Материал для индивидуального сопровождения воспитанников с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике

Игнашова Светлана Николаевна

В данном материале представлены карты индивидульного развития и схема АОП для воспитанников и детей с категорией ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_detey_s_tnr.docx79.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия имени Ф.К.Салманова

(дошкольное отделение)

СОГЛАСОВАНО

решением ППк

Протокол №________

от «        » __________2019г.

ОЗНАКОМЛЕН

Родитель (законный представитель)

________________/______________

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБОУ гимназия  им. Ф.К.Салманова

Директор_____________/Мисюля Г.В.

от «         »_____________2019г.

Адаптированнаяобразовательная программа

для воспитанницыс ОВЗ (ТНР)

группысреднего дошкольного возраста (4-5 лет)

________________________ (ФИО ребенка) ______________ (дата рождения)  

Срок реализации:

2020-2021 учебный год

Сургут 2020 г.

Содержание

  1.       Целевой раздел.
  1.     Пояснительная записка.
  1. Цели и задачи реализации АОП.
  1.       Планируемые результаты освоения АОП.
  1. Содержательный раздел.
  1. Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с ТНР, представленными в пяти образовательных областях.
  2. Коррекционно-образовательная деятельность специалистов.
  1.       Организационный отдел.
  1.       Организация развивающей предметно-пространственной среды.
  2.       Индивидуальный образовательный план.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана для воспитанницы с ТНР соответствии с заключением ПМПК №23683от 01.08.2018 г., обучающуюся по ООПДО в условиях инклюзивного образования в группе среднего дошкольного возраста4-5 лет общеразвивающей направленности.

Образовательная программа

Уровень образования

Специальные методы обучения и учебные пособия

Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи

Срок повторного обследования ПМПК

АООП ДО для обучающихся с ТНР

Дошкольный

В соответствии с программой

Педагог психолог: Шелим Людмила Ивановна

Учитель-логопед: Мироненко Виктория Николаевна

При переходе с одного уровня образования на другой

По результатам психолого-педагогического обследования воспитанник(ца) имеет особенности речевого и (или) психологического развития и нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

 Характеристика.

Характеристика.

1. Педагогическая характеристика.

Взаимоотношения со сверстниками: общительна со всеми детьми.

Взаимодействие с педагогами: доверительные, идет на контакт.

Социально-бытовые навыки: навыки самообслуживания соответствуют возрасту. Может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы. Может самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться, пользоваться ложкой, вилкой, умеет убирать свои вещи и постель.

Особенности игровой деятельности: в играх с детьми доброжелательна, спокойна, конфликтных ситуаций не возникает. Предпочитает игры в паре или в одиночестве (при этом никакого дискомфорта в психологическом состоянии не отмечается); придумывает сюжет, принимает в игру других детей, может переключаться на другой сюжет игры. Проявляет интерес к тихим сюжетно-ролевым играм, игровые атрибуты использует по назначению.

Математические представления и конструирование: знания ребенка по разделам программы на среднем уровне. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5); определяет, каких предметов больше, меньше, равное количество. Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные). Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Части суток определяет. Наблюдаются трудности в определении направления движения от себя (справа, слева). Может работать, используя схему, алгоритм действий, но может во время конструирования и проявлять фантазию.

Продуктивная деятельность:

Аппликация: старается ножницы держать правильно, но иногда требуется помощь воспитателя; навыки  вырезания сформированы на среднем уровне (может испытывать затруднения при вырезании ножницами круга из квадрата, овала — из прямоугольника, плавно срезать и закруглить углы. Старается наклеивать изображения предметов, состоящие из нескольких частей, аккуратно.

Лепка:создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; старается использовать разные  приемы лепки (шарик, брусок из пластилина и др.)

Рисование: умеет пользоваться кистью, карандашом, старается держать их правильно. Старается изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов; предметы и их части соотносит по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Трудности в художественно-эстетическом направлении, в освоении навыков рисования, лепки, аппликации, чаще связаны с недостаточным уровнем  развития мелкой моторики.

Отношение к занятиям: понимает одноступенчатые инструкции. На занятиях отмечается средняя работоспособность, помощь воспитателя принимает спокойно; мотивация средняя. Программный материал усваивает на достаточном уровне.

Особенности характера: спокойная, добрая. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Во время прогулки – активна; конфликтные ситуации старается избегать.

Контакт воспитателей с родителями (родственниками): установлен.

1.2Характеристика речевого развития.

Родной язык: русский.

Речевое окружение: речевая среда благополучная.

Раннее речевое развитие: в соответствии с возрастной нормой.

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: строение и подвижность артикуляционного аппарата без особенностей; Выполняет упражнения по подражанию.  Мимические движения в норме.  

Состояние дыхательной и голосовой функции: голос тихий, немодулированный; дыхание носовое без особенностей;речевой выдох слабый.

Состояние фонетико-фонематической системы.

изолированное произнесение звуков (с, з, п, б, м, н), в слогах (ба, та, на, бу, но и пр.), в словах (папа, мама, баба).

Фонематическое восприятие: не сформировано

Состояние словаря: обращенную речь понимает, выполняет действия по речевой инструкции. Пассивный и активный словарь не соответствует возрасту.

Грамматические категории: не сформированы.

Связная речь:отсутствует.

Симптоматика заикания: нет.

Заключение учителя-логопеда: ОНР (I уровень речевого развития).

1.3 Характеристика познавательного, двигательного, коммуникативно-личностного развития.

Коммуникативно-личностная сфера:

Поведение адекватно ситуации. Потребность в контакте со сверстниками выражена достаточно, познавательная активность соответствует возрасту, самоконтроль развит, планирует свою деятельность согласно возрасту, может работать длительно и целенаправленно. Развитие личности – без особенностей, моральные нормы усвоены.

Развитие познавательной сферы:

Восприятие сенсорных эталонов в пределах возрастной нормы.

Ориентируется в схеме собственного тела, осознает положение в пространстве, дифференцирует пространственные понятия, действует по словесной инструкции, ориентируется в помещении.

Временные представления сформированы.

Наглядно-действенное мышление соответствует возрастной норме.

Наглядно-образное мышление соответствует возрастной норме.

Словесно-логическое мышление соответствует возрастной норме; обобщает, классифицирует, может обосновать свой выбор.

Память: зрительная память соответствует возрасту; слуховая память соответствует возрасту.

Внимание: устойчивое, способна на длительное сосредоточение. Умение сосредоточиться на задаче на среднем уровне. Темп деятельности равномерный, деятельность продуктивная.

Развитие крупной и мелкой моторики: доступны синхронные действия двумя руками, легко переключается с одного действия на другое, использует правую руку в качестве ведущей, мелкая моторика развита достаточно.

Заключение. На момент обследования уровень актуального психического развития соответствует возрастной норме.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанника с ТНР МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;

- Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

-  Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

-Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13);

- Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова

Программа обеспечивает комплексную психолого-педагогическую и социальную помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы).

Программа предусмотрена для освоения ребенком с ТНР в возрасте 4-5 лет образовательных отношений в группе общеразвивающей направленности и строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

 полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 сотрудничество организации с семьями;

 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

Программа разработана в соответствии с Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. (Н.В.Нищева)

Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

 - развития познавательно-речевой, эмоционально-волевой, двигательной сфер у воспитанника с ТНР;

 - развития позитивных качеств личности;

 - коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирования представлений и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

 1.1.1  Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

     Цель:коррекция нарушений речи, обеспечивающая освоение коммуникативной функции языка для оптимальной социализации и всестороннего, целостного развитие личности ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в различных видах общения и деятельности с учетом его возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Задачи:

- создание условий, способствующих овладению ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;

- организация комплексного психолого-педагогического изучения ребенка в целях разработки и уточнения индивидуального образовательного маршрута, а также определение эффективности его реализации;

- преодоление и предупреждение у ребенка вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личности в целом;

- формирование у ребенка системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие его познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода;

- обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей по развитию основных составляющих развития речи ребенка, основывающихся на координации педагогического воздействия на образовательный процесс;

- организация работы специалистов по обучению родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

 1.2. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной образовательной программы

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

-  понимает названия действий, предметов, признаков;

- может показать по просьбе взрослого части тела и лица куклы, части и детали машинки, стула;

- понимаем двухступенчатую инструкцию;

- называет предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия, ими совершаемые;

- принимает участие в - проявляет речевую активность, вступает в контакт со сверстниками и взрослыми;

диалоге;

- рассказывает простые потешки;

- общается с помощью предложений, состоящих из двух-трех слов;

- правильно произносит простые согласные звуки;

- не нарушает звуко-слоговую структуру двухсложных слов;

- не допускает ошибок при употреблении существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, существительных в винительном падеже единственного числа без предлога, при согласовании прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода, при употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с ТНР, представленными в пяти образовательных областях

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание.

Результатом коррекционно-образовательной деятельности является устранение недостатков в речевом развитии дошкольников. Коррекционно-образовательный процесс можно представить в виде следующей модели:

Модель организации коррекционно-образовательного процесса

Направление деятельности

Содержание работы

Психолого-педагогическая диагностика

Основной целью является прогноз вероятных трудностей в обучении, выявление особых образовательных потребностей определение причин речевых недостатков.

Первичная диагностика:  Обследование ребенка проводится индивидуально учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем. На основании данных, полученных каждым специалистом, на ППк выносится коллегиальное заключение, и составляются рекомендации для разработки адаптированной образовательной программы, с учетом его возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий.

Динамическое изучение воспитанников проводится с целью отслеживания динамики речевого и интеллектуального развития ребенка, определения соответствия выбранных методов и приемов коррекции уровню приобретенных речевых навыков.

Этапная диагностика необходима для определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности и констатации результативности приобретенных речевых, психологических  навыков ребёнка

Текущая диагностика направлена ​​на обследование воспитанников дошкольного учреждения по запросу родителей, педагогов.

Коррекционно-развивающее

Представляет собой систему коррекционного воздействия на языковую и познавательную деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от структуры речевого дефекта и степени его проявления строится содержательное направление коррекционной работы. Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия.

Периодичность и продолжительность занятий зависит от характера нарушения и степени его проявления.

На этом этапе следует определить основные направления коррекционной работы:

  • Развитие просодических компонентов речи
  • Развитие динамического праксиса
  • Формирование фонематического восприятия
  • Коррекция звукопроизношения
  • Развитие импрессивной речи
  • Развитие экспрессивной речи
  • Обучение навыкам элементарного звукового и слогового анализа и синтеза (подготовка к обучению грамоте)
  • Развитие оптико-пространственных представлений
  • Формирование необходимых для усвоения программного материала по обучению грамоте умений и навыков;
  • Предотвращения вторичных нарушений (при чтении и на письме) и формирование пространственно-срочных о.
  • Развитие ВПФ.

Консультативно-просветительское и профилактическое

Консультативно-просветительский направление работы учителя-логопеда проводится для оказания помощи родителям, педагогам и администрации дошкольного учреждения по вопросам устранения существующих речевых недостатков детей с ТНР и предупреждения вторичных нарушений.

Задачи данного направления:

  • Профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с отклонениями в развитии;
  • Предоставление профессиональной помощи родителям в решении существующих проблем;
  • Для реализации вышеизложенных задач учитель-логопед использует следующие организационные формы работы: систематические выступления на родительских собраниях, педагогических совещаниях, методических объединениях; анкетирование родителей, индивидуальное консультирование педагогов и родителей (по запросу, по результатам обследования); обучающее консультирование с объяснения этапов коррекционной работы и демонстрацией приемов коррекционно-развивающих упражнений.

Организационно-методическое

Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из подготовки и участия в городских методических объединениях, педагогических совещаниях, оформлении документации, изучении методической литературы, участии в заседаниях ППк МБОУ и т.д. Для участия в ППк дошкольного отделения учителем-логопедом на каждого ребенка заполняется характеристика, которая содержит основные диагностические значимые характеристики особенностей развития ребенка.

Учитель-логопед активно участвует почти во все сферы образовательного процесса, планирует свою деятельность по ППМС сопровождению воспитанников с ТНР в условиях тесного взаимодействия специалистов: вместе с психологом и воспитателями реализует комплексные программы коррекционного воздействия на ребенка с ТНР; вовлекается в консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями.

Содержание программы ориентировано на разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей, поэтому должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования дошкольников:

-социально-коммуникативное развитие,

-познавательное развитие,

-речевое развитие,

-художественно-эстетическое развитие,

-физическое развитие.

          Содержание образовательной работы с воспитанником по образовательным областям: «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно–эстетическое развитие», «физическое развитие» соответствует основной образовательной программе дошкольного образования  МБОУ  гимназии Ф.К.Салманова,которая разработана  в соответствии с  примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015. № 2/15), примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Конкретное описание образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования представлено в подразделе 2.1 ООПДО МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова.

Содержание образовательных областейпредполагает перспективное тематическое планирование образовательного процесса на 2019-2020 учебный год.

Комплексно-тематическое планирование представлено в Приложении 3 рабочей программы группы общеразвивающей направленности«Звездочки».

Коррекционно-образовательная деятельностьпо образовательным областям  (Приложение 1) предполагает освоение воспитанником коммуникативной функции языка, приближенной к возрастным нормативам, максимальная коррекция и компенсация познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы ребенка с ТНР.

Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию пребывания ребенка в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей.

И включает в себя время, отведенное на:

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда;

- непрерывную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

-  самостоятельную деятельность ребенка;

- взаимодействие с семьей воспитанника по реализации адаптированной программы дошкольного образования для ребенка с ТНР.

Важным условием при организации работы в группе является соблюдение речевого режима и взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, составление индивидуального образовательного плана.

3. Составление АОП для перспективногопланирования коррекционной работы с воспитанниками

4. Заполнение карт индивидуального развития для детей с ОВЗ

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового

внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза,

сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени

пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей, закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

10. Развитие фонематического восприятия детей

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и

словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в

различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в

речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации

учителя-логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно- печатных игр, сюжетно-ролевых, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в

короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя.

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

Приоритеты учителя-логопеда:

Приоритеты воспитателей:

  • звукопроизношение;
  • фонематическиепроцессы;
  • языковой анализ;
  • моторныйпраксис;
  • психологическая базаречи;
  • обогащение и активизация словаря

 2.2.Коррекционно-образовательная деятельность специалистов.

Коррекционно-образовательная деятельность с ребенком осуществляетучитель-логопедна основании заключения и в соответствии с рекомендациями ТПМПК.

Работа с дошкольником с ОВЗ в основном представляет собой игровую деятельность, проходящую в форме НОД (непрерывная образовательная деятельность)длительностью: групповая – 20 минут, индивидуальная –20 минут.Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с воспитанником, используют именно игровой метод как ведущий.

    В середине каждой непосредственно образовательной деятельности статического характера педагог проводит физкультурные минутки.

Содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в ДОУ с ребёнком, имеющим заключение ОНР Iу.р.р. проводится по следующим направлениям.

Направления коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.

Нарушения устной речи

Направления коррекционно-развивающей деятельности

ОНР I у.р.р.

- развитие просодических компонентов речи;

- развитие динамического праксиса;

- развитие оптико-пространственных представлений;

- обогащение словаря;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие слоговой структуры слов;

- коррекция звукопроизношения:

- развитие ВПФ.

Направление деятельности

Содержание работы

Формы коррекционно-развивающей деятельности

Периодичность проведения

Развитие просодических компонентов речи

Развитие интонации, темпа, мелодики, ритма и др.).

Развитие высоты, силы, тембра голоса.

Индивидуальная, подгрупповая образовательная деятельность, дидактические игры, задания воспитателю, специалистам, логопедические пятиминутки, взаимодействие с родителями.

В соответствии с индивидуальным коррекционно-развивающим планом

Развитие динамического праксиса

Развитие общей моторики.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие моторики артикуляционного аппарата.

Индивидуальная, подгрупповая образовательная деятельность, дидактические игры, задания воспитателю.

В соответствии с индивидуальным коррекционно-развивающим планом

Формирование фонематического восприятия

Узнавание неречевых звуков:

а) развитие слухового внимания;

б) развитие слуховой памяти;

Дифференциация неречевых звуков.

Дифференциация слов, близких по звучанию.

Дифференциация слогов, близких по звучанию.

Дифференциация звуков, близких по звучанию.

Индивидуальная, подгрупповая образовательная деятельность, дидактические игры, задания воспитателю, специалистам, взаимодействие с родителями.

В соответствии с индивидуальным коррекционно-развивающим планом

Коррекция

звукопроизношения

Совершенствование мимической моторики.

Совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

Развитие артикуляционного и голосового аппарата.

Развитие просодической стороны речи.

Формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов.

Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи.

Формирование грамматической и синтаксической стороны речи.

Развитие диалогической и монологической речи.

Индивидуальная образовательная деятельность, дидактические игры, задания воспитателю, взаимодействие с родителями.

В соответствии с индивидуальным коррекционно-развивающим планом

Развитие импрессивной речи

Понимание простых и сложных вербальных инструкций.

Индивидуальная, подгрупповая образовательная деятельность, дидактические игры, задания воспитателю, специалистам, логопедические пятиминутки, взаимодействие с родителями.

В соответствии с индивидуальным коррекционно-развивающим планом

Развитие экспрессивной речи

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса.

Развитие навыков словообразования.

Развитие навыков согласования и словоизменения.

Употребление предложно-падежных конструкций.

Формирование связной речи.

Индивидуальная, подгрупповая образовательная деятельность, дидактические игры, задания воспитателю, узким специалистам, логопедические пятиминутки, взаимодействие с родителями.

В соответствии с индивидуальным коррекционно-развивающим планом

Обучение навыкам элементарного звукового и слогового анализа и синтеза (подготовка к обучению грамоте)

Развитие ритмичного чувства.

Сформировать умение различать гласные и согласные звуки. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Знакомить с буквами, обозначающими звуки.

Индивидуальная, подгрупповая образовательная деятельность, дидактические игры, задания воспитателю, узким специалистам, логопедические пятиминутки, взаимодействие с родителями.

В соответствии с индивидуальным коррекционно-развивающим планом

Развитие оптико-пространственных представлений

Узнавание зашумленных изображений.

Индивидуальная, подгрупповая образовательная деятельность, дидактические игры.

В соответствии с индивидуальным коррекционно-развивающим планом

Коррекционно-образовательнаядеятельность на индивидуальных занятиях строится в двух взаимодополняющих друг друга блоках:

Блок I - «Коррекция звукопроизношения»;

Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».

Эти два блока учитель-логопед использует параллельно. Очередностьизложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) формирования звукопроизношения и фонематического восприятия удетей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если онипродиктованы индивидуальными особенностями ребёнка испособствуют успешному их продвижению.

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым условием является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую сторону речи, а также связанные с речью процессы.

Данные технологии адаптируются под индивидуальные особенности детей:

  • игровых технологий в логопедической коррекции;
  • технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина);
  • информационно-коммуникационные технологии (специализированные компьютерные программы: «Игры для Тигры»; «Домашний логопед», «Учимся говорить»; «Учимся, играя»; игры, выполненные в формате презентаций и и флеш-игр);
  • здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная); технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж) и т.п.

Содержание работы с учителем-логопедом отражается в календарно-тематическом планировании (Приложение 2), в индивидуальном перспективном плане коррекционно-развивающей работы (Приложение 2.1) и в перспективных планах по коррекции звукопроизношения.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем у учителя-логопеда, количество занятий может меняться по усмотрению специалиста.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организационный раздел адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с ТНР, предполагает организацию развивающей предметно-пространственной среды; материально-техническое обеспечение; режим дня воспитанникасоответствующиеООП ДО МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова, а также кадровые условия реализации АОП ДО.

 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Диагностический инструментарий

  1. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР с 4 до 7 лет.
  2. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР с 4 до 7 лет.
  3. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника.
  4. Верещагина Н.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 6 – 7 лет в группе детского сада.
  5. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в ДОУ.
  6. Гуткина Н.И. Диагностика психологической готовности к школе.

 Методическое обеспечение программы

Перечень программ и технологий

1. Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018

2.Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников.

3. Н.Я. Семаго «Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов».

4. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию

5. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников»,СПб., «Детство-пресс, 2004г.;

6. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников»,СПб., «Детство-пресс, 2004г.;

7. Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч.1 Первый год обучения (старшая группа)

Кадровые условия реализации ИАОП

п/п

ФИО педагога

Должность

Образование

1

Базуткина Надежда Михайловна

Учитель-логопед

Высшее

2

Бован Елена Юрьевна

Воспитатель

Высшее

3

Катырова Евгения Викторовна

Воспитатель

Высшее

3.1.Организация развивающей предметно-пространственной средыРазвивающая предметно-пространственная среда группы организована на следующих принципах: 1) насыщенность; 2) трансформируемость; 3) полифункциональность; 4) вариативность; 5) доступность; 6) безопасность.Описание особенностей организации, развивающей предметно – пространственной среды группы представлено в подразделе 3.2 рабочей программы группы общеразвивающей направленности «Звездочки».

3.2.Материально-техническое обеспечение Описание материально-технического обеспечения образовательной программы дошкольного образования в группе, обеспеченности группы методическими материалами и средствами обучения по образовательной программе дошкольного образования представлено в подразделе 3.1. рабочей программы группы общеразвивающей направленности«Звездочки».

3.3.Индивидуальныйобразовательный план

Базовая образовательная область

Образовательная нагрузка в неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура:

помещение

на улице

2/20 мин.

1/20 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

1/20 мин.

Ознакомление с окружающим миром

1/20 мин.  

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

1/20 мин.

Приобщение к художественной литературе (осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье)

-  

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

1/20 мин.

Аппликация, лепка (чередуются ч/з неделю)

1/20 мин.

Конструирование, ручной труд (осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье)

-

Музыка

2/20 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

10/200 мин.

Индивидуальные занятия

Учитель - логопед

3/15 мин.

Воспитатель

2/20 мин.

Подгрупповые занятия

Учитель - логопед

3/20 мин.

Приложения:

Приложение 1 – воспитатель

Приложение 2, 2.1 - учитель-логопед

Приложение 3, 3.1 - педагог-психолог

Родители:

С содержанием адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с ТНРознакомлены:

«____» _____________2019г.                        ____________/___________________

   (дата ознакомления)                                                    (подпись/расшифровка)

Приложение 1- воспитатель

Образовательные области

Результаты диагностики

Направление деятельности педагогов

Средства, методы и приемы

Содержание деятельности педагогов по реализации задач

Социально-коммуникативное развитие

Достаточный уровень

пособствовать преодолению застенчивости, нерешительности, скованности, формированию самоконтроля;

-стимулирование коммуникативной деятельности;

- мотивирование к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, впечатлений, характерных черт персонажей;

- моделирование игровых ситуации, мотивирующих к общению со взрослыми и сверстниками

Создание примеров конфликтных ситуаций с целью выявления способности ребёнка их разрешить, направления воспитателем на способ, стратегию их урегулирования.

Использование вербальных и невербальных средств общения.

Игровые ситуации, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др.

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов, сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, рисование на социальные темы.

Наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями

«Магазин», «Рабочий день продавцов и кассиров в супермаркете», «Спортивный магазин», «Центр продажи игрушек», «У врача», «Строим дом», «Семья», «Правила движения», «На дорогах города», «На станции технического обслуживания автомобилей» и др.

Познавательное развитие

Достаточный уровень

Использование индивидуального и дифференцированного подхода;

широкое использование дидактического материала;

выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;

использование навыков математического характера в быту, игре, труде и т.д.

Организованная образовательная деятельность; самостоятельная деятельность в развивающей среде;

задачи-шутки;

 развивающие игры и упражнения;

игры-головоломки;

загадки;

дидактические игры;

комплекс развивающих познавательных игр;

подгрупповая работа;

игра-путешествие;

познавательные игры;

индивидуальная работа

 «Волшебный поясок»;

 «Чет - нечет»«Сколько нас без одного?»«Какое число я задумала?»«Назови число на единицу больше - меньше»«Кто знает, пусть дальше считает»«Какиечисла пропущены?»«Назови соседей», «Назови лишнюю фигуру»«Подбери заплатку»«Найди крышку каждой коробочке»«Геометрическое лото»«Назови фигуры» и др.

Речевое развитие

Недостаточный уровень

Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);  

воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову; 

развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);  

формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование). 

Наглядные: 

-непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); 

-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам). 

Словесные: 

-чтение и рассказывание художественных произведений; 

-заучивание наизусть; 

-пересказ; 

-обобщающая беседа; 

-рассказывание без опоры на наглядный материал. 

Практические: 

-дидактические игры; 

-игры-драматизации; 

-инсценировки; 

-дидактические упражнения; 

-пластические этюды; 

-хороводные игры. 

«Доскажи словечко», «Какого звука не хватает», «Дополни предложение», «Продолжи словесный ряд», Волшебные картинки», «Кто больше», «Услышишь – хлопни», «Цепочка слов», «Эхо», «Вставь пропущенное слово», «Закончи предложение», «Что общего», «Скажи наоборот», «Исправь ошибку», «Живое – неживое», «Бывает – не бывает», «Что за чем», «Подбери действие к предметам»,  «Что бывает….», «Скажи ласково», «Назови профессии», «Животные и их дитёныши, «Кто кем был», «Что без чего», «Один – много»,

«Где мы были? Что мы видели?» «Сравни предметы», «Подбери прилагательные», «Что из чего сделано», «Выбери правильное слово», «Отгадай предмет по признакам», «Одно слово вместо двух», «Слова – родственники» и др.

Физическое развитие

Достаточный уровень

Формирование  жизненно необходимых двигательных умений и навыков;

выявление интересов, склонностей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы

Основные движения, спортивные игры и упражнения (ходьба,  бег, катание, бросание, ловля, метание; ползание, лазанье, прыжки, групповые упражнения с переходами). Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Спортивные игры и упражнения.

 Подвижные игры

С бегом: «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках», «Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Бездомный заяц».

С прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку».

С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята».

 С бросанием и ловлей: «Подбрось - поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».

На ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».

Народные игры: «У медведя во бору», «Волк и зайцы»

Художественно-эстетическое развитие

Достаточный уровень

-Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

-развитие образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;

-использование материалов (традиционных и нетрадиционных), инструментов, пособий, стимулирующих детскую деятельность (ножницы, ручки, стеки и т.д.) и создающих ситуации «упражнения и освоения» (альбомы, раскраски, творческие тетради и т.д.);

-использование  материалов для развития художественно-эстетического восприятия (репродукции картин, книги, иллюстрированные разными художниками, предметы народных промыслов, скульптура малых форм, коллекции цветов, камней и т.д.)

Обследование, рассматривание предмета, наблюдение, создание образца,

приём показа способов изображения.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр (приём обыгрывания предметов или игрушек, обыгрывание изображения, обыгрывание незаконченного изображения, приём обыгрывания выполненного изображения),

 сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых

«Весёлые краски», «В гостях у Солнышка»«Как мы Снеговичку помогали», «Городецкие мастера», «Волшебная акварель» «Сказочный замок», «Матрёшкин сарафан», «На что похож круг?», «На что похожи наши ладошки», «Волшебная мозаика», «Нарисуй тёплую картинку», «Собери пейзаж» и др.

Приложение 2 – учитель-логопед

Индивидуальный перспективный план коррекционно-развивающей работы на 2019 – 2020 учебный год

        Фамилия, имя ребенка:

Направление

коррекционной работы

Содержание

коррекционной работы

Уточнение нервно-психического состояния ребенка

Направление на консультацию к неврологу.

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы:

- упражнения для стимуляции кончика языка (вне ротовой полости);

- упражнения для развития точности движений кончика языка;

- формировать навык создавать и удерживать язык в форме «чашечки» в ротовой полости;

- отрабатывать силу выдыхаемой воздушной струи при созданной артикуляционной позе «чашечка» (упр. «дуем на чашечку»);

- воспитание длительного ротового выдоха.

Формирование правильного произношения

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков:

Постановка звука «К», автоматизация

Постановка звука «Г», автоматизация

Постановка звука «С», автоматизация

Постановка звука «С*», автоматизация

Постановка звука «З», автоматизация

Постановка звука «З*», автоматизация

Постановка звука «Ц», автоматизация

I этап  - подготовительный

Задача - всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе.

а) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;

б) формирование артикуляционной моторики;

в) развитие мимики, общей и мелкой моторики

г) развитие зрительного восприятия

II этап – формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) дифференциация звуков, сходных артикуляционно и акустически;

в) формирование практических навыков и умений пользования исправленной речью.

Виды работ на данном этапе:

  1. Постановка звуков.
  2. Автоматизация звуков в слогах обратных, прямых, со стечением согласных, в прямых, со стечением согласных
  3. Автоматизация поставленных звуков в словах в том же порядке что и в слогах.
  4. Автоматизация звуков в предложениях.
  5. Дифференциация звуков.
  6. Автоматизация звуков в спонтанной речи.

Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа

  1. Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
  2. Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
  3. Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.  
  4. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
  5. Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
  6. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
  7. Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
  8. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

  1. Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам.
  2. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
  3. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
  4. Сформировать понимание простых предлогов. Сформировать понятие слово и умение оперировать им.  
  5. Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
  6. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
  7. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  8. Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
  9. Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
  10. Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
  11. Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода. Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.  

Развитие связной речи

  1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
  2. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
  3. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
  4. Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
  5. Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
  6. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
  7. Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Развитие ВПФ

  1. Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»
  2. Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок.
  3. Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник индивидуального сопровождения воспитанника

Данный дневник является альтернативой сводной таблицы результатов мониторинга образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) и мониторинга детского развития , данны...

Организация индивидуального сопровождения воспитанников с ОВЗ в ДОУ

Материал содержит опыт работы детского сада по индивидуальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья...

Карта индивидуального сопровождения воспитанников

Карта индивидуального сопровождения воспитанников позволяет обеспечить индивидуализацию образовательного процесса...

Карта индивидуального сопровождения воспитанника с ярко выраженными способностями

Карта содержит полную информацию о воспитаннике и индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника по развитию способностей...

Дневник индивидуального сопровождения воспитанника по театрализованной деятельности

В дневнике отмечаются индивидуальные особенности ребёнка, регистрируются достижения, ведётся карта наблюдений детского развития в театральной деятельности и интегральные показатели развития (интеллект...

Карта индивидуального сопровождения воспитанника

Карта содержит полную информацию о воспитаннике и индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника по развитию способностей....

ДНЕВНИК Индивидуального сопровождения воспитанника. Карта индивидуального развития.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Подгоренский детский сад №2»Подгоренского муниципального района Воронежской области     Д...