"Тренируем память"
статья по коррекционной педагогике

Особенности памяти детей с ТНР и способы ее развития.

     Память является одним из основных свойств личности. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. И всё-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.      У дошкольников память по скорости развития опережает другие способности, отмечается бурное развитие природной памяти при которой дети легко запоминают стихи, песни и т.д. Характерна исключительная фотогеничность. Также это период, когда дети задают кучу вопросов и испытывают интерес ко всему новому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_statya_2.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Тренируем память» - особенности памяти детей с ТНР и способы ее развития.

     Память является одним из основных свойств личности. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. И всё-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Выделяют три типа памяти: наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д. Словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины. Эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства. Кроме того, существует ещё разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации: кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго. Долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы. Скорость заучивания у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объёма информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше. Память разделяется ещё на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке). А другая часть – к осмысленному запоминанию. Иногда без всякого усилия, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Такая память носит название непроизвольной. Произвольная памяти имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.         Основным видом деятельности является игра. Поэтому предлагаю развивать и тренировать память в игровой форме, что поможет поддержать его интерес к выполнению заданий. Если с ребёнком проводить специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходить быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов, - можно развивать опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.

     У дошкольников память по скорости развития опережает другие способности, отмечается бурное развитие природной памяти при которой дети легко запоминают стихи, песни и т.д. Характерна исключительная фотогеничность. Также это период, когда дети задают кучу вопросов и испытывают интерес ко всему новому.

     Существенным сопутствующим признаком при ТНР является нарушение памяти.

     У детей с ТНР отмечается снижение объема всех видов памяти (особенно слухо-речевой), снижение вербальной памяти, снижение запоминания геометрических фигур, дети хуже запоминают слова и предметы, преобладание смысловой памяти над механической, снижение функции слуховой памяти, низкий уровень отсроченного воспроизведения и продуктивности запоминания, недостаточное  осмысление запоминаемого наглядного материала, угасание неподкрепленных образов памяти. Также отмечаются трудности в переключении и распределении, в планировании и контроле своих действий.

     Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением мнестической деятельности, но и с особенностями внимания.

«Чего не хватает»

Взять несколько предметов (от 5 и больше), дать ребенку посмотреть. Накрыть тканью, и убрать 1 предмет. Убрать ткань и спросить, чего не хватает. Постепенно можно увеличивать как общее количество предметов, так и убранное количество.

«Разноцветные бусины»

Дать ребенку посмотреть змейку из разноцветных бусин. Затем предложить нарисовать такую же.

«Заполни таблицу»

Дана таблица с цифрами в любом порядке. Дать время ребенку посмотреть на таблицу. Затем перевернуть и попросить ребенка заполнить цифры как они были.

«Каскад слов» 

Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти. Содержание: Взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т.д. Если ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3 раза.  1. огонь;  

  1. дом, молоко;  
  2. конь, гриб, игла;  
  3. петух, солнце, асфальт, тетрадь;
  4. крыша, пень, вода, свеча, школа;
  5. карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб;
  6. орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын;
  7. гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.  

«Каскад цифр» 

Цель: развивать кратковременную зрительную память. Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и  Т. п.) 6 2 2 8 3 1 7 4 3 6 3 5 9 1 4 6 8 2  

 «Запомни рассказ» 

Цель: развивать словесно - логическую память.

     Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы. Инструкция: «Внимательно слушай и запоминай рассказ».

«Запомни фразы» 

Цель: развивать смысловую память. Инструкция: «Я назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "тренируем память"

Яркая, красочная консультация для родительского уголка, в формате JPG...

Тренируем память

Развивая память, развиваем речь....

Тренируем память детей по методике Эйдетика

данная консультация поможет с егкостью запоминать детям большой объем информации и правильно использовать свою память...

Консультация для родителей "Тренируем память ребёнка"

Консультация раскрывает особенности памяти,её виды.Содержит игровой материал по развитию детской памяти....

Тренируйте память ребенка!

Рекомендации родителям....

Консультация для родителей на тему: «Тренируем память ребёнка»

Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей....

Тренируйте память своих дошколят!

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят с...