«Социализация обучающихся –роль школы на каждом этапе жизни ребёнка».
материал по коррекционной педагогике

Что мы понимаем под социализацией? Социализация  (от лат. Socialis – общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Э

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gkou_r5.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

 

ГБОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на педагогическом совете:

«Социализация обучающихся –роль школы на каждом этапе жизни ребёнка».

Подготовила:

Балятинская Н.В

2019 год

    Сегодня главным социальным институтом для ребенка является ШКОЛА.

Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.

Что мы понимаем под социализацией? Социализация  (от лат. Socialis – общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ индивид становится ЛИЧНОСТЬЮ и приобретает ЗУН, необходимые для жизни среди людей. Существуют следующие стадии социализации: 

1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.

2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека.  Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету  социализации личности принимает школа.

Цель воспитания и социализации личности учащегося  школы - воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.

 Стоит рассмотреть процесс социализации с точки зрения возрастного развития

ребенка. Поскольку на каждом этапе развития у ребенка появляются особые

потребности. Возрастной диапазон обучающихся включает младших школьников,

подростков и юношеский возраст.   Если у младших школьников доминирует учебная деятельность, то у подростков она уходит на второй план, у юношей активизируется профессиональная деятельность.

Соответственно направленность будет на взрослых, сверстников, и становлении

независимости.

Рассмотрим каждый этап подробнее. Младший школьный возраст. На данном

этапе формируется потребности в общении, самопознании, творчестве,

сопереживанию. Педагоги могут использовать эти особенности обучающихся в

своей работе через организацию групповой работы, внеурочную деятельность и

т.д.

 

  1. Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, связанный с его приходом в школу. В этот период у детей складывается новая для них социальная позиция школьника. Идет освоение социального опыта в процессе учебной деятельности. Источниками социального опыта детей являются: их собственные действия в различных жизненных ситуациях и переживание этих ситуаций, раздумье (логическое осмысление) над наблюдаемыми поступками других людей и их переживание и, наконец, косвенный опыт других людей, заключенный в произведениях литературы, картинах, фильмах, переработанный и «присвоенный».

В игре осуществляется процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально- культурного опыта, проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоцио-нальность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и т. д.

Кроме того, игра служит средством развития и самореализации детей с ОВЗ, через игру они усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчеству. Все это говорит о том, что ребенок, играя, включается в процесс социализации.

Нормы поведения ребенка усложняются, происходит его вступление в новые отношения с окружающими. Уровень морального развития в этот период характеризуется избеганием наказания и стремлением получить поощрения, но при этом учащиеся начальной школы достаточно естественно принимают новые социальные нормы. При этом следует помнить, что успешная социализация в этом возрасте связана с богатством эмоциональной жизни детей (В.А. Сухомлинский), без этого (опора на эмоции ребенка) у младших школьников почти не складываются поведенческие представления о существующих в реальном мире социальных и нравственных явлениях, они не осознают свою причастность к ним, затрудняются в оценках происходящего.

В начальной школе у ребенка активно проявляется интерес к общественной и нравственной жизни общества. Показателями такого интереса являются вопросы детей к взрослым. Но при этом практика поведения детей у младших школьников еще очень ограничена. Социальный опыт в этот период в значительной мере содержит стереотипы. Социальная позиция ребенка возрасте 6-9 лет представлена только в форме «я в обществе», рефлексия на свои действия и поведение, прежде всего в рамках учебной деятельности. Лишь в 10 лет активно заявит о себе позиция «я и общество». Именно тогда у ребенка возникает стремление в определении своего места в обществе, в общественном признании ( Д.И. Фельдштейн). Период с 9 до 10 лет характеризуется накоплением элементов индивидуализации, когда ребенок выражает свою собственную позицию, проявляет самостоятельность, устанавливает более широкие отношения с окружающими.

 

2. В подростковом возрасте начинается интенсивный процесс социальной автономизации. Для индивида — это период активной индивидуализации. Для личности — это период обособления себя в социокультурном пространстве.

На этом этапе ребенку необходима помощь со стороны взрослого, педагога. Педагогическое сопровождение самопознания (а это, именно, и есть процесс активного самопознания) предполагает организацию самодиагностики, самонаблюдения, проведение игр, тренингов и дискуссий, позволяющих подростку адекватно познавать себя, "не ломая" связей с окружающим миром.

Социальная автономизации как следующая фаза социализации позволяет человеку активно выявлять в себе, то особенное, которое в освоенном пространстве не дает возможности раствориться. Индивидуальность характеризует уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств, демонстрирует его единичность и своеобразие этой единичности.

Отрочество потребность индивида в максимальной персонализации (самобытное выполнение определенной социальной роли, активное влияние на восприятие людьми себя и оценку собственной личности и деятельности), стремление ``быть личностью'';

3.Юность (интеграция) - приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

Период юности связан с формированием чувства идентичности и освоением новых социальных ролей. Именно в этот период наиболее активно происходят процессы социализации молодого человека, формирование его социального опыта. Основным критерием сформированности социального опыта выступает готовность к реализации основных социальных функций (А.Н. Хузиахметов):

  1. усвоению опыта социально-экономических отношений (устойчивое отношение к профессии, социальная ориентация, умение правильно оценить свой труд);
  2. усвоению опыта итических отношений (готовность к участию в управлении, умение оценивать политические события и поступки, готовность к отстаиванию своего мнения);
  3. усвоению опыта нравственных отношений (умение давать сравнительную оценку поступкам людей, готовность совершать гуманистические поступки, готовность к общению на основе общечеловеческих ценностей

Социальная активность - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении.

  Через свое участие в решении проблем учащиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.

Таким образом, роль школы в  социализации учащихся  является чрезвычайно важной.  Результативность процесса социализации ребёнка с ОВЗ  зависит от эффективного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, целенаправленной поддержки и максимального раскрытия  потенциала учащихся в различных формах  жизнедеятельности. Успешная социализация ребёнка с ОВЗ   возможна только при комплексном подходе,  учёте всех  особенностей  и факторов, влияющих на социальное развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."

Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....

Родительское собрание на тему "Роль и значение игрушки в жизни ребёнка"

Родители иногда не задумываются о важности и значении игрушки в жизни ребёнка. А ведь она может оказать большое влияние на становление ребёнка, как личности. Попробуем разобраться в данном вопро...

Консультация для родителей " Роль и место музыки в жизни ребёнка"

Эта консультация поможет родителям узнать какие формы организации музыкальной деятельности осуществляются в детском саду. Что музыка в повседневной жизни детей в детском саду звучит во всех видах...

Роль и место музыки в жизни ребёнка

Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности...

Родительское собрание во 2 младшей группе " Роль чтения художественной литературы в жизни ребёнка"

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художествен...

Роль мамы и папы в жизни ребёнка

Статья посвящена описанию роли отца и матери для ребёнка...