«Организация развивающей предметно-пространственной среды как средство реализации адаптированной образовательной программы для детей с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС»
консультация по коррекционной педагогике

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (далее – РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен целый раздел по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и способностями. В связи с этим в  любом образовательном учреждении необходимо создавать специальные условия для детей с ограниченными возможностями, связанные с необходимостью образования этих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_rpps_dlya_detey_s_uo.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация  развивающей  предметно-пространственной среды как средство реализации адаптированной образовательной программы для детей с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС»

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (далее – РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен целый раздел по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и способностями. В связи с этим в  любом образовательном учреждении необходимо создавать специальные условия для детей с ограниченными возможностями, связанные с необходимостью образования этих детей.

Основная задача в группах для детей с нарушением интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к адаптации в обществе, к обучению в школе.

Организация жизнедеятельности детей с нарушением интеллекта во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, мы старались вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство группового помещения.

Прежде всего, уделяется внимание созданию условий, обеспечивающих комфортность и безопасность развивающей среды. Мебель расположена так, чтобы освободилась достаточная часть группы для развития двигательной активности детей. Условно групповое пространство можно разделить на три сектора активный, спокойный, рабочий. Секторы в свою очередь делятся  на определенные центры активности, оснащенные большим количеством развивающего материала. Все предметы расположены в свободном доступе для детей, обеспечивающие основные виды детской активности. Оснащение центров активности меняется или дополняется необходимыми материалами в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса.

Рабочий сектор включает в себя несколько центров, которые не имеют четких границ, достаточно мобильны и пластичны. В центре сенсорного развития в достаточном количестве имеется различный дидактический материал. Для детей с нарушением интеллекта создается избыточность и регулярная смена доступного материала в соответствии с комплексно-тематическим планированием и для постоянного поддержания интереса воспитанников к данному виду деятельности. Также в рабочем секторе  находятся дидактические игры и пособия для стимуляции, мыслительной, конструктивной и речевой деятельности, которые помогают расширять круг предметов, предъявляемых ребенку, формировать способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств.

У детей с нарушением интеллекта большие внутренние резервы, часто хорошие природные способности к творчеству и продуктивной деятельности. И зачастую из-за речевых нарушений, гипервозбудимости или заторможенности эта деятельность становится единственной возможностью самореализации, общения с окружающим миром и выражения своих эмоций, а в дальнейшем и социальной адаптации. Для этого отдельно выделен центр художественной деятельности, который оснащен различными материалами для рисования и лепки. Всегда доступен кинетический песок. Дети его очень любят, так как он мягкий и податлив рукам малышей со слабой мелкой моторикой. Интересным решением стал прозрачный мольберт, который помогает детям не только реализовать свои творческие способности, но и более открыто общаться с окружающими.  В рабочем секторе располагается книжный уголок со специально подобранной литературой, доступной по возрасту и пониманию детей, и кукольный театр — прекрасное средство для развития воображения, творческих способностей и взаимодействия между детьми. Также имеется музыкальный центр с магнитофоном и  набором музыкальных инструментов.

Одним из основных направлений в работе с детьми с умственной отсталостью является формирование знаний, реализуемых в социально-коммуникативной области развития. Чаще всего процесс социализации для детей данной категории понимается как процесс адаптации и приспособления к окружающей действительности.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, где педагог организует условия для успешной адаптации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, межличностной сторон его жизни.

Учитывая то, что в дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, пространство для активности в групповых помещениях для детей с нарушением интеллекта тщательно продумано и выстраивается так, чтобы можно было решить максимально большее количество задач.

Центр предметно-практической деятельности включает игры и оборудование для организации сюжетно-ролевых игр. Дети с проблемами в развитии закрепляют игровые действия, полученные на обучающих занятиях с дефектологом, учатся удерживать взятые на себя роли. В данном центре находятся игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации.  В сюжетно-ролевых играх наши воспитанники усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества. Игровое пространство сформировано как для мальчиков, так и  для девочек, для того чтобы у детей была возможность проигрывать мужскую или женскую модель поведения.

Несмотря на то, что дети имеют нарушения интеллекта и требуют особого контроля и защиты со стороны взрослых, немало внимания в воспитании детей уделяется созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения. Педагоги знакомят детей с правилами безопасного поведения на дороге, в общественных местах, в некоторых экстренных ситуациях. Для этого используется нетрадиционный дидактический и раздаточный материал, папки передвижки, создаются совместные творческие работы. Большой популярностью как у мальчиков так и у девочек пользуются объемные и плоскостные макеты и модели улиц и дорог города, созданные педагогами.

При построении РППС в группах для детей-инвалидов с нарушением интеллекта немаловажным является принцип здоровьесбережения. Прежде всего, это забота о душевном состоянии ребенка, его психическом и физическом благополучии. Опыт работы показывает, что настроение детей с умственной отсталостью крайне неустойчивое и зависит от различных нежелательных воздействий: изменения погодных условий, смены вида деятельности,  привлечения к образовательной деятельности и т.д. В этот момент важно понять и принять такое поведение. Педагогу нужно суметь быстро переключить внимание ребенка, используя различные пособия: «радужные» или «магические шары», «колючие ежики», «подушки-игрушки» содержащие звуковые элементы или другие методы, помогающие привести ребенка в эмоциональное состояние комфорта. В группе имеется уголок уединения. Это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть. Своевременное использование этих методов и приемов помогает перестроить образовательный процесс и вовлечь в него ребенка.

Предупреждению негативных реакций способствует организация целенаправленного поведения ребенка — четкий распорядок дня и формирование стереотипного поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях. Для этого во всех помещениях группы используются зрительные опорные сигналы, последовательные картинки, структурирующие деятельность ребенка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий. Эти наглядные ориентиры помогают детям сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность заданий и др.), усвоить и запомнить алгоритм действий. 

РППС группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. Поэтому в нашем детском саду создаются условия для комплексного достижения целевых ориентиров для детей с умственной отсталостью.

При малейших неприятностях и дискомфорте эмоциональное состояние воспитанников нарушается, они бурно  выражают свои чувства. Поэтому в дошкольном учреждении педагогом-психологом проводится работа в сенсорной комнате, направленная на развитие коммуникативных способностей детей, уверенности в себе с применением игротерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игр на релаксацию. Различные виды терапии рассматриваются как средство для раскрепощения патологических психических состояний ребенка. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, указанные технологии могут выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации.

В целом работа в сенсорной комнате способствует преодолению негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов, преодолению отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии, аутоагрессии).

Для соблюдения режима двигательной активности ребенка в течение дня, а также для чередования различных видов деятельности у педагогов пользуется популярностью специальный модульный комплекс. Он оснащен различными модулями, мягким крупногабаритным строительным материалом, интересными конструкциями.  Здесь педагоги могут организовать как совместную игровую ситуацию, так и создать условия для проявления и реализации инициативы  детей.

Важную роль в построении развивающей предметно-пространственной среды играет семья воспитанника. Именно в семье ребенок усваивает те ценности, которые являются основой формирования его индивидуальной системы ценностных ориентаций. Каждой семье требуется систематическая квалифицированная  помощь со стороны специалистов. Позитивное решение проблем, отвечающих интересам детей, их личностному развитию, возможно лишь там, где объединяются профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, осуществляется помощь в их культурном и духовном развитии, содействие укреплению взаимопонимания родителей и детей. Мы также стараемся привлечь семьи воспитанников к созданию РППС в группе.  Родителям было предложено составить альбом «Мир моих увлечений». Каждая семья изготовила коллаж про своего ребенка, в котором рассказывалось, чем ребенок любит заниматься дома. Какая деятельность и предметная среда привлекает наибольшее внимание. Это помогло нам более детально изучить увлеченность каждого ребенка, и уже с учетом этой заинтересованности подбирать игры и задания в секторах. С большой творческой инициативой родители изготавливают различные пособия: сенсорные коврики, мобильные ширмы, материалы для развития двигательной активности.

Таким образом, всесторонний подход к  созданию развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и степень выраженности интеллектуальных нарушений детей, будет способствовать реализации коррекционно-развивающих задач Основной образовательной программы ДОУ в наибольшем объеме. А также сыграет ведущую роль в  включении дошкольников в социальную жизнь, позволит воспитанникам быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У детей появится возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом.

Список литературы:

  1. Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, Н. Д. Соколова  "Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью", 2012 г.

  1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектульном развитии: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. СПб: ЛОИУУ, 1996.

  1. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012

  1. Создание специальных условий в образовательном учреждении для детей с расстройствами аутистического спектра. Методический сборник / Под. ред. Самсоновой Е.В. —М.: МГППУ, 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/11/05/sozdanie-razvivayushchey-predmetno-prostranstvennaya
  2. http://www.glazkisad1125.ru/art/44
  3. https://nsportal.ru/zakon-ob-obrazovanii-fgos-doshkolnogo-vospitaniya-sanpin 
  4. http://ds214.centerstart.ru/node/315


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эффективности реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ «Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи»

    В логопедической группе для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития дет...

Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта 4-7 лет

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с осуществлением коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей дошкольного возраста и направлена на форм...

Психолого-педагогическое сопровождение реализации Адаптированной Образовательной Программы для детей с нарушением речи в ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации Адаптированной Образовательной Программы для детей нарушением речи в ДОУ....

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения.

На современном этапе развития образования в соответствии  с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями физического и психического  з...

Разработка Примерной основной образовательной (адаптированной) программы дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС ДО

В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в развитии и совершенствование содержание этого об...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья .

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...