Тревожные дети!
консультация по коррекционной педагогике
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «Индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 26.06 КБ |
dokument_microsoft_word.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тревожные дети Конференция: Коррекционная работа в ДОУ Что такое тревожность? Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «Индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают». Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога—это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это —проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, замкнутого пространства и т.п. Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от года до трех лет нередки ночные страхи, на 2м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх мед. Работников). В 3—5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5—7 лет ведущим становится страх смерти. От 8 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». (А.И. Захаров, 1995). Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. В настоящее время не выработано единой точки зрения на происхождение тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
Тревожность ребенка зависит во многом от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Резко возрастает тревожность у ребенка после развода родителей. Выявлена такая закономерность, что тревожность детей возрастает, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Нарушает внутреннее спокойствие ребенка и авторитарный стиль родительского воспитания. Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку. Постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях ведутся постоянные разговоры о выборе школы, учителей и т.п., озабоченность родителей передается детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ними задания. Неокрепший мозг и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность стремительно возрастает. Опытный воспитатель, или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако, прежде чем делать выводы. Необходимо понаблюдать за ребенком, в деятельности, в общении, на улице и т.д. Прояснят ситуацию взрослые-- родители и другие педагоги. А наблюдения за ребенком помогут определить уровень тревожности вашего воспитанника. Характерные признаки поведения тревожного ребенка:
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из перечисленных критериев постоянно проявляется в его поведении. Помощь тревожному ребенку. Работа с тревожным ребенком трудна и занимает много времени. Рекомендуется вести работу в трех направлениях:
Повышение самооценки: Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно, необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для похвалы ребенку.
Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопомощи между ними. Умение управлять своим поведением:
В детском саду можно поговорить с детьми о волнующих их проблемах, волнующих ситуациях, сидя в кругу. Желательно. Чтобы каждый ребенок вслух сказал о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, потом в кругу, показать рисунок и рассказать о нем. Подобные беседы помогут осознать тревожным детям, что у сверстников тоже есть аналогичные проблемы. Все знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Но когда речь идет о тревожных детях—это категорически недопустимо. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые заставляют сравнивать достижения детей. Иногда травмирующим фактором может стать самая простейшая эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его старыми достижениями, показав при улучшении результатов. Даже если ребенок совсем не выполнил задание, нельзя категорично сообщать об этом родителям. Если у ребенка проявляется тревога при выполнении заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей нужно опрашивать в середине занятия. Нельзя подгонять и торопить их. Научит выражать свою тревогу и страх словами совместное сочинение детьми и взрослыми сказок. И даже если он приписывает страх вымышленному герою, это поможет снять внутреннее эмоциональное напряжение и в какой-то мере успокоит ребенка. Обучать ребенка вести себя адекватно в конкретных ситуациях можно с помощью психогимнастики, сказкотерапии Герои сказок обязательно добиваются успеха!), рисование своего страха и эмоций, в повседневной работе с ним. Использовать прием отработки конкретного навыка. Например, дети играют в школу, отрабатываю тем самым навыки поведения в школе в конкретных ситуациях. Очень полезно применять ролевые игры. Разыграть можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь воспитателя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру воспитателя и т. п.). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка—роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции. Снятие мышечного напряжения: При работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубоко дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Очень эффектны маскарады. Различные импровизации с переодеванием, что позволяет ребенку расслабиться. Работа с родителями тревожного ребенка: Конечно, не один родитель не стремиться сделать своего ребенка тревожным. Однако, порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Не понимая, чем угодить родителям, он безуспешно пытается добиться их расположения. Неудачи приводят к тому, что у ребенка формируется комплекс неполноценности. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых, ребенок начинает физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова уходит в плечи, появляется привычка незаметно ускальзывать из комнаты. Все это не способствует развитию ребенка. Самое главное в такой--ситуации показать ребенку, что родители любят его, независимо от его успехов. Прежде всего родители должны отмечать ежедневные успехи ребенка, сообщая о них в присутствии всех членов семьи. Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если родители очень раздосадованы. Не надо требовать извинений за проступок, лучше пусть объяснит, зачем он это сделал. Полезно снизить количество замечаний. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, учить выражать свои мысли и чувства словами. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру. Родители тревожных детей и сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, не каждому родителю можно порекомендовать обратить прежде всего внимание на себя... Подобные занятия следует рекомендовать и педагогам.
Как играть с тревожными детьми.
Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений. Необходимо помнить, что состояние тревоги сопровождается сильным зажимом различных групп мышц, поэтому эти упражнения нужны обязательно. В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. Игры на повышение самооценки можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся регулярно и многократно.
Литература:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тревожные дети. Игры с тревожными детьми.
В дошкольном возрасте дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее в...
Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)
Как помочь ребенку преодолеть тревожность(рекомендации для родителей тревожных детей)...
«Родителям на заметку о тревожности детей Что такое тревожность?»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Консультация для воспитателей «Тревожные дети. Методы борьбы с детской тревожностью».
Тревожность – состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это эпизодические ...