Консультация для педагогов "Опыт работы в использовании арт - терапии"
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Бибикова Светлана Владимировна

В консультации представлен опыт работы по использованию арт - терапии в младшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ох, трудна ж работа воспитателя,

Но за это есть награда - детский смех!

И глаза, такие чистые и ясные ,

Смотрят в душу,

Что ты дашь в ответ?

Что же я могу дать своим воспитанникам? Я могу научить их быть уверенными в себе, доверять людям, уметь выражать свои чувства и эмоции, понимать настроение окружающих, сопереживать. Только с положительной самооценкой и свободой в выборе деятельности ребенок может быть счастливым, сможет преодолевать возникающие трудности.

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…»  (п.1.6 ФГОС ДО)                            

Как порой сложно не просто воспитывать ребенка, а быть ему другом, человеком, которому он может доверять. Я использую в работе инновационные технологии. Только в комфортной среде, в интересных непринужденных играх, в постоянном общении с педагогом и воспитанниками ребенок откроется, уйдут замкнутость, тревожность, повышенная обидчивость, раздражительность, страхи, агрессивность и прочие психологические проблемы.

День мы начинаем с утреннего сбора Что это такое? Детям нужна подзарядка духовная, моральная, то есть нужно зарядиться друг от друга, дать заряд друг другу. Как мы это делаем? Мы садимся в круг, достаточно тесный. Для чего? Потому что детям иногда даже сложно поздороваться: кто-то стесняется, у кого то настроение плохое, кто-то не выспался.  И когда мы собираемся, то стараемся взять друг друга за руки. Передается мягкий предмет. Взяв его, ребенок рассказывает о своем настроении, делится проблемами, впечатлениями, учится высказывать свои мысли и слушать других. Утренний сбор объединяет детей, учит общаться друг с другом, поднимает настроение, дает положительный эмоциональный заряд. Педагогу утренний сбор помогает распознать возникшие проблемы воспитанников и направить свою работу на их коррекцию.

Для решения психологических трудностей у малышей использую арт- терапию, которая дает отличные результаты.

Очень деятелен и хорош способ лечения сказкотерапией. Просто беседуя по прочитанной сказке, ребенку внушается на бессознательном уровне, что такое добро, что такое зло, прививаются правила поведения в той или иной ситуации, пути выхода из сложившихся проблем. Специальные терапевтические сказки помогают устранить   конкретные эмоциональные негативные состояния. Так, у нас в группе «живет» кукла. Выявив у ребенка какую либо трудность в духовном плане, я провожу с ним игру «Помоги кукле».  Кукла рассказывает сказочную историю, которая таит в себе проблему малыша и просит о помощи. Ребенок, не замечая, додумывая сказку с положительным концом, сам ищет пути решения своих же трудностей. Проигрывая в сказке свои же проблемы, воспитанник избавляется от них. Обычно провожу такую форму работы индивидуально. Наедине с персонажем ребенку легче открыться, поделится своим эмоциями и оставить свои проблемы в сказке.

Хороший результат дает придумывание сказки. Детям раздаются готовые персонажи, а они сообща сочиняют сказочные истории. Так воспитанники учатся слушать друг друга, высказываться, работать в команде и выражать проблемы своей группы, находить пути их решения .

Мы еще сказки прорисовываем Ребенку дошкольного возраста еще тяжело проговаривать свои эмоции, чувства, ощущения, а рисунок позволяет выразить на листе накопившийся внутренний зажим. Предлагаю детям нарисовать любимого героя, персонажа в представлении своего эмоционального состояния. Я даю направление, а ребенок действует.

Применяю в своей деятельности театротерапию с элементами психогимнастики. Ролевые игры и сценки с нестандартными условиями помогают выплескать детям наружу весь свой внутренний негатив. Отображая на лице страх или гнев, малыши стараются отобразить их в максимальном проявлении. Проживая тревожное состояние в игре, ребенок избавляется от него в реальности. Психогимнастика не дает отрицательным переживаниям дорасти до патологического уровня.  

 В своей практике я использую песочную терапию. Игры с песком – это естественная и доступная для каждого малыша форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок,    создавая картину собственного внутреннего мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.  Именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать особенности поведения и развития детей. Мы рисуем на песке, делаем следы, встречаемся ладошками под песком, тактильно контактируя друг с другом. Ненавязчиво зарождается симпатия между малышами.

Ребенок любит действовать с материалами, с которыми он не взаимодействует каждый день. Поэтому занятия по нетрадиционному рисованию так увлекают детей, отвлекают от негативных эмоций, раскрепощают застенчивых, успокаивают гиперактивных, веселят грустных. В изотерапии ребенок самовыражается, избавляется от психологических комплексов. «У меня красиво получилось?» - этот вопрос задают все дети, занимаясь продуктивной деятельностью. В этом вопросе читается потребность ребенка в похвале, в любви, желание быть полезным для окружающих.  И именно рисуя нетрадиционной техникой, ребенок никогда не ошибется, и у него всегда все «красиво получится». Больше всего моим воспитанникам нравится рисовать ладошками, пальчиками, мыльными пузырями. Ну а что же может быть увлекательнее испачканных краской ладошек и пальчиков, переливающих всеми цветами радуги мыльных пузырей, которые еще оставляют красивые следы на бумаге.

Лечение творчеством - такое сладкое лекарство, от которого дети никогда не откажутся и всегда готовы вовремя принять. У этого лекарства много «вкусов»: оно - интересное, увлекательное, доступное, забавное, ненавязчивое, веселое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...

Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...