АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ .
статья по коррекционной педагогике

Щепоткина Ольга Степановна

Оказание помощи людям с РАС предполагает использование различных методов терапии, которые сочетают в себе элементы творчества, искусства и психотерапии. Несомненно, одной из наиболее актуальных инновационных форм практической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является арт-терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_art-terapii.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ .

Расстройства аутистического спектра в современном мире все чаще рассматриваются как психолого-педагогическая проблема. Научные исследования отечественных ученых В.М. Башиной, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг и др. относят аутизм к нарушениям психического развития, которое возникает вследствие биологической недостаточности нервной системы. Международная классификация определяет аутизм как общие нарушения, затрагивающие все стороны психического развития человека.

Цель оказания целостной медико-психолого-педагогической помощи детям с РАС — содействие более полной социализации ребенка. При использовании терапевтических методов в работе с детьми с РАС основной задачей специалиста является формирование определенных средств коммуникации, социальной адаптации и навыков, которые помогут ребенку в повседневной жизни и позволят ему вписаться в социум.

Оказание помощи людям с РАС предполагает использование различных методов терапии, которые сочетают в себе элементы творчества, искусства и психотерапии. Несомненно, одной из наиболее актуальных инновационных форм практической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является арт-терапия.

Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл  З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству.

Лечебный и коррекционный эффект использования средств арт-терапии подтверждается многими учёными, например польза изотерапии была подтверждена Захаровым А.И. и Бурно М.Е.. А Лебедева Л.Д. не раз указывала на то, что любой человек может быть участником данного процесса, что никто не имеет противопоказаний.

Арт-терапия отмечается как один из наиболее результативных методов помощи аутичным детям. Она способствует развитию коммуникативных навыков и формирует особое пространство, в котором ребенок с РАС может воспроизвести предшествующий опыт построения контакта с окружающей средой. Использование методов арт-терапии в психологической помощи при аутизме позволяет раскрыть внутренний мир такого «особенного» ребенка, помогает понять, о чем он думает.

Арт-терапия – метод психотерапии, использующий творческую активность человека для решения его психологических проблем. В арт-терапии широко применяется изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, двигательная терапия.

Особенностью творческого процесса является возможность повернуть проблемную и травмирующую ситуацию в новое русло, найти новые пути ее разрешения. Творчество как основной механизм арт-терапии помогает понять собственные чувства, дает выход внутренним конфликтам и переживаниям, повышает самооценку и оказывает релаксирующее воздействие. Кроме того, арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию.

Неотъемлемым компонентом становления самосознания и самопонимания ребенка является его творчество. Творчество позволяет ребенку сделать этот мир комфортным для себя и помогает лучше понять его. Ребенок учится видеть красоту этого мира и находить то неисследованное, незнакомое, которое необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал лучше и красивее.

Существуют и определенные педагогические условия, при которых арт-терапия будет наиболее эффективной. Именно про них говорит в своей статье Т.Ю.Киселёва. К ним относятся:

1.Разработка и реализация программы педагогической арт-терапии должна быть основана на комплексном воздействии различных видов искусства на личность ребенка. Т.е. все разделы художественного воспитания должны быть направлены на решение одних и тех же задач своими специфическими средствами и методами.

2.Занятия по арт-терапии должны быть разнообразными, интересными и насыщенными, а также эмоционально значимыми для ребенка, в которых он имеет возможность реализовать свои творческие возможности.

3.Использование методов, стимулирующих активную деятельность в различных видах арт-деятельности, строится на основе понимания и диалога.

Арт-терапия, как один из методов психологической коррекции, включает в себя основные принципы:

- отсутствие оценочности (арт-терапия не нацелена на получение результатов, поэтому такие понятия как «хорошо» или «плохо» данная методика исключает);

- взаимодействие ребенка с РАС с окружающим миром и новыми предметами (которые не являются частью мира аутиста) в наиболее благоприятной для него атмосфере;

- устранение барьерных установок, страхов.

Основной формой, используемой в организации и проведении арт-терапевтических занятий при аутизме, являются индивидуальные занятия. В том случае, если степень расстройств ребенка позволяет вовлечь его в творческую деятельность, тогда используется групповая форма занятий.

Создаваемая непринужденная атмосфера художественного самовыражения направлена на активизацию мелкой моторики и социальных навыков, а также на развитие внимания и языковых навыков. Кроме того, групповые занятия способствуют развитию уверенности в себе, повышению сплоченности детского коллектива, снятию напряжения, улучшению коммуникативных навыков и произвольного поведения, научению способам адекватного проявления различных эмоциональных состояний.

Арт-терапия признана сегодня одним из наиболее эффективных методов помощи детям с РАС. Изобразительные средства являются инструментом, которые позволяют детям найти социально приемлемый выход для агрессии и других негативных чувств.

Арт-терапия – это естественное и оптимально условие для формирования здоровых потребностей личности, развития мотивационной сферы, мотивов и интересов деятельности, активной социальной позиции.
Изотерапия - это воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством. Это выражение мыслей и чувств, способствующее прояснению и осознанию пациентами системы своих отношений, в том числе и к самим себе. Занятия по данной технике – эксперимент с ощущениями ребенка зрительными и тактильными, который активизирует воображение и насыщает его различными образами. Дети с расстройством аутистического спектра могут выразить свои эмоции и чувства с помощью данной терапии, а также сделать этот мир комфортным для себя. Для специалистов, работающих с людьми с аутизмом, использование этих средств поможет «войти в их мир» и правильно построить свою коррекционную работу.

Детям с расстройствами аутистического спектра сложно вербально выражать свои сильные переживания и убеждения. В данном случае арт-терапия является одним из наиболее результативных способов работы со страхами, так как данная методика обладает возможностями невербальной помощи и является средством доступного самовыражения для ребенка с РАС.

Особенностью творческого процесса является возможность повернуть проблемную и травмирующую ситуацию в новое русло, найти новые пути ее разрешения. Творчество как основной механизм арт-терапии помогает понять собственные чувства, дает выход внутренним конфликтам и переживаниям, повышает самооценку и оказывает релаксирующее воздействие. Кроме того, арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию.

Неотъемлемым компонентом становления самосознания и самопонимания ребенка является его творчество. Творчество позволяет ребенку сделать этот мир комфортным для себя и помогает лучше понять его. Ребенок учится видеть красоту этого мира и находить то неисследованное, незнакомое, которое необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал лучше и красивее.

Также стоит отметить, что арт-терапевтические занятия снижают эмоциональное напряжение и создают у ребенка с РАС ощущение комфорта, что способствует повышению толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям и снижению его тревожности. Ребенок становится более открытым, более раскрепощенным для контакта со специалистом. Творческая деятельность «особенного» ребенка способна рассказать нам о его внутреннем мире, страхах и переживаниях гораздо больше, чем привычный язык словесного общения.

В своей статье «Применение арт-терапевтических технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра во внешкольной деятельности» Селиванова Ю.В. и Лифанова Н.М. рассказывают о применении данного метода . Они отмечают, что наиболее подходящим для опилковой живописи являются дети младшего школьного возраста.

Пластилинография – это техника, основанная на принципе, с помощью которого на бумаге, картоне или иной поверхности создаётся лепная картина пластилином. Магомедова М.К. рассказывает о применении данного средства арт-терапии с детьми с РАС.  Созданное изображение обычно получается выпуклым. Во время рисования пластилином формируется чувство координации и происходит осознание своих возможностей. Нет конкретной схемы ведения пластилинографии для детей с аутизмом. Все технологи и методики подбираются индивидуально и обычно представляют собой комплекс.

Еще одним интересным средством арт-терапии является опилковая живопись. Она представляет собой создание произведения с помощью заранее подготовленной опилковой крошки. Созданные с помощью древесной стружки картины имеют объем, рельеф и особую бархатистость. Размер картины может быть любой. Сюжеты картин могут быть любыми.

Создание таких картин - очень кропотливая работа. В первую очередь необходимо создать палитру, которой является опилковая крошка самых разнообразных цветов и оттенков. Для создания фона картины используется мелкая опилковая крошка, для некоторых деталей используется опилки самых крупных размеров. Такая живопись предлагает ребёнку познакомиться с природным материалом (дерево) и научиться с помощью него изображать и познавать окружающий мир.

Наблюдения, описанные Селивановой Ю.В. и Лифановой Н.М.,показали, что с использованием средств арт-терапии в образовательном процессе, а именно опилковой живописи, у некоторых детей уменьшились проявления агрессии к окружающим, у других - исчезли многие беспорядочные стереотипии, так как они были вытеснены видами деятельности, сопровождающимися повторяющимися движениями.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. арт-терапия является одним из наиболее эффективных и оптимальных методов психологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра;

2. принципы арт-терапии позволяют создать свободную и непринужденную обстановку на психокоррекционных занятиях, которая способствует полной эмоциональной свободе ребенка с РАС;

3. методы, используемые в арт-терапии, являются наиболее эффективными средствами социальной адаптации ребенка с РАС, формирования у него коммуникативных способностей и языковых навыков.

Список литературы:

1. Алленова, О.В. Аутизм — это социальная катастрофа [Электронный ресурс] / О.В. Алленова // Коммерсантъ-Власть. - 1992. - №25.

2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Сост. Е.А. Медведева и др. - М.: Академия, 2001.

3. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие / А.И. Копытин. - Москва: Когито-центр, 2015.

4.Забара Людмила Ивановна, Якина Лилия Николаевна Арт-терапия как инновационная технология социально-педагогической деятельности с детьми: к проблеме теории и методологии // Педагогическое образование в России. 2017. №3.

5.Киселева Татьяна Юрьевна, Беловолова Светлана Павловна Арт-терапия как психолого- педагогическая технология // Сибирский педагогический журнал. 2010. №11.

6.Магомедова Марьям Курбановна Использование арт-терапии (пластилинографии) как формы работы с детьми, страдающими аутизмом // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2018. №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с аутизмом.

Что такое аутизм? От чего он бывает? Что просходит? Проблемы семьи. Диагноз. Лечение. Психологическая поддержка....

Презентация. "Включение детей с аутизмом в общеобразовательную среду".

Инклюзия  - это включение детей с особенностями развития в системуобщего образования. В данной презентации описаны: подготовка к инклюции, основные цели, виды, а так же стратегии и методы ин...

Изобразительная деятельность как средство самовыражения детей с аутизмом.

Дети с аутизмом испытывают  трудности в общении. Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а так ...

2018_Julietta Alvin "Музыкальная терапия для детей с аутизмом"

В своей работе я не встречала ни одного ребёнка с аутизмом, который НЕ реагировал бы на музыкальные звуки. Эта позитивная реакция явилась причиной распространённого заблуждения, что дети с аутизмом на...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

Категория детей с аутизмом. Предрасположенность их заболевания и развитие таких детей с рождения до 6 лет

Презентация по теме Категория детей с аутизмом. Предрасположенность их  заболевания и развитие таких детей с рождения"...

Детский аутизм- как организовать занятия для детей с аутизмом

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка...