Главные вкладки

    Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста
    рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Скорадешкина Наталья Михайловна

    Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_professionalnogo_samorazvitiya_pedagoga.docx30.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

    Программа

    профессионального саморазвития педагога

    Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.

    «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребёнка дошкольного возраста»

     

                                                                           Выполнила: воспитатель подготовительной

    группы для детей с ТНР Скорадешкина Н.М

    Дзержинск 2020 г.    

                                                                   Пояснительная записка

                                                             Актуальность проблемы :

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) дошкольного образования ставит перед педагогами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. Обусловлено это ростом числа детей с различными хроническими заболеваниями, органическими нарушениями (проблемы в развитии речи, мышления, изменения качеств психики). Как правило такие дети имеют проблемы с речью, моторикой, координацией движения, плохо ориентируются в пространстве. Все это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Эта ситуация ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья и развития речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения.

    В свете вышесказанного огромный потенциал представляет кинезиология - наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом.
    Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практики физиотерапии и других областей знаний о нашем здоровье. По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

    Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешным и конкурентоспособным. Именно кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

    Цель: Повышение своего профессионального уровня в изучении здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) внедрение и применение технологий в работе с детьми и педагогами.

    Задачи:

    Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы,  информаций из интернета, самообразования;  

    Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование);

    Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению;

    привлечение родителей к проблемам речевого развития детей в дошкольном возрасте;

    Включить  изученный материал в воспитательно - образовательный процесс группы;

    Оформить в группе центр активности «Сказка с упражнениями», создать картотеку кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;

    подготовить материал  мастер- класс для родителей по теме: «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи детей дошкольного возраста».

    Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами

    Оформить в группе центр активности «Сказка с упражнениями», создать картотеку кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;

    Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике (спектакли, мастер - классы, родительские собрания).

    Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;

    Привлечь родителей к применению кинезиологических упражнений в повседневной совместной деятельности с детьми.

    Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы.

    Планируемые результаты самореализации:

    Разработка конспектов ООД в непосредственном обучении детей через интеграцию всех образовательных областей.

    Разработка материалов в электронном виде, в том числе: комплекта дидактики по развитию связной речи у дошкольников;

    материалы по созданию предметно-пространственной среды в группе в условиях ФГОС;

    сценарии открытых мероприятий, викторин и т.д.;

    психолого-педагогические материалы (диагностики).

    Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.

    Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 уч. год.

    Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 уч. год.

    Месяц

    цель

    Результат

    Продукт

     Сентябрь

    Подбор диагностики для выявления развития речи детей.

    Диагностика детей, анализ. Составление списка

    Создание библиотеки  книг о кинезиологии  ,подборка поэтапных упражнений.

    Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка».

    Родительское собрание

    «Кинезиология для детей»

    Пополнение развивающей среды: настольно­

    печатные игры с использовагием упражнений .

    Презентация  для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» на тему:

    «Образовательная кинезиология».

    Октябрь

    Познакомить детей с упражнениями

     Д/У «Подними правую (левую) руку»

    Д/У «Возьми предмет»

    Межполушарное взаимодействие

    , рассказать для чего их используют в жизни. Заучить упражнения наизусть (проговаривать слова).

    1.Слушание сказок, «Небылицы», «Весёлое путешествие» с  иллюстрированием упражнениями ;

    2.Игра- 3.Дидактическая игра: «Узнай сказку, покажи сам»;

    4.Применять упражнения в режимных моментах (проговаривать вслух ).

    5.Пальчиковые игры на основе кинезиологических упражнений.

    1.Создание картотеки упражнений :для работы с детьми.

    2.Консультация для родителей

    «Кинезиология-это просто и весело».

    3. «Справиться с непослушанием поможет Кинезиология»-оформление стенгазеты.

    4.Создание совместно с семьями воспитанников  пальчикового театра  «Цветик-семицветик».

    Ноябрь

    «Веселые считалки» -  с применением кинезиологических упражнений.

    Разучивание игры малой подвижности «Кулак – ребро - кулак»

    «Ухо - нос»

    Дыхательные упражнения

    1. Заучить считалку наизусть «Мы дружные ребята...»;

    2. Проведение русской народной игры «Заходите гости к нам»-усложнить  новыми дыхательными упражнениями.

    1.Создание картотеки считалок, проиллюстрированных выученными упражнениями.

    2. Оформление папки – передвижки

    «Кинезиологические игры».

    Декабрь

    Знакомство с картотекой «Носом вдох, а выдох ртом»

    Телесные упражнения. Познакомить с загадками,которые можно загадать с помощью упражнений,  умение работать в коллективе.

    1. «Тайный замок»-отгадывание детьми загадок.

    2.Совместное творчество детей с родителями (создание книжки с загадками).

    1. Участие родителей в создании сказки с использованием кинезиологических упражнений

     « Наша дружная семья»;

    2.Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»;

    3.Изготовление картотеки загадок.

    Январь

    Плакат самомассажа лица, ушей, ног и тела

    Разучивание упражнений на перекрестные движения.

    Разучивание самомассажа лица, ушей, ног с детьми « весёлый денёк».

    1.«Посиделки» - творческий вечер с участием родителей;

    2.Создание папки-передвижки «Самомассаж лица, ушей, ног и тела- это полезно»;

    3.Консультация для родителей - «Роль массажа в развитии речи  детей»;

    Февраль

      Разучивание упражнений «Горизонтальная восьмерка».

    Мимические движения.

    1.Прослушивание аудиозаписей сказок иллюстрация разученными упражнениями .

    2.Обыгрывание детьми знакомых  сказок с использованием кинезиологических упражнений (игры -драматизации).

    1.«Посиделки» - творческий вечер с участием родителей;

    2.Привлечь родителей к созданию теневого театра с использованием кинезиологических упражнений.

    Тренинг для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» на тему:

    «Все, чем занимаемся, в игру превращаем».

    Март

     Отрабатывание глазодвигательных упражнения

     «Рожицы» (Вытягивание губ трубочкой, улыбка, хмурое сдвигание бровей, выдвигаем язык )

    1.Использовать кинезиологических упражнений  в режимных моментах;

    2.Дидактическая игра «Загадай эмоцию».

    1.Совместное создание с родителями воспитанников  лепбука «Волшебный мир кинезиологии».

    Апрель

    Познакомить детей с комплексом  гимнастики для глаз

    Релаксационные упражнения

    1.Беседа на основе наглядного материала.

    2.Использовани кинезиологических упражнений   в музыкальной сказке «Весёлая полянка».

    1.Показ родителям ролика «Кинезиологические упражнения в жизни нашей группы.

    2.Изготовление атрибутов, масок для подвижных игр.

    май

     Игра-путешествие «Волшебный городок».

    1.Использование кинезиологических упражнений в игре-путешествии «Волшебный городок».

    Мастер – класс для родителей

    «Зарядка для ума и тела»

    Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни».

    Список использованной литературы:

    1.Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284 с.

    2. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с                          3Гиляровский В.А. Избранные труды. Медицина / В.А Гиляровский, - М.: 1973. – 301 с.                                                    4.Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.  5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 41с.                                                     6.Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг/ М.М Кольцова, М.С. Рузина. – СПб.: ИД “МиМ”, 1998. – 192 с.                                                                                                                                                                   7.Синицина Е.И Умные пальчики / Е.И. Синицина. – М.: “Лист”, 1998. – 144 с.                                                                         8.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А.Л.Сиротюк.- М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48                                       9.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л.Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.                          10.Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.                                                                                          11.Формы оздоровления детей 4-7 лет / авт.-сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 270 с.

    Интернет ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

    Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

    Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...

    Использование дидактических игр и упражнений в развитии речи детей дошкольного возраста

    Дидактические игры и упражнения для решения всех задач речевого развития дошкольного возраста....

    Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

    Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

    Тренинг для родителей «Использование кинезиологических упражнений в развитии речи ребенка дошкольного возраста»

    информирование родителей о положительном влиянии методов и приемов кинезиологии на общее развитие ребенка, а в частности на развитие речи;-практическая демонстрация кинезиологических упражнений;-созда...