«Здравствуй, это Я!».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Кулиш Анна Николаевна

 

«Здравствуй, это Я!».

Цель: развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.

  1. Знакомство по кругу.

    Что нравится?

    Что не нравится?

  1. Корабль и ветер.

Цель: Настроить группу на рабочий лад.

          Парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. (Вдохнуть воздух и сиюминутно выдохнуть через рот.).Пусть ветер подгоняет кораблик. Я хочу услышать, как шумит ветер.

  1. Театр пантомимы.

Цель: Расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

Дети изображают различных героев:

  • Бабу-Ягу, злая;
  • Ворону, как она сжимает в клюве сыр;
  • Бабушка Красной шапочки, как она испугалась, когда?

 «Расскажи о себе».

Цель: Включение в работу группы. Групповое сплочение. Освоение группового стиля работы, правил группы. Запуск процесса самораскрытия. Развитие навыков общения. Развивать умение выражать свою индивидуальность, умение проникать в мир другого. Обеспечивать возможность самоидентификации. Способствовать возможности физического контакта.

2.1. Ритмические хлопки.

Цель: Привлечение внимания детей, включение в работу.

Рефлексия.

2.2. «Приветствие».

Цель:  Способствовать возможности физического контакта, большей самоидентификации.

  • Мы поговорим о том, как обычно приветствуют друг друга люди.

Попросить детей показать способы рукопожатий.  Затем подгруппами по два человека дети придумывают своё смешное приветствие. Отбирается наиболее понравившееся, оно будет приветствием группы.

Рефлексия.

2.3. «Дружеское интервью».

Цель: Привлечь к себе внимание группы. Развитие навыков общения.

Дети по очереди задают вопросы друг другу, например, "Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?", "Твоя любимая игрушка? и пр.) . Если вопрос не понравился, смутил, - можно не отвечать.

Рефлексия. 

2.4. «Поезд».

Цель: Переключение внимания.

Дети становятся друг за другом. Движения выполняют за очередным ребёнком.

Рефлексия.

2.5. «Что было бы если бы...».

Цель: Продолжить процесс самораскрытия. Групповое сплочение. Развитие воображения.

Представить себя животным и  имитировать его движения. Дети угадывают. Затем задаются вопросы:

  • Какое желание ты загадаешь, если найдёшь  волшебную лампу?
  • Куда ты полетишь, если у тебя будет ковёр- самолёт. 

Волшебные средства понимания: интонация.

ЦЕЛЬ: Знакомство с интонированием речи; развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам другим.

УПРАЖНЕНИЕ №1. Давайте поздороваемся.

Цель:  дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.

Содержание: играющие передвигаются по комнате в удобном для них месте и направлении. По сигналу ведущего каждый участник должен поздороваться со всеми играющими.

Варианты сигналов: хлопок – пожать руку;

                                   свисток – поздороваться спинками;

                                    2 хлопка – поздороваться пальчиками;

                                    2 свистка – поздороваться плечами.

УПРАЖНЕНИЕ №2. Этюд на различные позиции в общении.

Цель: почувствовать  различные позиции в общении.

Содержание: детям дается задание разбиться на пары. Общение проходит в парах. Для этого предлагаются темы:  «Мое любимое животное», «Мои любимые игры», «Мое любимое занятие», «Самый радостный день» и т. д.

     Сначала ситуация общения организуется, когда дети сидят друг против друга, затем, когда один сидит на стуле, а другой стоит около другого стула, затем дети сидят спиной друг к другу, продолжая разговор.

     После у детей спрашивают о настроении, возникшем в процессе общения.

      Как больше понравилось общаться? Почему?

УПРАЖНЕНИЕ №3. Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров, развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого  через прикосновения.

 Содержание: выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Дается задание: - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Отпустите руки. Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Отпустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Что вы чувствовали? Что понравилось больше? Что не понравилось?

УПРАЖНЕНИЕ №4. Кто тебя позвал, узнай.

Цель: Развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Содержание: дети, каждый по очереди, становятся в коней комнаты и закрывают глаза. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего – ожидать, кто его позвал.

УПРАЖНЕНИЕ №5. Интонация.

Цель: Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

 Содержание: Ведущий вводит понятие об интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами и интонацией, различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Пойдем играть. Дай мне игрушку. Почитай мне сказку и т.п.

УПРАЖНЕНИЕ №6. Шеринг по кругу.

  • С каким волшебным пониманием вы сегодня познакомились?
  • Что такое интонация?
  • Как применяли в общении интонацию?      

Волшебные средства понимания: мимика.

Цель: Знакомство с мимическими выражениями: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.

УПРАЖНЕНИЕ №1. Давайте поздороваемся. «Пожелания».

      Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую – либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного».

УПРАЖНЕНИЕ №2. "Лица".

Цель: Способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Содержание: На доске вывешиваются картинки, маски: радость, удивление,   интерес, злоба, гнев, страх, стыд, презрение.

           Дети определяют, какое чувство выражает маска.

УПРАЖНЕНИЕ №3. "Маски".

Цель: Умения различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения эмоций.

Содержание: Дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, удивление, страх. Остальные определяют, что пытались изобразить участники.

УПРАЖНЕНИЕ №4. Ролевое проигрывание ситуаций.

Цель: Развитие эмпатии при использовании знакомых средств понимания.

Содержание: Воспользовавшись волшебным средством понимания, дети должны помочь:

  1. Плачущему ребенку, он потерял мячик.
  2. Мама пришла с работы, она устала.
  3. Товарищ грустный, у него заболела мама.
  4. Друг плачет, его обидели и т.п.

УПРАЖНЕНИЕ №5. Рисование.

Цель: Развитие эмпатии, творческого воображения.

Содержание: Дается задание:

                        «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым   

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, здравствуй праздник мам!

Развлечение посвящённое мамам,  создавать у детей праздничное настроение, учить делать добрые дела и поступки,  воспитывать в детях любовь к родным и близким людям маме, бабушке, сестре...

Здравствуй, здравствуй, елочка! Здравствуй, Новый год!

Сценарий новогоднего утренника для старшей группы...

" Здравствуй, солнце! Здравствуй , лето!

Сценарий летнего праздника....

Новогодний праздник " Здравствуй,здравствуй Новый год!"

- Добрый день! Дамы и господа! - Здравствуйте, дорогие наши гости! -Мы с радостью приветствуем всех на новогоднем пред­ставлении.- Надеюсь вы узнали нас? - Да!- Ну, тогда угадайте, кто я? -  Прин...

"Здравствуй, здравствуй Новый год" 2 младшая группа

Он прямо с ёлки спрыгнул – прыг! Такой уж он, друзья, шутник! Петрушка  в гости поспешил, колпачок надеть решил. На нём бубенчики звенят, развеселить ребят хотят! Озорной Петрушка...

Проект "Здравствуй здравствуй Новый год. Здравствуй , здравствуй -Ёлка"

В данном проекте системаиизирован материал о традициях празднования Нового года....