Роль звукопроизношения в интеллектуальном развитии ребенка с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Сергеева Марина Борисовна

Роль звукоопроизношения в интеллектуальном развитии ребенка с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева

МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия

РОЛЬ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Влияние речи на развитие ребенка очень велико, а если речь ребенка имеет отклонения, то и сам ребенок будет испытывать трудности.

Педагоги не любят вызывать ребенка, страдающего недостатками произношения, для рассказывания и декламации перед всей группой. Товарищи нередко смеются над его неправильной речью. В таких случаях ребенок может постепенно обособиться от сверстников, что еще больше задерживает развитие его речи и отрицательно повлияет на характер: появится раздражительность, замкнутость, обидчивость. Некоторые дети становятся шалунами, выискивая, чем бы заняться, пока все остальные читают или рассказывают.

Порой дети с неправильным произношением многих звуков несколько отстают в умственном развитии, так как малопонятная речь мешает контактам ребенка с окружающим, формированию связной речи, а, следовательно, сказывается и на логическом мышлении.

Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.

В психическом развитии ребенка речь имеет огромное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют формированию познавательных процессов, влияют на волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом.

Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта.

Нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Одна из функций речи – служить средством общения между людьми. Речь так же является средством мышления - мышление осуществляется в речевой форме.

Неправильное или нарушенное развитие одной из сторон речи приводит к задержке и других, связанных с нею сторон (функций, компонентов) речи, а так же к задержке его умственного развития. Такая задержка является вторичной (функциональной) и при правильном педагогическом подходе сравнительно легко преодолевается, притом тем легче, чем раньше было оказано воздействие.

Вторичная задержка общего развития чаще всего присоединяется к нарушениям речи в неблагоприятных условиях воспитания и обучения.

Речевые нарушения могут быть обусловлены и отклонениями в строении артикуляционного аппарата, (например, при ринолалии), а также органической недостаточностью иннервации речевого аппарата (при дизартрии), чаще всего вследствие псевдобульбарного паралича. Ограничение подвижности органов речи /мягкого неба, языка/ затрудняет артикулирование звуков, нередко приводит к недостаточно точному их восприятию, к нарушениям письма и чтения и даже к общему недоразвитию речи.

Ничто так отрицательно не отражается на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка.

В речевой группе для детей с ФФН находятся дети с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвитии речи которых на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Для этих детей характерна незаконченность процесса формирования  фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и дифференциации звуков на слух. Несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность детей к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих сверстников. Нередко наблюдается некоторое отставание в лексико – грамматическом развитии.

Все вторичные отклонения в познавательном развитии ребенка можно предупредить ранним выявлением нарушения речи и ранним началом коррекционной логопедической работы, проводимой не только логопедом и педагогами, но и родителями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского сада в интеллектуальном развитии ребенка.

«Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого: он, как губка, быстро впитывает знания. Не надо бояться «перекормить» его: нас должно беспокоить не то, что мы д...

Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии ребенка младшего возраста

Статья о влиянии дидактической игрушки на развитие ребенка младшего возраста...

Программа Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка

Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка...

«Роль эмоций в интеллектуальном развитии ребенка»

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции....

Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в дневное время ему просто необходим. Но как помочь ребенку проснуться в хорошем н...

«Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка»

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в дневное время ему просто необходим. Но как помочь ребенку проснуться в хорошем настроении и активно продо...

Консультация для педагогов «Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии ребенка»

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...