавливаетесь и рассматриваете свою группу на правильность выполнения задания.
Начинаем: «1,2,3 — группу собери!»
Признаки:
по цвету волос
по цвету глаз
по наличию часов на руках
по длине волос
по стилю обуви
по тому, сколько детей, братьев, сестёр в семье
по настроению, которое сейчас испытываете.
- Спасибо, присаживайтесь на свои места.
- Какое у вас настроение?
- Что вы узнали, выполняя данное упражнение?
- В чем были затруднения?
Следующее упражнения предлагаю выполнить в технике изотерапии.
Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов:
• краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
• для создания коллажей и объёмных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная фольга, коробки от конфет, открытки, тесьма, верёвочки, текстиль;
• природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, ветки, мох, камешки;
• для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
• бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
• кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
Предлагаю вам упражнение «Волшебный рисунок».
Оно поможет Вам овладеть художественно-символическими средствами выражения своего эмоционального состояния, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров.
Инструкция: Попрошу Вас разделиться на четыре команды, и определиться с эмоцией, которую испытывает ваша команда в данный момент, затем изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа- смайлика восковыми свечами, помня о том, что наносить свечей эмоцию желательно добротно. (музыка)
-А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой.
- Что вы можете сказать о той эмоции, которую видите на листе?
-Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору (музыка)
-Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.
-Придумайте историю о получившимся смайлике.
-Спасибо!
Одним из направлений изотерапии является лепка.
В процессе увлекательной лепки ребенку приходится выбирать подходящий цвет пластилина, а также смешивать между собой некоторые тона. Это способствует развитию у детей творческого мышления, восприятие прекрасного. Происходит своего рода «лечение цветом». Цветовая терапия подсознательно успокаивает, делает жизнь более яркой/интересной и позволяет отвлечься.
Предлагаю вашему вниманию упражнение «Пластилиновое настроение» (влажные салфетки)
Инструкция: Вначале выберете кусочек пластилина определенной окраски, разомните, разогрейте его в своих ладошках. (музыка) Теперь изобразите свое представление о счастье. (музыка)
- Давайте разместим ваше «счастье» на общем столике, рассмотрите счастья остальных. (музыка)
- Спасибо, присаживайтесь на свои места.
- Что вы чувствовали при выполнении данного упражнения?
- Какое чувство у вас осталось по завершению данного упражнения?
Это упражнение можно выполнять с закрытыми глазами. Тогда это будет еще и медитация. Форма необязательно должна проявиться. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться.
Следующее направление арт-терапии, о котором хотелось бы рассказать это игровая терапия.
Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры.
Как ведущая деятельность, она не только предоставляет особые возможности для изучения эмоциональной сферы детей с агрессивным поведением, но и является адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии.
Игра «Два барашка» направлена на снятие физической агрессии, предоставляет ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Инструкция: Вам нужно разбиться на пары, и рассредоточится по залу, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упиреться ладонями друг в друга.
Пока играет музыка ваша задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше, как только музыка заканчивает звучать, вы опускаете руки и расслабляете все мышцы. (повторяем 3-5 раз) (быстрая музыка)
- Какие эмоции у вас после данной игры?
-Что ощущаете?
Следующее упражнение направлено на снятие вербальной агрессии упражнение "Обзывалки овощами и фруктами"
Инструкция: "Вам нужно сделать общий круг, и передавя мяч по кругу, называть друг друга разными «обзывалками» - овощами и фруктами.
Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты,. , морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. (проводим 1 круг)
А теперь передаем еще раз мячик и говорим своему соседу что-нибудь приятное,например: " А ты, солнышко!"
- Расскажите о ваших ощущениях при выполнении данного упражнения.
Данная игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.
Следующее направление в современной арт-терапии – музыкотерапия.
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Давайте поиграем в игру «Дождь в лесу»
Инструкция: Вы продолжаете стоять по кругу; повернувшись друг за другом – и «превращаетесь» в деревья в лесу, слушаете текст и выполняйте действия по тексту. (музыка)
- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
-Спасибо!
-Молодцы!
- Какие у вас ощущения?
Также в работе с детьми использую танцевальную терапию для выражения всех эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.
Вам предлагаю выполнить упражнение «Подари движение»
Под звучание веселой музыки Вам необходимо повторять движения за мной, но затем кивком головы я даю знак следующему начинать свои движения, в такт музыке, и так продолжается по кругу. (3-5 минут) (музыка веселая)
-Молодцы!
- Какие ощущения у вас после выполнения данного упражнения?
- Спасибо!
В заключении мастер-класса выполним упражнение «Спасибо».
Образуем теплый круг, встаем близко друг к другу касаясь плечиками, мысленно кладем в левую руку все то, с чем пришли сегодня, свой багаж знаний, настроения, мыслей, опыта, а на правую руку – то, что получили на этом занятии нового. И передавая по кругу клубочек правой рукой проговариваем, что узнали нового на этом занятии, какие эмоции у вас сейчас.
- А теперь улыбнемся друг другу, и поаплодируем себе за прекрасную работу.
- Спасибо всем за активную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.
Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....
Мастер-класс "Обучение приемам работы со сказкой"
Обучение родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания....
Психологические приемы работы с агрессивными детьми
Методы и приемы работы воспитателя по коррекции агрессии у дошкольников, реккомендации родителям....
Мастер-класс «Приемы работы с агрессивными детьми».
Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.Задачи:- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт-терапия;-познакомит...
"Методы и приемы работы с агрессивными детьми"
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно вли...
Мастер класс «Приемы работы с агрессивными детьми»
Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста.Задачи:Познакомить с понятием “агрессия”, причинами агрессивного поведения детей, направлениями работы...
Мастер-класс "Приемы работы с агрессивными детьми"
Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.Задачи:- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт...