Конспект "Изо-терапия"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Софронова Юлия Евгеньевна

Конспект экзаменационной работы по результатам прохождения КПК при АППО СПБ по Арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-teraiya_referat.odt20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экзаменационной работы

по образовательной программе

«Основы арт-терапии»

 Диагностика , профилактика и коррекция пограничных расстройств

с применением арт-терапии

Тема:  ИЗОТЕРАПИЯ

                                           

                                                                                                           Выполнила :

                                                                                                           Софронова Юлия Евгеньевна

                                                                                                           Научный руководитель:

                                                                              Копытин А.И.

Санкт-Петербург

2015

Общие представления об изотерапии.

Изотерапия- терапия творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также- освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней.

Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Для изотерапии подходят все художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно,только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать набор художественных материалов.

Художественные материалы.

      Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента. Они побуждают его видеть и осязать .Они порождают эмоциональный подъём и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают клиента к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие. Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессию клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы.

      Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:

  1. краски, карандаши, восковые мелки,пастель;
  2. для создания коллажей или объёмных композиций используются журналы, газеты, обои,бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, плёнка, коробки от конфет, открытки, тесьма, верёвочки, текстиль;
  3. природные материалы-кора, листья, и семена растений, цветы, пёрышки, ветки, мох, камешки;
  4. для лепки- глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
  5. бумага для рисования разных форматов и оттенков,картон;
  6. кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы,нитки, разные типы клея, скотч.

         Качество материалов по возможности должно быть достаточно высоким, так как в противном случае может снизиться ценность самой работы и её результатов в глазах клиентов.

              Психологическое влияние художественных материалов.

       Помимо практических соображений существует ряд серьёзных моментов , касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий.

  1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы , такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль , в то время как другие — пастель,краска и глина способствуют более свободному выражению.
  2. Если клиент не уверен в себе или просто устал , он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать.
  3. При индивидуальной работе с детьми или группами , чьё поведение трудно контролировать,стоит начать с «контролируемых» материалов.
  4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журналов для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.
  5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении , такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств и реакций.
  6. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтичной для многих клиентов. Она не только помогает широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пастели или красок- с безоценочной реакцией на конечный продукт-могут стать целительными сами по себе.

      Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии.

         

             В  соответствии с концепцией К. Юнга область бессознательного , коллективного или индивидуального , может проявиться в искусстве через образы и символы. Содержание их берёт своё начало в бессознательном, являющимся источником творчества.

            Материал бессознательного, рождающийся в душе , в ней же и остаётся, обнаружив себя в виде проблем во внешнем мире. Эти проблемы и адаптация к ним символически выражаются в продуктах творчества, в частности, в изопродукции. Поэтому , ориентируясь по символу , можно найти путь к « психологически не переработанным» в полной мере в прошлом событиям.

            Психологу необходимо чутко реагировать на движение энергии из области бессознательного клиента. Рисунки, коллажи, скульптуры являются прямыми сообщениями бессознательного , которые не могут быть закамуфлированы с такой же лёгкостью, как средства вербальной коммуникации.

             При восприятии продуктов изобразительного творчества арт-терапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

       1)какое чувство передаёт рисунок,коллаж,скульптура;

         2)что выглядит странным;

         3)чего не хватает у данного объекта;

  1. что находится в центре .То , что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то,что для этого человека является главным;
  2. каковы размеры и пропорции изображённых объектов и людей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличено ; большие фигуры призваны усилить , а чрезмерно уменьшенные — принизить. Искажение формы , пропорции может символизировать проблемную область , большее внимание и более глубокое понимание, которые могут способствовать восстановлению нормального положения;
  3. есть ли повторяющиеся объекты. Число объектов во многих случаях играет для клиента большую роль, поскольку имеет отношение к единицам отсчёта времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем;
  4. в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может иметь отношение к наличию противоречий в жизни автора;
  5. есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы, что , возможно , отражает степень доверия к невербальному способу общения;
  6. постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора.

       Рассматривая изопрдукцию совместно с автором, можно акцентировать его внимание на вышеупомянутых деталях, пробуждая к движению сопряжённую с проблемой энергию, которая уже не может находиться в состоянии покоя на уровне бессознательного.

                                              Основные этапы изотерапии:

                     Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание.

                     Второй этап : процесс творческой работы- создание феномена , визуальное представление .

                      Третий этап ; дистанцирование,процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.

                      Четвёртый этап : вербализация чувств , мыслей,возникших в результате рассматривания творческой работы.

    Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом

      Для клиентов, ещё не знакомых с арт-терапией , это очень важный этап сенсорных. Эмоциональных и созидательных переживаний в свободном экспериментировании с  художественным материалом. Пробуя и смешивая в игровом стиле, клиент может прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.

       Непосредственные переживания пробуждают сенсорные ощущения от художественного материала, а также разнообразные эмоции и мысли. Для ознакомления клиентов с процессом самовыражения при помощи художественного материала полезно использовать название цветов, описание проб и осознание чувств, порождаемых этими пробами.

         Кроме того,существуют и иные достоинства игровой деятельности с художественным материалом: клиенты создают новое из отдельных частей собирают целое , посредством художественного материала начинают осознавать свои проблемы и добиваться их разрешения.

          Сам промежуток времени , посвящённый данной деятельности, зависит от клиента, его потребностей и проблем, его возраста. Один клиент может « проиграть» двадцать в течение первой сессии, а затем двинуться дальше ко второй части процесса .Другой клиент может растянуть игровые пробы на несколько сеансов. Есть и такие , кому надо «поиграть» в течение нескольких минут в начале каждого сеанса.

          Но в конечном счёте , все отказываются от игровых проб в пользу более серьёзной деятельности — выбора художественного материала для второго этапа творческого процесса.

        Второй  этап: процесс  творческой деятельности

        Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности , а иногда абсолютно сознательно и продуманно клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением , это происходит даже тогда , когда с ними рядом есть терапевт.

          Такая трансформация первого этапа прослеживается у клиентов всех возрастов, даже у маленьких детей. К тому же на этом этапе безотносительно возраста большинство клиентов демонстрируют поведение , характерное для художников в процессе работы: сосредоточение,целеустремлённость,вовлечённость, возбуждение,изобретательность, обнаружение проблем и иногда их решение.

       Третий этап: феноменологическое интуитивное познание

        Работа располагается в таком месте , где на неё было бы легко смотреть. Клиента побуждают принять активное участие в размещении художественной  работы. Символически клиент принимает ответственность за свои проблемы посредством принятия ответственности за размещение своей работы. То есть каждый этап, с самого начала терапии, обладает определённой психологической и терапевтической ценностью.

        Необходимо наличие достаточно большой комнаты , чтобы психолог и клиент могли выбрать себе место на удобном расстоянии от художественной работы. Сам акт дистанцирования помогает не только глазу видеть , но и создаёт необходимую отстранённость клиента от своего изделия, и это способствует некой объективной позиции наравне с осознанием права собственности на результат работы.

         Интуитивное познание как процесс интенционального взгляда на художественное самовыражение — видение всего, что только можно увидеть. Арт-терапевт может сказать клиенту: «Хорошенько посмотри на свою работу, сконцентрируйся на ней, молча пристально посмотри и найди то, чего ты не видел раньше». В этом безмолвном процессе интуиции некоторые детали , «невидимые» сразу , с первого взгляда , могут выступить вперёд , стать более важными, чем остальные детали зрительного поля. Вскоре детали приобретают  значение , и наблюдатель начинает устанавливать связи со смыслом.

          Теперь понимание клиента становится более глубоким и обогащается новыми наблюдениями , которые «дают звонок» его разуму. Клиенты могут заметить такие новые и важные детали , как соотношение компонентов в художественной работе, например, контрастное или гармоничное сочетание двух цветов, необычное расположение чего-либо или линию, выделяющуюся за счёт своей толщины, неровности,мягкости, и тому подобное.

       Четвёртый этап: процедура «Что ты видишь?»

Теперь, задавая вопрос « Что ты видишь?», арт-терапевт приглашает клиентов описать, что они увидели на картине. Внешне вопрос очень прост и наивен. Но, тем не менее, в нём заключены три фундаментальные  аспекта феноменологического подхода.

        Первое- важность индивидуального восприятия: что видишь ты, создатель.

Арт-терапевт может работать с этим материалом , потому что описание работы самим клиентом ведёт к его внутреннему миру.

         Второй аспект касается чувств клиента — то, что его слушают, означает начало доверия.

           И третье- что ты видишь?Всё, что видно клиенту в самом результате творческого самовыражения, а не предположения или домысливания  , исходя  из установок теории , когда доказательства затуманены.

            Когда требуется, арт-терапевт помогает клиенту увидеть те особенности художественной работы, которые раньше оставались незаметными глазу, клиент должен научиться их видеть. Таким образом, описание ведёт к динамическому изменению восприятия структуры картины и, следовательно к переструктурированию внутреннего опыта клиента. Клиенты  определяют экспрессивные характеристики картины и учатся идентифицировать их как свои чувства и установки.

            Описание — ответ на вопрос « Что ты видишь?»- распространяется в том числе на сознательную попытку соотнести художественную работу и внутренний опыт, который является перводвигателем творческого процесса , порождающим самовыражение в изобразительном искусстве. И вот круг замыкается — всё это говорит об интегративном смысле четвёртого этапа. Фактически возникновение любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является актом интеграции. Нахождение личностных смыслов — это самопознание.

     Не всякая художественная работа , возникшая в процессе арт-терапии , ведёт к самопознанию или хотя бы слабому прикосновению к «я». По мере того, как глаз наблюдающего научается видеть и замечать  все видимое в рисунке , значительно повышается возможность прикоснуться к личности клиента. Катализатором являются вопросы терапевта: « а что насчёт ...»или « что ты видишь?» и « что ещё ты видишь?»

Слова клиента обнажают личные дилеммы с той же простотой, с которой они обнаруживают такое в художественной работе.

    Ниже прилагаю фотографии своих рисунков на самостоятельных занятиях по изотерапии, а именно цветотерапии — рисовании определённым цветом для оказания  определённого эффекта при различных состояниях : усталости, упадке сил, раздражении, грусти.

    Зелёный цвет-обновляющий, гармонизирующий.

    Фиолетовый — глубоко духовный, божественный.

    Оранжевый — энергичный, радостный,  жизнедеятельный.

    Жёлтый — освежающий, окрыляющий.

    Лит-ра: Киселёва М.В. « Арт-терапия в работе с детьми», « Речь», 2005 год,

М. Шевченко « Я рисую и исцеляю себя», « У-Фактория», 2010 год.