АООП
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Майорова Людмила Павловна

Адаптированная основная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (задержка психического развития).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop.docx357.93 КБ

Предварительный просмотр:

F:\аттестация 2020\АООП\Майорова Л.П 001.jpg

2

Оглавление

1.

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

3

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

3-4

1.4.

Характеристика  особенностей развития  детей дошкольного возраста с ОВЗ (задержкой психического развития) 6-8 лет

4-8

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

8

1.6.

Механизм отслеживания результатов

 (оценка продуктивности реализации Программы)

9 -10

2.

Содержательный раздел

10

2.1.

Организация коррекционно-развивающей деятельности деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

10-15

2.2.

Формирование игровой деятельности

15-16

2.2.

Описание специальных условий обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

16 - 17

2..3

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

17 - 18

III . Организационный раздел.

18

3.1    

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

18 -19

3.2

Планирование организованной образовательной деятельности (ООД)

20 -21

3.3.

Организация развивающей предметно – пространственной среды для ребенка с ОВЗ

21 -22

3.4.

Организация работы с родителями ребенка с ОВЗ

 22

3.5.

Список литературы.

22 - 23

Приложение 1 (Краткая характеристика ребенка с ОВЗ)

Приложение 2 Диагностические карты

3

1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка

    На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные, необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

   Данная программа предназначена для работы с ребенком старшей группы (6-8 лет) с ОВЗ (ЗПР), который посещает общеобразовательную группу детского сада.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Задачами деятельности по выполнению образовательной программы компенсирующей и комбинированной направленности являются:

– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

– сохранение и укрепление здоровья;

– коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии;

– создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;

– формирование общей культуры.

Цели и задачи  реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Исходя из поставленных целей и задач Программа строится на следующих принципах:

- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в соответствии с направленностью и режимом группы.

- Системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач.

4

- Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.

- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

- Принцип дифференциации: организация обучения и развития  с учётом уровня актуального развития

- Принцип сотрудничества: формирование личности ребёнка происходит в сотрудничестве и совместной деятельности всех специалистов ДОУ, детей и родителей.

-Принцип комплексности: решение любой педагогической задачи с учётом всех факторов (состояние здоровья ребёнка, оказывающее влияние на его работоспособность, интересов, потребностей, уровня развития ребёнка, сложности задачи).

1.4.Характеристика  особенностей развития  детей дошкольного возраста с ОВЗ

 (задержкой психического развития) 6-7 лет

У детей 6-8 лет с задержкой психического развития значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, наблюдается низкий уровень развития абстрактного мышления.

Анализ объектов отличается у детей  6-7 лет с задержкой психического развития меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Подобная картина обнаруживается при обобщении. Умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак является одним из существенных условий овладения понятиями в процессе обучения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой психического развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Адекватное выполнение таких заданий предполагает, прежде всего, наличие необходимого запаса родовых понятий таких, как «мебель», «посуда», «растения», «животные» и т.д. Дети 6-7 лет этой категории могут правильно воспроизвести в среднем лишь половину необходимых понятий. Это относится не только к родовым, но и видовым понятиям. Иногда это бывает связано с недостаточным личным опытом ребенка и бедностью его представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Для формирования родовых понятий используются образные логические упражнения. Важно, чтобы они предъявлялись в определенной последовательности: упражнения в словесной классификации

5

следует проводить после овладения детьми навыками группировки реальных предметов и изображений. В дальнейшем уместно предлагать детям более сложные задания: выделить группы

однородных предметов из предложенного материала, указывая общее слово и перечисляя единичные предметы, относящиеся к понятию, которое оно обозначает.

Большинство детей 6-7 лет с задержкой психического развития достаточно хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по группам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них трудностей.

При классификации сложного геометрического материала и классификации по двум признакам продуктивность выполнения работы несколько снижается. Основная трудность заключается в том, что дети не могут мысленно осуществить операцию совмещения двух признаков. Однако они оказываются в состоянии выполнить задание, если им предоставляется возможность практически действовать с объектами классификации.

Недостаточное развитие мыслительных операций отчетливо проявляется у ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития при выполнении различных учебных заданий. Процесс решения интеллектуальных задач определяется эмоционально-волевыми особенностями ребенка. Часто дети с задержкой психического развития называют первый пришедший на ум ответ, и задача оказывается не решенной даже в тех случаях, когда потенциально они в состоянии справиться с нею. Дети с особыми образовательными нуждами нередко подменяют трудную для них задачу более легкой. Они как бы сознательно стремятся избежать усилий, связанных с умственным напряжением при решении интеллектуальных задач. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Нарушение речевого развития детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития носит системный характер и входит в структуру дефекта. Для этих детей характерны бедность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по их семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование. Низкий уровень владения морфемным составом слова приводит к неумению распознавать его семантику по значимым словообразовательным компонентам. Например, вместо «порвали кораблик» говорят «сломали». Шоссе, тропинку, мостовую обозначают одним словом «дорога», не чувствуя разницы в лексическом значении слов.

Дети 6-7 лет с задержкой психического развития имеют различные недостатки речевого развития, помимо нарушений звуковой стороны речи наблюдаются отклонения в ее лексико-грамматическом оформлении.

Для речи рассматриваемой категории дошкольников характерны: ограниченный круг используемых частей речи (в основном существительные, глаголы, личные местоимения), затруднения в словообразовании. При усложнении синтаксической конструкции в речи детей 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития проявляются аграмматизмы, особенно в

6

согласованиях косвенных падежей существительных с прилагательными и местоимениями («много хвойные деревья», «на зеленых лугов», в неправильном управлении «Дед тащит репка»).

Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с задержкой психического развития 6-7 лет период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной и той же грамматической категории может быть использован один и тот же словообразовательный аффикс. В отличие от нормы, когда неправильность неологизма осознается самим ребенком, дети 6-7 лет с задержкой психического развития в большинстве случаев определяют образованное ими слово как правильное. При по парном сравнении грамматически верно и неверно оформленных предложений многие дети воспринимают их как правильные, меньшинство считают, что одно из этих предложений неправильное, но не могут указать, какое. Нарушения становления словообразовательных процессов у детей данной группы обусловлены более поздним, по сравнению с нормой, формированием обобщенных классов слов с выраженными трудностями их дифференциации.

В 6-7 летнем возрасте дети с задержкой психического развития не умеют самостоятельно пересказать прослушанный текст, составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. При составлении устных сочинений наблюдается быстрое соскальзывание с заданной темы на другую, более знакомую и легкую; привнесение в рассказ побочных ассоциаций и инертных стереотипов; частое повторение одних и тех же слов и фраз; постоянное возвращение к высказанной мысли. Сложноподчиненные предложения, которые составляют дети этой группы, настолько пространны, что иногда у слушающего создается впечатление, что ребенок, начав говорить, не может остановиться. Все это является результатом затруднений в планировании и развертывании речевого сообщения.

Внимание дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Детям свойственна пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних дошкольников максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; у других детей сосредоточение внимания наступает после того, как они приступят к деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания. У большинства дошкольников данной категории внимание неустойчивое - быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к усвоению только малого объема информации. Меньшую группу составляют дети с пассивным вниманием:

7

медленно сосредоточиваются и также медленно переключаются на другую работу. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей с задержкой психического развития значительное смысловое и эмоциональное содержание. Посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой деятельности детей 6-7 лет с задержкой психического развития и увеличивают количество ошибок.

У всех дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала. Очень важную роль играет непроизвольная память ребенка. Дети с задержкой психического развития запоминают хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на два - три года. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития — их низкая познавательная активность. Дошкольникам седьмого года жизни с задержкой психического развития свойственны импульсивность, расторможенность, повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, медлительность, которые обычно сохраняются при воспроизведении заученного материала. Назвав несколько запомнившихся слов или картинок, они считают свою задачу выполненной и не предпринимают попыток вспомнить больше. После дополнительного стимулирования со стороны взрослого большинство детей рассматриваемой категории воспроизводят дополнительно некоторое количество материала, что свидетельствует о том, что сами они не до конца реализуют возможности своей памяти. Дети с задержкой психического развития обнаруживают более низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, наборов слов и предметных картинок. В связи с этим необходимо отбирать материал так, чтобы уменьшить объем его запоминания примерно в 2 раза по сравнению с нормой. При этом заслуживает специального внимания тот факт, что полнота воспроизведения в значительной мере зависит от сложности задания. Недостатки произвольной памяти у детей с задержкой психического развития проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности.

У многих детей 6-7 лет с задержкой психического развития наблюдаются трудности с восприятием учебного материала. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно, вследствие этого не получает достаточной информации об окружающем мире. Скорость восприятия у дошкольников с задержкой психического развития становится заметно ниже той, что считается нормальной для данного возраста, фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Дети рассматриваемой категории испытывают

8

затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если те перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дошкольники 6-7 лет с задержкой психического развития не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, ошибочно воспринимают сочетания букв.

Недостатки слухового восприятия у дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития проявляются в фонематических нарушениях. Такие дети плохо дифференцируют глухие и звонкие согласные ( «б» - «п», «д— «т» и т.п.), с трудом выделяют звуки и последовательность звуков в словах со сложной слоговой структурой (особенно при сочетании согласных - «зонт», «страна» ). Им трудно вычленить слово из предложения, предложение из текста.

Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении). Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с задержкой психического развития с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов. Узость пространственного восприятия проявляется в выполнении задания не до конца.

Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у дошкольников с задержкой психического развития также имеет свои особенности. (Приложение 1)

   1.5. Планируемые результаты освоения детьми Программы

В результате реализации Программы ребенок с ЗПР:

- имеет стабильную динамику физического и нервно–психического развития:

 - обладает продуктивным и более устойчивым вниманием,

- у него развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое мышление, ручная моторика;

 - владеет диалогической и монологической формами речи;

 - стремится наладить контакт; имеет основы  социальной адаптации к жизни в обществе;

 - владеет элементарными культурно – гигиеническими навыками;

- сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности с учётом их психомоторного развития ;

- познавательная активность;

9

- эмоционально отзывчивые, откликаются на эмоции близких людей, сверстников, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

- способны решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту и индивидуальным возможностям;

 - имеют первичные представления о себе и собственной принадлежности, семье и распределении семейных обязанностей,  окружающем мире и природе;

– владеет умением слушать взрослого и выполнять его указания;

1.6.Механизм отслеживания результатов

 (оценка продуктивности реализации Программы)

В условиях введения ФГОС возникает необходимость определения структуры и содержания, как диагностического изучения ребёнка с ЗПР, так и коррекционно-развивающей работы, способствующей развитию его эмоционального, социального и интеллектуального потенциала, формированию позитивных личностных качеств.

Для решения данной цели ведущим средством является организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка, что предполагает с одной стороны, уточнения его диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой стороны – разработки индивидуального маршрута развития ребёнка. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей включает психолого-педагогическое обследование с целью выявления их особых образовательных потребностей, и мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы.

Специалисты ДОУ проводят комплексное диагностическое обследование познавательной, речевой, эмоционально-личностной сфер воспитанников в соответствии с дидактическими задачами на начало и конец учебного года, используя комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ 5-7 лет на основе материалов:

- Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко и С. Д. Забрамной. — М., 2003.

- Психолого-педагогич. диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 2005.

- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М., 1981.

- Ветер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

- Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, — 2012.

10

- Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья: /Ред. сост. Г.Н. Лаврова – Челябинск, 2012.

- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития — М., 2004.

Результаты обследования фиксируются в протоколах, аналитических таблицах которые представлены в рабочих программах специалистов. (Приложение 2)

Этапы диагностического обследования

Содержание деятельности

Документация

1 этап – сентябрь.

 Обследование начинается   с 1 сентября по 30 сентября 2019 г.

 Цель обследования на начальном этапе - определить уровень развития воспитанника.

Комплексное всестороннее обследование ребенка

- Протоколы обследования.

- Перспективные и индивидуальные планы коррекционной работы.

2 этап январь

Анализ результатов динамического развития

Протоколы обследования Корректировка индивидуальных планов работы.

3 этап апрель

Цель – определить результативность коррекционно-развивающей работы по Программе.

Психолого-педагогическое обследование с целью анализа динамики развития.  Обобщение данных по результатам коррекционно-развивающей работы за год.

- Протоколы обследования Диагностические карты

- Отчетная документация.

II.Содержательный раздел.

2.1.Организация коррекционно-развивающей деятельности.

   Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с ребёнком, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие

11

воспитанников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.

     Коррекционная работа направлена на освоение ребенком с ОВЗ программы, его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Структура организованных форм обучения разработана с учетом специфики развития ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития. Содержание коррекционной работы направлено на выравнивание психофизиологического развития ребенка с ЗПР, освоение основной образовательной программы ДОУ.

        Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с ЗПР, представленными в пяти образовательных областях.

Образовательная область «Социально-коммуникативное  развитие»

Формировать опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Формировать уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Сенсорное развитие:

    Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

12

слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

Приобщение к социокультурным ценностям

Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения.

Способствовать появлению в словаре обобщающих понятий:

игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.

Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Конструирование из строительного материала.

Познакомить с крупным  пластмассовым , деревянным конструктором.

Развивать умение выполнять простейшие конструкции по образцу взрослого.

Закреплять умение разбирать конструкции.

Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.

Первичные представления об объектах окружающего мира.

 Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.

Способствовать реализации потребности в действиях с предметами.

Продолжать расширять и уточнять представления о предметном мире Формировать  представления о транспорте (машина, самолет и пр.).

Ознакомление с природой

Знакомить с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.

Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

Вместе наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Образовательная область «Речевое развитие»

Способствовать развитию речи как средства общения.

Формировать умение рассматривать картинки, книги, игрушки

13

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру, находить  их местоположение; имитировать действия людей и движения животных ( «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь:

• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

• глаголами, обозначающими действия (взять, положить, принести и т.д), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, обнять), их  эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата,  слухового внимания.

Упражнять в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Помогать отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).

   Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Необходимо выбирать произведения с учетом степени его доступности и близости содержания жизненному опыту детей.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

Вызывать интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Развивать восприятие, обогащать и сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

14

Рисование

Обращать внимание на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.

Привлекать внимание к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям.

Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить

детей к рисованию предметов округлой формы.

Лепка

Вызывать интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.

Учить отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники);

делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Музыкальная деятельность

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Учить внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.

Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем).

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет), выполнять плясовые движения в кругу, менять

движения с изменением характера музыки.

15

Образовательная область «Физическое развитие»

   Учить ходить и бегать, не наталкиваясь на предметы и других детей. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

Развивать желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

2.2.Формирование игровой деятельности:

Одним из основных положений является признание общности закономерностей  развития нормального ребенка и дошкольника с ОВЗ. Это означает, что в жизни каждого ребенка, не зависимо от его интеллектуальных возможностей должна быть «эпоха игры». Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание психического облика ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Без специального коррекционного обучения игре невозможно сформировать игровые действия, а следовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познать окружающий мир, корригировать недостатки. Поэтому на 1-2 годах обучения ставятся следующие задачи:

 -Формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре.

- Обучение  использованию игрушкой в соответствии с её функциональным значением.

- Обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно.

- Развивать желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Обучать играм, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

-Побуждать отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку,

Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

      Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

16

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями).

2.1.Описание специальных условий обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят воспитатели и специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, медсестра. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется в тесном взаимодействии с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Важнейшим условием реализации АОП является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.  

Создаются условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое. Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.

АОП реализуется через специально организованные коррекционно-образовательные подгрупповые занятия, согласно расписанию и режиму дня.

Наибольшая результативность в обучении детей с ЗПР 4-7 лет достигается на индивидуальных занятиях и в мини-группах. Это объясняется тем, что дети гораздо лучше воспринимают новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к каждому из них. Мини-группа формируется в зависимости от поставленных дидактических задач, психологической совместимости детей и коррекционных ситуаций. С учетом полиморфности нарушений развития у детей, чрезмерным уровнем пресыщения деятельностью, психоэмоциональных состояний, количество индивидуальных занятий в течение дня устанавливается специалистом самостоятельно, продолжительность одного занятия от 10 до 20 минут.

17

Планирование работы осуществляется по образовательным областям и учитывает особенности общего развития детей с задержкой психического развития, с учетом требований СанПиН.

Закрепление программного материала реализуется в индивидуальной работе, специально организованных сюжетно-ролевых, дидактических играх, исследовательской, экспериментальной. Организуется целенаправленное наблюдение за объектами окружающего мира, за явлениями природы и др. С целью оказания детям комплексной помощи, в развитии и расширении их способностей и компетенций, психолого-педагогическое сопровождение осуществляется и в режимных моментах (утренняя гимнастика, организация игровой деятельности, формировании навыков самообслуживания).  

Взаимодействие с воспитателями и педагогами ДОУ осуществляется посредством консультаций, рекомендаций по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия детей группы, пятиминутки с элементами супервизии (разбора сложных ситуаций в работе с детьми).

Во второй половине дня по заданию специалистов осуществляется закрепление программного материала воспитателями группы.

 Родители воспитанников имеют возможность еженедельно получить консультацию о динамике развития ребенка и увидеть способы выполнения конкретных коррекционных задач.

Использование коррекционных приемов обучения при работе с детьми ОВЗ:

-поэлементная инструкция;

-повтор инструкции;

-планы-алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);

-альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный);

-речевой образец;

-демонстрация действий;

-вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные);

-подбор по аналогии;

-подбор по противопоставлению;

-совместные или имитационные действия;

-начало действия;

-сопряженная или отраженная речь;

-начало фразы;

-создание проблемных ситуаций.

18

2.3.Особенности проведения традиционных событий, праздников, мероприятий.

        Цель и задача детского праздника, досуга или развлечения для детей с задержкой психического развития одна - доставить радость детям. Но существует ряд особенностей в подготовке и проведении праздников в группах для детей с задержкой психического развития. Музыкальные праздники являются действенной формой коррекции нарушений детей с ЗПР. При проведении музыкальных праздников дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

   Продолжительность праздника не превышает 30минут. Это связано, в первую очередь, с повышенной утомляемостью детей. Материал утренника не вызывает затруднений , как для восприятия, так и для исполнения ( вызывая положительные эмоции, нужно постараться не перевозбудить их, помня об остро истощаемой нервной системе). Не перегружаем репетициями. Праздники и развлечения логично и непосредственно вытекают из плановых занятий.     В процессе работы с детьми с ЗПР привлекаются к проведению праздников помимо воспитателя другие педагоги, которые хорошо знакомы детям (учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог — психолог).

III . Организационный раздел.

      3.1 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

        Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня. ребует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

   При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:  

  • время приёма пищи;
  • укладывание на дневной сон;
  • общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям ребенка с ЗПР, может быть гибким и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 6-7 лет составляет 5,5 - 6 час.

19

       Правильная организация режима является важным условием укрепления здоровья, повышения общего развития, умственной и физической работоспособности.  В работе с ребенком ОВЗ соблюдается щадящий, охранительный режим: это, прежде всего, создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей. День насыщен различными видами деятельности, чтобы правильно дозировались и чередовались учебный труд и отдых, обеспечивались требования гигиены и питания, достаточное время отводилось на сон и прогулки, систематически и квалифицированно проводились занятия физической культурой и оздоровительно-гигиенические мероприятия.

Режим дня

Режимный момент

Старшая группа

5-6 лет

Подг. гр.

6-7 лет

Прием, свободные игры

7.00-8.00

7.00-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.15

8.00-8.15

Подготовка к завтраку, завтрак

8.15-8.45

8.15 -8.45

Подготовка среды к играм-занятиям, к ООД,

8.45-9.00

8.45-9.00

Коррекционные занятия, игры

9.00-09.45

9.00-09.45

Второй завтрак

9.45-10.00

9.45-10.00

Подготовка к прогулке, прогулка,

10.00 -11.00.

10.00 -11.00.

Подготовка к обеду, обед

11.00-11.30

11.00-11.30

Подготовка ко сну, дневной сон

11.30-15.00.

11.30-15.00

Постепенный подъем, физкультурно – оздоровительные процедуры

15.00-15.15

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.20 -15.35

15.20 -15.35

Коррекционные занятия, игры

15.25-16.00

15.25-16.10

Подготовка к прогулке, прогулка,

16.00-17.10

16.00-17.100

Подготовка к ужину, ужин

17.10 – 17.30

17.10 – 17.30

Игры, самостоятельная деятельность, уход домой

17.45- 19.00

17.50- 19.00

20

3.2.Планирование организованной образовательной деятельности (ООД)

          Коррекционно-образовательная деятельность осуществляется следующими специалистами:

- учитель – логопед- речевое развитие;

- педагог – психолог- эмоционально – волевая сфера, развитие и корректировка познавательных способностей;

- воспитатель – формирование игровых навыков, сенсорное развитие, художественно – эстетическое развитие,

- ассистент - физическое развитие,  культурно-гигиеническое воспитание, навыки самообслуживания.

Разработан индивидуальный образовательный маршрут.

С ребенком запланирована организованная  образовательная деятельность на 2019-2021 гг., где составлено расписание индивидуальных  занятий (нагрузка до 20-25 минут одно занятие).

Условия для организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения ребенка с ЗПР:

-  наличие в учреждении психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение, развития ребенка во всех видах детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, художественно-эстетической, трудовой, коммуникативной);

- использование специальных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;

- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР);

Расписание индивидуальных

коррекционно – развивающих занятий

с логопедом и психологом

Дни недели

Содержание коррекционно – развивающих занятий

Специалист

Понедельник

коррекционно – развивающие занятия

психолог

Вторник

коррекционно – развивающие занятия

психолог

Среда

коррекционно – развивающие занятия по развитию речи

логопед

Четверг

коррекционно – развивающие занятия по развитию речи

логопед

Расписание индивидуальных

коррекционно – развивающих занятий

День недели

Время

ООД

Специалист

понедельник

1-ая половина дня

Занятия с дидактическим материалом.

Ассистент

2-ая половина дня

Расшир. ориен в окруж и развитие речи)

Воспитатель

вторник

1-ая половина дня

Развитие  движений

Ассистент

2-ая половина дня

 Расшир. ориен в окруж и развитие речи

Воспитатель

среда

1-ая половина дня

Музыкальная деятельность

Ассистент

2-ая половина дня

Занятия со строительным материалом

Воспитатель

четверг

1-ая половина дня

Развитие движений

Ассистент

2-ая половина дня

 Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

Воспитатель

пятница

1-ая половина дня

Музыкальная деятельность

Ассистент

2-ая половина дня

Занятия с дидактическим материалом

Воспитатель

Длительность занятий- до 10 мин.

Максимально допустимый объем недельной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе - 10 занятий

3.3.Организация развивающей предметно – пространственной среды для ребенка с ОВЗ  для ребенка с ОВЗ:

     Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Характеристики предметно-развивающей среды:

- безопасность,

- комфортность,

- соответствие индивидуальным и возрастным особенностям,

- вариативность,

- информативность.

22

Особенности развивающей  предметно-развивающей среды группы для ребенка с ОВЗ

- создана предметно-развивающая среда для развития речи. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек;

 - предметы для развития сенсорной сферы (среда  насыщенна различными сенсорными раздражителями);

-  созданы условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями;

- подобраны различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации);

- предметы для развития перцептивных действий;

- простой иллюстративный материал по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей;

  - свободное малоизрезанное пространство;

- разнообразные шнуровки по темам;

- рамки Монтессори;

- мелкие предметы для счета, выкладывания узоров;

- сухой бассейн, сборно-разборные игрушки;

- предметы  и пособия игры с водой;

- пластмассовый, деревянный конструктор;

- музыкально-дидактические звучащие игрушки.

3.4. Организация работы с родителями ребенка с ОВЗ:

Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

        Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:

–  профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

        Методы и формы работы с родителями:

- Индивидуальные беседы с родителями по результатам комплексного обследования детей.

- Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и развития.

- Оформление информационного стенда с размещением консультаций, рекомендаций.

- Практические занятия с логопедом.

- Практические занятия с педагогом-психологом.

- Консультация – практикум.

- Семинар – практикум и др.

23

Список литературы.

1. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Практическое пособие.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012. Л.С. Лылова-208с.

2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.

3. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. М.: «Мозаика – синтез», 2011 г. К.А. Морозова, М.А.Пушкарёва, 170с.

4. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. М.: «Мозаика – синтез», 2011 г. К.А. Морозова, М.А.Пушкарёва. 176с.

5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей редакцией Шевченко С.Г/-М. Школьная пресса, 2007-96с.

6. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2 Тематическое планирование занятий/Под общей редакцией Шевченко С.Г/-М. Школьная пресса, 200-112с.

7.  Развитие Элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. - М.: «Мозаика – синтез», 2011 г.К.А. Морозова, М.А.Пушкарёва, 17с.

8. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.

9. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

11. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Войлокова Е.Ф., Ковалева Л.Ю. « Каро» Санкт-Петербург 2005г.

Приложение 1.

Краткая характеристика ребенка с ОВЗ

(задержка психического развития)

  Имя, фамилия ребенка: Елезов Даниил.

  Фактический возраст: 6 лет   

  Психо-неврологический статус: ребенок-инвалид

  Посещает группу с марта 2017 г.

:

 Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при минимальной  умственной и физической нагрузке

 Недостаточная прочность запоминания, кратковременность, требуется ежедневное , многократное, постоянное подкрепление, повторение

 Наблюдается несформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение

 Ребенок не выделяет главных, существенных признаков предметов и явлений,

 Имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания , возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка

 Эмоционально-волевая незрелость сочетается с грубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У ребенка ослаблен контроль и регуляция деятельности

 Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Ребенок имеет ограниченный словарный запас, плохо понимает содержание рассказа.

Приложение 2.

Диагностические карты освоения

Адаптированной образовательной программы (2020 – 2021)

ФИО ребенка ________________________________________

Возраст __________________ Дата ________________________

Воспитатель________________________________________________________________________

Содержание    работы

Результат

Входная

Промежуточная

Итоговая

Социально – коммуникативное развитие

Общается со сверстниками и взрослыми

Проявляет самостоятельность (попытки самостоятельно одеваться, раздеваться, брать ложку, игрушку)

Выполняет просьбы взрослого

 Проявляет интерес к игровым  действиям сверстников

Выполняет элементарные игровые действия

Сенсорное развитие

Различает основные цвета

Различает  геометрические формы

Различает  величины  

Ознакомление с окружающим миром

Умеет действовать с предметами

Различает транспорт

Узнает в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.)

Узнает диких животных (медведя, зайца, лису и др.)

Узнает овощи (помидор, огурец, морковь и др.)

Конструирование

Проявляет интерес к строительному материалу

Выполняет совместно с взрослым простейшие постройки

Умеет разбирать постройки

Развитие речи

Умеет рассматривать картинки, книги, игрушки

Находит по словесному указанию педагога предметы по названию, цвету, размеру, находить  их местоположение

Понимает существительные обозначающие названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа,), одежды, посуды, мебели, транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, животных

Понимает глаголы, обозначающие действия (взять, положить, принести и т.д)

  Понимает прилагательные, обозначающие цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий

Произносит изолированные гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных)

Воспроизводит звукоподражания, слов и несложных фраз (из 2 слов).

Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Рисование

Отзывается на доступные пониманию произведения изобразительного искусства

Проявляет интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками

Берет в руки карандаш, кисть,  фломастер

Выполняет совместно с взрослым простейшие рисунки

Лепка

Проявляет интерес к действиям с пластилином

Берет в руки пластилин

Выполняет совместно с взрослым простейшие действия

Музыкальная деятельность

Эмоционально откликается и слушает  музыку

Выполняет простейшие танцевальные движения (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.)

Физическое развитие

Ходит и бегает, не наталкиваясь на предметы и других детей.

Умеет ползать, лазать

Умеет действовать с мячом

Играет вместе с взрослым в подвижные игры с простым содержанием

Выполняет простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

Обозначения:  + усвоил,      неусвоил,          усвоил частично.  

Выводы:

Диагностические карты умственного развития

( методика Л.Ф.Фатиховой)  

   Представленные методики Л.Ф.Фатиховой  (10 заданий) позволяют изучить возможности проявлений ребенка в разных его аспектах. Ряд заданий дублируются для того, чтобы исключить некоторые побочные факторы, например, наличие определенного мышечного усилия, которое могло стать неодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

ФИО ребенка ________________________________________

Возраст __________________

Педагог – психолог ___________________________________

Название методики

цель

Показатели оценки действий ребенка

сентябрь

апрель

1

Лови шарик!

установление контакта ребенка со взрослым,  оценка понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет.

2

Спрячь шарики!

выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличие соотносящих действий.

3

Разбор и складывание матрешки (двухсоставной)

выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление наличие у него соотносящих действий.

4

Разбор и складывание пирамидки

выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук.

5

Парные картинки

выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста.

6

Цветные кубики (восприятие цвета)

выявление сформированности зрительного восприятия цвета.

7

Разрезные картинки

выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

8

Конструирование из палочек (треугольник, молоточек)

выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение ребенка действовать по подражанию, по показу.

9

Достань тележку!

выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, в частности, ребенок должен найти способ использования вспомогательного средства (тесемки).

10

Порисуй!

выявляет уровень развития предметного рисунка, а также какая рука является ведущей и наличия согласованности действий рук.

Выводы:

                                                               Утверждаю

заведующий МАДОУ « Детский сад №15 с. Кабанск»

.                                             Кобылкина В.Д._______________

Расписание индивидуальных

коррекционно – развивающих занятий

День недели

Время

ООД

Специалист

понедельник

1-ая половина дня

Занятия с дидактическим материалом.

Ассистент

2-ая половина дня

Расшир. ориен в окруж и развитие речи)

Воспитатель

вторник

1-ая половина дня

Развитие  движений

Ассистент

2-ая половина дня

 Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

Воспитатель

среда

1-ая половина дня

Музыкальная деятельность

Ассистент

2-ая половина дня

Занятия со строительным материалом

Воспитатель

четверг

1-ая половина дня

Развитие движений

Ассистент

2-ая половина дня

 Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

Воспитатель

пятница

1-ая половина дня

Музыкальная деятельность

Ассистент

2-ая половина дня

Занятия с дидактическим материалом

Ассистент

Воспитатель

Длительность занятий до 10 мин. 

Максимально допустимый объем недельной организованной образовательной деятельности  - 10 занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы 5группы разработана на основе АООП ДОУ ЦРР№23 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Рабочая программа разработана для реализации системы педагогической деятельности коррекционной группе детей 6-7 лет. Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процес...

Программа по предмету "Развитие речи и окружающий мир" - 3 класс (обучение на дому АООП с УО (интеллектуальными нарушениями))

Организация и проведение уроков по предмету "Развитие речи и окружающий мир" исходит из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения....

Требования к структуре (АООП ДО) для обучающихся с ОВЗ. Компоненты разделов АООП ДО

Требования к структуре (АООП  ДО) для обучающихся с ОВЗ.Компоненты разделов АООП ДО            Целевой1.      Поясн...

АООП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП ДО для обучающихся с ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год разработана в соответствии с Федерально...

АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023/2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания).

АООП ДО для обучающихся с нарушением слуха МБДОУ № 254 г.Ростова-на-Дону разработана в соответствии с Федеральной АООП для обучающихся с ОВЗ и Федеральной программой воспитания....