картотека игр с камешками марблс
картотека по коррекционной педагогике

Анухина Анастасия Валерьевна

игры по развитию речи с использованием камешков марблс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_kameshkami_marbls.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ

Умный лабиринт

Цели: Закрепление поставленного звука Р. Повторение лексической темы «Овощи». Закрепление предлога В.

 Ход игры: Прокати шарик – марблс и назови все овощи со звуком Р. Проговори по образцу: Помидор в корзине

Лабиринт на звук

 Цели: Закрепление поставленного звука.

Ход игры: Выкладывание камешков – марблс с проговариванием звука, слогов, слов с поставленным звуком.

Проговори правильно

Цели: Закрепление поставленного звука в чистоговорках и стихах.

 Ход игры: Дети выкладывают рисунок и проговаривают чистоговорку или стихотворение на поставленный звук.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Разложи по размеру

Цели: Развитие логического мышления. Тренировка глазомера. Развитие усидчивости. Ход игры: Ребенок выкладывает данные камешки по размеру от большего к меньшему.

Крестики нолики

 Цели: Развитие логического мышления. Развитие усидчивости.

 Ход игры: Игра по правилам детской игры крестики нолики. Необходимо собрать камешки своего цвета на игровом поле и не дать этого сделать первому сопернику.

Су доку

 Цели: Развитие логического мышления. Развитие усидчивости. Закрепление цвета.

 Ход игры: Необходимо выложить ряд камешков так чтоб цвета не повторялись не по вертикали ни по диагонали в своем ряду.

Поставь знак больше

Цели: Упражнять в навыке счета. Работать над правильным согласованием числительных с существительными.

Ход игры: Ребенок ставит знак больше в том направлении, где камешков больше.

Почувствуй камешки

  Цели: Развитие тактильной чувствительности. Понятие холодные цвета и теплые.

 Ход игры: Ребенку дают камешки теплые и охлажденные. теплый камешек,  холодный камешек. 

Запомни и повтори

 Цели: Развитие зрительной памяти.

 Ход игры: Ребенку дается образец, затем он убирается и ребенок воспроизводит его по памяти. Игру можно упражнять добавляя образцы. Фотография № 8,9

Какое у тебя настроение?

 Цель: Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей. Обогащение эмоциональной лексики. Закрепление антонимов в речи.

Ход:

Вариант 1 Ребенок выкладывает свое настроение. Подбирает антоним и выкладывает к нему настроение.

 Вариант 2 Ребенку предлагается выложить определенную эмоцию, и он должен проговорить определенную фразу с этой эмоцией.

Создай свой сад камней

Цели: Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка и снятие напряжения, агрессивности. Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Упражнять в согласовании числительных и существительных.

 Ход игры: Ребенок детской граблей рисует по кристаллическому цветному песку и выкладывает камешки. Проговаривает сколько, каких цветом камней.

Вкусная колбаска для своей семьи

Цели: Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка и снятия напряжения, агрессивности. Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Упражнять в согласовании числительных и существительных.

Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком, создавая угощение сладкую колбаску, украшает её материалом. Затем режет кусочки и проговаривает кому, сколько кусочков колбаски.

Найди отличный от других камешек

Цели: Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка и снятия напряжения, агрессивности. Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Ход игры: Ребенок с закрытыми глазами ищет камешек, который отличается от тех , которые наполняют сухой бассейн.

ИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Назови ласково

Цели: Упражнять в словообразовании, постановка существительных в уменьшительно – ласкательную форму.

Ход: Выкладывать по лабиринту камешки – марблс и ставить существительные в уменьшетельно – ласкательную форму.

Найди животного

Цели: Обогащение словаря по лексической теме «животные». Эту игру можно завести и для другим лексических тем. Развитие тактильные ощущения.

Ход: Ребенок находит в сухом бассейне из камешков-марблс фигурки животных.

Какое у тебя настроение?

Цели: Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей. Обогащение эмоциональной лексики. Закрепление антонимов в речи.

Ход:

Вариант 1 Ребенок выкладывает свое настроение. Подбирает антоним и выкладывает к нему настроение.

Вариант 2 Ребенку предлагается выложить определенную эмоцию, и он должен проговорить определенную фразу с этой эмоцией.

Назови диких животных

Цели: Обогащение словаря по лексической теме дикие животные. Закрепление притяжательных прилагательных.

Ход:

Вариант1 Ребенок катит шарик по лабиринту и называет диких животных.

Вариант2 Ребенку дается задание. В лесу увидели чьи – то уши или хвост. Назови, чьи они (медвежьи, волчьи).

Какой фрукт ты любишь?

 Цели: Обогащение словаря существительных. Работа по словообразованию. Закрепление относительных прилагательных. Образец игры возможен и для других лексических тем.

Ход:

Вариант 1 Ребенок выкладывает камешками-марблс предметную картинку или ободок вокруг картинки. Называет сок из этого фрукта.

 Вариант 2 Ребенок по образцу или самостоятельно выкладывает картинку фрукта.

Какой формы предмет?

 Цели: Закрепление названий геометрических тел. Упражнять в правильном словообразовании относительных прилагательных.

Ход игры: Назови какой формы морковь Скажи по образцу: морковь треугольной формы

Эти маленькие слова

 Цели: Закрепление предлогов. Вводить в речь наречия. Закрепление схематичного изображения предлогов.

Ход игры:

Вариант 1  Смотря от представленной картинки, ребенок говорит, где находиться тот или иной предмет и выкладывает камешек–марблс.

Вариант 2 Ребенок по инструкции выкладывает камешек на нужную картинку и проговаривает предлоги.

Кто за кем?

 Цели: Закрепление и введение в речь предлога – ЗА.

Ход игры: Ребенок проходит лабиринт и называет, кто за кем.

Скажи где камешек?

 Цели: Закрепление пройденных предлогов - В, - НА, - ОКОЛО, - ПОД, - ЗА.

Ход игры: Педагог располагает камешки на игровом поле (песке). Ребенок собирает камешки и проговаривает где камешки.

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Чудесный мешочек

Цели: Развитие фонематического звука и закрепление понятий гласный и согласный звук. Ход игры: Дети достают из мешочка камешек и называют слово, которое начинается на звук в зависимости от цвета камешка (согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный - красный).

Разбери слово

Цели: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении.

Ход игры: Дети собирают из разрезных карточек картинку. Делят слово на слоги. Делают звукобуквенный разбор слова. Выкладывают звуки в зависимости от цвета. Выкладывают слово из букв.

Слова – камешки

Цели: Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении.

Ход игры: Дети выкладывают из букв заданное слово.

Веселые гусеницы

Цели: Развитие фонематического слуха. Упражнение в звукобуквенном разборе слова. Закрепление навыка чтения.

Ход игры:

Вариант 1. Дети выкладывают слово по цветовому обозначению звуков.

Вариант 2. Из представленных гусениц выбирают ту которая походит по цвету заданному слову.

Необычная буква

Цели: Повторение изученной буквы.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок по готовому образцу выкладывает букву.

Вариант 2 Ребенок выкладывает изучаемую букву и придумывает на эту букву слово.

Кривое зеркало

Цели: Закрепление правильного графического изображения букв. Развитие пространственной ориентации.

Ход игры: Определи верную и неверную букву. Исправь неправильную букву.

Найди букву

Цель: Закрепление изученной буквы. Развитие тактильных ощущений.

Ход игры: Ребенок ищет в сухом бассейне из шариков марблс букву. Определяет на ощупь что за буква.

Пятнашки

Цель: Повторение пройденных букв. Звукобуквенный разбор слова. Развитие фонематического слуха. Упражнение в чтении. Развитие логического мышления.

Ход игры: Детям дается задание собрать слово, двигая камешки по доске. Обязательное условие не вынимать камешки, аналогия игры в пятнашки.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Пересыпь в другую коробочку

 Цели: Развитие мелкой моторики. Закрепление цвета.

Ход игры:

Вариант 1 Ребенок перекладывает ложкой шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков.

Вариант 2 Ребенок перекладывает пинцетом шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков.

Поищи в крупе

Цели: Развитие мелкой моторики. Закрепление цвета, названия круп. Развитие словообразования.

Ход игры: Ребенок выбирает из крупы шарики марблс.

Рассели камешки-марблс в твоем городе

Цели: Работа над развитием пространственного восприятия. Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Упражнять в речи наречия прямо, направо, налево.

 Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит этот лабиринт шариком марблс. Проговаривая направления.

Какой твой секретик?

 Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук.

Ход игры: Дети в песке создают из камешков-марблс секретики, возможно использование различного материала для создания тайников (сухие цветы, листики, фантики).

Создай свою картину

Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развитие связной речи.

Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Построй свой лабиринт

 Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развитие пространственного восприятия. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и создает свою модель лабиринта. Играет проходя этот лабиринт.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

Найди место камешку

Цели: Развитие пространственного восприятия. Вводить в речь понятия правый – верхний угол и т. д. Профилактическая работа по ориентированию на тетрадном листе. Профилактика дисграфии. Закрепление цветов.

Ход игры:

Вариант1 Ребенка просят по инструкции разложить камешки.

Вариант2 Ребенок сам раскладывает и проговаривает местоположение камешков.

Кривое зеркало

Цели: Закрепление правильного графического изображения букв. Развитие пространственной ориентации.

Ход игры: Определи верную и неверную букву. Исправь неправильную букву.

Собери по образцу

Цели: Развитие пространственного восприятия. Развитие глазомера.

 Ход игры: Ребенок по данному образцу собирает свою фигуру.

Объемные картины

Цели: Развитие пространственного восприятия. Умение работать в группах. Развивать глазомер.

Ход игры: Дети совместно по готовой схеме вместе с педагогом выкладывают рисунок.

Придумай и собери

 Цели: Развитие пространственного восприятия. Умение работать в группах. Развитие глазомера. Развитие творчества.

 Ход игры: Каждый ребенок воплощает свою задумку на общем игровом поле.

Помоги друзьям найти свои домики

Цели: Развитие пространственного восприятия. Профилактика дисграфии. Выработка умения ориентироваться на листе бумаги.

Ход игры: Ребенок помогает лисе и медведю добраться до своих домиков. Выкладывает их путь, начиная от точек. Медведь: 1 клетка направо, 2 клетки вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 3 вверх, 2 налево, 1 вверх, 2 направо, 2 вверх. Путь лисы ребенок придумывает сам, выкладывает камешкам – марблс и описывает его.

Проложи дорогу по лабиринту

Цели: Развитие пространственного восприятия. Профилактика дисграфии. Вводить в речь наречия право – лево.

Ход игры: Ребенок выбирает нужный путь и выкладывает камешками – марблс, проговаривая куда ведет дорога вправо, влево, прямо.

Рассели камешки-марблс в твоем городе

Цели: Работа над развитием пространственного восприятия. Развитие творческие способности. Развитие мелкой моторики рук. Вводить в речь наречия прямо, направо, налево.

Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит этот лабиринт шариком марблс. Проговаривая направления.

Собери рисунок по инструкции

Цели: Развитие пространственного восприятия. Профилактика дисграфии. Вводить в речь наречия право – лево, вправо вверх наискосок.

Ход игры: Ребенок по готовой инструкции выкладывает камешками – марблс рисунок.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Создай большой рисунок

Цели: Развитие творческих способностей. Работа над глазомером. Умение работать на предоставленном рабочем поле.

Ход игры: Дети выдумывают свой рисунок и выкладывают на рабочем поле

Создай свой сад камней

Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Упражнять в согласовании числительных и существительных.

Ход игры: Ребенок детской граблей рисует по кристаллическому цветному песку и выкладывает камешки. Проговаривает сколько каких цветом камней.

Вкусная колбаска для своей семьи

Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Упражнять в согласовании числительных и существительных.

Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком, создавая угощение сладкую колбаску, украшает её материалом. Затем режет кусочки и проговаривает кому сколько кусочков колбаски. Вариант 2 Ребенок украшает камешками марблс торт на свой День Рожденья.

Создай свою картину

Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развитие связной речи.

Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Построй свой лабиринт

Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка.

 Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и создает свою модель лабиринта. Играет, проходя этот лабиринт.

Летняя полянка

Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка.

Ход игры: Дети украшают летнюю полянку камешками.

Кто живет в воде?

Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка.

Ход игры: Дети создают из камешков-марблс пейзаж морского дна. Составляют предложения: кто живет в море.

Морское дно

 Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка.

Ход игры: Дети работают с водой, создают из камешков-марблс морской пейзаж.

Создай бурю

Цели: Работа над сильной воздушной струей. Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук.

Ход игры: Ребенок создает морское царство. Дует в трубочку, мешает дно палочкой и наблюдает за изменениями в воде.

Сезонное дерево

Цели: Развитие творческих способностей. Закрепление у детей последовательности времен года. Формирование связной речи.

Ход игры: Ребенок в зависимости от времени года украшает дерево.

Рассели камешки-марблс в твоем городе

Цели: Работа над развитием пространственного восприятия. Вводить в речь наречия прямо, направо, налево.

Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит его шариком-марблс.

Нарисуй рисунок камешками-марблс

Цели: Развитие творческих способностей и фантазии.

Ход игры: Ребенок выдавливает понравившиеся краски на лист, в прозрачной коробке, а затем совершает движения коробкой, в результате шарик чертит рисунок по листу. Позже ребенок разглядывает рисунок, и говорит, что он видит в нем.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Пройди лабиринт

Цели: Учить пересказу.

 Ход игры: Ребенку читается текст сказки (сказка разбирается на фронтальном занятии). Вопросы по тексту. Ребенок проходит лабиринт. Пересказ ребенка.

Кто герои?

Цели: Учить пересказу.

Ход игры: Ребенку читается текст (текст разбирается на фронтальном занятии). Вопросы по тексту.

Вариант 1 Ребенку предлагается выложить главных героев по образцу.

Вариант 2 Дается картинка к тексту и ребенок её украшает камешками-марблс. «Басня кукушка и петух»,  « Коза - Егоза».

Создай свою картину

Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развитие связной речи.

Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Сезонное дерево

Цели: Закрепление у детей последовательности времен года. Формирование связной речи. Развитие творческих способностей.

Ход игры: Ребенок рассказывает, какие деревья весной, и выкладывает первые зеленые листочки на деревьях. Затем весной расцветают цветы, например на сливовом дереве, ребенок добавляет цветы. Летом появляются плоды, сливы. Осенью плоды собирают и листья желтеют. Зимою деревья под снегом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с камешками марблс

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев р...

Картотека игр с камешками "Марблс"

  Работа с камешками "Марблс" активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую активность детей. Данные игры ...

Картотека игр с камешками Марблс

Камешки «Марблс» являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения, мелкой моторики рук детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для и...

КАРТОТЕКА игр с камешками Марблс для детей дошкольного возраста

Игры с камешками Марблс приобретают всю большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений.Несмотря на свою простоту и доступность они вызывают большой интерес у детей. С их помощью можно реши...

Картотека дидактических игр " Камешки Марблс"

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое в духовный ми...

Картотека игр с камешками Марблс. Шаблоны для выкладывания. Сказки с использованием камешков Марблс

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком...