Коррекционная работа с детьми с ОВЗ 2018-2020 г.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Уткина Наталья Анатольевна

Перспективный план коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ 2018-2020 г.

В период с 2018 по 2020 год в моей группе имелись 2 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. По результатам первичной диагностики у детей были выявлены: парциальная недостаточность когнитивного компонента деятельности и ОНР II уровня.

Воспитанникам было рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Мною был составлен перспективный план индивидуальной работы с этими детьми, по которому в течении года были проведены индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. В том числе, в ходе организации и проведении непрерывной образовательной деятельности детям оказывалась индивидуальная помощь, поскольку работа на занятиях с остальными детьми в общем темпе вызывала затруднения. Индивидуальная работа проводилась в режимные моменты, во время свободной деятельности детей. Содержание работы строилось по всем пяти образовательным областям. Работа выстраивалась при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. В течение года мои воспитанники, привлекались к участию в утренниках, конкурсах и проектах.

Содержание коррекционно-развивающей работы

Период

Задачи

Краткое содержание занятия

Сентябрь

 Развитие мыслительных операций, речи, вариативности мышления.

 Развитие временных представлений.

Учить выражать разнообразные чувства в картинках

Обогащение словаря.

Развитие мелкой моторики рук

Развивать слуховое восприятие

Обогащение словаря

Развивать артикуляционный аппарат к формированию правильных звуков в место нарушенных.

«Д/и «Геометрическое лото»

Игра «Что сначала, что потом?» -

Игра «Кого куда», «Четвертый лишний»

Карточки «Загадки»

 Игра «Закончи предложение»

 Пальчиковая гимнастика «Веселая зарядка»

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени, есть спина, но она всего одна.

Есть у нас на голове, уха два и мочки две. Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Д/упражнения «Кто хлопал», «Найди пару»

«Назови три  предмета», «Угадай что, где растет»

Упражнения «Подуем на торт», «Веселый язычок», «Горка», «Часики»

Октябрь

Развитие памяти

Развитие речевых навыков: правильного звукопроизношения, четкости дикции, правильного голосоведения.

Координация речи с движением.

Обогащение словаря

Учить обводить не отрывая руки от листа.

Развивать умение пользоваться ножницами. Учить правильно держать кисточку.

Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу);

Развивать навыки культурного общения

Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа

Д/игра «Чего не хватает», «Что изменилось»

1. Жук жужжал, жужжал, жужжал. –

Он за поездом бежал.

Он жужжал, бежал, летел,

А на поезд не успел.

2. Павел в поезде сидел.

Павел булку с маслом ел.

Слойку съел и сливу съел,

И совсем не похудел.

3.Подвижная игра «Лодочка».

 

            А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает.

Весла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем.

К берегу пристала лодка

Мы на берег спрыгнем ловко.

И поскачем по лужайке

Будто зайки, будто зайки.

Д/упражнения «Что делает», «Закончи предложение», «Выполни команду»

  Работа с трафаретами (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Штриховка.

 Аппликация овощей и фруктов, рисование овощей (д/и «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»)

«Расскажи про свой узор», «Укрась коврик геометрическими фигурами»

«Разговор по телефону», «О чем спросить при встрече», «Вопрос – ответ»

«Что за чем?», «Лишний предмет», «Выложи по памяти», «Запомни картинки», «Дополни фразу»

Ноябрь

Формирование родовых и видовых обобщающих понятий

Развитие внимания

Развитие беглости мышления.

Учить использовать в речи слова – антонимы, синонимы.

Развитие пространственной ориентировки

Учить анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению.

Учить образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Развивать навыки общения, умение работать в паре

 

Развитие мелкой моторики

Упражнения «Звери – птицы – рыбы», «Продолжи ряд»

Д/игры «Найди отличия», «Что лишнее».

Упражнение «Назови слова с заданной буквой.

Упражнение «Обобщения»

Д/игры «Скажи наоборот», «Скажи похоже»

Графический диктант

Задание «Коврики», «Отгадай предмет по его частям»

«Назови признаки сходства и различия квадрата и прямоугольника, круга и овала»;

«Кому какая форма», «Широкое – узкое»; «Узнай и запомни», «Игра с обручем» (различение и нахождение геометрических фигур), «Составь предмет» (упражнять в составлении силуэта предмета из определённых частей геометрических фигур, счётных палочек);

«Ласковые имена», «У меня нос, а у тебя», «Подскажи словечко», «Потерялись»

 «Мешочки с крупами», «Игры – забавы», «Шнуровка», «Нанизывание колец», «Игры с прищепками», рисунки по клеткам

Декабрь

Учить отвечать на вопросы

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы

Учить рисовать по штриховке

Развитие ВПФ

Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов

Учить чётко проговаривать.

Беседа по картинкам

Упражнения «Мостик дружбы», «Поделись с другом»

Пальчиковая гимнастика

Д/игра «Лабиринт», «Кто мой друг»

Д/игра «Стоп, палочка остановись», «Похлопаем»

Подборка чистоговорок, скороговорок:

«Свинья рыла, рыла, рыла – весь двор перерыла»,

«Влас у нас,  Афанас у вас»,

«Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор» и т.д.;

Январь

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса

Развитие пространственной ориентировки

Различение слов близких по звуковому составу

Развитие зрительного восприятия

Развитие речевой выразительности

Развитие навыков вербального и невербального общения

Д/игра «Шумовые баночки», «Где хлопнули»

Д/упражнения «Где сидит?», «Возле, около, между»

«Найди себе пару», «Так ли это звучит»

«Беги ко мне», «Стрелка, стрелка, покрутись», «Открой свой домик», «Сложи рисунок», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету»

«Дирижеры», «Кто хозяин», «Составь схему», «Точка»

«Горячий стул», «Лабиринт», «Интервью», «Знакомство», «Отражение эмоционального настроения», «Животное», «Камера», «Аукцион», «Зеркало»

Февраль

Развивать навыки общения, умение работать в паре

Развитие зрительной памяти

Развитие эмоциональной сферы

Развитие коммуникативной сферы

Пополнение активного словаря относительно прилагательных

Учим выражать разнообразные чувства в картинках

Задание «Коврики», «Отгадай предмет по его частям»

Д/игра «Четвертый лишний»

Д/игры «Опиши друга», «Что изменилось»

«Подарок на всех», «Добрые слова»

«Чья голова?», «Что бывает круглым»

Д/игры «Эмоциональные мордашки», «Я и мое настроение»

Март

Обучать правильно употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном  падеже

Развитие пространственной ориентировки

Формировать представления о гласных и   согласных звуках, умение их различать

Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека

Развивать способности описывать картинку

Развитие мелкой моторики рук

Активизировать в речи прилагательные в превосходной степени

«У нас не было», «В доме есть», «Подбираем рифму», «Заготовки на зиму»

Графический диктант

Д/игра «Хлопни в ладоши», Расскажи правильно», «Какие бывают звуки»

«Собака принюхивается», «Лисичка подслушивает», «Иди ко мне», «До свидания»

«Кора дерева», «Подбери узор», «Фантастическое животное»

«Опусти руку в мешок», «Веселые маляры», «Собираем урожай», «Зайчик», «Застегни одежду», «Найди фигурки в сухом бассейне»

«Собери картинку», «Назови при знак», «Скажи правильно»

Апрель

Работа над двухсложными и трехсложными словами из открытых слогов

Автоматизировать звуки в словах и чистоговорках

Развитие ВПФ

Слуховую память и внимание

Развить зрительную память, восприятие

Развить непроизвольную образную память.

Развитие воображения

Д/упражнения «Узнай, кто это?», «Конец слова за тобой»

«Повтори за мной», Игра «Самолет»

«Слушаем и рисуем», «Прогулка в картинках», «Я фотоаппарат», «Чего не хватает»

«Какой игрушки не хватает», «Кто справа», «Чудесные слова», «Найди сам»

«Опиши игрушку», «Выдумай историю», «Продолжи рисунок», «Так не бывает», «Новое назначение предмета»

«Узнай картинку», «Смешинки», «Пятнография», «Чья тень», «Шкатулка  со сказками».

Май

Учить образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Развитие мелкой моторики

Развивать способности описывать картинку

Развитие мелкой моторики рук

Активизировать в речи прилагательные в превосходной степени

«Ласковые имена», «У меня нос, а у тебя», «Подскажи словечко», «Потерялись»

«Су – джок», «Мешочки с крупами», «Игры – забавы», «Шнуровка», «Нанизывание колец», «Игры с прищепками», рисунки по клеткам.

«Кора дерева», «Подбери узор», «Фантастическое животное»

«Опусти руку в мешок», «Веселые маляры», «Собираем урожай», «Зайчик», «Застегни одежду», «Найди фигурки в сухом бассейне»

«Собери картинку», «Назови при знак», «Скажи правильно»

Формы и направления работы с семьей

  • Индивидуальные беседы, консультации, папки передвижки, открытые занятия.
  • Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики).
  • Консультация «Рекомендации родителям будущих первоклассников»
  • «Уроки логопеда», «Чтобы ребенок зарычал», «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей».
  • «Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста».
  • Мастер- класс: «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковые игры – как средство развития речи детей дошкольного возраста».