Использование развивающих игр Воскобовича для обучения детей с РАС
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Челнокова Дарья Викторовна

Развивающие игры Воскобовича вызывают интерес у всех детей, в том числе и у детей с РАС. Поэтому в данной публикации рассказваю, как мы пользуемся в своей работе этими играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

В нашем дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности воспитываются дети, имеющие сложное нарушение -  задержку темпа развития и нарушение эмоционально-аффективной сферы. Такие дети имеют ряд особенностей в развитии и обучении и требуют особой организации условий обучения и развития.

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются педагоги в работе с детьми с РАС - это недостаток способности и интереса у детей для вовлечения в какую-либо деятельность. Возможности ребенка с РАС ограничены, он легко истощается и попадает в зону патологического стресса. Тогда наблюдаются негативные поведенческие проявления – крик, истерики и др. Роль взрослого – аккуратно поддерживать ребенка в зоне развития, расширяя и развивая его игру, ведь такие дети имеют ряд особенностей игровой деятельности:

  • Их игра с игрушками и другими объектами нецеленаправленна и часто необычна.
  • демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии в игре с другими детьми и взрослыми
  • Часто играют в игры, характерные для детей более младшего возраста.
  • «Застревают» на определенных играх.
  • Игровое взаимодействие затруднено. Часто не «впускают» взрослого в свою игру и не принимают игру, предлагаемую взрослыми.
  • Не могут полноценно играть со сверстниками
  • Некоторые дети с аутизмом могут проводить час за часом, выполняя монотонные и повторяющиеся действия.

Все это создает большие трудности в том случае, когда другие пытаются вовлечь их в осмысленную игровую деятельность. А как известно, игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Сущность игры многозначна; она способствует общему развитию личности в различных аспектах.

Перечисленные особенности обучения и игровой деятельности детей с РАС подтолкнуло нас на поиск именно тех игровых технологий, к которым они испытывают интерес и находятся в зоне своего комфорта и в то же время получают знания и усваивают учебный материал в непринужденной обстановке.

В нашем ДУ есть набор развивающих игр В.В.Воскобовича, а также методическое пособие «Технология организации сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС ДО (на примере развивающих игр В.В.Воскобовича), разработанное педагогами из Омска Медовой Н.Н., Сергеевой А.И., Волоткович И.А. В нашей работе мы пользуемся этим пособеим, так как в нем  разработаны игры для детей с ОВЗ на основе игр Воскобовича,  а также на каждую игру составлена техническая карта применения дидактической игры с учетом нарушенных способностей детей с ОВЗ.

Мы решили попробовать предложить ребятам развивающие игры В.В.Воскобовича. В процессе наблюдения за действиями детей с этими играми мы увидели их заинтересованность и желание манипулировать с ними, а в дальнейшем и выполнять задания по инструкции педагога. Наблюдая за детьми во время игр, я отметила, что у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением материала, дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Большой плюс игр Воскобовича заключается в возможности реализации основного принципа обучения и развития «от простого к сложному».

Тогда мы решили включить развивающие игры Воскобовича в коррекционно-развивающий процесс.

Игры В.В.Воскобовича также привлекли наше внимание и тем, что они  способствуют развитию у детей правильного восприятия пространства; целостного восприятия предмета; усвоению сенсорных эталонов; развитию мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации; развитию всех психических процессов; развивается любознательность.

 В своей работе я использую следующие развивающие игры В.В.Воскобовича:

  • для ознакомлениями с эталонами цвета: «Фонарики», «Волшебная 8», «Геоконт»,  «Кораблик Брызг – Брызг», «Кораблик Плюх - Плюх», «Лепестки» и т.д.
  • Для ознакомлении детей с геометрическими фигурами: «Фонарики», «Логоформочки», «Прозрачный квадрат», «Геоконт» и т.д.
  • направленные на ознакомление детей с пространственным расположением фигур, ориентировки на плоскости: «Мини-коврографы», «Игровизор», «Волшебная 8» и т.д.
  •  Для развития конструктивных возможностей: «Прозрачный квадрат», «Чудо-соты»  и т.д.
  •  Формирующие представления о величине: «Фонарики», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д. и

Все игры Воскобовича проводятся в два этапа: подготовительный и основной, т.к.  ребенку с ОВЗ вне зависимости от варианта нарушений будет легче осваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами. Начиная обучение новому навыку, вначале мы даем возможность ребенку самостоятельно в свободной форме манипулировать с игрой , используем простые и легкие задания , а затем постепенно повышаем уровень их сложности, даем инструкции

Итак, остановимся подробнее на некоторых развивающих играх Воскобовича, которые мы используем в работе с детьми с задержкой темпа развития и нарушением эмоционально-аффективной сферы.

Игра-конструктор «Геоконт»

На подготовительном этапе ребенку с РАС необходимо разрешить поиграть с пособием.  Это могут быть различные манипуляции доступные ребёнку: растягивание резинок, обследование гвоздиков (хаотично), можно направлять обследование в соответствии с цветом, растягивание без задания резинок  на гвоздики. Всё это нужно для того, чтобы дети как можно больше рассматривали и трогали руками детали «Геоконт» и, таким образом, запоминали детали зрительно и осязательно - эти действия способствуют формированию тактильной чувствительности. Когда дети двигают, соединяют элементы пособия, они познают важные принципы пространства, которые являются основой изучаемых далее компонентов. Дети также обращают внимание на размер охвата резинки. Все это закладывает основу для понимания чисел и геометрических фигур.

Затем вводится инструкция, по которой ребенок действует с пособием.

На основном этапе мы ведем работу по построению геометрических фигур из резинок Геоконта:

  • базовые (квадрат, круг треугольник)
  • основные (прямоугольник, ромб)
  • сложные ( пятиугольник, шестиугольник )

На посторенние каждой фигуры вырабатывается алгоритм действий, который из занятия в занятие повторяется и закрепляется навык самостоятельного построения.

Предлагаем вашему вниманию видео, на котором мы увидим как занимается с игрой Геоконт мальчик на начальных этапах обучения и второй мальчик, освоивший начальный этап и выполняющий более сложные задания.

Кораблик «Плюх-плюх»

Кораблик вводят в развивающую среду как игрушку. Ребёнок должен проявить интерес к ней и потянуться. Педагог предлагает ребёнку поиграть с ним. Ребёнок может «поплавать» на нем по кабинету, передвигать по полу, по столу. Также ребенку предлагается снимать, надевать «плюхи» на мачты корабля, нанизывать их на шнурок, снимать, надевать на пальцы.

А на основном этапе в соответствии с возможностями ребёнка вводятся задания на формирование элементарных математических способностей.

На видео мы также увидим процесс игры с корабликом «Плюх-плюх» мальчика на начальном этапе обучения игре и мальчика, освоившего начальный этап и выполняющего более сложные задания.

Таким образом, мы ожидаем, что развивающие игры Воскобовича помогут детям со сложным дефектом замедленного темпа развития и нарушения эмоционально-аффективной сферы усваивать учебный материал и повысят мотивационный аспект деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих игр в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Методическое пособие по теме Использование развивающих игр в процессе обучения детей дошкольного возраста....

«Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В»

В нашем дощкольном учреждении создана развивающая среда "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича и широко используется в разных возрастных группах....

Консультация для родителей «Использование развивающих игр Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста»

Знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду....

Консультация для родителей «Использование развивающих игр Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду....

Консультация для родителей "Использование развивающих игр Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Использование развивающих игр Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Использование развивающих игр Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Использование развивающих игр Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста"...