Учебно- методическая разработка «Время года- зима" для детей с нарушением слуха 5 года обучения.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

 

Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- зима»(ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирования), НОД по теме: "Волшебные узоры на окне", в технике -граттаж. Данное методическое пособие можно использовать в работе с глухими и слабослышащими детьми 5 года обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-_metodicheskaya_razrabotka.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Учебно-методический разработка

по образовательной области  «Познавательное развитие» и

образовательной  области «Художественно-эстетическое развитие».  

 Состоит из 2 конспектов -  НОД по теме: «Время года- зима»(ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирования), НОД по теме: "Волшебные узоры на окне", в технике -граттаж. Данное методическое пособие можно использовать в работе с глухими и слабослышащими детьми 5 года обучения.

                                                                                                          Составила: Пухова Н.Н., воспитатель

Конспект НОД  по ознакомлению с окружающим миром

 образовательной области «Познавательное развитие»,

на тему: «Время года- зима»

для детей 5-го года обучения с нарушением слуха.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель:  расширять знания о сезонных изменениях в природе зимой, закрепить название зимних месяцев, составлять описательный рассказ по мнемотаблице.

Программные задачи:

Образовательные:

  • обогащать и активизировать словарь по теме «Время года - зима»;
  • учить использовать в речи описательные прилагательные;
  • учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами в единственном числе;
  • учить выдвигать гипотезы;
  •  учить выявлять зависимость одного явления от другого, делать выводы.
  • развивать умение грамотно составлять описательный рассказ по мнемотаблице;

Развивающие:

  • развивать речь в координации с движением, сообразительность;
  • развивать умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
  • стимулировать развитие зрительного  восприятия, логического мышления, памяти;
  •  развивать произвольное поведение, развивать самостоятельность при выборе ответа.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать и понимать речь педагога;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии; ответственного отношения к выполнению заданий;
  • способствовать сплочению детского коллектива.

Коррекционные:

  • упражнять в самостоятельном устном  проговаривании слов и фраз;
  • развивать слуховое восприятие, устную речь, речевое дыхание.

Планируемый результат: проявляют интерес к информации, которую получают во время общения, отвечают на вопросы педагога, выражают положительные эмоции (интерес, радость, восхищение), активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делать выводы, уметь самостоятельно составлять описательный рассказ по картине.

Методические приемы: словесные - вопросы к детям, объяснение, художественное слово, чтение, составление описательного рассказа по мнемотаблице.

наглядные - показ иллюстраций;

практические -  действия по подражанию и образцу; дидактические упражнения, практические действия.

Речевой материал: активный словарь -  Это зима. Какая погода зимою? Как одеты люди? Какое солнце зимою?  Какие деревья? Будем составлять рассказ. Рассказ называется "Зима". Холодная, морозная, снежная. Снег, снежинки, метель, санки, горка, лыжи, тает в тепле.

Пассивный словарь: Идите ко мне.  Встаньте в  круг. Возьмите друг друга за руки. Что это? Как называется? Будем играть.  Что делали? Мы говорили,  слушали, играли;  Как вы занимались? Как ты занимался?

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки, встаньте в круг - (произношу за экраном).

Давайте посмотрим друг га друга, подарим друг другу улыбки.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла...

(Дети отгадывают загадку).

Если ребенок затрудняется ответить - помогаю, произнося за экраном – зима.

Давайте назовём шёпотом слово "зима", стало вам холодно? Чтобы нам было зимою холодно, давайте поиграем в игру.

2. Дидактическая игра "Назови ласково".

Воспитатель за экраном называет слова, а дети отвечают.

Зима- зимушка, снег- снежок, снежинка- снежиночка, горка- горочка, ветер- ветерок, мороз-морозец, снеговик- снеговичок.

Стало вам теплее? Хорошо.

3.Составление описательного рассказа "Зима" по мнемотаблице.

Воспитатель: Ребята, садитесь, на стульчики, мы будем составлять рассказ. Посмотрите, внимательно на мнемотаблицу. Будем составлять рассказ.

Рассказ "Зима":

Вопросы задаю за экраном.

1. Какое время года?  Время года- зима.

2.Какая погода зимой? Погода морозная, холодная, снежная.

3.Какое небо зимой?   Небо пасмурное. Идёт снег.

4. Что лежит на земле? На земле лежит снег.

5. Какие деревья зимой? Деревья зимой голые, листьев нет.

          6. Что надели люди? Люди надели тёплые шубы. Шапки, варежки. сапоги.

          7. Как живут дикие звери зимой? Они надели тёплые шубки.

8.Как живут птицы зимой? Птицы клюют корм на кормушках.

9.Что можно делать зимой? Кататься с горки,  на лыжах, играть в снежки.

4.Физкультурная минутка:"Снежинки"

                              (Дети плавно кружатся на месте делая махи руками).

Мы снежинки, мы пушинки

Мы летаем день и ночь

Мы снежинки- балеринки.

Покружиться мы не прочь.

Быстренько вставай в кружок

Получается снежок.

                               (Дети быстро встают в круг и берутся за руки)

5. Экспериментальная деятельность детей.

Опыт со снегом.

Без чего не бывает зимы? Без снега. Давайте превратимся в волшебников.

Что такое снег? (ответы детей) Снег- это вода, это ледяные кристаллики, это снежинки. Показываю снежинку приклеенную на лист бумаги голубого цвета.

Какой бывает снег? (пушистый, серебристый, липкий, хрустящий, холодный.

Как вы думаете. Где быстрее растает снег на варежке или на ладошке? Почему? Мы сейчас проверим.

В группу вносят снег, дети на одну руку надевают варежку. Кладу немного снега на варежку и на ладошку. Дети наблюдают где быстрее тает снег. Почему на варежке снег таял дольше? Почему на ладошке быстрее? Правильно, ладошка теплее и снег растаял быстро. Снег превратился в воду там, где теплее.

6. Итог, рефлексия.

Воспитатель спрашивает у детей, что они делали? Чему дети научились?  Что понравилось сегодня на занятии, спрашивает, кто как занимался.

7. Ритуал прощания

Все берутся за руки и проговаривают:

Хорошо мы занимались,

И друг другу улыбались.

           

Конспект НОД по рисованию

 образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие»

на тему: «Волшебные узоры на окне»

для детей группы 5 года обучения с нарушением слуха

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные:

  • учить рисовать зимние узоры используя нетрадиционную технику- граттаж;
  • учить детей самостоятельно выполнять рисунок в определенной последовательности;
  • упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих;
  • закреплять умение красиво располагать изображение на листе;
  • закреплять умение действовать по инструкции, продолжать учить детей сопровождать свои действия речью;
  • формировать у детей интерес к нетрадиционным техникам в изобразительном искусстве.

Развивающие:

  • развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию формы, цвета;
  • развивать речь в координации с движением;
  • развивать умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
  • развивать умение  ориентироваться на плоскости;
  • стимулировать развитие зрительного  восприятия, логического мышления, памяти;
  • развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при  рисовании,
  • мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать и понимать речь педагога;
  • создавать положительную установку на участие в занятии; ответственного отношения к выполнению заданий;
  • поощрять творческую инициативу;
  • способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей в процессе НОД.

Коррекционные:

  • упражнять в самостоятельном устном  проговаривании слов и фраз;
  • развивать слуховое восприятие, устную речь.

Методические приемы: словесные - вопросы к детям, объяснение;

наглядные -показ иллюстраций;

практические -мимика, естественные жесты, действия по подражанию и образцу; физкультурная минутка, практические действия.

Оборудование: гуашь, палочка, свеча, салфетки, подставки для кистей, бумага, образец рисунка, иллюстрации узоров на окне.

Речевой материал: активный- гуашь, вода, салфетка, кисточка, палочка, бумага, я рисую, голубой, синий цвет, я занимался хорошо;

пассивный– Что будем делать?, будем рисовать, сядьте, встаньте, что это? Назови, делайте как я, возьмите гуашь, процарапайте рисунок, раскрашивайте, возьмите  кисточки. Что мы делали? Мы рисовали. Назови, что ты нарисовал. Молодец, аккуратно, красиво, хорошо.

Планируемый результат: владеет нетрадиционной техникой изображения, называет материал используемый при работе в технике граттаж.
        Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме. Чтение стихотворений, беседа о зиме, о морозе.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга.  Встаньте в круг - (произношу за экраном).

                                     Вместе с детьми говорим.

                       Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

А теперь, послушайте внимательно, загадку.

Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята,
Кто окно разрисовал.
Правильно, ребята, это мороз.

2. Беседа о зиме.

Воспитатель: Какое сейчас время года? Какая погода? (холодная, снежная, морозная). Как можно назвать мороз? Мороз сильный, лютый. Мороз злой.

Мороз рисует разные  волшебные узоры на окне. Посмотрите на эти иллюстрации. Показываю изображения. Посмотрите, как много снежинок нарисовал мороз на окне. Давайте и мы сейчас с вами соединим точки посмотрим, что у нас получится.

3. Творческое задание «Соедини по точкам ».

Воспитатель и дети подходят  к столу,  на котором разложены листочки и карандаши.

Дети начинают соединять точки между собой по цифрам и получают изображение снежинки. Что у вас получилось? Какие красивые снежинки. Молодцы!  

А теперь мы с вами отдохнем, немного подвигаемся.

4.Физминутка "Снежинки"

(Дети плавно кружатся на месте, делая махи руками).

Мы снежинки, мы пушинки

Мы летаем день и ночь

Мы снежинки- балеринки.

Покружиться мы не прочь.

Быстренько вставай в кружок

Получается снежок.

(Дети быстро встают в круг и берутся за руки)

5. Знакомство детей с техникой- граттаж.

Воспитатель: А теперь, мы с вами будем рисовать узоры на окне, так как это делает мороз. Дети вместе с воспитателем рассматривают необходимое оборудование, называют его, повторяют за воспитателем, прочитывают табличку с названием техники, называют самостоятельно. Воспитатель показывает этапы рисования в данной технике, дети рассматривают образец.

6. Самостоятельное рисование детей.

Дети рисуют. Спрашиваю у  детей, что они делают, помогаю детям испытывающим затруднения.

7. Итог, рефлексия.  

Воспитатель: Что мы делали? (Мы нарисовали узоры на окне).Назови, что ты нарисовал? (Дети называют).

Выставляю  рисунки на выставку работ,  дети рассматривают все рисунки, называют, чей рисунок самый красивый, интересный. Каждый ребёнок оценивает свою работу, говорит о том, трудно было рисовать или нет.

Воспитатель: Что мы делали? Как занимались? (Ответы детей). Молодцы, все занимались хорошо. Занятие закончено.