Современный подход в развитии тактильных ощущений дошкольника.
методическая разработка по коррекционной педагогике

В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.. Звонаревой, было обнаружено, что при произведении  ритмических движений пальцами руки,  резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. (Лобный отдел – центр Брока – моторная речевая зона; левая височная область – центр Вернике – сенсорная речевая зона). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный подход в развитии тактильных ощущений дошкольника.

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие тактильных ощущений, внедрение новых  технологий по данному направлению.

Задачи для детей:

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;

Обогащать словарный запас;

Тренировать тонкие движения пальцев рук;

Способствовать развитию творческих способностей;

Развивать память и связную речь;

Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;

Развивать навыки ручной умелости.

В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.. Звонаревой, было обнаружено, что при произведении  ритмических движений пальцами руки,  резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. (Лобный отдел – центр Брока – моторная речевая зона; левая височная область – центр Вернике – сенсорная речевая зона).

Эти данные позволили сделать вывод о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.

Традиционные методы развития пальцев рук это вырезание, раскрашивание картинок, лепка, шнуровка и т.п.

 Я расскажу о новых и интересных методах, таких как

  • Биоэнергопластика
  • Су-джок терапия
  • Песочная терапия
  • Семянотерапия
  • Кратко о каждом методе:

Биоэнергопластика.

Это сложное слово состоит из двух: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия –Это та энергия, которая находится внутри нас.

А слово «пластика», как мне кажется, в комментариях не нуждается.

Кто-то умный решил: а чего тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук по отдельности? Если эти тренировки объединить, то может будет больше толку? И объединили. В результате появилось такое понятие, как биоэнергопластика.

Было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.

Упражнение № 1. «Птенчики»
Исходное положение. Артикуляционные упражнения лучше всего выполнять сидя. В этом положении ребенок наиболее расслаблен. Голова должна находится в прямом положении. Рот закрыт. Основная рука (в зависимости правша ребенок, или левша) согнута в локте.
Выполнение упражнения. Для правильного выполнения этого упражнения следует считать. Упражнение выполняется на четыре счета. На счет «раз» ребенок должен опустить челюсть на ширину своих двух пальцев. На счет «два» он должен зафиксировать такое положение челюсти. На счет «три» рот закрывается. На счет «четыре» ребенок отдыхает.
Работа кистью руки. Руку  начинаем подключать тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок.
Кисть ребенка должна быть параллельной полу. Пальцы прямые, прижаты друг к другу. Когда на счет «раз» нижняя челюсть пошла вниз, в этот момент и большой палец руки опускается вниз. А четыре оставшихся пальца поднимаются вверх. То есть пальцами ребенок показывает тот же открывающийся рот, только у…допустим, птенца. На счет «два» фиксируем открытый рот птенца. На счет «три» закрываем клюв. На счет «четыре» отдыхаем (рисунок 2).

Упражнение № 2. «Хоботок»

Цель упражнения. Упражнения направлено на тренировку губных мышц.
Исходное положение. Губы находятся в привычном спокойном сомкнутом положении. Зубы тоже сомкнуты, но без напряжения.
Выполнение упражнения. Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен вытянуть губы вперед, сложив их в трубочку. Или в хоботок у слоненка. На счет «два» ребенок растягивает губы в сторону, как бы в улыбке. Только при этом нельзя показывать зубы. Разве слоненок, когда улыбается, показывает зубы? Растягивать сильно губы в стороны не надо. Главное в этом упражнении заключается в «хоботке».
Работа кистью руки. На счет «раз» ребенок собирает все пальцы правой (или левой) руки в щепоть. А на счет «два» пальцы должны «разбежаться» врозь, в открытую ладонь с растопыренными пальцами (рисунок 3).

Упражнение № 3. «Зайчики»

Цель упражнения. Тренировка мышц языка.
Исходное положение. Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.
Выполнение упражнения. На счет «раз» ребенок должен поднять язык к верхним зубам, за них. На счет «два» ребенок опускает язык.
Работа кистью руки. В данном случае работают обе кисти. Руки

должны быть согнуты в локтях, а кисти свободно свисать вниз. Как лапки у зайчика. На счет «раз» кисти поднимаются вверх, на счет «два» опускаются (рисунок 4).

Упражнение № 4. «Часики»

Цель упражнения. Тренировка мышц языка.
Исходное положение. Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.
Выполнение упражнения. Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен кончиком языка коснуться левой щеки. На счет «два» - правой щеки. Челюстью двигать нельзя.
Работа кистью руки. Все пальчики ребенка собраны в кулак, кроме указательного. Именно им он и выполняет упражнение, направляя его в ту сторону, в которую движется язык. Кисть должна находиться на месте (рисунок 5).

Упражнение № 5. «Жало»

Цель упражнения. Тренировка мышц языка.
Исходное положение. Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.
Выполнение упражнения. Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен высунуть язык изо рта как можно дальше. До напряжения в в подъязычной связке. На счет «два» вернуть его в исходное положение.
Работа кистью руки. Пальцы собраны в кулак, который располагается пальцами вниз. На счет «раз» пальцы выпрямляются в напряженную ладонь, которая должна быть параллельна полу (рисунок 6).

Су джок терапия.

     Широко используются элементы Су-Джок терапии (последнее мировое достижение восточной медицины). «Су» по-корейски - кисть, «джок»  - стопа. Кисть и стопа - это уменьшенные проекции тела человека (рисунок 7).

     Су-джок терапия направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. На коррекционных занятиях происходит стимулирование точек массажными шариками, расположенных на пальцах рук. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.    Использование такого вида массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Пальчиковая игра «Ёжик»                            

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

На спине иголки

очень-очень колкие.

Хоть и ростом ёжик мал,

нам колючки показал,

А колючки тоже

на ежа похожи. (рисунок 8).

                Гайдарова С.С., Веретёхина Я.Г.

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»                      

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел (рисунок 9).

                                           Народная потешка

Песочная терапия.

     Широкое распространение получили игры с песком (песочная терапия).

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку), счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук). (рисунок 10).

Развитие диафрагмального дыхания

 «Выровняй дорогу» - от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

Артикуляционные упражнения

«Лошадка» - щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать «скакать по песку».

«Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл- бл- бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели» - языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

Автоматизация звуков

«Заведи мотор машины» - произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения- рисовать по песку букву Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написанные буквы с произнесением звука.

«Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук [C], насыпая горку.

Развитие фонематического слуха

«Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

Семянотерапия.

     Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной.

С этой целью необходимо разнообразить работу с детьми.

     Семянотерапия - перспективное направление и в восточной медицине.

Семена - это живые и гармоничные структуры с большим потенциалом, безопасным в применении. Семена дают жизнь растениям. Это является доказательством того, что в них в латентном виде присутствует энергия огромной силы, благодаря чему семя, как источник жизни, может способствовать улучшению состояния здоровья.

 Каждое семя несет в себе целебное воздействие за счет имеющейся в нем биоэнергии. Разумеется, больше всего такой энергии содержится в неповрежденных зернах недавнего урожая.

  • Сделайте сухой бассейн.  В емкость насыпается ядро кедрового ореха,  и можно творить! Зарываться  в нее ручками, закапывать  и искать разные мелкие игрушки. Можно сделать несколько бассейнов с разной крупой или семенами предложить ребенку найти игрушки в каждой из них. Попробовать дать характеристику каждому виду семени.

  • Можно сделать аппликацию. Из арбузных, дынных и других семян получаются очень красивые работы.  

     Для выполнения аппликаций вам потребуется картон, различные семена, крупы, клей ПВА.

На картоне нарисуйте изображение будущей картины. Намажьте клеем ПВА и густо посыпьте семенами. Можно использовать как один вид, так и создавать более сложные композиции, сочетая несколько видов семян и круп.

Список использованной литературы.

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. -Детство-Пресс, 2011 г.

2. Кановская М. Целительные точки на ступнях и ладонях. Су-джок для всей семьи. - АСТ, 2014 г

3. Пак ЧжэВу.  Су Джоксемянотерапия. М.: «Су джок академия», 2004 г.

4. Сапожникова О.Б, Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. Сфера, 2014 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Материал для педагогов и родителей о важности игр с тактильными ощущениями...

Инновационный подход к развитию тактильных ощущений у детей с патологией зрения

Инновационный подход к  развитию тактильных ощущений у детей с патологией зрения...

Консультация для родителей и педагогов «Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников»

Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных физических, и личностных качеств ре...

«Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников»

   Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных физических, и л...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание,...

Педагогический совет "Современные подходы к развитию творческого потенциала дошкольника через анализ его продуктивной деятельности"

Совершенствовать работу по художественно-эстетическому развитию воспитанников, выявить и активизировать наиболее интересные подходы в работе.  Первая часть педсовета пройдет как мини-отчет  ...