Прокрастинация
статья по коррекционной педагогике

Варьюла Татьяна Николаевна

Краткий обзор феномена "прокрастинация", его причины и признаки, рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prokrastinatsiya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прокрастинация

    Делу время, а потехе час

(русская народная пословица)

На сегодняшний день в  с введением множества ограничений для общества, переводом на дистанционную форму обучения, работы и даже лечения, для многих появляется такой соблазн как «сделаю потом».  В результате такого «сделаю потом или завтра», появляется «большой хвост» из невыполненных важных дел, который может приводить к невротизации и соматизации личности. Вопрос прокрастинации, актуален как никогда, и важность раскрытия этого вопроса решает множество проблем для современного поколения людей. Давайте рассмотрим понятие, причины и возможность развития этого феномена у детей.

Термин «прокрастинация», появился относительно недавно, и его первооткрывателем был Ригенбах П. и он его рассматривал как многокомпонентный феномен и раскрывал понятие как- факт откладывания важных дел и сроков.

В отечественной психологии же единого мнения на этот феномен нет, поэтому многие рассматривают его в разных ключах:

Е.П. Ильин связывает прокрастинацию просто с ленью, а Боровская Н.В. считает, что это привычка откладывать необходимые дела. Однако интересно, что у всех этих точек зрения есть одинаковые компоненты:

1. Человек знает о негативных последствиях откладывания дел, но ничего не предпринимает.

2. Прокрастинируемый человек не пытается менять свои планы и сознательно откладывает дела.

3. Внутренне человек испытывает эмоциональные переживания и эмоциональный дискомфорт, что и отличает прокрастинацию от лени.

Таким образом, прокрастинация- это сознательное откладывание дел, приводящих к отрицательным последствиям и сопровождающееся внутренним эмоциональным дискомфортом.

Исследователи разделяли прокрастинацию на множество видов, в результате которые преобразовались в 2 вида:

-откладывание выполнения заданий;

-откладывание принятия решений;

Прокрастинаторы пассивные, боятся начинать и делать в результате болезненного перфекционизма, а активные прокрастинаторы в свою очередь откладывают дела с целью мобилизации сил себе во благо и в сжатые сроки выполняют все необходимые дела, что называется «запрыгивают в последний вагон».

Этот феномен может возникать как у взрослых так и у детей, в связи с тем, что дети легко научаются это у своих родителей, а так же ученые установили, что в прокрастинации есть важные факторы такие как импульсивность, нарушение восприятия времени, тревожность,  страх неудачи и низкий уровень самоконтроля.

К важным социальным факторам ученые отнесли- временной промежуток до выполнения важного дела, чем этот срок больше, тем больше у человека соблазна отложить это дело и заменить его на удовольствие.

Чаще всего например у детей, которым предстоит важное дело- выучить стишок или выполнить задание по дому и др., испытывают ряд неприятных мыслей:

-Это скучно;

-не знаю с какого конца взяться за дело;

- и за чем это?

-Мне это ни к чему?

-Не понимаю чего от меня хотят?

-Времени не осталось, надо было раньше;

-В этом нет никакого смысла;

- Дел слишком много;

- я не справлюсь;

Прокрастинация вредна   тем, что важные дела остаются несделанными,  вызывая стресс, дополнительные переживания и  усиливающееся чувство тревоги. Быть прокрастинатором, неприятно и тяжело, сама прокрастинация с последующим рывком в попытке хоть что-то успеть выматывает ребенка, не позволяет выполнить работу хорошо и качественно.

Очень важно отличать прокрастинацию от лени, где важным фактором выступает внутренний эмоциональный фон ребенка. Где в одном случае у ребенка будет нейтральный фон, а в другом высокий уровень отрицательных эмоций.

                            Рекомендации по прокрастинации для родителей:

  1. Если вы заметили у вашего ребенка признаки прокрастинации, то первым делом начинайте работу по ее преодолению с себя.
  2. Спросите  у ребенка почему не делается? Понаблюдайте за ребенком. Здесь необходимо выяснить причину, что ее вызывает.
  3. Рассмотреть временной промежуток, ставить более четкие границы по времени.
  4. Разбивать деятельность на понятные этапы.
  5. Давать позитивное подкрепление- хвалить после реального успеха.
  6. Важные дела делаются с перерывом на отдых по его завершению.
  7. Не привязывайте не любимые дела к определенному дню или часу.
  8. Стимулируйте и развивайте чувство планирования своих дел (маркерная или меловая доска, красивый ежедневник)

                                      Постарайтесь сохранять спокойствие и чувство юмора.

Феномен «прокрастинация» имеет место быть в нашем обществе и появился с точки зрения психологии для  защиты человека от неприятной ему деятельности. А вот быть или не быть прокрастинации решать каждому из нас.