Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике

Шадрина Анна Анатольевна

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития и незрелость эмоционально- волевой сферы, которое характеризуется недостаточным уровнем развития высших психических функций. Изучением данной проблемы занимались: Н.Г. Поддубная, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Р.Д.Триггер, Н.Ю. Борякова, Е.Н.Васильева, Г.Н. Ефремова.

На данном этапе развития нашего общества число детей, имеющих за­держку психического развития, постоянно увеличивается. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15%, а количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось в 2 раза.

По данным разных авторов, число детей данной категории колеблется в пределах 5-11 % от детской популя­ции. Эта группа детей имеет стойкую тенденцию к уве­личению: во-первых, из-за ослабления материнского и детского здоровья в целом по стране (В.И. Лубовский, Ю. Дауленскене, Л. Тарнпол и др.); во-вторых, в связи с тем, что успехи теории и практики дифференциальной диагностики позволяют всё более точно обнаруживать детей с данной особенностью развития.

ЗПР определяется как особая сборная группа, включающая несколько клинических форм с разными проявлениями отклонения в развитии, отличающимися от олигофрении. В ра­ботах, проведённых под руководством М.С. Певзнер [3], дан анализ психофи­зического инфантилизма, временной задержки психического развития и са­мых важных клинических форм ЗПР. М.С. Певзнер выделила четыре клини­ческие формы психического и психофизического инфантилизма:

-инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при первично сохранённом интеллекте;

-инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

-инфантилизм, осложнённый церебро-асгеническим синдромом;

-инфантилизм в сочетании с недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития и незрелость эмоционально- волевой сферы, которое характеризуется недостаточным уровнем развития высших психических функций. Изучением данной проблемы занимались: Н.Г. Поддубная, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Р.Д.Триггер, Н.Ю. Борякова, Е.Н.Васильева, Г.Н. Ефремова.

На данном этапе развития нашего общества число детей, имеющих задержку психического развития, постоянно увеличивается. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15%, а количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось в 2 раза.

По данным разных авторов, число детей данной категории колеблется в пределах 5-11 % от детской популяции. Эта группа детей имеет стойкую тенденцию к увеличению: во-первых, из-за ослабления материнского и детского здоровья в целом по стране (В.И. Лубовский, Ю. Дауленскене, Л. Тарнпол и др.); во-вторых, в связи с тем, что успехи теории и практики дифференциальной диагностики позволяют всё более точно обнаруживать детей с данной особенностью развития.

ЗПР определяется как особая сборная группа, включающая несколько клинических форм с разными проявлениями отклонения в развитии, отличающимися от олигофрении. В работах, проведённых под руководством М.С. Певзнер [3], дан анализ психофизического инфантилизма, временной задержки психического развития и самых важных клинических форм ЗПР. М.С. Певзнер выделила четыре клинические формы психического и психофизического инфантилизма:

-инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при первично сохранённом интеллекте;

-инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

-инфантилизм, осложнённый церебро-асгеническим синдромом;

-инфантилизм в сочетании с недоразвитием речи.

Автор отмечает, что ведущим симптомом при различных формах ЗПР является своеобразное недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей при первично сохранённом интеллекте.

К.С. Лебединская [6] выделяет клинические типы ЗПР, различающиеся по этиопатогенетическому основанию:

-конституционального происхождения;

-соматогенного происхождения;

-психогенного происхождения;

-церебрально-органического происхождения.

К.С. Лебединская считает, что каждый тип ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

Для дифференциальной диагностики задержки психического развития от других нарушений в развитии, важным показателем при оценке психического развития ребёнка является развитие мышления и уровень сформированности мыслительных операций.

Т.В. Егорова изучала особенности мышления детей с ЗПР и динамику мыслительной деятельности. Согласно полученным данным у детей с задержкой психического развития наблюдалась выраженная динамика в решении наглядно-практических и наглядно-образных задач и значительно меньшая динамика в решении задач, требующих использования мыслительной операции аналогии. Динамичность умственного развития и эффективность использования оказываемой помощи, по мнению Т.В. Егоровой, являются теми специфическими особенностями, на основании которых можно дифференцировать детей с ЗПР от умственно отсталых.

ГЛ. Карпова и Т.П. Артемьева указывают, что отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников [5].

Т.А. Власова, В.И. Jlубовский, H.A. Никашина, отмечают, что одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне. Это позволяет говорить об их качественном отличии от умственно отсталых детей. Дети с задержкой психического развития располагают большими потенциальными возможностями в плане способности овладевать предложенным им учебным материалом.

В мыслительной деятельности детей с ЗПР выделяют неравномерное развитие видов мышления. У.В. Ульенкова отмечает, что наблюдается более высокий уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития в сравнении со словесно-логическим. Невербальные тесты по суммарным показателям этим детям оказались более доступными, нежели вербальные [55].

Исследование Т.В. Егоровой показало, что при сравнении разных видов деятельности, требующих наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, наибольшие затруднения вызывает у младших школьников с ЗПР решение заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление, напротив, оказывается нарушенным в наименьшей степени.

Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева указывают, что у детей с ЗПР значительной степени выражено отставание в словесно-логическом мышлении, менее выражено отставание в наглядно-образном мышлении и ближе к уровню нормального развития находится наглядно - действенное мышление. На отставание словесно-логического мышления у детей с ЗПР указывают и другие учёные: Т.А. Власова, В.И. Лубовский, H.A. Никашина, Т.А. Стрекалова.

С.Г. Шевченко отмечает, что развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития отрицательно влияет малый запас знаний об окружающем мире, отличающихся нечёткостью и бессистемностью.

Т.А. Стрекалова [2] указывает, что большинство детей с ЗПР не могут самостоятельно строить умозаключения путём сопоставления суждений и испытывают выраженные трудности в обосновании истинности и ложности суждений. Т.А. Стрекаловой сопоставлены уровни развития наглядного и словесно-логического мышления и выявлена положительная корреляция между умениями решать наглядные задачи и возможностями построения суждений и умозаключений.

У детей с ЗПР наблюдается дефицит мотивационного компонента, проявляющийся, по мнению М.М. Безруких в том, что познавательные процессы абсолютно не интересуют таких детей. На занятиях они сразу становятся вялыми или, наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. У таких детей наблюдается крайне низкая познавательная активность, они избегают умственного напряжения. Как отмечают Т.А. Власова, В.И. Лубовский и Н.А. Никашина, по сравнению с нормальными сверстниками дети с задержкой развития характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется прежде всего в их недостаточной любознательности [4].

Большинство обычных детей дошкольного возраста задают очень много различных вопросов относительно окружающих предметов и явлений. Вначале эти вопросы поверхностны, но постепенно детей начинают интересовать существенные, скрытые свойства явлений, сложные связи и отношения между ними. Одни дети с задержкой психического развития вообще не задают вопросов. Это дети медлительные, пассивные, с замедленной речью. Другие задают вопросы, которые преимущественно касаются лишь внешних свойств окружающих их предметов. Это несколько расторможенные, многословные и даже болтливые дети [1].

Детям с ЗПР присуща несформированность регуляционно-целевого компонента. Т.В. Егорова отмечает в своем исследовании, что дети с ЗПР не могли в ходе решения контролировать свои действия. Характерным для них было отсутствие этапа ориентировки в задании. Дети не анализировали исходные условия задачи, не планировали своих действий, а сразу приступали к манипулированию объектами в случае наглядно-практических задач или предлагали в качестве решения неадекватный вариант [3].

Т.В. Егорова, отмечая низкий уровень сформированности мыслительной деятельности у младших школьников с ЗПР, указывает на своеобразие их мыслительного процесса уже на начальном этапе деятельности, которым является ориентирование. Автор обращает внимание на то, что при выполнении учебного, практического задания для детей с ЗПР характерным является отсутствие или кратковременный характер данного этапа.

Вследствие низкой познавательной активности дети с задержкой психического развития, по наблюдениям Т.В. Егоровой, не осуществляют поиск рациональных приёмов решения задачи, не стремятся проверить выполненное задание. Довольно часто проявляется неумение этих детей выслушать инструкцию до конца, стремление как можно скорее приступить к практическому выполнению задания. Эти факты нашли подтверждение в ряде научно- экспериментальных работ H.A. Менчинской и А.Н. Цымбалюк, А.Н. Цымбалюк [4].

Дети с ЗПР обычно не ставят цели, не ищут рационального способа решения. Н.П. Вайзман указывает на невозможность словесного объяснения выполненных действий, что свидетельствует о неосознанности мышления.

Детям с ЗПР присуща несформированность мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов). Н.П Вайзман отмечает, что мышление детей с задержкой психического развития характеризуется слабостью ориентировочного этапа, несформированностью процессов анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования. Г.М. Капустина также отмечает недоразвитие основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения [2].

З.И. Калмыкова отмечает, что у детей с ЗПР к моменту поступления в школу оказываются сформированными элементарные логические операции, которыми владеют маленькие дошкольники с соответствующим возрасту темпом развития. Такие дети с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане. Они беспомощны в осуществлении самых простых логических операций [5].

Эти операции составляют основной фонд интеллектуальной деятельности, и их состояние определяет её содержательную характеристику, пользуясь которой можно описать отличия интеллектуальной деятельности детей с задержкой развития, нормальных и умственно отсталых.

Исследование И.Н. Брокане показало, что у детей шести лет с задержкой психического развития операции мышления более развиты на чувственном, конкретно-предметном уровне, чем на вербально-абстрактном. У этих детей страдает процесс обобщения. Характеризуя мыслительные особенности детей с ЗПР, нельзя не отметить различия и внутри данной группы детей. Дети с конституциональной, соматогенной и психогенной задержкой психического развития имеют менее нарушенную мыслительную деятельность. Они более восприимчивы к помощи, более критичны к полученным результатам. Дети с церебрально-органической задержкой имеют более глубокое нарушение мыслительной деятельности. Особо сильно это проявляется при решении словесно-логических задач. Они практически не критичны к своим решениям.

Таким образом, несмотря на большую значимость, проблема развития мышления у дошкольников с ЗПР пока изучена недостаточноо. Ученые отмечают, что у детей с ЗПР 6-7 лет наблюдается конкретность мышления, слабое развитие мыслительных операций; недоразвитие процессов обобщения и абстрагирования; трудности в установлении причинно-следственных связей; невладение родовыми понятиями; замедленность, инертность, косность мышления, стремление к шаблону (Т.В. Егорова, В.А. Пермякова, З.М. Дунаева, И.А Коробейникова и др.).

У детей с ЗПР обнаруживается отставание в развитии всех форм мышления. В наибольшей степени это проявляется во время решения задач с использованием словесно-логического мышления, а в наименьшей степени отстает наглядно-действенное мышление. К началу школьного обучения наблюдается не сформированности основных мыслительных операций – синтеза, анализа, сравнения и обобщения. Значительное отставание обнаруживается в проявлениях возможности осуществлять суждения и умозаключения.

Как показывают многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитывать имеющиеся у них отклонения и особенности развития и в соответствии с этим создавать адекватные условия обучения и воспитания в ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной и...

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной из наиболее важных и актуальных  проблем коррекционной педагогики  и психологии...

Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".

В статье описывается об особенностях развития  памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....

Особенности мышления у детей с задержкой психического развития

Особенности мышления у детей с задержкой психического развития...

Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....