Причины задержки речевого развития современных детей
консультация по коррекционной педагогике

Зяблова Елена Олеговна

Причины задержки речевого развития современных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_zrr.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Причины задержки речевого развития современных детей

        Как правило, ребенку раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет с расстройствами речевого развития ставится диагноз: задержка речевого развития. При задержке речевого развития до двух лет отсутствует или крайне ограничен пассивный словарь, в активном словаре вокализации или отдельные слоги, отсутствуют коммуникативные жесты;   после двух лет крайне бедный как пассивный, так и активный словарь, отсутствие двухсловных высказываний;   после двух с половиной лет –  большой разрыв между пассивным и активным словарем.

        В настоящее время к группе детей с ЗРР относят детей с первичными нарушениями речи (дизартрией, алалией, ринолалией и др.), детей с нарушениями интеллектуального развития, с нарушениями слуха, РАС, речевые нарушения которых очевидны уже в первые годы жизни.
        Так как речь является сложной психической функцией, формирующейся на сенсомоторной основе, то недоразвитие или задержанное развитие какого-либо базового компонента,   может вызвать ее задержку. Проблемы в развитии слухового, зрительного, тактильного восприятия могут замедлить формирование речи.            

        Интересно, что, когда речевая функция в конце концов оказывается сформированной, именно она становится мощнейшим средством компенсации сенсомоторной недостаточности.  Развитие речи тесно связано и с развитием интеллектуальных функций, поэтому дети с задержкой психического развития также часто могут иметь и задержку развития речи.        Причиной задержки развития речи может быть соматическая ослабленность, вследствие которой задерживается формирование всех психических функций. Наконец, задержка развития речи может быть обусловлена социальными причинами, а именно неправильно организованным общением с ребенком, отсутствием адекватных социальных условий для развития его речи. Возможна первичная задержка развития даже импрессивной речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку действиями или жестами. Неблагоприятно для развития речи и частое пребывание ребенка в избыточной информативной речевой среде.  Если ребенок чрезмерно много слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение, он привыкает не вслушиваться в речь и не придавать слову знакового значения. При этом может наблюдаться такое явление, когда ребенок произносит достаточно длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь.

        В последнее время количество детей с ЗРР различного генеза значительно выросло и составляет 85 процентов от общего количества детей этого возраста. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с полугода к экранам ноутбуков, планшетов, после года дают детям в руки айфоны. А живого общения с ребенком практически нет. Мудрый русский народ создал массу потешек и пестушек для общения с малышами первых двух лет жизни. Они сопровождали весь процесс ухода за ребенком, малышу пели колыбельные, рассказывали сказки. Теперь малыши всего этого лишены. Родители в своих гаджетах, ребенок – в своем.  Это одна из главных причин безречия детей без неврологических нарушений.
        Ученые относят к факторам, вызывающим нарушения речевого развития,  интернетзависимость.  Игровая зависимость или интернетзависимость легко формируется с раннего детства. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В гаджете   картинки быстро меняются,    ребенка раннего возраста завораживают эти яркие цветовые пятна, и ребенок получает удовольствие. Пластичный мозг ребенка при игре в компьютерные игры или при бесконечном просмотре мультиков получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. Родители отмечают, что ребенок может есть только у экрана гаджета, что его можно успокоить  только с помощью гаджета, что процедуры в больнице можно делать только при включенном гаджете.
        То, что у ребенка будет развиваться речь с помощью гаджета – это самое большое заблуждение родителей. Речь развивается только в живом общении. Последние исследования, проведенные в США, доказывают, что у трехлетнего ребенка, который растет у экрана гаджета, речевое развитие задержано в сравнении со средней нормой на полтора-два года.
        Ученые все чаще говорят о том, что вместе с гаджетами в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. Уже в 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей —страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля,  подавленностью и депрессией. В мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
        «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон. Но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона.
        Дети часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд, английская учёная, писательница, специализируется в области физиологии мозга.

         Нам определенно есть о чём волноваться.
        Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет,  тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад. Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон.  Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям.
        Как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений.  А то, что не работает, отмирает.   Дети не привыкли запоминать информацию, им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.
        Родители говорят, что дети стали намного умнее благодаря Интернету. А знаете ли вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми   или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.
        «Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд. Стив Джобс запрещал своим детям в дошкольном возрасте пользоваться айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни. Сыновья создателя сервиса Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день.

Задумайтесь, дорогие взрослые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

Причины задержки речевого развития у детей раннего возрастаПод причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые опр...

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

Причины задержки речевого развития у детей

причины ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две сост...

Причины задержки речевого развития у детей

Различные неблагоприятные факторы, воздействующие на организм ребенка в разные периоды развития могут приводить к нарушению ее формирования....

Рекомендации "Причины и признаки задержки речевого развития у детей"

Минздрав РФ утверждает: проблемы с формированием речи существуют у 30% детей до 3 лет, у каждого четвёртого ребёнка-дошкольника и у 15% школьников. Диагноз задержки речевого развития (ЗРР) устанавлива...

"Причины задержки речевого развития у современных детей"

При задержке речевого развития до двух лет отсутствует или крайне ограничен пассивный словарь, в активном словаре вокализации или отдельные слоги, отсутствуют коммуникативные жесты; после двух лет кра...