Расстройство пищевого поведения у детей с РАС
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сидорова Инна Леонидовна

В статье описаны самые распространенные проблемы приема пищи у детей с РАС. Предложен алгоритм действий для родителей в случае расстройства пищевого поведения у ребенка с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasstroystvo_pishchevogo_povedeniya_u_detey_s_ras.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку с нарушениями пищевого поведения?

Избирательность в еде – не редкость для многих детей с РАС. Некоторые осваивают навыки, связанные с приемом пищи, медленно и неравномерно.  Поэтому родителям нужно быть исследователями, чтобы понять, что именно лежит в основе пищевого расстройства ребенка. Если не разобраться с причинами, можно навредить ребенку, например сделав его пищевой репертуар еще более ограниченным. Самые распространенные проблемы приема пищи у детей с РАС можно условно разделить на две категории:

1. Высокая избирательность и ограниченность пищевого репертуара:

• Ест только жидкую или пюреобразную пищу.

• Питается критически ограниченным набором продуктов (например, только макаронами и булкой).

• Отказывается пробовать любой новый продукт либо пробует, но при этом пищевой репертуар не растет (например, ест только три продукта и, попробовав новый, может начать есть его вместо одного из прежних).

• Не ест непредпочитаемую пищу, даже когда голоден (1–2 дня и больше).

2. Трудности с организацией и пониманием социальных правил:

• Чрезмерная реакция на непредпочитаемую пищу.

•  Не усаживается за стол, бегает, приходится гоняться за ним с ложкой, чтобы хоть немного накормить.

• Отказывается есть самостоятельно, даже когда голоден.

• Настаивает на единообразии (это касается столовых приборов, места, вида, сидения, подачи).

Алгоритм действий родителя при нарушении пищевого поведения ребенка:

  1. Исключить либо подтвердить медицинские проблемы, которые могут быть причиной боли или дискомфорта ребенка, а значит, страха и избегания приема пищи. Если имеются проблемы медицинского характера, их решением должны заняться специалисты-медики (гастроэнтеролог, аллерголог, педиатр и другие).
  2. Выявить сенсорные особенности ребенка, которые отрицательно влияют на прием пищи (слишком пресная или слишком соленая пища, неприятная текстура, резкий запах). Одним детям невыносимы вид и консистенция пюреобразных продуктов, они предпочитают грызть, хрустеть; другие, наоборот, едят только измельченные продукты. На пищевое поведение также могут влиять негибкость мышления и стремление к постоянству.
  3. Еще один важный фактор – нарушение социальной коммуникации и взаимодействия. Родителю нужно знать, что у ребенка также могут отсутствовать навыки, необходимые для того, чтобы сообщить о пищевых предпочтениях, чтобы отказаться от чего-то приемлемым способом и объяснить причины отказа.

Практические приемы для коррекции нарушений пищевого поведения ребенка в домашних условиях:

  1. Введение ясной структуры и режима приема пищи (расписание в наглядной форме).
  2. Организация места за столом. Визуальные подсказки с обозначением мест для тарелки и столовых приборов, чтобы ребенок знал, куда их можно поставить.
  3. В момент наступления приема пищи, ребенку необходимо показать расписание и предоставить ясную инструкцию, состоящую из коротких фраз.
  4. Подкрепление желаемого поведения - в качестве поощрения даем ребенку его любимое лакомство (например, фруктовое пюре, крекер и т.д.). Данный прием повышает мотивацию ребенка к употреблению нежелаемой пищи.
  5. В процессе приема пищи использовать схему «Сначала-Потом». Сначала ребенок съедает ложку того, что ему предлагается (например, твердая пища). Потом он получает поощрение – фруктовое пюре и т.д. В случае успешного прохождения ребенком данного этапа, можно постепенно добавлять объем нежелаемой еды (две, три ложки). Также постепенно делаем консистенцию непредпочитаемой пищи более плотной. В конечном итоге ребенок сможет употреблять мелко нарезанную пищу и обычную еду с семейного стола.

Родителям крайне необходимо быть очень последовательными и настойчивыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей.

Рекомендации воспитателя Как правильно приучить ребенка кушать, если ребенок отказывается от еды в ДОУ....

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей

Основные советы родителям во время карантина по организации питания дошкольников....

ВЫРАБОТКА У ДЕТЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ И СТЕРЕОТИПОВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ГАРМОНИЧНЫЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ

Первые шесть лет жизни ребенок интенсивно растет и развивается, у него активно формируется костная и мышечная системы, претерпевает существенные морфологические и функциональные изменения сердечно-сос...

Формирование пищевого поведения у детей.

      Пищевое поведение человека – это совокупность привычек и способов реагирования, касающихся питания. Сюда относятся вкусовые предпочтения, диета, режим питания. Пищево...

Нарушения пищевого поведения детей – неправильное развитие речи.

Нарушение пищевого поведения может способствовать неправильному формированию речевого аппарата и развитию речи.Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. ...

Консультация для родителей "Пищевая избирательность или нарушение пищевого поведения"

Что означает проблема избирательности в пище?          Начнем с определения. AFRID – нарушение пищевого поведения у ребенка, когда ребенок избиратель...