Развитие речи и интеллекта ребенка через пальчиковую гимнастику
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шалиманова Светлана Алексеевна

Так всем известные, еще от наших родителей, игры «Сорока – ворона», «Ладушки-Ладушки», «Коза рогатая» носят не только развлекательный характер, но так же помогают гармонично развивать тело и разум ребенка.

В пальчиках имеется огромное число рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Благодаря ручным манипуляциям улучшается звукопроизношение, а так же развивается речь. Пальчики нужно начинать тренировать как можно раньше, с самого детства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchiki.docx75.7 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №2051»

Юридический адрес: 111674,  г. Москва,  проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

Развитие речи и интеллекта ребенка через пальчиковую гимнастику

Подготовила

учитель-логопед

Шалиманова С.А.

https://promany.ru/wp-content/uploads/2020/02/%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82-%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3.jpg

В настоящее время сложилась устойчивое направление раннего развития детей. Современные мамы уделяют этой тенденции повышенное внимание. Каждая мама желает, чтобы ее ребенок вырос умным, сообразительным, здоровым и благоразумным человеком.

И поэтому, маленькие детки, посещают бассейн, танцевальные студии и развивающие занятия.  Там они развивают мелкую и крупную моторику, ловкость, логику, координацию движений и т.п.

Помимо посещения кружков, есть еще отличный способ развивать своего ребенка.  Этот способ заслуживает внимания. Это пальчиковые игры.

ЕСТЬ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ РУКАМИ И МОЗГОМ ЧЕЛОВЕКА, ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНОК РАЗРАБАТЫВАЕТ ПАЛЬЧИКИ, ТЕМ СКОРЕЕ ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ ЕГО МОЗГА.

Обратите внимание, у новорожденного ребенка ручки всегда сжаты в кулачки. А когда ребенку вкладываешь в его ладошку свой палец, он обязательно схватит и сожмет его. Все эти действия у малыша получаются рефлекторно. Далее при формирования мозга, этот рефлекс превращается в способность держать и отпускать. Чем больше раз малыш делает хватательные жесты, тем он лучше умственно развивается. Все действия, которые ребенок совершает руками, оказывают положительное влияние на его ум.

Так всем известные, еще от наших родителей, игры «Сорока – ворона», «Ладушки-Ладушки», «Коза рогатая» носят не только развлекательный характер, но так же помогают гармонично развивать тело и разум ребенка.

В пальчиках имеется огромное число рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Благодаря ручным манипуляциям улучшается звукопроизношение, а так же развивается речь. Пальчики нужно начинать тренировать как можно раньше, с самого детства.

Обычно, начиная с первых дней рождения, малыша легонько массажируют, напевая в процессе занятия всевозможные песенки, осторожно раскрывают ладошку, и слегка поглаживают каждый пальчик, затем ручки, ножки, спину и живот. И уже к 4 месяцам, перед каждодневной процедурой, ребенок сам будет протягивать вам свои ладошки.

Массаж пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка. Стихи формирую чувство ритма.

Противопоказаний для пальчиковых игр не существует. Очень важно, чтобы малыш пробовал играть бусами, мешочками, наполненными крупой, коробочками с различными отверстиями, рвал бумагу и т.п. Надо сделать так, чтобы каждая очередная фантазия мамы стала для ребенка удовольствием.

Пальчиковые игры для детей.

МАССАЖ ИЛИ САМОМАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ В СТИХОТВОРНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ.

https://promany.ru/wp-content/uploads/2020/02/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B6.jpg

2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: 
(качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, 
(наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. 
(пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, 
(сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. 
(показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, 
(поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, 
(приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. 
(обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. 
(как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, 
(кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом 
(круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко 
(сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! 
(одна рука пожимает другую)

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. 
(пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. 
(изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. 
(пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. 
(пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, 
(пальцы растопыриваем)
А он один. 
(показываем только один палец)
Эта долька для ежа, 
(пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, 
(отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, 
(отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, 
(отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, 
(отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! 
(ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! 
(погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! 
(сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка.
 (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, 
(левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку 
(правая рука "проползает").

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. 
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, 
(печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, 
(правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, 
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. 
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. 
(машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. 
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. 
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... 
(выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". 
(хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, 
(имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, 
("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, 
(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. 
(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, 
(отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. 
(производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры.

В статье рассказывается о значении пальчиковых игр в речевом развитии детей. Данная статья будет интересной воспитателям, работающим в группах раннего возраста....

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры и упражнения.

Этот материал будет полезен воспитателям групп раннего возраста ....

Статья "Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры".

В статье рассказано, что такое пальчиковые игры и как они влияют на развитие детей....

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА.

Рекомендации для родителей и воспитателей для развития межполушарных связей. Подобраны игры и упражнения по годам обучения ребенка....

Консультация для родителей в виде презентации по теме: "Условия успешного развития речи и интеллекта ребенка"

Цель: С помощью речевых игр стимулировать познавательную и речевую активность детей....

"Шесть правил для успешного развития речи и интеллекта ребенка"

Общаясь сегодня с детьми старшего дошкольного возраста, мы замечаем, что многим из них сложно высказывать свое мнение, обосновывать свою точку зрения, рассуждать и убеждать, они не научены высказывать...