Консультация для родителей "ЭХОЛАЛИЯ"
консультация по коррекционной педагогике

Невенчаная Алёна Игоревна

ЭХОЛАЛИЯ - непроизвольное повторение слов или фраз, произнесённых другим человеком.

Часто встречаемый диагноз у детей с тяжелым нарушением речи.Дианостировать самостоятельно этот диагноз не так сложно. с помощью занятий с логопедом можно корректировать данный диагноз.  

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eholaliya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:


ЭХОЛАЛИЯ - непроизвольное повторение слов или фраз, произнесённых другим человеком.

До 2х лет считается нормой, позже рассматривается, как симптом психологического или неврологического заболевания.

1)Бывает немедленной, когда ребёнок не может выбрать ответ. Например на вопрос: «Что ты будешь есть: пюре или суп?». Отвечает: «Суп». Даже, если не хочет суп, а хочет пюре.

2)Бывает отсроченной, когда ребёнок повторяет информацию, услышанную некоторое время назад. Например: фразы из диалога в фильме.

ПРИЧИНЫ:
🔸Ребёнок НЕ ПОНИМАЕТ речь, но видит и слышит. Люди вокруг «как-то звучат», нужно поддержать коммуникацию.
🔸Мозг ребёнка не успевает обработать информацию.
🔸Из-за нарушения речи ребёнку трудно произнести свой ответ.
🔶Ребёнку нравится звучать. Поэтому мозг требует больше звуков.
🔸Способ успокоить самого себя.

Методы коррекции, которые использует логопед:
🟢 Анализ видеозаписи разговора ребёнка со специалистом.
Несколько записей помогут определить является ли эхолалия избирательной. При каких обстоятельствах она возникает.

🟢  «Зеркало». Отвечаем эхолалией на эхолалию ребёнка. Основная цель - обратить на себя внимание, вовлечь ребёнка в обмен репликами.

Зачем ребенок повторяет слова и фразы?

Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:

  • Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация подразумевает диалог, однако пока еще не умеет (в силу возраста или по причине наличия отклонений) построить фразу. Здесь и кажется уместным повторить высказывание собеседника.
  • Попытка понять. В данном случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полноценно осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
  • Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может обозначать понятие очередного приема пищи.
  • Выражение согласия. Психологи заметили, что дети значительно раньше научаются говорить «нет», чем «да». В некоторых случаях повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
  • Восстановление психического равновесия. Такая функция характерна для аутистов, которые любят ритуалы и привычный уклад жизни. Повторение знакомой фразы помогает им успокоиться.
  • Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку трудно выразить словами свои эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с определенными чувствами, помогают ему передать взрослым свои переживания.
  • Стимминг или самостоятельная стимуляция. Обычно характерна для детей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое ощущение — успокаивается или, наоборот, возбуждается.

Диагностика и коррекция, лечение эхолалии

Напомним, что в раннем возрасте повторяющиеся фразы и слова — чаще всего лишь естественный ход событий. Специалисты выделяют два периода наиболее активного формирования речи — до 12 месяцев и в 3-4 года. В этом возрасте детям присуще такое частое повторение слов, но оно является нормой. Таким образом ребенок осваивает родной язык.

Но лучше все же обратиться за консультацией к специалисту. Эхолалия может сопровождать различные отклонения в психическом развитии ребенка. Психолог или психоневролог проведут необходимые тесты и исследования и смогут поставить верный диагноз.

Что касается лечения, то специальных медикаментозных назначений в случае эхолалии не производится. Такое состояние требует занятий с логопедом-дефектологом и внимательного отношения родителей.

На что обратить внимание дома:

  • Разговаривайте с ребенком четко и правильно.
  • Старайтесь задавать вопросы, подразумевающие возможность ответить «да» или «нет», чтобы избежать неправильного понимания друг друга.
  • Исключите возбуждающую обстановку, крики и скандалы.
  • Не раздражайтесь! Помните, что такое повторение не является бессмысленным. Ребенок использует готовые фразы для того, чтобы общаться, передать свои чувства и переживания.

Однако не стоит и пускать все на самотек, чтобы данное состояния не задержалось и не помешало ребенку развиваться.

Грамотная работа специалистов поможет скорректировать состояние эхолалии.

 Логопед-дефектолог в процессе работы постепенно расширяет словарный запас ребенка, учит его грамотно строить свои высказывания, вести диалог и общаться с окружающими.


Работа всегда идёт в связке логопед-ребёнок-родитель‼️



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....