Коррекция и профилактика агрессивных проявлений в поведении у детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Рублева Алена Алексеевна

Данная программа направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – повышенный уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризуется драчливостью, настороженностью, подозрительностью. Они отбирают и ломают игрушки, обзывают других детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» (МБДОУ № 27)

660078, г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 47 «А», Тел.:(391)261-74-27,  e-mail:doy27sveruo@mail.ru

ИНН\КПП 2464204128\246401001  ОГРН 1072468022175

«Коррекция и профилактика агрессивных проявлений в поведении у детей младшего дошкольного возраста»

 (для детей 4-5 лет)

Направление программы: коррекционная педагогика

Срок реализации:  3 месяцев

Составитель:

Рублева А.А.

Красноярск

2020

Пояснительная записка

В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Часто в роли так называемых «благополучных», «нормальных» агрессоров, которые с раздражением смотрят на окружающих и мимоходом отпускают саркастические замечания, каждый также бывает нередко.

Данная программа направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – повышенный уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризуется драчливостью, настороженностью, подозрительностью. Они отбирают и ломают игрушки, обзывают других детей.

Цель программы:

Создание условий для устранения причин проявления агрессии и ее профилактики в поведении ребенка.

Задачи программы:

  1. Научить ребенка разным способам проявления агрессии;
  2. Научить ребенка основным приемам самоконтроля;
  3. Способствовать формированию положительных качеств ребенка.

Ожидаемые результаты: ребенок обучился способам контроля своего поведения, а так же научился выражать свою внутреннюю агрессию.

Формы работы при реализации программы:

Задания выполняются в игровой форме.

Время для проведения занятий:

Занятия проходят систематически – один раз в неделю. Так же каждое занятие направлено на то, чтобы скорректировать проявления агрессивного поведения.

Количество занятий – 9, продолжительность каждого занятия — 20 минут.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

Каждое занятие продолжительностью 20 минут.

1. Подготовительный этап (2 мин.)

2. Основной этап (15 мин.)

3. Заключительный этап (3 мин.)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ:

Методологической основой данной программы являются идеи Л. С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.

По определению Л. С. Выготского «Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С её помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие».

По мнению Д. Б. Эльконина (1978г., главное даже не то, что в игре развиваются и заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а то, что в игре коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру, формируется механизм координации своей точки зрения с другими возможными взглядами.

Всякая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.

В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции.

Тематическое планирование.

Тема занятий

Цель

Форма работы

1-3

Мир моих Эмоций

1.Формирование осознания собственных эмоций, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

индивидуальная

2.Обучение способам выражения негативного  эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

индивидуальная

3.Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения (закрепление навыка)

индивидуальная

4-6

Мир вокруг меня

4.Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные  каналы, снятие напряжения.

Обучение приемам саморегуляции.

индивидуальная

5. Гармонизация эмоционального состояния, позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения.

индивидуальная

6. Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, развитие креативности.

индивидуальная

7-9

Я и мои друзья

7. Осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения, развитие эмпатии.

подгруппа из

3-5 детей

8. Обучение конструктивным поведенческим реакциям.

подгруппа из

3-5 детей

9. Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении, развитие эмпатии, регуляторных способностей.

подгруппа из

3-5 детей

Тема «Мир моих Эмоций» (1-3 занятия)

Занятие 1.

Цели: создание атмосферы доверия; формирование осознания собственных эмоций, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Материалы: массажные мячи, пиктограммы эмоций, изо-материалы, магнитофон.

  1. Вводная часть.

- Приветствие. Упражнение « Моё ласковое Имя».

2. Основная часть.

- Пластический этюд «Солнышко»

Ведущий: от ласковых имен стало тепло как от солнышка. Сейчас мы все станем маленькими солнышками и согреем друг друга.

«Я - маленькое солнце. Я просыпаюсь, я умываюсь. Я расчесываю свои лучи и поднимаюсь медленно и торжественно. Я - большой шар. Во мне много тепла и света. Я - большой солнце. Я дарю свое тепло всем: небу, тучка, рекам, полям, людям. Я выдыхаю тепло. Я превращаюсь в тонкий солнечный луч. Я лечу к земле и ныряю в мягкую зелень листвы, я купаюсь в волнах моря, я играю в белой пене».

- Игра «Доброе животное»

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встань, пожалуйста, в наш маленький круг и возьмёмся с тобой за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давай послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется ее большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы с тобой чувствуем дыхание и стук сердца этого животного».

- Психологический этюд «Спаси птичку»(пиктограммы Эмоций)

Психолог: Представь, что у тебя в руках маленькая беспомощная птичка. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей ее, медленно, по одному пальчику складывай ладони, спрячь в них птичку, подыши на нее, согревая своим ровным, спокойным дыханием, прижми ладони к груди, отдай птичке доброту своего сердца и дыхание. А теперь открой ладони - и ты увидишь, что птичка радостно взлетела, улыбнись ей и не грусти, она еще прилетит к тебе.

- Изо-терапия ( «свободное» рисование) под музыку.

3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.

Занятие 2.

Цель: обучение способам выражения негативного  эмоционального состояния социально приемлемыми способами;

- снять эмоциональное напряжение;

- сформировать положительную самооценку;

- научить осознавать свои положительные черты; способствовать повышению чувства личностной значимости.

Материалы: бумага, цветные краски.

1.Вводная часть. Приветствие.

2. Основная часть.

- Игра «Котик»( психогимнастика)

Ребёнок находятся на коврике. Под спокойную музыку он придумывают сказку о котике, который нежится на солнышке (лежит на коврике), потягивается, умывается, царапает коготками коврик, и тому подобное.

В качестве музыкального сопровождения можно использовать записи аудиокассеты «Волшебные голоса природы».

- Упражнение «3а что меня любит мама?»

Ребенок говорит за что его любит мама. Если возникают трудности, то надо ему помочь. 

- Упражнение «Какой я?»

Ребёнок свои положительные и отрицательные черты.

- Беседа психолога по сказке «Гуси-лебеди»

Анализ поведения героев сказки: гусей и сестрички. Какие герои нравятся? Почему? А какие не нравятся?

Ребёнок называет и показывает мимикой основные черты сказочных героев и отвечает на вопросы:

Кого бы ты выбрал себе в друзья? Почему?

У кого из сказочных героев сердце было: хорошее, доброе, прекрасное, а у кого плохое, каменное, холодное. Ролевое проигрывание сцен сказки.

- Игра «Подари свое сердце»

Предложить ребёнку «подарить» свое сердце (из ладошек) тем героям, которые нравятся.

- Изо-терапия («свободное» рисование) под музыку.

3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.

Занятие 3.

Цель: гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения (закрепление навыка).

Материалы: колокольчик, пиктограммы «Злость», «Радость», Зеркальный Куб, песочница, изо-материалы (« пальчиковые» краски).

1.Вводная часть. Приветствие. Упражнение «Доброе утро»

Ведущий: Я рад вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу; «Доброе утро!».

2. Основная часть.

- Упражнение «Знакомство с чувством Злости»(Зеркальный Куб)

Детальное рассмотрение пиктограммы «Злость», сравнение с пиктограммой «Радость».

Вопросы к ребёнку:

- Когда бывает весело? Почему печально? Когда люди сердятся? Почему злятся? На что похожа злость? Какая злость на вкус? Какого цвета может быть злость?

По команде ведущего «Зло, зло, зло ...» ребенок своей мимикой изображает Зло. По команде «Добро» - изображают доброго и ласкового ребенка и смотрит в Зеркало.

- игровое упражнение «Разыгрывание ситуаций» 

Ситуации:

- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, разними их.

- Тебе очень хочется поиграть такой же интересной игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси её.

- Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

- Ты нашёл на улице слабого, замёрзшего котёнка. Пожалей его.

- игровое упражнение «Рисование в песочнице»: рисуем пиктограмму Злости и радости.

- упражнение «Свободное рисование» пальчиковыми красками.

Ребенок рисует свои фантазии. Взрослый помогает вопросами, постепенно усиливая положительную окраску элементов.

3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.

Тема « Мир вокруг меня» (4-6 занятие)

Занятие 4.

Цель: гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные  каналы, снятие напряжения; обучение приемам саморегуляции.

Материалы: массажный мяч, игра «Театр настроений», подушки «Злости» и «Добра».

1.Вводная часть. Приветствие.Упражнение «Моё настроение (какого?)… цвета».

2. Основная часть. Беседа « Моё настроение сейчас».

- Игра «Как поступить?»( используются карточки игры «Театр настроений») ребёнку предлагаются карточки с изображением различных событий, которые они должны оценить как положительные или отрицательные, и расставить соответственно пиктограммы. Вопросы: А как бы поступили ты? Как поступить иначе? Как научить злого героя совершать добрые поступки?

- Упражнение «Овладей собой»

Психолог учит ребёнка приемам саморегуляции. Он говорит, что только ребенок почувствует, что хочется кого-то стукнуть, или что-то бросить, есть очень простой способ доказать себе свою силу: нужно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди - это тренирует выдержку и силу духа человека.

- Игра «Волшебные подушки». Психолог: «Подушка злости», на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком на большую мягкую подушку или спортивный мат. Психолог читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по «подушке злости» надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева:

- Кулачки (молотки) стучат,
Злость прогнать они хотят,
Чтобы злость не обижала
Ни меня и ни ребят!

Уходи, злость! Уходи!- повторить вместе с ребёнком 2-3 раза.

Затем ребенку предлагается «подушка добра». На нее можно положить расслабленные руки, ее можно погладить или обнять. Таким образом, отреагированное чувство гнева меняется на приятные ощущения спокойствия и эмоционального равновесия со словами:

Ах ты, моя душечка, Добрая подушечка,
Мои ладошки успокой, Я люблю играть с тобой! – 2-3 раза повторить. 

3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.

Занятие 5.

Цель: гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные  каналы, снятие напряжения; обучение приемам саморегуляции.

Материалы: мячик «Улыбка»,мешочек Гнева, коврики Злости и Радости, изо-материалы.

1.Вводная часть. Приветствие ( мячик «Улыбка» приветствует)

2. Основная часть.Психолог показывает ребенку «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции и предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.

- игровое упражнение «Мешочек гнева»:

Гнев в мешочек прокричу,
Иногда и порычу.
Гнев так быстро исчезает,
И обида тоже тает.
Ловко завяжу мешок
И скажу себе я: «Ох!»

Игровое упражнение «Волшебные коврики»

«Коврик злости», на котором будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком.

Психолог читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: протопать негативную эмоцию на «коврике злости», можно предложить ребенку попрыгать. При активных движениях можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство
гнева:

- Коврик злости — вот потеха! Ну а если не до смеха?
Топну ножкой: раз-два-три… Улетела злость — смотри!

Затем ребенку предлагается «коврик радости», на нем можно полежать, расслабиться, помечтать о чем-то приятном, почувствовать спокойствие и эмоциональное равновесие:

Коврик радости, привет! Даришь ты сердечку свет.
На тебе могу лежать, На тебе могу мечтать,
Отдыхать, летать, кружить. Я хочу с тобой дружить!

Комментарий: в процессе использования в играх необычных игровых пособий дети осознают и понимают, что можно освободиться от разрушительных эмоций не агрессивным способом, а с помощью волшебных помощников.

- упражнение «Свободное рисование» пальчиковыми красками.

- Ребенок рисует свои фантазии. Взрослый помогает вопросами, постепенно усиливая положительную окраску элементов.

3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.

Занятие 6.

Цель: гармонизация эмоционального состояния ребёнка, развитие креативности; обучение приемам саморегуляции.

Материалы: мячик «Улыбка», макет Домика Эмоций, песочница с набором игрушек «добрых» «злых», коврик.

1.Вводная часть. Приветствие ( мячик «Улыбка» приветствует)

2. Основная часть.

- игровое упражнение «Взаимоотношения» 

Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком», используется Домик Эмоций. Психолог читает чтихотворение:

- Стоит небольшой старинный Дом над зелёным бугром.

У входа висит колокольчик, Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо В него позвонишь,То поверь,

Что в доме проснётся старушка, Седая-седая старушка и сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

- Входи, не стесняйся, дружок. –

На стол самовар поставит,В печи испечёт пирожок

И будет с тобою вместе Чаёк распивать до темна.

И старую добрую сказку Расскажет тебе она.

Но если, Но если, но если Ты в этот уютный дом

Начнёшь кулаком стучаться, Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, А выйдет Баба-Яга.

И не слыхать тебе сказки, И не видать пирога!

После стихотворения идёт обсуждение с ребёнком, почему во второй части стихотворения ребёнку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.

- игровое упражнение «Брыкание» 

Цель: способствовать эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Ребёнок ложится на спину на ковёр. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребёнок говорит: «Нет», увеличивая интенсивность удара.

- игровое упражнение «Кулачок» 

Дайте ребёнку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

- игровое упражнение «Превратись в игрушку» ( игра в песочнице)

Ребенок выбирает из маленьких пластмассовых игрушек, изображающих агрессивных персонажей, ту, в которую он хотел или мог бы превратиться. Затем от имени этой игрушки составляет рассказ.

3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.

Тема « Я и мои Друзья» ( 7 - 9 занятие)

Занятие 7 ( приглашаются «помощники» - 3 сверстника из группы «агрессивного» ребёнка).

Цель: осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения, развитие эмпатии; обучение приемам саморегуляции; повышение уровня адаптации в коллективе; развить умение распознавать эмоциональные состояния других людей.

Материал: набор карточек со схематическим изображением различных эмоциональных состояний людей, мягкая игрушка Мышонок, изо-материалы.

1.Вводная часть. Приветствие ( мячик «Улыбка» приветствует)

2. Основная часть.

- Этюд «Улыбка по кругу»

Все берутся за руки и «передают улыбку по кругу»: каждый ребенок поворачивается к своему соседу справа или слева и, пожелав ему что-то хорошее и приятное, улыбается ему, тот улыбается следующему соседу и т.д. При этом можно образно «взять улыбку» в соединенные ладони и бережно «передавать» ее по кругу, из рук в руки. 

- Упражнение «Наши эмоции»

Для выполнения упражнения понадобится набор из шести карточек со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека, например: радость, страх, злость, грусть, вина, спокойствие.

Для работы с карточками предлагается серия заданий:

- Назвать эмоциональные состояния (чувства, настроения), изображенные на карточках.

- Разделить лист на 2 половины и перерисовать схематические рисунки так, чтобы слева были изображения эмоциональных состояний, которые детям нравятся, а справа - какие не нравятся. После выполнения задания дети объясняют, почему им нравятся либо не нравятся определенные эмоциональные состояния.

Беседа психолога с детьми «Волшебное слово»

Логическим продолжением игры становится короткая беседа о силе «волшебного» слова «пожалуйста», о последствиях вежливости и грубости, о том, какое впечатление производит на людей вежливый человек, а какое - грубый человек.

- Игра «Мой хороший мышонок»

Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Дети! К нам в гости пожаловал мышонок. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прийти к нам снова? Взрослый бережно передает кому-то из них игрушечного мышонка. Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) мышонка другому ребенку. - упражнение «Свободное рисование»

3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.

Занятие 8 ( приглашаются «помощники» - 3 сверстника из группы «агрессивного» ребёнка).

Цель: обучение конструктивным поведенческим реакциям; развить умение распознавать эмоциональные состояния других людей.

Материал: клубок ниток, мягкая игрушка Паучок, 4 теннисных шарика, пиктограммы эмоций, изо-материалы.

1.Вводная часть. Приветствие:

- игровое упражнение «Паучок приветствует»

Дети стоят в кругу и передают клубок ярких ниток тому, кому захотят, говоря при этом добрые пожелания. Во время игры образуется паутинка, которая соединяет детей.

2. Основная часть.

- игровое упражнение «Волшебные шарики».

Дети сидят в кругу. Психолог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «Челнок». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки пластиковый шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покачайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза.

Посмотрите на шарик и по очереди расскажите о чувствах, возникших у вас во время выполнения упражнения».

- Игра «Эмоции героев»

Взрослый напоминает детям сказку «Красная шапочка».

Детям заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. Каждый ребенок откладывает несколько карточек, которые, по его мнению, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. Каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был веселый, грустный, подавленный ...

Вопросы к детям:

- Что бы ты ответил герою сказки, если бы он тебя спросил?

Что бы ты сделал на месте героя? Что бы ты чувствовал, если бы герой сказки появился здесь?

Ролевое проигрывание сцен сказки.

3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.

Занятие 9. ( приглашаются «помощники» - 3 сверстника из группы «агрессивного» ребёнка)

Цель: расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении, развитие эмпатии, регуляторных способностей.

Материал: массажный мячик, песочницы, пиктограммы эмоций, «Волшебные» мешочки (2 шт.), изо-материалы.

1.Вводная часть. Приветствие :

- игровое упражнение «Я рад вас видеть!»: дети передают мячик и говорят слова приветствия ( по типу «Снежный ком»)

2. Основная часть.

- игровое упражнение «Доброе животное»( см. Занятие №1)

Повторяются упражнения игры на снятие Агрессии (дети вспоминают сами: когда я злюсь, надо ….прогнать Злость на коврике, подушке …)

- игровое упражнение «Овладей собой»

Психолог учит детей ещё одному приёму: как только ребенок почувствует беспокойство, то ему захочется кого-нибудь стукнуть, или что-то бросить, это очень простой способ доказать себе свою силу. Но можно и нужно поступать по-другому - обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди, это поможет сохранить выдержку и силу духа.

- психологический этюд «Добрый мальчик ».

Психолог читает текст: Зима. Маленькая девочка играла со снегом и потеряла перчатку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел ей на руку свою варежку. Ролевое проигрывание этюда.

- психогимнастика «Разное настроение»

Ведущий читает стихотворение И. Смирнова, дети изображают руками, мимикой соответствующее настроение.

Наш Саша веселый, когда друзья все в доме.

Наш Саша сердитый, когда ему лоб набили.

Наш Саша печальный бывает, когда нет игрушки,

Наш Саша, плаксивый бывает, когда заберут его мячик.

Наш Саша хитрит, когда фокусы мастерит.

А когда его поругают - он обиженный стоит.

Необычное увидит – удивляется!!!

- игровое упражнение «Волшебные мешочки»

Психолог перед этой игрой может обсудить с ребенком настроение, с которым он пришел на занятие, что он чувствует, может, он обиделся на кого-то, может, разозлился? Затем ребенку предлагается сложить в волшебный мешочек все негативные эмоции: злость, обиду, и тому подобное. И взрослый тоже складывает в этот мешок свои негативные эмоции. Этот мешок нужно выбросить. А из другого «волшебного» мешка взять положительные эмоции, которые захочет ребенок, а потом нарисовать их.

- упражнение «Свободное рисование»

3.Заключение. Рефлексия. Ритуал прощания.

Литература

1. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающее занятие для детей. - М., 2004

2. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками. // Дошкольное воспитание. №8. 2003. С. 73-76.

3. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция - Минск, 1996

4. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под. Ред. М.И. Буянова. - М., 1995.

Лекция для педагогов и родителей

Тема «Портрет агрессивного ребёнка»

Почти в каждой группе детского сада встречаются дети с признаками агрессивного поведения. Они нападают на остальных детей, обзывают и бьют их, отбирают и ломают игрушки, намеренно употребляют грубые слова и выражения.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско–родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. Как стать любимым и нужным – неразрешимая проблема, стоящая перд маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем».

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить своё поведение.

Однако агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Правила взаимодействия с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребёнка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознавать собственное эмоциональное состояние и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

Однако все перечисленные способы и приёмы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребёнка. Терпение и внимание к ребёнку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот, что поможет родителям наладить взаимоотношения с их ребёнком.



Предварительный просмотр:

Результаты коррекционной программы «Скоро в школу»

Группа «Ручеек»

Экспресс-диагностика к школе Вархотова Е.К.

Первая диагностика (сентябрь-октябрь 2019г):

Из 23 детей:

Больше 18 баллов получили: 7

15 – 17 баллов получили: 10

Менее 15 баллов: 6

По коррекционной программе «Скоро в школу» занимались дети, не получившие достаточно баллов (менее 15) по методике экспресс-диагностики.

Диагностика по завершению программы (февраль-март 2020г):

По результатам повторной диагностики можно сделать следующие заключение: все шесть детей успешно завершили коррекционную программу «Скоро в школу».

Условно готов к школе – 5 детей

Готов к школе – 1 ребенок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление морального поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Сегодняшняя реальность, к сожалению, такова, что родители не отдают должного внимания воспитанию нравственности своих детей. Они всё больше и как можно раньше хотят научить своих чад читать, писать, т...

Причины возникновения агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста

Причины возникновения агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»

Форма проведения: традиционное собрание.Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.Задачи: актуализировать понятие «культура поведения», определить основные аспекты воспитания куль...

«Психокоррекционная работа педагога по профилактике и преодолению тревожного поведения у детей младшего дошкольного возраста»

В материале содержатся рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению тревожности у детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание в младшей группе "Формирование культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста"

Формирование педагогической компетентности родителей по воспитанию культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста....

«Психокоррекционная работа педагога по профилактике и преодолению тревожного поведения у детей младшего дошкольного возраста»

Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. При чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до "эмоционального паралича". Акту...