ИОМ воспитанника.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Наталья Витальевна Иванова

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИОМ.37.49 КБ
Microsoft Office document icon ИОМ.120 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

2020 / 2021  уч. год

Фамилия, имя ребенка:     Богданов Глеб                                     _

Возраст:          6 лет                                                                                _

Особенности развития: испытывает трудности в речевом развитии (составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, рассказа-описания; не всегда правильно образовывает прилагательные от существительных; в экспрессивной речи допускает ошибки в притяжательных местоимений (мой, твой, наш, его, ее), указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными).

Планируемый результат: - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Ответственный: 

воспитатели: Иванова Н. В., Валуйская И.В

учитель – логопед: Данилова М.Н.

Сроки реализации маршрута (месяц)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Непрерывная образовательная деятельность

Организация среды для образовательной деятельности

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Развитие предметного словаря

1 неделя

Прогулка

Игра с мячом «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Дидактическая игра «Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Игра с мячом Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость.

Консультация для родителей:

 « Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»

2 неделя

Вечер: «Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Дидактическая игра «Что бывает круглым?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.

Дидактическая игра «Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Предложить поиграть с ребенком в словесные игры дома:

Что в мешочке? Что из чего сделано? Кто как работает? Скажи наоборот

3 неделя

Утро «Что делают животные?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных.

Дидактическая игра «Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 

Дидактическая игра «Какие действия совершают животные?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных.

Предложить поиграть в дидактические  игры «Ассоциации» , «Волшебный мешочек»

4 неделя

Вечер: игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Дидактическая игра

«Игра в неделю»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Дидактическая игра «Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость.

Родители могут играть с ребёнком в такие игры, как:

 «Скажи наоборот» (подбор антонимов к заданному слову);

 «Скажи по – другому» (с подбором синонимов)

Октябрь

Составление описательных рассказов

1 неделя

Вечер: упражнение «Составь рассказ об осени по схеме»

Цель: развитие речи, обогащение к активизации словаря

«Осень, осень в гости просим»

Цель: Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу; узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении; понимать и использовать слова в переносном значении.

Сочинение сказки на предложенный сюжет.

Цель: Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет.

Консультации для родителей

«Что способствует развитию речи»

2 неделя

Утро. Рассказывание по теме «Осень наступила» Формировать навыки рассматривания картины И.Левитана «Золотая осень» Учить составлять описательный рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы.

Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Цель: Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность.

Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.

Цель: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки

Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.

3 неделя

Прогулка словесное упражнение «Полслова за вами»

Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» Цель: Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения.

Рассматривание мягких игрушек и придумывание сказочных историй. Цель: развивать умение составлять краткий последовательный рассказ.

Рекомендации для родителей: Не забывайте каждый день читать ребенку.

4 неделя

Утро: упражнение «Составь рассказ о грибах и ягодах по схеме»

Цель: развитие речи, обогащение к активизации

словаря

Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Цель:  Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Ежонок попал в беду». Цель: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность.

Рекомендации для родителей:

Каждый день делитесь своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе, обо всем, что волнует вас.

5 неделя

Вечер: игра «Кто узнает?»

Цель. Учить детей сравнивать и описывать предметы.

Составление рассказа «Садовник»

Цель. Закреплять у детей навык составления описательного рассказа.

Скажи что-нибудь о картинке

Цель. Учить детей составлению небольшого описательного рассказа.

Предложить родителям дома поиграть в игру «Опиши предмет»

Ноябрь

Развитие связной речи

1 неделя

. Игра «Распространи предложение»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Словесная игра: «Объясни, что такое»

Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.

Дидактическая игра

 «Чего на свете не бывает»

Цель: Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Консультация для родителей

«Развитие связной речи дошкольников»

2 неделя

Прогулка: беседа «Потому что…»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление

Словесная игра: «Верно ли это?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.  

Дидактическая игра

 «Отгадай-ка»

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Чтение рассказов или сказок. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей .

3 неделя

Вечер: игра «Что изменилось?»

Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Дидактическая игра

 «Опиши игрушку»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Дидактическая игра

 «Продавец и покупатель»

Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

4 неделя

Вечер:

Беседа: «Почемучкины вопросы»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.

Словесная игра: «Опиши-угадай»

Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Словесная игра: «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Беседа (диалог).

Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам.

Декабрь

Расширение экспрессивной речи

1 неделя

Утро:

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Дидактическая игра

Игра «Прятки»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Дидактическая игра «Похожие слова»

Цель: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

По дороге из детского сада (в детский сад).

Поиграть в словесные игры «Я заметил», «Волшебные очки», «Давай искать на кухне слова» и т.д.

2 неделя

Вечер:

Игра «Правильно или нет?»

Цель: учить находить грамматические ошибки.

Дидактическая игра

 «Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Дидактическая игра

Игра «Один и много»

Цель: учить изменять слова по числам.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя»

3 неделя

Утро:

Игра «Добавь слова»

Цель: научить составлять распространенные предложения.

Игра с мячом «Одна семейка»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Игра с мячом  «Скажи наоборот» Цель:  обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Памятка для родителей

«Роль семьи в воспитании речи детей.

4 неделя

Прогулка:

Игра с мячом  «Приготовим сок для мамы»

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Дидактическая игра

 «Придумай необычное существо»

Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.

Дидактическая игра

 «Поиграем в Репку»

Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий.

Консультация для родителей

«Для чего надо красиво и правильно говорить»

Январь

формирование грамматического строя речи

3 неделя

Обед

«Куда положим»

Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

Упражнение:

«Скажи ласково»

Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции.

Дидактическая игра

«Чьё, чьё? – Моё»

Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.

Предложить дома поиграть с ребенком в игру «Есть – нет»

4 неделя

Вечер:

«Угадай, кому нужны эти вещи»

Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных.

Словесная игра: «Скажи ласково»

Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции.

Дидактическая игра

 «Назови профессии»

Цель: Развивать анализ и синтез.

Беседа: подбери прилагательные к существительному

5 неделя

Прогулка:

«Веселый счет»

Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Словесная игра: «Где мы были, что мы видели?»

Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа.

Дидактическая игра

 «Животные и их детеныши»

Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память.

Консультация: Развитие навыков словообразования и словоизменения

Февраль

согласование имен существительных к именам прилагательных и игры на согласование имен прилагательных к именам существительных

1 неделя

Вечер: Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.

Дидактическая игра  Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.

Дидактическая игра  Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Предложить родителям поиграть дома в настольно-печатные игры.

2 неделя

Прогулка: «Лови да бросай - цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Дидактическая игра  с мячом, «Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Дидактическая игра  «Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Консультация для родителей согласование имен существительных к именам прилагательных

3 неделя

Вечер: Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.

Дидактическая игра  Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.

Дидактическая игра  Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Предложить родителям поиграть дома в настольно-печатные игры.

4 неделя

Прогулка: словесная игла  "День рождения Мишутки".

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Дидактическая игра «Подбери словечко».

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Словесная игра «Кто о чём думает?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложном падеже.

Предложить родителям поиграть дома в настольно-печатные игры.

Март

Понятия «звук»,  «слог», «слово», «предложение»

1 неделя

Вечер

«Звучащий поезд» Цель: закреплять умение детей выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положение звука в слове.

Дидактическая игра

«Собери слово» Цель: закреплять умения детей составлять целое из частей. Упражнять детей в умении делить слова на слоги, читать слоги и слова. Закреплять акустические характеристики звука.

Словесная игра «Шары»

Цель: закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Консультация

«На пути к грамоте»

2 неделя

Прогулка:

Игра «Зоопарк».  Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Словесная игра

«Закончи предложение»

Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.

Дидактическая игра «Найди звук» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Беседа: Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.

3 неделя

Утро:

Дидактическая игра «Подбери слог к картинке»

Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.

Дидактическая игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Игра «Делим слово на слоги» Цель игры: развитие умения делить слова на слоги.

Беседа: Учите слушать и определять место звука в слове.

4 неделя

Перед сном: Игра «Слоговое лото» Цель игры: развитие умения делить слова на слоги.

Дидактическая игра

«Составь предложение по теме «Времена года»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу» 

Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.

Беседа: Учите слушать и определять место звука в слове.

Апрель

Звуковая культура речи

1 неделя

Прогулка:

 «Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Дидактическая игра

 «Лодочка и пароход»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Словесная игра: «Какой звук чаще звучит?»

Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Консультация для родителей

«Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях».

2 неделя

Прогулка: «Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Словесная игра: «Громко-шепотом»

Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Словесная игра:  «Загадки «поющих» звуков

Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Игры и упражнения, которые помогут Вам  научить ребёнка

правильно определять звуковой состав слов:

3 неделя

Вечер: «Загадки «поющих» звуков

Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Словесная игра: «Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Словесная игра: «Эхо» Вариант 1

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Игры на развитие речевого дыхания

4 неделя

Прогулка:

 «Какой звук чаще звучит?»

Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Словесная игра: «Эхо» Вариант 2

Цель: Автоматизировать звук (например, звук [С]), развивать слуховое внимание, память.

Дидактическая игра с мячом  «Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Игры и упражнения, которые помогут Вам  научить ребёнка

правильно определять звуковой состав слов.

5 неделя

Вечер:

Игра «Составь слово» Цель игры: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, в составлении слов из выделенных звуков.

Игра «Разноцветные домики». Цель игры: закрепление знаний о гласных и согласных звуках (в дальнейшем — твердых и мягких согласных звуках, звонких и глухих звуках).

Дидактическая игра

«Превращение слов» Цель: упражнять детей в умении изменять слова путём замены или перестановки звуков, слогов в слове; развивать фонематический слух, мышление.

Беседа: Учите ребенка слушать и слышать каждый звук и выделять его из потока других.  Упражнения: «Хлопни, если услышишь звук (а) среди других звуков, слогов».

Май

Звукобуквенный анализ слов  в предложении, звуки и слоги в словах

1 неделя

Вечер:

Игра «Слог-шаг» Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Дидактическая игра «Подбери звуковую схему» Цель: совершенствование навыков звукового анализа.

Дидактическая игра «Найди картинку»

Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Консультация для родителей «Как научить детей звуко-буквенному анализу слов»

2 неделя

Утро: Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении»

Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Дидактическая игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

«Найди место звука в слове»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).

Ознакомление со звуками (в словах «живут» звуки окружающего мира, звуки бывают твердые и мягкие).

3 неделя

Утро:

Игра «Будь внимательным» Цель игры: закрепление звуко-слогового анализа.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось»

Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель: совершенствование навыков чтения слов.

Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование).

4 неделя

Вечер:

дидактическая игра «Найди схему предложения»

Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Дидактическая игра «Найди схему предложения»

Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Консультация 

Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Вывод: В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим слабые знания, к концу цикла занятий:

-закрепятся понятие о звуковой структуре слова; повысился познавательный интерес к обучению грамоте;

- может самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.

- может образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина);

- самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания;

- подбирать точные слова для выражения мысли;

- производить звуковой анализ слов: интонационно выделять звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный), нахождение места звука в слове (начало, середина, конец).

- определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.

Воспитатели группы:

Иванова Н. В.________________

Валуйская И. В._______________

Учитель-логопед:              

Данилова М.Н. _______________



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

2020 / 2021  уч. год

Фамилия, имя ребенка:    Зубакова Варвара                               _

Возраст:        6 лет                                                                                  _

Особенности развития: испытывает трудности в речевом развитии (на составление рассказа по сюжетной картинке, рассказа-описания; образование притяжательных прилагательных; образование глаголов с приставками).

Планируемый результат: - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Ответственные:

воспитатели: Иванова Н. В., Валуйская И.В.

 учитель-логопед: Данилова М.Н.

Сроки реализации маршрута (месяц)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Непрерывная образовательная деятельность

Организация среды для образовательной деятельности

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Составление описательных рассказов

1 неделя

Утро. Рассказывание по теме «Осень наступила» Формировать навыки рассматривания картины И. Левитана «Золотая осень» Учить составлять описательный рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы.

«Осень, осень в гости просим»

Цель: Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу; узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении; понимать и использовать слова в переносном значении.

Рассматривание мягких игрушек и придумывание сказочных историй. Цель: развивать умение составлять краткий последовательный рассказ.

Консультации для родителей

«Что способствует развитию речи»

2 неделя

Утро. Рассказывание по теме «Осень наступила» Формировать навыки рассматривания картины И.Левитана «Золотая осень» Учить составлять описательный рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы.

Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Цель: Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность.

Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.

Цель: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки

Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.

3 неделя

Прогулка словесное упражнение «Полслова за вами»

Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» Цель: Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения.

Рассматривание мягких игрушек и придумывание сказочных историй. Цель: развивать умение составлять краткий последовательный рассказ.

Рекомендации для родителей: Не забывайте каждый день читать ребенку.

4 неделя

Утро: упражнение «Составь рассказ о грибах и ягодах по схеме»

Цель: развитие речи, обогащение к активизации

словаря

Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Цель:  Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Ежонок попал в беду». Цель: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность.

Рекомендации для родителей:

Каждый день делитесь своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе, обо всем, что волнует вас.

Октябрь

Развитие предметного словаря

1 неделя

Прогулка

Игра с мячом «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Дидактическая игра «Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Игра с мячом Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость.

Консультация для родителей:

 « Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»

2 неделя

Вечер: «Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Дидактическая игра «Что бывает круглым?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость.

Дидактическая игра «Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Предложить поиграть с ребенком в словесные игры дома:

Что в мешочке? Что из чего сделано? Кто как работает? Скажи наоборот

3 неделя

Утро «Что делают животные?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных.

Дидактическая игра «Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 

Дидактическая игра «Какие действия совершают животные?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Закреплять знания о животных.

Предложить поиграть в дидактические  игры «Ассоциации» , «Волшебный мешочек»

4 неделя

Вечер: игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Дидактическая игра

«Игра в неделю»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Дидактическая игра «Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость.

Родители могут играть с ребёнком в такие игры, как:

 «Скажи наоборот» (подбор антонимов к заданному слову);

 «Скажи по – другому» (с подбором синонимов)

5 неделя

Прогулка: игра с мячом «Что за чем?»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление.

Дидактическая игра

«Новоселье»

Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.

Дидактическая игра «Месяцы и их последовательность»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Предложить дома поиграть с ребенком в словесную  игру «Есть – нет»

Ноябрь

Употребление сложных предлогов

1 неделя

Вечер:

Игра «Куда села бабочка?»

Цель: Закрепление навыка правильного употребления существитеьных с предлогом НА.

Дидактическая игра

 «Посмотри и назови»

 Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации .

«Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи.  

Беседа на тему: Основные проблемы в развитии речи у детей.

2 неделя

Прогулка:

Игра «Что в чём?» Цель: учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В.

Дидактическое упражнение: «Придумай предложение»

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом  В).

Возрастные особенности развития речи.

3 неделя

Утро:

«Игра в поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД.

Дидактическая игра

 «Что в чём?» на тему посуда.

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

Дидактическая игра

 «Что с чем?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).

Общие рекомендации для родителей по развитию речи

4 неделя

Прогулка:

«Отгадай загадки»

Цель: закрепление конструкций родительного падежа существительных с предлогом У)

Дидактическая игра

«С чем корзинка, с чем ящик?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С ).

Дидактическая игра

 « Игра в неделю»

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА.

Советы для родителей по развитию речи.

Декабрь

Развитие связной речи

1 неделя

. Игра «Распространи предложение»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Словесная игра: «Объясни, что такое»

Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.

Дидактическая игра

 «Чего на свете не бывает»

Цель: Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Консультация для родителей

«Развитие связной речи дошкольников»

2 неделя

Прогулка: беседа «Потому что…»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление

Словесная игра: «Верно ли это?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.  

Дидактическая игра

 «Отгадай-ка»

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Чтение рассказов или сказок. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей .

3 неделя

Вечер: игра «Что изменилось?»

Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Дидактическая игра

 «Опиши игрушку»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Дидактическая игра

 «Продавец и покупатель»

Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

4 неделя

Вечер:

Беседа: «Почемучкины вопросы»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.

Словесная игра: «Опиши-угадай»

Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Словесная игра: «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель: Развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Беседа (диалог).

Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам.

Январь

Образование глаголов с приставками

3 неделя

Прогулка: «Кто больше назовёт действий?»

Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих зимними явлениям природы.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот о зиме»

Цель: Учить подбирать антонимы к словам.

Дидактическое упражнение «Зимние  слова»

Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.

Консультация Словообразование и словоизменение.

4 неделя

Утро: «Ложка и стакан»

Цель: Учить правильно подбирать предлоги и глаголы

Дидактическое упражнение «Родственники»

Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов

Дидактическое упражнение «Мой, моё, моя»

Цель: Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.

Предложить родителям поиграть в игры для развития навыков словоизменения: Телефон, Кто, что делал вчера?, Дай задание игрушкам.

5 неделя

Прогулка: «Подбери слово»

Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Дидактическая игра

 «Ложка и стакан»

Цель: Учить правильно подбирать предлоги и глаголы

Дидактическая игра

“Кто больше?”

Цель. Закрепление умения образовывать глаголы с помощью приставок.

Предложить родителям поиграть в словесные игры:  Назови ласково, Большой – маленький – очень большой.

Февраль

Употребление сложных предлогов

1 неделя

Вечер:

Игра «Куда села бабочка?»

Цель: Закрепление навыка правильного употребления существитеьных с предлогом НА.

Дидактическая игра

 «Посмотри и назови»

 Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации .

«Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи.  

Беседа на тему: Основные проблемы в развитии речи у детей.

2 неделя

Прогулка:

Игра «Что в чём?» Цель: учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В.

Дидактическое упражнение: «Придумай предложение»

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом  В).

Возрастные особенности развития речи.

3 неделя

Утро:

«Игра в поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД.

Дидактическая игра

 «Что в чём?» на тему посуда.

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

Дидактическая игра

 «Что с чем?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).

Общие рекомендации для родителей по развитию речи

4 неделя

Прогулка:

«Отгадай загадки»

Цель: закрепление конструкций родительного падежа существительных с предлогом У)

Дидактическая игра

«С чем корзинка, с чем ящик?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С ).

Дидактическая игра

 « Игра в неделю»

Цель: закрепление падежных конструкций с предлогами ПЕРЕД, ЗА.

Советы для родителей по развитию речи.

Март

Звуковая культура речи

1 неделя

Прогулка:

 «Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Дидактическая игра

 «Лодочка и пароход»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Словесная игра: «Какой звук чаще звучит?»

Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Консультация для родителей

«Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях».

2 неделя

Прогулка: «Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Словесная игра: «Громко-шепотом»

Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Словесная игра:  «Загадки «поющих» звуков

Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Игры и упражнения, которые помогут Вам  научить ребёнка

правильно определять звуковой состав слов:

3 неделя

Вечер: «Загадки «поющих» звуков

Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Словесная игра: «Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Словесная игра: «Эхо» Вариант 1

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Игры на развитие речевого дыхания

4 неделя

Прогулка:

 «Какой звук чаще звучит?»

Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Словесная игра: «Эхо» Вариант 2

Цель: Автоматизировать звук (например, звук [С]), развивать слуховое внимание, память.

Дидактическая игра с мячом  «Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Игры и упражнения, которые помогут Вам  научить ребёнка

правильно определять звуковой состав слов.

Апрель

Понятия «звук»,  «слог», «слово», «предложение»

1 неделя

Вечер

«Звучащий поезд» Цель: закреплять умение детей выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положение звука в слове.

Дидактическая игра

«Собери слово» Цель: закреплять умения детей составлять целое из частей. Упражнять детей в умении делить слова на слоги, читать слоги и слова. Закреплять акустические характеристики звука.

Словесная игра «Шары»

Цель: закрепить в речи детей употребление простых предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Консультация

«На пути к грамоте»

2 неделя

Прогулка:

Игра «Зоопарк».  Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Словесная игра

«Закончи предложение»

Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.

Дидактическая игра «Найди звук» Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Беседа: Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.

3 неделя

Утро:

Дидактическая игра «Подбери слог к картинке»

Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.

Дидактическая игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Игра «Делим слово на слоги» Цель игры: развитие умения делить слова на слоги.

Беседа: Учите слушать и определять место звука в слове.

4 неделя

Перед сном: Игра «Слоговое лото» Цель игры: развитие умения делить слова на слоги.

Дидактическая игра

«Составь предложение по теме «Времена года»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу» 

Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.

Беседа: Учите слушать и определять место звука в слове.

5 неделя

Вечер:

Игра «Составь слово» Цель игры: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, в составлении слов из выделенных звуков.

Игра «Разноцветные домики». Цель игры: закрепление знаний о гласных и согласных звуках (в дальнейшем — твердых и мягких согласных звуках, звонких и глухих звуках).

Дидактическая игра

«Превращение слов» Цель: упражнять детей в умении изменять слова путём замены или перестановки звуков, слогов в слове; развивать фонематический слух, мышление.

Беседа: Учите ребенка слушать и слышать каждый звук и выделять его из потока других.  Упражнения: «Хлопни, если услышишь звук (а) среди других звуков, слогов».

Май

Звукобуквенный анализ слов  в предложении, звуки и слоги в словах

1 неделя

Вечер:

Игра «Слог-шаг» Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Дидактическая игра «Подбери звуковую схему» Цель: совершенствование навыков звукового анализа.

Дидактическая игра «Найди картинку»

Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Консультация для родителей «Как научить детей звуко-буквенному анализу слов»

2 неделя

Утро: Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении»

Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Дидактическая игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

«Найди место звука в слове»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).

Ознакомление со звуками (в словах «живут» звуки окружающего мира, звуки бывают твердые и мягкие).

3 неделя

Утро:

Игра «Будь внимательным» Цель игры: закрепление звуко-слогового анализа.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось»

Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель: совершенствование навыков чтения слов.

Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование).

4 неделя

Вечер:

дидактическая игра «Найди схему предложения»

Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Дидактическая игра «Найди схему предложения»

Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении» Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Консультация 

Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Вывод: В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим слабые знания, к концу цикла занятий:

-закрепятся понятие о звуковой структуре слова; повысился познавательный интерес к обучению грамоте;

- может образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина);

- может самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.

- самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания;

- подбирать точные слова для выражения мысли;

- производить звуковой анализ слов: интонационно выделять звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный), нахождение места звука в слове (начало, середина, конец).

- определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.

Воспитатели группы:

Иванова Н. В.________________

Валуйская И. В._______________

Учитель-логопед:              

Данилова М.Н. _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений». для воспитанников подготовительной группы

Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений» для воспитанников подготовительной группы включа...

Мониторинг участия педагогов, воспитанников, родителей воспитанников группы "Любознайки" в образовательных проектах, конкурсах.

Мониторинг участия педагога,воспитанников, родителей воспитанников группы "Любознайки" в образовательных проектах, конкурсах за период 2015г.-2018г....