Проект " Развитие ребенка с ОВЗ через включение в работу материалов М. Монтессори
проект по коррекционной педагогике

Чернышова Ирина Анатольевна

Проект " Развитие ребенка с ОВЗ через включение в работу материалов М. Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ОВЗ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТУ МАТЕРИАЛОВ М.МОНТЕССОРИ»

Воспитатели: Гриненко Е.Н., Чернышова И.А.

Учитель-дефектолог: Котина Н.А.

2012-2015г.

Актуальность:

 В своей коррекционной работе с детьми  ОВЗ мы применили методику, которая была разработана еще в ХIХ в. врачом-психиатром, педагогом, первой в истории человечества женщиной — доктором наук Марией Монтессори.

 Под воспитанием в Монтессори-педагогике понимается помощь психическому развитию ребенка с самого рождения. Одним из необходимых условий ее осуществления является взрослый.

Чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимы правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним.

Другое условие — это правильно организованная предметно-пространственная среда.

 Работа с Мантессори-материалом является одним из направлений развития  детей. В работе можно использовать как классический Монтессори-материал, так и его элементы и вариации, адаптируя их к условиям группы.

Цель:  психомоторное развитие  ребенка с ОВЗ через включение в работу материалов  М.Монтессори.

Задачи:

- организация специальной коррекционно-развивающей среды;

-организация специальных индивидуальных коррекционно – развивающих  занятий;

- формирование  у  детей  с ОВЗ  первоначальных  способностей  к адаптации

и  социализации;

- разработка рекомендаций  по  организации  обучения  и воспитания  детей;

- оказание  консультативной  помощи родителям.

Ожидаемые  результаты   и  эффективность  проекта:

- внедрение  новых  коррекционных  технологий;

- разработка  рекомендаций и адаптация игр и  пособий;

- положительная  динамика  физического  и  психического  здоровья;

- удовлетворение  запросов  родителей;

-  успешная  социализация.

 Этапы:

  1. Подготовительный – изучение  запросов  родителей  и  контингента  детей  с ОВЗ,  изучение  коррекционно – развивающей  среды  ДОУ.
  2. Организационный  - индивидуальная диагностика особенностей развития ребенка, включение в работу  семейного клуба, как одна из форм взаимодействия с родителями.
  3. Функциональный – включенное наблюдение за деятельностью ребенка, его предпочтениями, интересами в группе, на улице. Обучение родителей приемам и методам воспитания и обучения детей.  Индивидуальные занятия в системе «ребенок-родитель-педагог». занятия для родителей с элементами тренинга.
  4. Проектный – анализ и проектирование индивидуальных маршрутов, использование обучающих программ для адаптации материалов М.Монтессори к возможностям детей. Апробация этих материалов.  Создание перспективного планирования на год, в соответствии с ФГОС по 5 образовательным областям. Создание  картотеки адаптированных игр, описание материалов М.Монтессори.
  5. Контрольный – проведение качественного анализа результатов проведенной работы, оценка эффективности.

Ведущим  принципом  в работе  по Монтессори – организация   предметно – развивающей  среды,  мини – центры.

Цель - предоставление  каждому  ребенку  возможность   сосредоточиться  на  своей  деятельности, пережить  определенное  эмоциональное  состояние, освоить  самостоятельно  определенное  действие  с предметами  и  материалами.

Зоны:  практической  жизни,  сенсорная, развитие речи,  математики,

познавательная.

Монтессори – материалы, которые   имеются,  создают  базу для развития интеллекта и являются  стимулом  для  активизации  познавательного  интереса, помогают  приобрести различные  навыки, обогатить  сенсомоторный  опыт, влияют на  общее,  эмоциональное и социальное  развитие  ребенка.

Зону  практической жизни необходимо  расширить, т.к. 50%  детей  приходят  к нам с  тяжелыми  нарушениями  в  мелкой  моторике – тормозится  развитие  самостоятельности.

        

Для нас важнейшей целью педагогической работы с детьми  являлось -  создание условий для детей для их  активной разнообразной манипулятивной деятельности с предметами, а также для развития  моторики.

Дети начали подражать поведению взрослых. Мы  ставили  перед собой задачу, создать детям условия для элементарного самообслуживания (мыть и вытирать руки, есть ложкой, раздевать-ся и одеваться и др.). Работая с материалами из сферы практической жизни, ребенок учился навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое дело до конца. Помимо этого, активно работают кисти, пальчики рук, что, как известно, стимулирует работу мозговых центров, отвечающих за мышление, память, речь.

Через сенсомоторную координацию движений мы развивали:

а)  чувствительность  пальцев  обеспечивает  восприятие  таких  свойств,

как твердость/мягкость, форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности дети узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти ребенка и силу для наилучшего захвата;

б) зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и другие свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними;

в) механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро;

г) двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

При работе с дидактическим материалом необходимо предоставлять ребенку: свободу выбора любого дидактического материалов, свободу выбора места работы, право свободного передвижения. Учить ребёнка переносить материалы и работать с ними, задействуя обе руки, после работы уносить материал на прежнее место.

Применение материалов М.Монтессори в образовательных областях.

Социально-коммуникативное развитие

Содержание образовательной области «социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- развитие инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, умения делать выбор и нести ответственность за него;

- развитие способности к волевым усилиям, самоконтролю и самодисциплине;

- развитие умения выстраивать взаимодействие со сверстниками и взрослыми,  умения  договариваться,  адекватно  выражать чувства и уважать чувства других;

- формирование первичных представлений о семье;

- формирование первичных представлений об обществе (ближайшем со-циуме и месте в нем);

Виды и формы работы:  чхл, праздники, инклюзивное образование,  проведение коммуникативных игр, направленных на принятие другого, на умение взаимодействовать, подготовленная среда, предоставляющая возможность детям самостоятельно действовать, играть, исследовать, творить.

Предполагаемый результат

Развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, становление самостоятель-ности, целенаправленности и саморегуляции собствен-ных действий

Познавательное развитие.

Познавательная область образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Познавательное развитие можно поделить на несколько направлений.

1. Сенсорное развитие.

2. Математическое развитие.

3. Знакомство с основами знаний о природе и культуре.

Познавательное развитие ребенка тесно взаимосвязано со всеми другими образовательными областями и реализуется посредством самостоятельной и совместной деятельности детей в продуманной и тщательно выстроенной подготовленной предметной развивающей среде и создания атмосферы исследовательского и творческого поиска, интереса к явлениям окружающей жизни, радости познания, решения поисковых задач.

Сенсорное развитие ребенка является базой формирования представлений об окружающем мире, познавательных процессов, умственного развития, развития навыков самообучения, подготовки к дальнейшим формам учения.

Цель: подготовка ребенка к переходу на новый абстрактный уровень мышления, развитию речи и математических представлений.

Задачи:

- формирование чувственной базы интеллектуального развития;

- формирование системы представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии;

- развитие умения сравнивать, анализировать;

- подготовка к изучению математики, музыки, других направлений.

Речевое развитие

развитие речи, психических процессов и моторных функций, связанных с речью, осуществляется в системе и связано с адаптированной программой. Все виды речевой деятельности являются предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения на общих и свободных занятиях, а именно:

повседневное общение;

самостоятельная деятельность с речевыми материалами в подготовленной среде;

индивидуальные занятия, или занятия названий и коммуникации;

расширение словарного запаса через индивидуальные и групповые занятия с материалами на классификацию;

занятия с подгруппой детей, состав которой определяется уровнем раз-

вития и интересами детей.

Коллективное занятие с детьми в кругу часто включает в себя артику-ляционную гимнастику, чтение потешек, скороговорок, считалок, стихов;

В  дошкольном детстве закладываются такие речевые навыки, как говорение  и слушание.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры и реализуется через задачи:

- обогащения пассивного и активного словаря;

- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомства с  детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;

Художественно-эстетическое развитие

Мария Монтессори была сторонником идеи о том, что творчество есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде с помощью

утончения чувств и развития моторики руки. Художественное творчество сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз — к видению, душу к чувствованию».

Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

Физическое развитие

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой,  гармоничное физическое развитие через решение следующих

 задач:

-  развитие физических качеств: гибкости, равновесия, координации

движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;

Коррекция интеллектуальной сферы педагогом-дефектологом

Цель работы дефектолога: координация педагогической помощи детям с отставаниями и отклонениями в развитии.

Педагог-дефектолог строит свою работу на основе медицинского заключения

врача, наблюдений, диагностики. Индивидуальные занятия проводит по графику 2–3 раза в неделю. Длительность занятий — 10–15 минут.

Основные методы коррекционного воздействия

Арт-терапия.

Релаксационные упражнения.

Песочная терапия.

Игровая терапия.

Коммуникативные игры.

Игры на развитие творческого мышления.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Прежде всего эта работа предполагает совместное с педагогами и родителями сопровождение ребенка в процессе его роста с последующим обсуждением динамики развития и уточнением рекомендаций для дальнейшего анализа результатов.

Дневник включенного педагогического наблюдения

Основным методом работы монтессори-педагога является метод научного наблюдения спонтанных проявлений детей в условиях их жизни в группе детского сада. Наблюдение помогает педагогам видеть детей такими, какие они есть на самом деле. Педагог наблюдает жизнь детей, чтобы понять, что происходит с каждым ребенком, увидеть изменения в его развитии с течением времени, определить его потребности, интересы и умения, внести изменения в среду группы, определить моменты, вызывающие озабоченность, и найти способы, позволяющие наилучшим образом решать проблемные ситуации.

Позиция педагога как участника группы требует от него включенного наблюдения. Однако педагог может как быть участником совместно-разделенной деятельности с детьми, так и наблюдать за их жизнью со стороны, сохраняя при этом свою педагогическую позицию как участник группы.

Включенное наблюдение — это процесс сбора точной и объективной информации во время свободной работы детей с монтессори-материалами, игр на свежем воздухе, в процессе творческой деятельности, а также об их поведении в ежедневных бытовых ситуациях при одновременном активном участии в них самого педагога.

Планирование проектной деятельности на 2015-2016 учебный год

- Активное привлечение педагогов  ДОУ в организацию работы по системе М.Монтессори;

- составление игр и упражнений, используя материалы М.Монтессори;

- Взаимодействие с родителями через включение их в работу «Семейного клуба» по  системе М.Монтессори;

- Распределение материалов М.Монтессори по образовательным областям.

- «Индивидуальная карта достижений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие ребенка раннего дошкольного возраста через знакомство со сказкой».

          Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наибо­лее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слы­шит ...

Выступление – презентация «Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через включение в систему социальных отношений (в соответствии с ФГОС)».

В данной презентации раскрываются аспекты социально-культурного воспитания детей В ДОУ: задачи, направления работы, требования к компетенциям педагога в области социально-культурного воспитания дошкол...

"Развитие ребенка дошкольного возраста через гендерное воспитание"(опыт работы)

Гендерное воспитание призвано не только  помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое...

Развитие творческих способностей детей через конструирование из различных материалов для детей 4–5 лет

В конструировании выделяется два вида:- техническое (из строительного материала и конструкторов); - художественное (из бумаги, ткани, бросового и природного материала).В...

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

: Автор данной статьи рассуждает на тему влияния игр с природными материалами на сенсорные способности детей дошкольного возраста. Личный педагогический опыт показал, что грамотно организованные игры ...