Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Скорадешкина Наталья Михайловна

Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_professionalnogo_samorazvitiya_pedagoga.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

Программа

профессионального саморазвития педагога

Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.

«Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста»

 

                                                                       Выполнила: воспитатель подготовительной

группы для детей с ТНР Скорадешкина Н.М

Дзержинск 2020 г.    

                                                               Пояснительная записка

                                                         Актуальность проблемы :

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) дошкольного образования ставит перед педагогами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. Обусловлено это ростом числа детей с различными хроническими заболеваниями, органическими нарушениями (проблемы в развитии речи, мышления, изменения качеств психики). Как правило такие дети имеют проблемы с речью, моторикой, координацией движения, плохо ориентируются в пространстве. Все это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Эта ситуация ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья и развития речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения.

В свете вышесказанного огромный потенциал представляет кинезиология - наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом.
Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практики физиотерапии и других областей знаний о нашем здоровье. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешным и конкурентоспособным. Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Цель: Повышение своего профессионального уровня в изучении здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) внедрение и применение технологий в работе с детьми и педагогами.

Задачи:

Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы,  информаций из интернета, самообразования;  

Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование);

Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению;

привлечение родителей к проблемам речевого развития детей в дошкольном возрасте;

Включить  изученный материал в воспитательно - образовательный процесс группы;

Оформить в группе центр активности «Сказка с упражнениями», создать картотеку кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;

подготовить материал  мастер- класс для родителей по теме: «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи детей дошкольного возраста».

Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами

Оформить в группе центр активности «Сказка с упражнениями», создать картотеку кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;

Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике (спектакли, мастер - классы, родительские собрания).

Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;

Привлечь родителей к применению кинезиологических упражнений в повседневной совместной деятельности с детьми.

Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы.

Планируемые результаты самореализации:

Разработка конспектов ООД в непосредственном обучении детей через интеграцию всех образовательных областей.

Разработка материалов в электронном виде, в том числе: комплекта дидактики по развитию связной речи у дошкольников;

материалы по созданию предметно-пространственной среды в группе в условиях ФГОС;

сценарии открытых мероприятий, викторин и т.д.;

психолого-педагогические материалы (диагностики).

Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 уч. год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 уч. год.

Месяц

цель

Результат

Продукт

 Сентябрь

Подбор диагностики для выявления развития речи детей.

Диагностика детей, анализ. Составление списка

Создание библиотеки  книг о кинезиологии  ,подборка поэтапных упражнений.

Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка».

Родительское собрание

«Кинезиология для детей»

Пополнение развивающей среды: настольно­

печатные игры с использовагием упражнений .

Презентация  для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» на тему:

«Образовательная кинезиология».

Октябрь

Познакомить детей с упражнениями

 Д/У «Подними правую (левую) руку»

Д/У «Возьми предмет»

Межполушарное взаимодействие

, рассказать для чего их используют в жизни. Заучить упражнения наизусть (проговаривать слова).

1.Слушание сказок, «Небылицы», «Весёлое путешествие» с  иллюстрированием упражнениями ;

2.Игра- 3.Дидактическая игра: «Узнай сказку, покажи сам»;

4.Применять упражнения в режимных моментах (проговаривать вслух ).

5.Пальчиковые игры на основе кинезиологических упражнений.

1.Создание картотеки упражнений :для работы с детьми.

2.Консультация для родителей

«Кинезиология-это просто и весело».

3. «Справиться с непослушанием поможет Кинезиология»-оформление стенгазеты.

4.Создание совместно с семьями воспитанников  пальчикового театра  «Цветик-семицветик».

Ноябрь

«Веселые считалки» -  с применением кинезиологических упражнений.

Разучивание игры малой подвижности «Кулак – ребро - кулак»

«Ухо - нос»

Дыхательные упражнения

1. Заучить считалку наизусть «Мы дружные ребята...»;

2. Проведение русской народной игры «Заходите гости к нам»-усложнить  новыми дыхательными упражнениями.

1.Создание картотеки считалок, проиллюстрированных выученными упражнениями.

2. Оформление папки – передвижки

«Кинезиологические игры».

Декабрь

Знакомство с картотекой «Носом вдох, а выдох ртом»

Телесные упражнения. Познакомить с загадками,которые можно загадать с помощью упражнений,  умение работать в коллективе.

1. «Тайный замок»-отгадывание детьми загадок.

2.Совместное творчество детей с родителями (создание книжки с загадками).

1. Участие родителей в создании сказки с использованием кинезиологических упражнений

 « Наша дружная семья»;

2.Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»;

3.Изготовление картотеки загадок.

Январь

Плакат самомассажа лица, ушей, ног и тела

Разучивание упражнений на перекрестные движения.

Разучивание самомассажа лица, ушей, ног с детьми « весёлый денёк».

1.«Посиделки» - творческий вечер с участием родителей;

2.Создание папки-передвижки «Самомассаж лица, ушей, ног и тела- это полезно»;

3.Консультация для родителей - «Роль массажа в развитии речи  детей»;

Февраль

  Разучивание упражнений «Горизонтальная восьмерка».

Мимические движения.

1.Прослушивание аудиозаписей сказок иллюстрация разученными упражнениями .

2.Обыгрывание детьми знакомых  сказок с использованием кинезиологических упражнений (игры -драматизации).

1.«Посиделки» - творческий вечер с участием родителей;

2.Привлечь родителей к созданию теневого театра с использованием кинезиологических упражнений.

Тренинг для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» на тему:

«Все, чем занимаемся, в игру превращаем».

Март

 Отрабатывание глазодвигательных упражнения

 «Рожицы» (Вытягивание губ трубочкой, улыбка, хмурое сдвигание бровей, выдвигаем язык )

1.Использовать кинезиологических упражнений  в режимных моментах;

2.Дидактическая игра «Загадай эмоцию».

1.Совместное создание с родителями воспитанников  лепбука «Волшебный мир кинезиологии».

Апрель

Познакомить детей с комплексом  гимнастики для глаз

Релаксационные упражнения

1.Беседа на основе наглядного материала.

2.Использовани кинезиологических упражнений   в музыкальной сказке «Весёлая полянка».

1.Показ родителям ролика «Кинезиологические упражнения в жизни нашей группы.

2.Изготовление атрибутов, масок для подвижных игр.

май

 Игра-путешествие «Волшебный городок».

1.Использование кинезиологических упражнений в игре-путешествии «Волшебный городок».

Мастер – класс для родителей

«Зарядка для ума и тела»

Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни».

Список использованной литературы:

1.Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284 с.

2. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с                          3Гиляровский В.А. Избранные труды. Медицина / В.А Гиляровский, - М.: 1973. – 301 с.                                                    4.Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.  5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 41с.                                                     6.Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг/ М.М Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: ИД “МиМ”, 1998. – 192 с.                                                                                                                                                                   7.Синицина Е.И Умные пальчики / Е.И. Синицина. – М.: “Лист”, 1998. – 144 с.                                                                         8.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А.Л.Сиротюк.- М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48                                       9.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л.Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.                          10.Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.                                                                                          11.Формы оздоровления детей 4-7 лет / авт.-сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 270 с.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...

Тренинг для родителей «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребенка дошкольного возраста»

информирование родителей о положительном влиянии методов и приемов кинезиологии на общее развитие ребенка, а в частности на развитие речи;-практическая демонстрация кинезиологических упражнений;-созда...

Сборник кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста

Упражнения для развития речи детей дошкольного возраста, особенно полезно для детей -логопатов....

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей

Использование кинезиологических упражнений  в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей...

Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических  упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить  учас...

Мастер класс для воспитателей "Использование кинезиологических упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель и задачи мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических  упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Познакомить  учас...