Формирование духовно-нравственных представлений и экологического сознания у старших дошкольников
статья (старшая группа)

В современном мире проблема сохранения окружающей среды приобрела большое значение и поэтому задача экологического воспитания и образования  населения является актуальной. Особое внимание   нужно уделять экологическому образованию детей дошкольного возраста, т. к.  именно в этом возрасте дети проявляют интерес к природе и легко усваивают информацию. Одним из важных условий экологического образования в ДОУ является экологизация развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologizatsiya_razvivayushchey_sredy_dou_8.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Экологизация  развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (на примере старшей группы).

Демченко Наталья  Викторовна, старший  воспитатель ГБДОУ №29 Выборгского района Санкт-Петербурга

В современном мире проблема сохранения окружающей среды приобрела большое значение и поэтому задача экологического воспитания и образования  населения является актуальной. Особое внимание   нужно уделять экологическому образованию детей дошкольного возраста, т. к.  именно в этом возрасте дети проявляют интерес к природе и легко усваивают информацию. Одним из важных условий экологического образования в ДОУ является экологизация развивающей предметно-пространственной среды.

Эколого-развивающая среда – это, по определению С. Н. Николаевой, специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом  и которые можно использовать в экологическом воспитании детей.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств и чувств, формированию экологически грамотного поведения в природе, экологизации различных видов детской деятельности.

Дошкольные учреждения отличаются друг от друга по уровню экологизации развивающей предметной среды и мы хотим поделиться небольшим  опытом создания эколого-развивающей среды в нашем  детском саду в группах старшего возраста.   Наша развивающая среда состоит из разнообразных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию.

В каждой группе имеются экологические уголки, в которых воспитанники знакомятся с потребностями растений, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними. Особенности растений отражены на табличках: рисунок лейки, наполненный водой - влаголюбивое растение, почти пустая лейка - засухоустойчивое, незакрашенное солнце - светолюбивое, полностью закрашенное солнце – теневыносливое растение . Для детей  старших групп представлены следующие виды растений: алоэ, амариллис, бегония вечноцветущая, бегония Рекс, бегония крапчатая, кливия, хлорофитум. Кроме комнатных растений в экологических уголках представлены календари природы, макеты «скотный двор»,  «зоопарк» и др., поделки из природного материала, карты мира, звездного неба, города, района, глобус, природный материал, разнообразные коллекции ( животных, насекомых, морских и речных обитателей, семян, соцветий, песка, глины, почвы, ракушек, камней, открыток, календарей с природой). Коллекционный материал доступен  для детей и при сборе образцов  учитывались  следующие требования: разнообразие, краеведческий аспект (в основе-местный материал), страноведческий аспект (привезенные объекты  из других стран), природоохранный аспект, безопасность. Кроме коллекций в уголке природы  представлены выставки, например, разных художественных произведений, связанных с природой - гжельская посуда, жостовские подносы, полховские матрешки, хохлома или выставки репродукций пейзажной классики-И.И. Левитана, А. А. Пластова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина.

В уголке природы размещаются  фотографии, которые  рассказывают о природосозидательной деятельности детского сада: субботниках, прогулках в природу, праздниках, посвященных событиям в природе.

Кроме постоянных растений  в уголках природы в рамках проектной деятельности появляются временные объекты природы, например «мини-огород на подоконнике» - лук, чеснок, петрушка , а также культуры, которые можно вырастить в ящиках в холодное время года. В каждом уголке природы  есть места  для труда - фартуки, лейки и т.д.

Для развития у детей интереса к исследовательской деятельности  в группах созданы  мини-лаборатории, оснащенные микроскопом, лупой, весами, компасом, барометром, термометром, песочными часами, биноклем. Для экспериментирования подобран разнообразный материал: стаканчики, палочки, пробирки, магниты, комплекты для игр с водой, песком, пластмассовые ложки для сыпучих материалов,  трубочки для коктейля, воронки и бумага для фильтрования. В лаборатории хранится материал для проведения опытов: песок, глина, семена, камни. В аквариуме сооружен “Домик для дождевых червей”, через стеклянные стенки которого дети наблюдают за их передвижением, за тем, как они перерабатывают остатки растений. В лаборатории дети часто одевают белые халаты, прикрепляют  бейджики «исследователь» и  организуют  игры в «ученых». Дети- «ученые» что-то изобретают или составляют экологические карты, на которых отмечают, например, места, где произрастают дикорастущие или культурные растения,  загрязненные места отмечают на карте красным цветом. Таким образом, деятельность в лаборатории способствует  развитию у детей познавательного интереса и бережного  отношения  к природе.

Экологическая библиотечка (оформлен стеллаж в книжном уголке) представляет  собой  подборку различных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе. Так же в библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая библиотека воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к чтению.

В качестве действующего элемента предметной развивающей среды  создаются  экологические мини - музеи в рамках разнообразных проектов , например,  таких как: «Волшебница – Вода», «Животные наших лесов», «Деревья вокруг нас». В мини-музеях представлены коллекции, выставки, рисунки, поделки, книги, картины, макеты, игры, индивидуальные исследования и другой разнообразный материал  по определенной теме.

Для  формирования экологической культуры дошкольников в нашем детском саду активно  используется и театрализованная деятельность.  Через   постановку экологических спектаклей,  педагоги  говорят детям о бережном отношении к природе. Экологический театр включает в себя подборку пьес и сказок для театрализованных представлений, изготовление костюмов и атрибутов для театрализованных  игр и  инсценировок.

Экологическая тропа - это очень интересная и эффективная форма работы по экологическому воспитанию и представляет собой специально оборудованный маршрут на природе. Наш детский сад ежегодно выезжает на лето в поселок Вырица и поэтому есть возможность для  экологической тропы использовать природное  окружение. На экологической тропе дети знакомятся с названиями растений нашего региона, собирают различные  семена, приобщаются к труду на земле. Среди объектов тропы  мы видит и муравейник, и пень, заселенный различными насекомыми. Небольшая клумба, на которой посажены   растения,  «засыпающие » и « просыпающиеся» в строго определенное время суток (одуванчик, цикорий, мать-и-мачеха ) выполняет роль «живых часов».   А под  елью установлен  «лесной барометр», показывающий  влажность воздуха. На экологической тропе есть и площадка   для отдыха, где дети могут посидеть за столами, пообщаться, порисовать, изготовить поделки  из природного материала. Таким образом, экологическая тропа  выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции.

Большую помощь в экологизации  развивающей среды оказывают родители. С помощью родителей были приобретены произведения отечественных классиков: Л. Толстого, С. Аксакова, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, К. Паустовского, В. Чаплиной, Е. Чарушина, В.Бианки. Мини-музеи в группах  создаются  всегда при тесном взаимодействии детей, родителей и воспитателей. Особенно интересны семейные экспонаты и коллекции красивых камней, марок, открыток о природе. Участие родителей в пополнении  развивающей среды группы наиболее целенаправленно и естественно происходит в ходе проектной деятельности. Приведем некоторые примеры  из совместного с родителями опыта работы по проектам:

- после проекта «Добрые волшебники» в группе появилась «Поляна добрых дел» с цветами, которые дети  вместе с родителями вырезали и раскрасили, а на лепестках  воспитатель вместе с детьми записывала добрые дела ребенка;

-проект «Берегу здоровье» оставил фотовыставки, газеты о полезных продуктах, целебных растениях, коллаж о закаливании, грамоты  конкурсов, посвященных укреплению здоровья.

-игра с макетами «Мир динозавров», «Мой дом», «Лес» стала любимым занятием детей после оформления их вместе с родителями.

Кроме участия в пополнении развивающей среды  в рамках проектной деятельности, родители с большой любовью оформляют различные элементы, направленные на индивидуализацию среды, т. к. родители видят, что эти компоненты пространства группы способствуют повышению психологической комфортности детей.

 Родители  с удовольствием приняли участие в оформлении следующих уголков, элементов среды или рубрик:

-«Здравствуйте, я пришел!», «Звезда дня», «Моё настроение», «Уголок  именинника» - принесли оформленные красиво фотографии ребенка для того, чтобы он  размещал их на стенде.

- «Дерево желаний», «Я умею»,  «Я люблю», «Я научился!», «Я какой!» - родители побеседовали с ребенком о его желаниях, успешных делах, интересах, написали о них в данных рубриках со слов ребенка.

- Фотосалон «Семейный снимок», "Книга рекордов" "Островок сокровищ" (коллекционирование), "Ангелы сна", "Обереги", «Сундучок Почемучек» (детские вопросы).

Включение дошкольников вместе с родителями в общий процесс создания развивающей среды способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя достаточно  комфортно. Таким образом, создавая лаборатории, экологические уголки и другие  элементы развивающей среды экологической направленности необходимо помнить: развивает только та среда, в которой ребенок активно действует. Организуя деятельность в развивающей среде, необходимо поощрять инициативу детей.  Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.


Литература

  1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание - 1995 - № 4.
  2. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы. Азбука экологии». - СПб., 1996.
  3. Маневцева Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников - 2-е изд - СПб: Акцент, 1998 - 313 с.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002.
  5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед.уч.заведений: М.: Академия, 2002.
  6. Рыжова Н. Экологизация развивающей предметной среды. // Дошкольное воспитание. - 1999 - № 3
  7. Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево!» // Дошкольное воспитание. - 2002 - № 3
  8. Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками // Дошкольное воспитание - 1997 - № 5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории»...

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории...

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию старших дошкольников

Аннотация. В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе, характеризуются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их сензитивность к усвоению нравст...

Статья "Формирование предпосылок экологического сознания у старших дошкольников"

Данный материал раскрывает работу по проблемам экологического образования дошкольников....