СИПР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Придыбайлова Анна Николаевна

Опыт разработки СИПР для слепого дошкольника с тяжелой степенью умственной отсталости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr.docx55.33 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на педагогическом совете

Протокол № 1

 от «_____» ________г.

              УТВЕРДЖДЕНО

           приказом заведующего

        МДОУ «Детский сад №____»

 _______________

№ ___________от «___»________г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

В КОНТЕКСТЕ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕПОГО ВОСПИТАННИКА

С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

Специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования и нацелена на образование слепого воспитанника с тяжелой степенью умственной отсталости  с учетом его уровня психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.

1.1.1. Цели и задачи Программы

Целью реализации специальной индивидуальной программы развития является включение слепого воспитанника с тяжелой степенью умственной отсталости  (интеллектуальными нарушениями), в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач.

СИПР составляется на ограниченный период времени (один год).

Достижение поставленной цели при реализации  специальной индивидуальной программы развития слепого воспитанника с тяжелой степенью умственной отсталости  (интеллектуальными нарушениями),  предусматривает решение следующих основных задач:

- формирование основ общей культуры, нравственное развитие, воспитание слепых воспитанников с тяжелой степенью умственной отсталости  (интеллектуальными нарушениями), сохранение и укрепление их здоровья;

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

- личностное развитие слепых воспитанников с тяжелой степенью умственной отсталости  (интеллектуальными нарушениями);

- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого воспитанника как субъекта отношений в сфере образования;

- удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слепых воспитанников с тяжелой степенью умственной отсталости  (интеллектуальными нарушениями);

- оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции;

- использование в образовательном процессе современных тифлотехнических

средств и средств оптической коррекции;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения

воспитанниками социально желаемого уровня (результата) личностного и

познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

- содействие максимально возможному достижению планируемых результатов по

освоению СИПР (в соответствии с индивидуальными возможностями воспитанников);

- осуществление коррекционной работы, обеспечивающей социальную адаптацию

воспитанника и профилактику возникновения вторичных нарушений развития.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию СИПР

Программа опирается на следующие развивающие принципы:

а) личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности воспитанника, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип);

в) принцип коррекционно-развивающей направленности процесса обучения и воспитания слепых воспитанников с тяжелой степенью умственной отсталости  (интеллектуальными нарушениями), который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность воспитанника, направленных на преодоление недостатков ее развития;

г) принцип индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания, диктующий необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития слепых воспитанников с тяжелой степенью умственной отсталости  (интеллектуальными нарушениями) в осуществлении педагогической деятельности;

1.1.3. Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости 

 (интеллектуальными нарушениями).

Развитие детей, имеющих два первичных нарушения - в данном случае слепоты, сочетающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - значительно осложнено, так как каждое первичное нарушение, существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что значительно усложняет общую структуру нарушения и затрудняет его компенсацию. Это в свою очередь, значительно затрудняет как адаптацию обучающегося к условиям социума, так и достижение им планируемых результатов освоения АООП ДО.

Зачастую нарушения имеют отрицательный кумулятивный эффект, проявляющийся в том, что каждое из имеющихся нарушений оказывает воздействие на другое, что приводит к их взаимному усилению. Вследствие чего отрицательные последствия этих дисфункций оказываются качественно и количественно значительно грубее по сравнению с простой суммацией отдельных нарушений.

Слепые обучающиеся с тяжелой степенью умственной отсталости  (интеллектуальными нарушениями) могут отставать в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки, могут иметь место навязчивые движения. У многих их них имеет место быть нарушение осанки, снижение пластичности и скоординированности движений.

Снижение эмоциональной выразительности обусловливает невозможность зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.

У обучающихся снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение занятия, быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность. Для данной группы обучающихся характерным является нарушения психомоторики, что в частности проявляется в том, что развитие высших уровней деятельности сочетается с недоразвитием более простых форм (например, навыков самообслуживания).

У слепых с тяжелой степенью умственной отсталости  (интеллектуальными нарушениями) снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.

Для данной категории слабовидящих обучающихся характерны особенности зрительного восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств и др.

Вследствие выше обозначенных причин у слепых обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости  (интеллектуальными нарушениями) нарушены: пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, установление причинно-следственных связей, формирование адекватных, точных, целостных зрительных образов. У них значительно снижены скорость и точность восприятия, имеются трудности дистантного восприятия, трудности в различении сенсорных эталонов, затруднения в зрительно-моторной координации.

Для данной группы обучающихся характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и недифференцированных представлений, возникновение трудностей при воспроизведении событий и др.

У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй.

У слепых обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушено мышление (слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению), что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.). Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.

У слепых обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается нарушения строения и мотивации деятельности, проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия, вследствие чего выполнение действий приобретает формальный характер, не рассчитанный на получение реально значимых результатов.

   Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных, что свидетельствует о нарушении ориентировочной основы действия. Для многих из них характерно недостаточно критичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, наличие низкого уровня развития познавательных интересов.

Кроме того, у многих обучающихся имеет место незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто у обучающихся нарушены волевые процессы, что проявляется в безынициативности, неспособности самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособности адекватно оценивать свои поступки.

У обучающихся данной группы нередко могут проявляться негативные личностные качества и негативные личностные проявления.

Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО воспитанника, дата рождения.

Адрес проживания: _________

Дата поступления в ДОУ: ____________

Режим посещения МДОУ: ___________________

Заключения врачей – специалистов:

1. Психиатр: _________

2. Невролог: недоразвитие физического, психического, речевого развития;

3. Окулист: авитрия. Афакия. Ретинопатия недоношенных IV-V ст., рубцовая фаза. Слепота OU. Светоощущение с правильной проекцией.

4. Учитель-логопед: системное недоразвитие речи тяжёлой степени.

5. Педиатр: спец. физкультурная группа, группа здоровья – 4.

Ребёнок – инвалид.

Заключение ПМПК   

- группа компенсирующей направленности для слепых детей;

- разработка и реализация адаптированной  программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению (слепые), имеющих тяжелую степенью умственной отсталости  ;

-  присутствие ассистента, оказывающего ребёнку необходимую помощь;

- наиболее эффективны индивидуальные формы обучения.

Оказание психолого-медико-педагогической помощи:

- наблюдение офтальмолога, психиатра;

- занятия с логопедом по коррекции нарушений устной речи.

Характеристика

воспитанника группы комбинированной направленности № __

ФИО воспитанника, дата рождения.

Мать: ФИО, здорова. Отец: ФИО, – здоров. 

Ребёнок от ____ беременности. Вес при рождении –______.

Из перенесённых заболеваний: ОРВИ, ротовирусная инфекция.

Консультация невролога (дата) – задержка психоречевого развития.

Ребенок посещает группу комбинированной направленности детского сада с _______г.  У ребёнка врождённая патология зрительной системы.

Мальчик  не вступает в контакт со взрослыми и детьми.  На фронтальных занятиях заниматься не может, необходимы  индивидуальные занятия со специалистами. Выражены значительные трудности в восприятии инструкции на слух, отсутствие заинтересованности. Самостоятельно задание не выполняет. Действия нецеленаправленны. В условиях  обучения действует неадекватно, особенно когда утомляется или при смене деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата предмета. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.

Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность быстро истощается. Ребёнок с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает кричать, махать руками и ногами. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым звучащим предметам, «говорящими» книжками.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе, у ребенка формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками и ногами).

Знание месторасположения объектов в группе неустойчиво, требует  контроля со стороны взрослых, ослаблено чувство  реакции на появляющиеся препятствия. Страдает техника передвижения, проявляются нарушения координации движений, ослаблен контроль со стороны ребенка, отмечается низкий уровень  критичности. Интерес к освоению пространства  не выражен. Характерно сужение рамок возможностей самостоятельного передвижения, наличие стереотипности и навязчивых движений. Плохо использует остаточное зрение (светоощущение), слух, обоняние. Отмечается слабое  восприятие помощи в виде словесной регуляции, необходимо постоянное совместное выполнение двигательных действий.  

Ребёнку требуется постоянное сопровождение взрослого.

Своих родных знает, но потребности в них не испытывает. Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние другого человека.

Культурно-гигиенические навыки  сформированы недостаточно (не жуёт твёрдую пищу, не умеет пользоваться ложкой, чашку держит с помощью взрослого, не умеет сам одеваться).  

Игра носит манипулятивный характер (перебирание предметов, бросание их, хаотичность движений, навязчивость, остановки в движениях, реакция отталкивания). Интерес к игрушкам минимальный, требует  активного внешнего стимулирования. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, исследование  предметов) с помощью взрослого. Совместная игра со сверстниками отсутствует, коммуникативное поведение нарушено.

Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) вызывает негативную реакцию.

Отсутствует  реакция на запах,  на слово,  на интонационную окрашенность речи,  на прикосновения.

Состояние слухового восприятия в пределах нормы. Различает направление звука, но не идентифицирует звуки окружающей действительности. Любит слушать музыку, пытается воспроизвести отдельные звуки. Предпочитает звучащие игрушки. Эмоциональные реакции проявляет в зависимости от ситуации: улыбается и смеётся, плачет или кричит.

Речь лепетная.  Обращенную речь  понимает крайне ограниченно. В артикуляционном аппарате: укороченная подъязычная связка, гипотонус мышц языка. Проявляются ситуативные высказывания текстов детских песен.

Ребенок воспитывается в полной семье. Со стороны родителей мальчик получает необходимое количество внимания и поддержки. Мама всегда доброжелательна и вежлива. В семье царит радушная обстановка, мальчик окружен любовью и заботой.

Приоритетными коррекционно-развивающими предметами являются: «Социально-бытовая ориентировка (развитие навыков самообслуживания)», «Ориентировка в пространстве», «Сенсорное развитие».

Индивидуальный образовательный план

Раздел программы

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

Коррекция поведенческих проблем

0,3

2

Социально-бытовая ориентировка (развитие навыков самообслуживания)

0,3

3

Развитие компенсаторных функций

0,3

4

Предметно-практические действия

0,3

5

Коммуникации

0,3

6

Ориентировка в пространстве

0,3

7

Сенсорное развитие

0,3

8

Физическое развитие

0,3

Условия образовательной деятельности:

Продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут.

Периодичность – ___ раз в неделю.

Соблюдение охранительного режима.

Смена  видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

- индивидуализация обучения

- игровые технологии

- технология развивающего обучения

- здоровьесберегающие технологии

- создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка

- «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.

Особые образовательные потребности слепого обучающегося с тяжелой степенью умственной отсталости  (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной  наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, слухового восприятия – это пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.), крупы

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.

Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на занятии краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.

Используется определенная структура занятия:

  1. Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
  2. Основной этап. Создание проблемной ситуации.
  3. Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.
  4. Повторение изученного, подача нового материала.
  5. Двигательная гимнастика.
  6. Итог занятия.

В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.

В ходе проведения занятий регулярно проводится двигательная и пальчиковая гимнастика.

Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)

- задания на развитие слухового восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина,  форма)

- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

Для выявления возможной результативности обучения  учитывается  ряд факторов:

- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния ребёнка;

- в процессе предъявления заданий используются все доступные ребёнку средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты) и речевые средства - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий.

- в процессе предъявления и выполнения заданий воспитаннику оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога.

- при оценке результативности достижений учитывается уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).

На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.

Содержание и отслеживание результатов обучения.

При оценке результативности освоения воспитанником  СИПР применяется метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице.

Показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)

!

Действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

пв

- с частичной помощью взрослого

чп

- по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

и

- подражая или по образцу

о

- самостоятельно

с

- узнает объект

у

- не всегда узнает объект

нву

- не узнает объект

н

2. Содержание образования.

Коррекция поведенческих проблем.

Проблемы поведения

Функция поведения.

Способы и методы коррекции

I полугодие

II полугодие

Коррекция агрессии, само- агрессии и аффективных вспышек:

агрессия, направленная на людей:

 - бьет руками, головой;

самоагрессия - бьется головой о поверхности и предметы,

бьёт себя руками.

Избегание неприятного. Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (выйти из помещения, пройти по коридору, умыться и др).

Коррекция неадекватного крика, плача

Избегание неприятного (внутренний дискомфорт). Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на доступную для него деятельность (музыкальные игрушки, «говорящие» книжки)

Коррекция эмоционально аффективных стереотипий

Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки, книг.

Коррекция двигательных стереотипий (раскачивания, давление на глаза руками, закрывание-открывание дверей, ящиков)

Аутостимуляиия. Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызываю щую негативизма деятельность (прослушивание музыкальных композиций, детских песен, «говорящих» книг, массаж пальцев рук)

Социально-бытовая ориентировка (развитие культурно-гигиенических навыков)

Содержание работы по развитию культурно-гигиенических навыков и умений:

• гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т. д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка), носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;

• одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью инструкций педагога;

• прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью).

Содержание

I полугодие

II полугодие

Гигиена тела

- выполнение отдельных операций при мытье рук: открывание крана

намачивание рук

намыливание рук мылом

растирание намыленных рук

смывание мыла с рук

закрывание крана

вытирание рук полотенцем

Туалет

- сообщение о желании сходить в туалет

жестом

словом

Обращение с одеждой и обувью

- узнавание предметов одежды и обуви:

майка

трусы

рубашка

шорты

куртка

шапка

брюки

кофта

ботинки

- расстегивание:

липучки

молнии

пуговицы

кнопки

- застегивание:

липучки

молнии

пуговицы

кнопки

Прием пищи

- зачерпывание пищи ложкой

- аккуратная еда ложкой

- питьё из чашки

- использование салфетки после еды

Развитие компенсаторных функций.

Содержание

I полугодие

II полугодие

Слуховое восприятие

- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

справа

слева

- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:

справа

слева

- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии

справа

слева

- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

Кинестетическое восприятие

- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

холодный

теплый

- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:

гладкий

шероховатый

- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, раз личными по вязкости (клейстер, крупа, вата и т.д.):

густой

жидкий

- адекватная реакция на давление на поверхность тела

- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей

Восприятие запаха

- адекватная реакция на запахи:

продукты питания

парфюмерная продукция (мыло)

Восприятие вкуса

- адекватная реакция на вкусовые ощущения:

сладкое

кислое

горькое

солёное

Предметно-манипулятивные действия

Содержание

I полугодие

II полугодие

Действия с материалами

- сминание материала (бумага):

одной рукой

двумя руками

- разрывание материала (бумага)

- пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы)

- разминание материала (пластилин):

одной рукой

двумя руками

Действия с предметами

- захват, удержание, отпускание предметов

- вынимание предметов (из коробки)

- складывание предметов (в коробку)

- перекладывание предметов (из коробки в коробку)

- встряхивание предмета (шумящие и звенящие предметы)

- нажимание на предмет всей рукой

- вставление предметов (стаканчиков) друг в друга

- вставление в отверстия:

шариков

мозаики

- нанизывание предметов (кольца, шарики, крупные бусины):

на стержень

- вращение предмета (вентиль крана, винтики (Д/и))

- сжимание предмета (резиновые игрушки, губка, прищепки):

одной

рукой двумя

руками пальцами

- открывание предмета:

коробка

банка с крышкой

- закрывание предмета:

коробка

банка с крышкой

- катание игрушки на колесиках

толкание предмета (ящик шкафа, входная дверь):

от себя

к себе

Двигательное развитие

- выполнение движений головой в положении стоя:

наклон вправо

наклон влево

наклон вперед

наклон назад

поворот головой:

вправо

влево

- выполнение движений руками:

вперед

назад

вверх

в стороны

«круговые»

- выполнение движений пальцами рук:

сгибание фаланг пальцев

разгибание фаланг пальцев

сгибание пальцев в кулак

разгибание пальцев

- выполнение движений плечами:

вверх

вниз

Коммуникации

Содержание

I полугодие

II полугодие

- реагирование на собственное имя

приветствие собеседника:

жестом (помахать рукой, пожать руку)

словом

- выражение своих желаний:

жестом

словом

- выражение согласия:

жестом (кивок головы)

словом «Да»

- выражение несогласия:

жестом (покачать головой из стороны в сторону)

словом «Нет»

- прощание с собеседником:

жестом (помахать рукой)

словом «Пока»

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Содержание

I полугодие

II полугодие

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

- понимание слов, обозначающих предмет по темам: (игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, ягоды, животные):

  машинка, мячик

  носки, брюки, куртка, шапка, рубашка, майка, трусы, шорты

  сандалии, сапоги, ботинки

  стул,  стол,  шкаф, диван

  кружка,  тарелка, ложка

  помидор, огурец, лук

  яблоко, банан, апельсин

  малина, клубника, смородина

  собака, кошка, медведь, заяц

- понимание простых предложений:

нераспространенных («Саша ест» и др.)

распространенных («Саша ест яблоко» и др.)

Экспрессивная речь

- называние своего имени

- называние слов, обозначающих предмет:

машинка, мячик

  носки, брюки, куртка, шапка, рубашка, майка, трусы, шорты

  сандалии, сапоги, ботинки

  стул,  стол,  шкаф, диван

  кружка,  тарелка, ложка

  помидор, огурец, лук

  яблоко, банан, апельсин

  малина, клубника, смородина

  собака, кошка, медведь, заяц

называние имен:

членов семьи

педагогов

Ориентировка в пространстве

Содержание

I полугодие

II полугодие

Ориентировка в помещениях группы:

раздевалка

группа

спальня

туалет

Ориентировка в помещениях ДО

Ориентировка в микропространстве:

стол

фланелеграф

Сенсорное развитие

Содержание

I полугодие

II полугодие

Сортировка предметов по

форме

шарик

кубик

Сортировка предметов по

величине

большой

маленький

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

 

• Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины, мозаика, шарики разной величины), игрушка на колесах, резиновая игрушка, прищепки, емкости для предметов, конструктор, коробка с крышкой, банка с крышкой, юла.

• Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, массажер.

• Пена, тесто, пластилин, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки), мягкая и плотная бумага.

• Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, маты, кегли, батут, шведская стенка.

• Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан), музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи.

3. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

• индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родите лей)

 • консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях»,  «Двигательное развитие ребенка», «Формирование предметно-практической деятельности»

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

• участие родителей в разработке СИПР • посещение родителями занятий

• консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

• личные встречи, беседы

Список Интернет-ресурсов

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543

2. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru

 Нормативное обеспечение

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

 3. Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года).

4. Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

 5. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

6. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

7. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010;

8. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

9.  Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, законами и иными нормативно-правовыми актами Ярославской  области, решениями и приказами соответствующих органов управления образованием, Уставом и локальными актами МДОУ «Детский сад № 112».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИПР(Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ).

Программа реабилитации ребенка с ОВЗ....

Рекомендации по написанию СИПР на ребенка.

В рекомендациях даны основные направления работы по написанию СИПР....

СИПР ребенка с ТМНР 5 лет

Специальная индивидуальная программа развития ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития 5 лет...

"Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с ОВЗ"

Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития  обучающихся с ОВЗ....

Специальная индивидуальная программа СИПР

1.Цель составления и реализации СИПР.2.Чему способствует СИПР.3.Структура СИПР.4.Задачи тьюторского сопровождения.5.Этапы работы тьютора....

сипр готовый

сипр готовый...

Сипр готовый

без презентации...