«Здоровьесберегающие технологии в работе с особыми детьми».
статья по коррекционной педагогике

Склярова Наталия Вадимовна

«Здоровьесберегающие технологии в работе с особыми детьми».

В жизни для человека значение здоровья очень велико. Оно играет огромную роль начиная от нашего настроения и психологического состояния и заканчивая физическим состоянием. С самого раннего детства заботливые родители стараются следить за состоянием здоровья их малыша. Когда ребёнок взрослеет, ему необходимо прививать навыки и умения самостоятельно следить за собой. Самые простые привычки это гигиенические: чистка зубов, принятие душа, чистая одежда и постельное бельё. При проявлениях каких-либо болезненных симптомов лучше всего обратиться к врачу и в точности соблюдать его рекомендации, ни в коем случае не стоит заниматься самолечением и надеяться на «авось само пройдёт». Хорошее состояние здоровья приносит в жизни человеку только радость и возможность заниматься тем, что ему интересно.

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

«Особые дети». Кто они?

Особыми называют детей-инвалидов или детей с особыми потребностями. Этот термин был предложен самими инвалидами, потому что так они чувствуют себя комфортнее. Особыми принято считать детей с физиологическими и физическими проблемами. Это дети-астматики, ребята с тяжёлыми артритами, пороками сердца, дети, потерявшие конечности, или родившихся без них, но имеющих здоровую нервную систему. Эта группа ближе ко всем обычным детям. К этому направлению относятся инвалиды детства, имеющие тяжелые формы инвалидности: дети с синдромом Дауна, дети с аутизмом и ДЦП, дети с нарушением в развитии: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, а также дети с комплексными нарушениями развития. Федеральный государственный стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья и определяет особые условия получения ими образования, индивидуальные потребности, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сейчас особое внимание уделяется инклюзивному образованию, а это возможность для детей с ограниченными возможностями обучаться в условиях общеобразовательного заведения наравне с другими детьми. Так как образовательная среда подстраивается под ребенка.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии».

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. А если добавить категорию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), то добавляется работа по коррекции нарушений в психическом, эмоциональном и речевом развитии.

         Под здоровьесберегающими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков развития детей с ОВЗ. Здоровьесберегающая деятельность в может включать в себя разные направления:

  • медико-профилактические технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. К признакам здоровьесберегающей образовательной технологии можно отнести:

  • индивидуализацию психологических и педагогических воздействий;
  • согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера);
  • учёт особенностей вида и темпа деятельности;
  • использование интерактивных форм образования дошкольников;
  • творческий характер образовательного процесса;
  • учёт возрастных особенностей;
  • построение образовательного процесса с учётом физиологических особенностей ребёнка.

 Здоровьесберегающие технологии с точки зрения современной педагогической науки рассматривают как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является сегодня одной из самых перспективных образовательных систем XXI века. В педагогической литературе можно встретить много рекомендаций по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовании детей с ОВЗ. Внедрение в систему образовательной организации инклюзивного образования заставляет педагогов искать педагогические технологии, обеспечивающие адекватные приемы образования с коррекционной направленностью в отношении детей с особенными образовательными потребностями.

 Среди задач реализации государственных гарантий получения доступного качественного образования всеми детьми первоочередной является задача обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности каждого, а также расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.

 Актуальной также является задача социализации воспитанников, приобщения их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

         Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей. Поэтому педагогу необходимо найти оптимальное комплексное использование здоровьесберегающих мероприятий, которые позволят повысить эмоциональный настрой и работоспособность детей всей группы. Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обычных детей и детей с ОВЗ. Существует множество здоровьесберегающих образовательных   технологий.

 Основные здоровьесберегающие (коррекционные) образовательные технологии.

Психогимнастика и психокоррекционные игры представляют собой совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка.

 Физкультминутки, которые могут быть заполнены гимнастикой для глаз, пальцев или музыкальными паузами, являются эффективным активным отдыхом для детей. Применение кратковременных минуток отдыха способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности детей, что позволяет сохранять здоровье детей и в то же время повысить работоспособность детей с ОВЗ.

 Пальчиковая гимнастика (пальчиковый театр, пальчиковые игры с мячом) является самым распространенным видом коррекционной работы. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и мозг, поддерживают мозговые системы в оптимальном соотношении. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка. При проведении пальчиковой гимнастики используется основной принцип от простого к сложному. Отдельные приёмы пальчиковой гимнастики варьируются в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей.

         Дыхательная гимнастика - - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. Она помогает избавиться от различных недугов бронхов, типа бронхиальной астмы, обструктивного либо хронического бронхита, а также великолепно справляется и с различного рода деформациями костно-связочной системы. С её помощью очень легко справиться с переутомлением, бессонницей и чрезмерной усталостью. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. В настоящее время дыхательная гимнастика заслужила признание миллионов людей, которым, благодаря ей, удалось вернуть себе здоровье. Это один из самых чудодейственных методов оздоровления.   

Гимнастика для глаз - замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполняет её в течение нескольких минут. Глаза ребёнка отдыхают.

Зрительная гимнастика для глаз на занятиях может проводиться в различных формах: игровая пятиминутка с разными предметами, использование зрительных тренажёров (индивидуальные, настенные), опора на схему и зрительные метки, гимнастика по словесной инструкции, по табличкам.

         Самомассаж (массаж карандашом, массаж стоп, массаж уха, волосистой части головы) положительно влияет на развитие высших психических функций ребёнка: память, внимание, зрительно-моторную координацию, развитие речи, мышечного тонуса мышц и подготовку руки к обучению письму. Игровые приёмы массажа кистей рук с использованием карандашей различных по форме, толщине и характеру поверхности, значительно улучшают тонкую моторику рук, улучшают графомоторные функции пальцев рук. Так как моторика пальцев и кистей рук находится в корреляционной зависимости с моторикой органов артикуляции, то можно предполагать, что этот вид игрового массажа карандашами будет способствовать улучшению моторики органов артикуляции, что отразится на улучшении качества произносительной стороны речи.

         Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений, зрительно-моторной координации, стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка. Песочная терапия оказывает благотворное влияние на снижение психофизического напряжения, регулирует мышечное напряжение, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображение, закрепляет знания о сенсорных эталонах.

         Инновационным подходом при обучении детей с ОВЗ считается Су-джок-терапия. Эта система воздействия стимулирует биологически активные точки и зоны на теле ребенка, соответствующие всем органам и системам, расположенные на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами. На коррекционных занятиях происходит стимулирование точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребёнка, при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Логоритмика - современный комплекс занятий, направленных на развитие речи и моторики «в связке», поскольку у детей естественным образом эти два аспекта развития идут параллельно. Логоримика стимулирует речевую активность. Используют приёмы «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

         Игры на развитие пространственной ориентации являются неотъемлемой частью математической подготовки ребенка к школе. У ребенка старшего дошкольного возраста должны быть сформированы пространственные представления о направлениях: влево, вправо, расположении вверху, внизу, впереди, позади, между, рядом.

 Кинезитерапия - это направление лечебной физкультуры, для лечения разных заболеваний движением. Суть кинезитерапии в том, что нужно двигаться, напрягая суставы и мышцы, не смотря на боль. Для этого нужно совершать правильные движения, преодолевая мышечную недостаточность. Нагрузки должны правильно дозироваться, упражнения усложняться, а спектр движений расширяться.

Тактильные и сенсорные дорожки здоровья, массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы активно воздействует на рецепторы стопы, стимулирующие работу внутренних органов. Способствует улучшению психического, эмоционального и физического здоровья у ребенка. Развивает вестибулярный аппарат, координацию движений, также применяется для профилактики плоскостопия.

Упражнения для мышечной релаксации, водные и сухие бассейны - это способ снятия напряжения путем попеременного сокращения и расслабления мышц. Регулярное применение упражнений мышечной релаксации улучшает общее самочувствие, избавляет от хронической усталости, помогает бороться со стрессом, повышает тонус организма, улучшает эмоциональное состояние человека, укрепляет нервную систему.

Холдинг-терапия (англ. hold — «держать», «удерживать») — метод, суть которого заключается в лечении удерживанием. В основе холдинг-терапии лежит естественное желание матери обнять ребенка и удержать его рядом с собой, когда его поведение или самочувствие вызывают обеспокоенность. Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам, и вступлению в диалог с окружающими. Холдинг-терапия показана, в первую очередь, аутичным детям или детям с некоторыми признаками аутизма. Кроме того, ее можно применять при реабилитации детей с такими отклонениями в поведении, как: агрессия, аутоагрессия, тиранические наклонности, гиперактивность, непослушание (постоянный отказ выполнять сказанное), снижение самооценки, которое ощущает отверженный ребенок (находящийся под опекой или усыновленный, переживший агрессию взрослых), нарушения сна в раннем возрасте, частый длительный плач ночью без видимых оснований.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами. Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, потому что помогает расслабиться и снять напряжение.

Сказкотерапия - это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию. Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение. Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Вокалотерапия - это новомодное название такого известного явления как лечение пением. Это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам.

Хромотерапия - это направленное с лечебной целью воздействие на тело человека или его участок пучка света видимого излучения. Доказано, что видимый свет или его отдельные спектральные компоненты (цвета) оказывают то или иное влияние на психологические и физиологические процессы в организме. В связи с этим в физиотерапевтической практике возникло новое направление – хромотерапия, или цветотерапия, как разновидность фототерапии. Цвет, как известно, представляет собой энергетический поток и может быть расщеплен на множество цветов. Его энергия положительно или отрицательно влияет на тело. Болезни – результат энергетического дисбаланса в организме. Хромотерапия с помощью воздействия того или иного цвета дает телу энергию, которой он лишен, восстанавливая равновесие и особым образом влияя на состояние разных органов.

Игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.

         Монтессори-терапия -  это система саморазвития ребенка. В центре системы Монтессори всегда стоит ребенок, а вокруг него специально созданная развивающая, предметно-пространственная и социальная среда. Монтессори-терапия представляет собой лечебную педагогику, как подход, обеспечивающий терапевтические и интеграционные условия. Монтессори-терапия помогает обучать детей навыкам самообслуживания, развивать у них самостоятельность, самоконтроль, мелкую моторику, умения и навыки, формирует независимо от диагноза адекватный поведенческий репертуар, и дает необходимое обучение академическим знаниям по возрасту.

Иппотерапия - лечение с помощью лошадей (от греческого «hippos» – лошадь). Это форма реабилитации, при которой используются гимнастические упражнения на лошади (вольтижировка). Альтернативный метод лечения разнообразных заболеваний, связанных с нервной и опорно-двигательной системой, в том числе инвалидности, ДЦП, паралича, аутизма. Учеными было проведено большое количество исследований по изучению воздействия этого метода на организм человека. Было доказано позитивное влияние общения с животными на развитие личностных качеств и внутреннего мира не только детей, но и взрослых.

Практика показывает, что применение всех перечисленных технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка. Педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо творчески подойти к использованию перечисленных технологий, а также привлечь родителей к их применению в домашних условиях.

Литература.

1. Архипова Е.Ф. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №9. – С.44–51.

2.  Волошина Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. №1. – С 46 - 48.

3. Волошина Л.С. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л. А. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 114 – 117.

4. Кудинова, М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников.] // Логопед. – 2010. – № 2. – С. 74 – 78.

5. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. // М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – С. 25.

6. Источник: http://phisioterapia.ru/vidy/drugie/hromoterapiya-chto-eto-takoe.

7. Источник: https://razvivashka.online/metodiki/skazkoterapiya-dlya-detey.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В жизни для человека значение здоровья очень велико. Оно играет огромную роль начиная от нашего настроения и психологического состояния и заканчивая физическим состоянием. С самого раннего детства заботливые родители стараются следить за состоянием здоровья их малыша. Когда ребёнок взрослеет, ему необходимо прививать навыки и умения самостоятельно следить за собой. Самые простые привычки это гигиенические: чистка зубов, принятие душа, чистая одежда и постельное бельё. При проявлениях каких-либо болезненных симптомов лучше всего обратиться к врачу и в точности соблюдать его рекомендации, ни в коем случае не стоит заниматься самолечением и надеяться на «авось само пройдёт». Хорошее состояние здоровья приносит в жизни человеку только радость и возможность заниматься тем, что ему интересно.

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

«Особые дети». Кто они?

Особыми называют детей-инвалидов или детей с особыми потребностями. Этот термин был предложен самими инвалидами, потому что так они чувствуют себя комфортнее. Особыми принято считать детей с физиологическими и физическими проблемами. Это дети-астматики, ребята с тяжёлыми артритами, пороками сердца, дети, потерявшие конечности, или родившихся без них, но имеющих здоровую нервную систему. Эта группа ближе ко всем обычным детям. К этому направлению относятся инвалиды детства, имеющие тяжелые формы инвалидности: дети с синдромом Дауна, дети с аутизмом и ДЦП, дети с нарушением в развитии: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, а также дети с комплексными нарушениями развития. Федеральный государственный стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья и определяет особые условия получения ими образования, индивидуальные потребности, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сейчас особое внимание уделяется инклюзивному образованию, а это возможность для детей с ограниченными возможностями обучаться в условиях общеобразовательного заведения наравне с другими детьми. Так как образовательная среда подстраивается под ребенка.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии».

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. А если добавить категорию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), то добавляется работа по коррекции нарушений в психическом, эмоциональном и речевом развитии.

         Под здоровьесберегающими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков развития детей с ОВЗ. Здоровьесберегающая деятельность в может включать в себя разные направления:

  • медико-профилактические технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. К признакам здоровьесберегающей образовательной технологии можно отнести:

  • индивидуализацию психологических и педагогических воздействий;
  • согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера);
  • учёт особенностей вида и темпа деятельности;
  • использование интерактивных форм образования дошкольников;
  • творческий характер образовательного процесса;
  • учёт возрастных особенностей;
  • построение образовательного процесса с учётом физиологических особенностей ребёнка.

 Здоровьесберегающие технологии с точки зрения современной педагогической науки рассматривают как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является сегодня одной из самых перспективных образовательных систем XXI века. В педагогической литературе можно встретить много рекомендаций по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовании детей с ОВЗ. Внедрение в систему образовательной организации инклюзивного образования заставляет педагогов искать педагогические технологии, обеспечивающие адекватные приемы образования с коррекционной направленностью в отношении детей с особенными образовательными потребностями.

 Среди задач реализации государственных гарантий получения доступного качественного образования всеми детьми первоочередной является задача обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности каждого, а также расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.

 Актуальной также является задача социализации воспитанников, приобщения их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

         Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей. Поэтому педагогу необходимо найти оптимальное комплексное использование здоровьесберегающих мероприятий, которые позволят повысить эмоциональный настрой и работоспособность детей всей группы. Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обычных детей и детей с ОВЗ. Существует множество здоровьесберегающих образовательных   технологий.

 Основные здоровьесберегающие (коррекционные) образовательные технологии.

Психогимнастика и психокоррекционные игры представляют собой совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка.

 Физкультминутки, которые могут быть заполнены гимнастикой для глаз, пальцев или музыкальными паузами, являются эффективным активным отдыхом для детей. Применение кратковременных минуток отдыха способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности детей, что позволяет сохранять здоровье детей и в то же время повысить работоспособность детей с ОВЗ.

 Пальчиковая гимнастика (пальчиковый театр, пальчиковые игры с мячом) является самым распространенным видом коррекционной работы. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и мозг, поддерживают мозговые системы в оптимальном соотношении. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка. При проведении пальчиковой гимнастики используется основной принцип от простого к сложному. Отдельные приёмы пальчиковой гимнастики варьируются в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей.

         Дыхательная гимнастика - - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. Она помогает избавиться от различных недугов бронхов, типа бронхиальной астмы, обструктивного либо хронического бронхита, а также великолепно справляется и с различного рода деформациями костно-связочной системы. С её помощью очень легко справиться с переутомлением, бессонницей и чрезмерной усталостью. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. В настоящее время дыхательная гимнастика заслужила признание миллионов людей, которым, благодаря ей, удалось вернуть себе здоровье. Это один из самых чудодейственных методов оздоровления.         

Гимнастика для глаз - замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполняет её в течение нескольких минут. Глаза ребёнка отдыхают.

Зрительная гимнастика для глаз на занятиях может проводиться в различных формах: игровая пятиминутка с разными предметами, использование зрительных тренажёров (индивидуальные, настенные), опора на схему и зрительные метки, гимнастика по словесной инструкции, по табличкам.

        Самомассаж (массаж карандашом, массаж стоп, массаж уха, волосистой части головы) положительно влияет на развитие высших психических функций ребёнка: память, внимание, зрительно-моторную координацию, развитие речи, мышечного тонуса мышц и подготовку руки к обучению письму. Игровые приёмы массажа кистей рук с использованием карандашей различных по форме, толщине и характеру поверхности, значительно улучшают тонкую моторику рук, улучшают графомоторные функции пальцев рук. Так как моторика пальцев и кистей рук находится в корреляционной зависимости с моторикой органов артикуляции, то можно предполагать, что этот вид игрового массажа карандашами будет способствовать улучшению моторики органов артикуляции, что отразится на улучшении качества произносительной стороны речи.

         Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений, зрительно-моторной координации, стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка. Песочная терапия оказывает благотворное влияние на снижение психофизического напряжения, регулирует мышечное напряжение, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображение, закрепляет знания о сенсорных эталонах.

         Инновационным подходом при обучении детей с ОВЗ считается Су-джок-терапия. Эта система воздействия стимулирует биологически активные точки и зоны на теле ребенка, соответствующие всем органам и системам, расположенные на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами. На коррекционных занятиях происходит стимулирование точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребёнка, при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Логоритмика - современный комплекс занятий, направленных на развитие речи и моторики «в связке», поскольку у детей естественным образом эти два аспекта развития идут параллельно. Логоримика стимулирует речевую активность. Используют приёмы «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

        Игры на развитие пространственной ориентации являются неотъемлемой частью математической подготовки ребенка к школе. У ребенка старшего дошкольного возраста должны быть сформированы пространственные представления о направлениях: влево, вправо, расположении вверху, внизу, впереди, позади, между, рядом.

 Кинезитерапия - это направление лечебной физкультуры, для лечения разных заболеваний движением. Суть кинезитерапии в том, что нужно двигаться, напрягая суставы и мышцы, не смотря на боль. Для этого нужно совершать правильные движения, преодолевая мышечную недостаточность. Нагрузки должны правильно дозироваться, упражнения усложняться, а спектр движений расширяться.

Тактильные и сенсорные дорожки здоровья, массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы активно воздействует на рецепторы стопы, стимулирующие работу внутренних органов. Способствует улучшению психического, эмоционального и физического здоровья у ребенка. Развивает вестибулярный аппарат, координацию движений, также применяется для профилактики плоскостопия.

Упражнения для мышечной релаксации, водные и сухие бассейны - это способ снятия напряжения путем попеременного сокращения и расслабления мышц. Регулярное применение упражнений мышечной релаксации улучшает общее самочувствие, избавляет от хронической усталости, помогает бороться со стрессом, повышает тонус организма, улучшает эмоциональное состояние человека, укрепляет нервную систему.

Холдинг-терапия (англ. hold — «держать», «удерживать») — метод, суть которого заключается в лечении удерживанием. В основе холдинг-терапии лежит естественное желание матери обнять ребенка и удержать его рядом с собой, когда его поведение или самочувствие вызывают обеспокоенность. Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам, и вступлению в диалог с окружающими. Холдинг-терапия показана, в первую очередь, аутичным детям или детям с некоторыми признаками аутизма. Кроме того, ее можно применять при реабилитации детей с такими отклонениями в поведении, как: агрессия, аутоагрессия, тиранические наклонности, гиперактивность, непослушание (постоянный отказ выполнять сказанное), снижение самооценки, которое ощущает отверженный ребенок (находящийся под опекой или усыновленный, переживший агрессию взрослых), нарушения сна в раннем возрасте, частый длительный плач ночью без видимых оснований.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами. Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, потому что помогает расслабиться и снять напряжение.

Сказкотерапия - это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию. Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение. Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Вокалотерапия - это новомодное название такого известного явления как лечение пением. Это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам.

Хромотерапия - это направленное с лечебной целью воздействие на тело человека или его участок пучка света видимого излучения. Доказано, что видимый свет или его отдельные спектральные компоненты (цвета) оказывают то или иное влияние на психологические и физиологические процессы в организме. В связи с этим в физиотерапевтической практике возникло новое направление – хромотерапия, или цветотерапия, как разновидность фототерапии. Цвет, как известно, представляет собой энергетический поток и может быть расщеплен на множество цветов. Его энергия положительно или отрицательно влияет на тело. Болезни – результат энергетического дисбаланса в организме. Хромотерапия с помощью воздействия того или иного цвета дает телу энергию, которой он лишен, восстанавливая равновесие и особым образом влияя на состояние разных органов.

Игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.

        Монтессори-терапия -  это система саморазвития ребенка. В центре системы Монтессори всегда стоит ребенок, а вокруг него специально созданная развивающая, предметно-пространственная и социальная среда. Монтессори-терапия представляет собой лечебную педагогику, как подход, обеспечивающий терапевтические и интеграционные условия. Монтессори-терапия помогает обучать детей навыкам самообслуживания, развивать у них самостоятельность, самоконтроль, мелкую моторику, умения и навыки, формирует независимо от диагноза адекватный поведенческий репертуар, и дает необходимое обучение академическим знаниям по возрасту.

Иппотерапия - лечение с помощью лошадей (от греческого «hippos» – лошадь). Это форма реабилитации, при которой используются гимнастические упражнения на лошади (вольтижировка). Альтернативный метод лечения разнообразных заболеваний, связанных с нервной и опорно-двигательной системой, в том числе инвалидности, ДЦП, паралича, аутизма. Учеными было проведено большое количество исследований по изучению воздействия этого метода на организм человека. Было доказано позитивное влияние общения с животными на развитие личностных качеств и внутреннего мира не только детей, но и взрослых.

Практика показывает, что применение всех перечисленных технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка. Педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо творчески подойти к использованию перечисленных технологий, а также привлечь родителей к их применению в домашних условиях.

Литература.

1. Архипова Е.Ф. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №9. – С.44–51.

2.  Волошина Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. №1. – С 46 - 48.

3. Волошина Л.С. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л. А. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 114 – 117.

4. Кудинова, М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников.] // Логопед. – 2010. – № 2. – С. 74 – 78.

5. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. // М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – С. 25.

6. Источник: http://phisioterapia.ru/vidy/drugie/hromoterapiya-chto-eto-takoe.

7. Источник: https://razvivashka.online/metodiki/skazkoterapiya-dlya-detey.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависитего будущее процветание.Во всех существующих программах воспитания и...

Презентация на тему Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми сТНР

В моей презентации есть материал, которй поможет узнать больше о видах и применении здоровьесберегающих технологий....

Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более, чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место...

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...