Картотека психотехник
картотека по коррекционной педагогике

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Предложенные психотехники помогут в работе с детьми дошкольного возраста. Анималотерапия - дает возможность использования в практике работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.. В основе анималотерапии заложен принцип подражания повадкам животных, за счет чего происходит решение множества психологических задач коррекции, которые ставит перед собой психотерапевт, психолог в каждом конкретном случаи. В работе с детьми анималотерапевтический метод хорошо интегрируется с другими эффективными методами психокоррекции: игротерапией, телесно-ориентированными методами и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igroterapiya.doc169 КБ
Microsoft Office document icon to_psihotehniki.doc133 КБ
Microsoft Office document icon animaloterapiya.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

Игротерапия

Веселый хоровод.

Цель: формировать у детей умение общаться, выполнять несложные движения, подражая взрослому.

Веселитесь народ!          (взявшись за руки

Встанем все в хоровод!    притоптывают на

Будут дети играть,              месте)

Все, как я повторять.

Посмотрите на меня,

Повторите, как я.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп     2 раза

Топ-топ-топ-топ     2 раза, притопывают одной ногой.                                                    

Ту-ту-ту-ту!            (играет труба)            

Быстро я иду!       (идут, топая друг за другом  по кругу).

Если в гости ты пришел.

Если в гости ты пришел, Это очень хорошо!

Только прежде чем идти

Научись себя вести!

Не шуметь и не кричать,

И игрушки не ломать,

Не   капризничать, не драться,

А играть и улыбаться!

Если сели вы за стол-

Не стучи ногой об пол!

Аккуратен будь везде,

И, особенно в еде!

Вежливым ты должен быть!

Всем спасибо говорить

Никогда не забывай,

И хозяев уважай!

Вечер поздний настает,

Всех гостей домой зовет.

Попрощаться не забудь!

До свиданья, в добрый путь!

Гусята.

Живет в деревне серый гусь.

Кричит он важно: «Га-га-га»,-

А рядом с ним его ребятки,

Веселые пушистые гусятки.

Все вместе как они кричат?

«Га-га, га-га, га-га».

Кричат? Нет, не кричат!

Нам песню спеть они хотят.

Кто споет песенку гуся?

«Га-га, га-га, га-га».        

Свинка.

Вот свинка – розовая спинка,

А на боках ее щетинка!

«Хрю-хрю», - зовет она ребенка

Сыночка, Борьку – поросенка.

А он, как мама, отвечает,

И головой смешно качает.

Как? «Хрю-хрю, хрю-хрю!»

Ворона.

На дереве сидит ворона.

Глядит ворона удивленно

И вдруг, как закричит: «Кар-кар!».

На крик подружки прилетали

И так же громко прокричали.

А ты повторишь,

Как кричали вороны громко?

«Кар-кар-кар!»        

Кошка.

Сидит на стуле кошка,

Мяукает во сне:

«Мур-мяу, мяу-мяу!

Мне снится мышка, птичка,

Еще мне снится рыбка!

О, как приятно мне!»

Проснулась наша кошка

И к блюдцу подошла.

Как прокричала кошка?

Мур-мяу, мур-мяу!

Пойду я спать обратно»,

Голодно спать легла.

Пчелка.

Здравствуй, пчелка!

Как дела?

Где летала,

Где была?

Все труж-ж-жусь,

Жуж-жу, жуж-жу!

Мед я в улей приношу!

С утра до вечера летаю,

Цветы над лугом выбираю!

С цветка я на цветок лечу,

Найти нектар я там хочу,

Ну а потом домой спешу,

Нектар я в улей приношу,

Чтоб меда набралось сполна.

Работа у меня трудна!

До свиданья, улетаю!

Вас к себе я приглашаю.

Жду вас вечером в субботу

Чай попить с цветочным медом.        

Насосик ( по методике А. Стрельниковой).

Дети ставят руки на пояс. Делают легкий вдох и выдох. Затем слегка приседают – вдох, выпрямляются – выдох (ртом).

Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох – длительнее. Надо добиваться, чтобы движения были ритмичными, дыхание контролируемо. Можно добавить музыкальное сопровождение. Приседание – вдох-такт, подъем-выдох-такт.

Дыхательно-пластический этюд

«Надуваем мячи разного размера».

Цель: закрепить у детей правильность дыхания: вдох носом, выдох – ртом (на один вдох – несколько коротких выдохов). Закрепить у детей верное представление о разных объемах: маленький, средний, большой, о мячах разного цвета (красный, желтый, зеленый). Согласовывать дыхание с плавными движениями рук.

Педагог и дети встают свободно по залу. Обговаривают, какой мяч будут надувать. Показывают размер мяча руками. При этом делают вдох, а далее на выдохе руками показывают размер мяча. Затем начинают надувать воображаемый мяч. Руки ставят у рта, сомкнутыми ладошками и пальцами, образуя отверстие. Затем делают вдох и несколько прерывистых выдохов. На каждый выдох руки, раскрываясь, расходятся – мяч надувается постепенно.        

Большое – маленькое солнце.

Большое солнце – вдох, руки вперед, задержать дыхание, выдох – руки широко расставить в стороны.

Маленькое солнышко – вдох – руки вперед, задержать дыхание; выдох – показать ладошками объем небольшого мяча.

Маленькое солнышко я держу в ладошках,

А большое солнце вижу из окошка.

Маленькое солнышко я беру руками,

А большое солнце – высоко над облаками.

Маленькое солнышко мне в ладошки светит

А большое солнце светит всей планете.

Маленькое солнышко уснет в моих

                                                   ладошках.

А большое солнце ляжет за окошком.

Скакалка.

Я скакалочку кручу,

И скачу, скачу, скачу,

Я могу скакать на месте,

На одной ноге,

На другой ноге

И двумя ногами вместе.

Я скакалочку кручу

И скачу, опять скачу.

Руки опустили вниз и чуть повернули, держим воображаемую скакалку. Вдохнули – прыгнули и скакалочку покрутили, выдохнули.

Необходимо добиваться от детей точной согласованности движений рук и ног, так как самое главное в игре – выполнять движения на выдох (прыгать).        

Радуга.

Дождь прошел-

И солнце вышло.

Чудо над землей повисло!

Это радуга – дуга

Семь цветов с земли взяла.

Все цвета запомнить важно!

Знать ребенок должен каждый

Первый – красный, красный огонек;

Второй  - оранжевый, раскаленный песок;

Третий – желтый, солнца свет;

Четвертый – зеленый, зелени букет;

Пятый – голубой, голубой воды поток;

Шестой – синий, синий василек;

Последний, седьмой – фиолетовый,

Сочный такой и красивый,

Взял себе цвет он у сливы.

Пластические упражнения для рук.

Цель: добиваться фиксированного движения рук.

1.Лес рисуем одной и другой рукой.

2.        Поле – широкие плавные движения руками. Раскрыли руки, еще раз раскрыли. Вот какое огромное поле! Далеко – далеко видны его просторы.

3.        Горы – движения рук вверх, вниз, резкие и плавные: движения рук резко вверх – горы высокие, с острыми вершинами, горы могут быть и пониже, более покатые (движения рук становятся плавные, медленные).        

Упражнение с воображаемыми предметами.

Цель: учить узнавать ощущения по представлению.

Представьте себе, что вы положили на ладошку тяжелый камень, и ваша ладошка под его тяжестью опустилась вниз, тяжело держать тяжелый камень. А держать надо крепко, чтобы камень не упал.

Положим на землю этот тяжелый камень. Устала рука, пусть отдохнет. На другую ладошку положим маленькую легкую пушинку. Она такая легкая, что ладошка ее и не ощущает. Она такая мягкая, улетела. Вот бабочка села на ладошку. Какая она красивая! Крылышки такие хрупкие, что до них даже пальцем нельзя дотронуться – можно испортить. Ребята, можно бабочку крепко держать в ладошке? Пусть бабочка лучше летит. Давайте дунем на ладошку. Улетела бабочка.

Цветок увядает, цветок расцветает.

Педагог и дети договариваются, как они будут изображать движениями увядающий цветок (головки наклонили – бутончик завял: ручки вниз повесили – лепестки поникли, завяли, цветочек наклонился низко к земле – погибает). Девочка полила цветок, «Напоила» его водой. Цветок расцветает, выздоравливает (поднимается сам – корпус прямой, листики – руки поднимаются, бутончик-голова поднимается, и цветок становится опять красивым и веселым, здоровым).         

Пластический этюд для рук

«Колоски в поле».

Цель: добиваться плавности движений.

Дети встают ровно, как колоски в поле.

Руки, словно колоски тянутся к солнышку. Если нет ветра – колоски стоят ровно. Подул ветер, стал гнуть колоски к земле, они стоят и качаются, не хотят упасть. Дети руками имитируют движения покачивающихся колосьев.

Легкий ветерок дует, колоски немного наклоняются. Сильный ветер подул – ниже пригнулись колоски к земле.

Мукомол.

Цель: развивать координацию движения, согласовывая действия со словами педагога.

Мукомол, мукомол!

Ты нам зерна молол! (Круговыми движениями рук пред собой показывают мельницу).

А теперь из муки

Все что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху вниз, быстро перебирая пальцами).

Мишке – пышки; (Показывают руками пышную круглую булочку. «Пышка» - пышная, высокая, сдобная булочка, меняя руки – правая вверху, левая внизу, и наоборот).

Зайке – сайки; (Показывают перед собой длинные тонкие булочки округлой формы. «Сайки» - булочки, которые напоминают длинные ушки зайчика).

Для еже отличные

Бублики пшеничные (Описывают  в воздухе указательными пальцами круговые движения от кисти, изображая бублик).

Всех обрадовал нас!

Веселимся мы сейчас.

Курица и цыплятки.

Цель: закрепить звукоподражание курице и цыплятам на правильном выдохе, выполнять движения одновременно со словами (ходьба друг за другом, бег врассыпную).

Мама курица идет и цыплят своих ведет:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, нам идти далеко».

А цыплятки-ребятки побежали без оглядки.

Разбежались кто куда, не собрать их вот беда!

Все из разных мест пищат,

С мамой поиграть хотят,

В прятки поиграть хотят

Желтые цыплятки.

«Пи-пи-пи, пи-пи-пи».

Строго мама прокричала:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко».

Все цыплята прибежали

Друг за другом пропищали:

«Пи-пи-пи, пи-пи-пи».

И за мамой все пошли.

Пластическое упражнение

«Лебедушка плывет».

Вдоль по реченьке

Лебедушка плывет.

Вдоль по быстрой, да,

Лебедушка плывет.

(Руки отведены назад, немного поднимаются и кисти плавно и быстро выполняют движения; хороводный шаг).

Она крылья белые поднимает, (Делают несколько постепенных взмахов руками вверх – крылья поднялись).

Она крылья белые опускает. (Делают несколько постепенных взмахов (движений) вниз – крылья опустились).        

Пластическое упражнение

«Девица – красавица идет».

Вдоль по бережку, да,

Девица идет.

Вдоль по песчаному

Красавица идет.

(Идут плавным шагом, не торопясь, руки широко раскрыты, движения повторяются).

Она свои рученьки поднимает.

(Плавно поднимает руки вверх над головой).

Она красно- солнышко вызывает.

(Кистями рук над головой выполняет движения вперед-назад-«зовет солнце»).

Подснежник.

Цель: учить детей изображать руками и телом пробуждающийся цветок – подснежник. Учить выполнять спокойные плавные движения под музыку.

Самым первым весной пробуждается цветок подснежник. Он чувствует теплые лучи солнца и тянется к нему, пробивается сквозь снег. Осторожно появляется росток, листики, и наконец сам бутон. Цветок распускается и наклоняет в сторону свою нежную головку (показывает движения одной, затем другой рукой).

Показ пробуждения цветка всем телом.

Сидя на корточках, голова опущена вниз, медленно поднять голову, медленно подняться, осторожно раскрыть одну руку в сторону, другую (показать листики), приподнять глазки выше, к солнцу, наклонить голову и улыбнуться.

К. Фофанов.

Когда в лесу глухом валежник

Поутру иней серебрил,

На солнце выглянул подснежник

И день весны предвозвестил.

Недолго цвел он, жизнью светел,

Вверяясь счастью своему,

И умер только потому,

Что слишком рано солнце встретил!        Вопросы о настроении.

- Настроение всегда бывает радостным?

- Каким еще может быть настроение?

- Как можно определить настроение человека?

- Может ли настроение человека подняться?

- Нужно ли человеку уметь управлять своим настроением?

Что еще можно рассказать о настроении человека? (Его походка, движения).

Сосна и пальма.

Цель: учить детей передавать еле заметными движениями рук и корпуса состояние, сходно грусти, тоске, мечтам, грезам.

Ребенок, подняв руки вверх, изображает сосну, как бы одетую в «ризу», гордую и холодную. Обратить внимание на положение корпуса тела ребенка, руки подняты вверх, кисти направлены внутрь. Другой ребенок изображает пальму – прекрасную, но грустную. Также обращается внимание на осанку тела ребенка, изображающего пальму, его руки разведены в стороны, кисти опущены вниз. Затем стихотворение прочитывается еще раз и дети, изображающие эти деревья, еле заметными движениями тянутся друг к другу, создавая образ желания и невозможности встречи, ибо сосна и пальма не могут встретиться.

Сосна

М.Ю. Лермонтов.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Образно-шумовой этюд «Гроза».

Цель: учить детей представлять и переносить действительный образ грозы в звуки.

1. Туча с молнией – барабаны.

Раскаты грома – бубны и румбы.

Шум ветра и гул.

Капли дождя.

2.- Наползают тучи.

- Вдалеке сверкает молния, гремит гром.

- Поднимается ветер.

- Скрывается солнце.

- Мелкий дождь быстро перерастает в ливень.

- Потоки воды на земле.

- Раскаты грома над головой.

- Почти одновременно гром и молния.

- Постепенно дождь стихает.

- Гром удаляется.

- Открывается ясное небо.

Облака. /Л. Мей/.

Светло, цветно, легко, нарядно.

Дивяся собственно красе,

Любовно-близко и отрадно

По небу вы плывете все.

Взглянуть на вас – тоска и мука:

Вы рядом, жизнь вам весела…

Но вот не менее светла,

Разоблачила вас наука

И вашу долю поняла.

Одни – вы плаваете низко.

Другие – ох как высоко,

И то, что кажется так близко,

Быть может очень далеко.

Что такое облака?

Как они плывут по небу?

Где плывут облака, на какой высоте?

Все ли они одинаковые?

Образно-пластический этюд

Умирающая лилия.

Дети поднимают правую руку вверх, вообразив ее лилией и под музыки медленно опускают ее, передавая движения увядающего цветка.

К. Фофанов.

Умирала лилия лесная,

Умирала в радужном букете,

И дрожала трепетно мечтая

О румяном, благовонном лете.

Снилась ей тропинка в темной чаще,

Свет зари в янтарном небосклоне,

Свет зари, приветливо дрожащий

На речном, колеблющемся лоне.

И, поникнув венчиком атласным,

Как тепло, как искренне вздыхала,

Что эфир смущенный наполняла

Сном своим, предсмертным, но прекрасным        

Пластический этюд

«Ритм полета лебедей».

Цель: развивать образное мышление в соотнесении изображения движения на картине и пластического движения рук.

Дети изображают взмахи крыльев:

Первый лебедь – крылья раскрыты широко (руки раскрыты широко, чуть загнуты пальцы).

Второй лебедь – раскинул крылья прямо (руки широко раскрыты).

Третий лебедь – крылья чуть приподняты и края их опущены вниз (руки немного приподняты вверх, а кисти опущены вниз).

Четвертый лебедь – крылья как бы отведены назад (руки в стороны, немного отведены назад).

Пятый лебедь – крылья приподнял, закруглил их как дуги (руки приподняты в дугообразном движении).

Шестой лебедь – крылья приобрели вид долее сглаженной дуги (руки выполняют движение более сглаженной дуги).

Седьмой лебедь – опустил крылья вниз (руки выполняют движение вниз от ключицы).

Этюд можно перевести из статического состояния в динамичное.



Предварительный просмотр:

ЦВЕТОК И БУТОН.

(на основе упражнения «Эмбрион»).

Данная метафора позволяет участникам упражнения пережить чувства взаимной поддержки, доверия и взаимопонимания на глубинном уровне.

«Цветок» подходит к сидящему сгруппировавшись «бутону» со стороны спины, нежно обхватывает его своими «лепестками» - руками (может быть и ногами) укачивает его. «Бутон» набирает силу и  «распускается».

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.157.

ГУСЕНИЦА И БАБОЧКА.

(на основе упражнения «Пеленание»).

Проживание рождения и освобождение.

Один из участников группы становится гусеницей, остальные – цветами, травинками и другими существами.

Ведущий: жила-была маленькая гусеница. У нее было множество ножек. Она передвигалась по земле и знакомилась с травинками и цветами, жучками, камешками. Так она подружилась со многими обитателями поляны.

Ведущий рассказывает о жизни гусеницы, участники разыгрывают рассказ.

Пришло время, когда гусенице нужно было превращаться в куколку. И существа, живущие на поляне, помогли ей в этом. Кокон получился очень прочным. Он плотно облегал гусеничку.

В это время участник группы запеленывают «гусеницу» в одеяла.

Внутри кокона гусеничка постепенно изменялась. Она чувствовала, что на спине ее что-то появляется, что тело ее уже не то, что прежде. Ей стало тесно в коконе. Гусенице захотелось выбраться из него. Она стала двигаться так, чтобы освободиться от кокона… И вот, наконец, она выбралась из кокона. То новое, что выросло на спине, оказалось крыльями. Прекрасными радужными крылышками. Сомнений не было, она превратилась в бабочку!... А ее кокон, который помог чудесному превращению, остался лежать на земле. Она благодарно помахала ему крылышками и улетела. Теперь ее звала новая жизнь. В кокон поселился маленький жучок и был очень рад новому дому.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.157.

РАССКАЗЧИК И СЛУШАТЕЛЬ.

Развивается способность понимать язык прикосновений, умение поддержать в тяжелом состоянии с помощью прикосновения

Дорогие путешественники! Сказочная дорога привела нас в страну, жители которой совсем не походи на нас. Они не имеют глаз, ушей, не умеют они и говорить.. Как же они обращаются друг с другом? Оказывается, вместо ушей у них – спина. А говорят они при помощи рук, прикасаясь к спине другого. Давайте обернемся жителями этой страны. Ведь они нас многому могут научить. Например, тому. Как общаться без слов. Сейчас мы найдем себе пару. Один превратиться в рассказчика, другой – в слушателя. Кстати, прелесть такого общения еще в том, что слушатель не перебивает рассказчика, а выслушивает мысль до конца. Итак, дорогие Рассказчики, удобно устраивайте своих Слушателей, повернув спиной к себе. Помните, вы рассказали что-то важное и интересное, прикасаясь к спине вашего слушателя. А прикосновения бывают разными: глубокими и легкими, продолжительными и краткими. Все зависит от того, что вы хотите рассказать.

Далее ведущий включает музыку и Рассказчики общаются со своими слушателями.

В обсуждении важно сделать акцент на том, насколько верно слушатели поняли рассказчиков, благодаря чему это произошло, а что, наоборот, мешало взаимопониманию. 

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.158.

СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС.

(психодинамическая медитация).

Упражнение разряжает, дает возможность снять эмоциональное, интеллектуальное и телесное напряжение, развивает воображение. Коррекция гиперактивности, застенчивости, замкнутости.

Участникам предлагается представить, что они находятся в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных (заяц, волк. Лиса, собака, кошка, жираф, сказочные птицы. Сказочные птицы летят, свободно машут крыльями. У них сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.

Время перевоплощения 8 – 12 минут. Для занятия необходима подвижная музыка.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.159.

ПРЕВРАЩЕНИЕ В КАМЕНЬ.

(психодинамическая медитация).

Упражнение развивает способность быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. «Нормирует» гиперактивных детей. Развивает произвольное внимание, способность регулировать процессы возбуждения и торможения.

Дети могут бегать, изображать животных, собирать воображаемые цветы, то есть активно двигаться. По сигналу ведущего дети замирают, превращаясь в камень. При этом они либо принимают эмбриональную позу (садятся на корточки, обхватывают руками колени и прячут голову), либо садятся на колени и прижимаются к земле.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.160.

ПРЕВРАЩЕНИЕ В ДОМ.

(психодинамическая медитация).

Прием сплачивает детей, формируется групповая энергетика. Позитивно влияет на бессознательное ребенка, создавая в нем чувство уверенности и защищенности. Развивает чувство ответственности за общее дело.

Добрый персонаж сказки рассказывает детям, как можно победить злое сказочное существо (например, Дракона, Кощея, Злого Колдуна). Когда дети подойдут к месту, где живет злое существо, им нужно превратиться в крепкий волшебный Дом. Делается это следующим образом. Дети становятся спиной друг к другу, соприкасаясь головами. Берутся за руки и крепко сжимают руки друг друга. Злое существо увидит этот Дом около своего логова, выйдет и начнет дуть, чтобы волшебный дом разрушить. Дети должны выстоять, крепко держась за руки. И тогда злое существо от натуги лопнет.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.160.

ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК.

Упражнение помогает стабилизировать психические процессы, снимает напряжение и заряжает энергией. Позитивные образы активизируют в ребенке потенциальность, делают его добрее и восприимчивее.

Дети сидят на корточках.

Ведущий «В волшебном лесу, в заповедном месте, та, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила волшебные цветы. Шло время , и появились небольшие бутоны (дети складывают руки над головой, изображая бутоны).Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала Цветы живой водой. В один прекрасный день Волшебные Цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад). Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные Цветы. Ведь добрая Волшебница наделила Цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время, Цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так  в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные Цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.162.

ВОЛШЕБНЫЙ КОВЕР.

Упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. Помогает ощутить чувство доверия и любви, сплачивает детей, помогает почувствовать ответственность друг за друга.

Ковер – прочная ткань (можно из разных цветов), размером не менее 1,5*1,5.

В нашей сказке есть волшебный ковер. Его соткала для нас Добрая Фея, хозяйка этой страны. С помощью Ковра можно делать удивительные превращения. Тому, кто по нему пройдет, он подарит сильные и крепкие ноги».

Дети вместе с ведущим встают по кругу ткани, берут ее двумя руками за края и туго натягивают. Ткань поднимается над полом на 15 – 20 см. Дети поочередно меняясь, по одному по ней ходят, преодолевая сопротивление ткани.

После ходьбы Ковер может покачать ребенка. Кто-то из детей оказывается в центре Ковра, садится на него, и превращается в Дюймовочку или Эльфа. Ковер же превращается в цветок и закрывает свои лепестки. Остальные дети вместе с ведущим начинают медленно поднимать и покачивать хозяина (или хозяйку) цветка.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.163.

БРЫКАНИЕ,

(игры с волшебным ковром).

Упражнение дает возможность отыграть подавленные отрицательные эмоции и  агрессию, дает возможность выплеснуть возбуждение.

Для этого упражнения потребуется ассистент. Ткань (волшебный ковер) натягивается между ведущим и ассистентом вертикально, как сетка на теннисном столе. Ткань располагается близко к ногам детей. Играет подвижная музыка. Задача детей – оттолкнуть от себя ткань ногами, они «брыкаются» руками, головой, плечами, всем телом. Дети могут при этом кричать, ругаться. Важно, чтобы они вкладывали в «брыкание» всю свою силу. Ведущий подбадривает их эмоционально и голосом, подливает масла в огонь. Может быть инструкция «Представьте, что вы волшебные лошадки, которых заперли в загоне. Они брыкаются и хотят ногами сломать стены загона».

Ткань может быть натянута и над ребенком. Ребенок садится на корточки под натянутую ткань и говорит детям и ведущему как ковер должен себя вести.

Ковер может туго и плотно прилегать к ребенку. Или, по его желанию может находиться над ним, не касаясь его. Ребенок может сидеть под тканью, ложиться и вставать. Ткань может то плотно облегать его, то едва касаться. Когда ребенок захочет, он может выйти из под ткани. Для сопровождения необходима тихая спокойная музыка.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.163.

КОЛЬЦО,

С помощью данного приема формируется групповая энергия, сплоченность, чувство поддержки и доверия.

Кольцо – эластичный, прочный трикотаж или ткань из лосины. Кусочки ткани сшиваются таким образом, чтобы получилось полотно длиной 2 метра шириной 40 см. Затем концы полотна сшиваются. Получается кольцо из ткани шириной 40 см. Можно использовать корсажную ленту.

Дети становятся вместе с ведущим внутрь кольца, равномерно распределяясь по окружности, и облокотившись на ткань, расслабляются. Круг поддерживается за счет веса тела каждого. Каждый находит для себя удобное положение и точку опоры.

«А сейчас мы превращаемся в сказочное море. В море волна накатывает и откатывает. А теперь мы водоросли. Волна играет водорослями, они колышутся и трепещут».

Можно задавать детям различные образы.

Упражнение выполняется под музыку.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.165.

ВОЙДИ В КРУГ.

(подвижная игра с кольцом).

Один из детей водящий. Он выходит за пределы круга и пытается вновь войти, а дети его не пускают. Если это ребенок застенчивый и неуверенный в себе, ведущему необходимо подыграть ему и дать возможность быстро войти в круг.

То, как ребенок действует, какой стиль поведения выбирает, во многом определяет его стратегию преодоления трудных ситуаций.

В эту игру можно играть чуть изменив условия. Водящий должен будет не войти в круг, а выйти из него.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.165.

ПУТАНИЦА,

(игра с кольцом).

Игра снимает напряжение. Игра в путаницу – это символ того, что происходит со связью между людьми в ситуации конфликта.

Все стоят в кругу и держатся за ткань. Задача детей, не выпуская ткани из рук, запутаться, сделать не круг, а другую неструктурированную комбинацию. Когда все несколько раз «запутывались и распутывались», ведущий может спросить, как детям было лучше, когда они были запутанными или распутанными.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.165.

СТРАНА ЗЕРКАЛИЯ.

Рассматривание себя в зеркале формирует у ребенка адекватные представления об образе и возможностях своего тела.

Для таких занятий Необходима либо зеркальная стена, либо большие зеркала, в которых ребенок мог бы видеть себя целиком.

В Волшебной стене Зеркалии каждый ребенок может увидеть себя со стороны. Он может посмотреть, как он выглядит, когда гримасничает, высоко тянется, встает на цыпочки, садится на корточки, разводит руки, поднимает ноги, бежит на месте и т.д. Важно, чтобы ребенок хорошо рассмотрел себя в различных позах и движениях. При этом ведущий не дает никакой оценки его действиям.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.166.

ТАНЦЫ.

Танец – телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, человек начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им. Танец позволяет отыграть подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния, помогает находить адекватное телесное выражение эмоциям, чувствам, состояниям.  Человек учится владеть своим телом, становится более свободным и уверенным в себе.

Сегодня мы  с вами попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят: они общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. Представьте себе, как они здороваются, покажите, как это происходит (дети вместе с ведущим показывают, как можно поздороваться в танце). А теперь мы превращаемся в жителей этой сказочной страны и начинаем танцевать!»

Задания:

  • Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело, мы веселимся.
  • А сейчас мы танцуем, как будто мы грустим.
  • А теперь мы на что-то сильно рассердились и танцуем, как будто мы очень сердитые, мы злимся, топаем ногами и машем руками.
  • Злость наша прошла и мы танцуем радостно.
  • А теперь нам дали волшебный воздушный шарик, и мы тянемся и взлетаем вслед за ним.
  • А сейчас мы танцуем, как будто сильно хотим в туалет.
  • А теперь мы танцуем свободно и легко.
  • А сейчас мы танцуем, как солнечные лучики на лесной поляне. А теперь мы танцуем как легкий ветерок. Вот мы превращаемся в ручеек и танцуем, как маленькие ручейки.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.166.

КАМЕНЬ И ВЕРЕВКА.

Упражнение позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствуя снятию чрезмерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегуляции.

Для игры понадобится камень и обыкновенная веревка.

Ведущий показывает детям камень, спрашивает о том, что у него в руках, далее каждому игроку дается подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его весе, форме, виде поверхности, но и на твердости.

Камень очень твердый. Сейчас мы все попробуем сжать сом кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я!

Ведущий сжимает кулаки, предлагает игрокам ощупать свои руки, чтобы они могли почувствовать их напряжение и твердость.

А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я буду проверять насколько тверды ваши кулаки.

Очень важно добиться, чтобы каждый участник по мере своих возможностей, успешно выполнил это задание.

Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки. Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите… Какая она? Правильно. Мягкая, гибкая, податливая. А теперь – посмотрите, мои руки станут такими как веревка!

Ведущий расслабляет руки так, чтобы они напоминали плети, стали мягкими, гибкими, податливыми. Дети ощупывают руки ведущего, качают их.

Далее дети выполняют задание по команде «Камень!», «Веревка!».

Затем им предлагается напрячь мышцы всего тала «Чтобы все тело стало каменным!»

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.271.

ВОЛШЕБНЫЕ РУКИ.

В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек. Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки ему на плечи, спину, грудь, живот передают камню свое тепло. При этом вес участники игры произносят слова: « Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!.

Обращается внимание детей на то, что происходит с их руками, что происходит с камнем. Можно дать ребятам образец проговаривания своих чувств: «Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие. От них исходит тепло… А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками камень, я его согреваю.

  • Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.272.

ГЛИНА И СКУЛЬПТОР.

- Знаете ли вы, что такое глина?

- Какая она?.

- Что можно делать из глины? Конечно, лепить. Дорогие Скульпторы! Покажите ваши руки! Какие они у вас? Добрые, мягкие, но сильные. Ваши руки волшебные, они не причиняют никому вреда, не делают никому больно. Именно такие руки у настоящих волшебников, мастеров своего дела. Разомните свои кисти, приготовьтесь творить!

У вас есть глина – это ваши партнеры. Приготовьте пожалуйста глину к работе. Хорошенько разомните, разотрите ее, замесите. Важно добиться того, чтобы глина была полностью во власти ваших рук, слушалась вас.

Когда глина будет достаточно размята, можно приступать к лепке.

Когда скульпторы закончат свою работу, им предлагается устроить выставку своих произведений.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.272.

ГРУППОВАЯ СКУЛЬПТУРА,

Играющие сидят в кругу. В центр круга вызываются два игрока. Один из них будет скульптором, а другой глиной. Когда игроки определились, кто будет скульптором, а кто глиной, ведущий говорит:

Ты скульптор. В твоих руках послушная, податливая глина и скульптор может делать с ней, все, что захочет. Можешь приступать к работе.

Когда фигура вылеплена, ведущий предлагает скульптору найти для себя место в скульптуре и занять его. Затем вызывается следующий игрок и ведущий обращается к нему

Ты – скульптор. Пред тобой один большой кусок глины и ты, как творец мудрый и добрый, можешь вылепить из него все, что угодно!.

Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли скульптора.

Обсуждение:

  • Что ты чувствовал когда был глиной и когда был скульптором?
  • Когда ты был глиной, в каких руках тебе было тепло, легко и приятно, а в чьих неудобно, больно и неприятно:
  • Когда ты был скульптором, о чем ты думал? Что тебе хотелось создать?

  • Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.273.

ЧУДЕСНЫЕ ПИРОГИ.

В игре принимает участие четное количество игроков. Игра проходит под спокойную музыку. Играющие разбиваются на пары и размещаются на ковре – один ложится, а другой приседает рядом. При этом игроки не должны мешать другим парам.

Ведущий предлагает распределить роли в парах – пирог и повар.. Будущий «пирог» лежит на «противне» лицом вниз, а повар, стоя на коленях, склонился над пирогом. Игра начинается.

Для того, чтобы испечь пирог, нам нужна… мука. Вот она перед вами (указывает на лежащих на полу игроков). Муку необходимо просеять. Посмотрите, как я буду это делать. (Ведущий кладет свои ладони на спину одного из лежащих на полу игроков и слегка давящими и покачивающимися движениями создает незначительную вибрацию в теле игрока. При необходимости ведущий оказывает помощь поварам).

Помните о том, дорогие повара, что только в мягких, нежных и добрых руках получаются хорошие пироги. Молодцы! Мука просеяна. Что мы будем делать дальше?

Затем вспоминается какой либо из рецептов приготовления торта, пирога, плюшек, сырников и т д. и разворачивается весь воображаемый технологический процесс на теле игрока.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.274.

МОЯ ЛАДОНЬ.

Дети удобно устраиваются на ковре. Звучит приятная музыка.

Есть такое выражение: «Знать, как свои пять пальцев». Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы и др. А хорошо ли мы знаем свои пять пальцев?! Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою правую ладошку. Рассмотрите линии, которые на ней есть. Найдите самую длинную. Проведите по ней несколько раз указательным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте преодолеть это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы! . (тем ребятам, кому трудно выполнять это задание, помогает ведущий).

Теперь найдите на своей ладошке самую короткую линию и проведите по ней указательным пальцем левой руки. Сделайте это движение несколько раз. Получилось? Молодцы! А теперь то же. Но уже с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно, линию за линией, исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и где пересекаются линии на ваших ладошках. Пройдитесь пальцем по местам пересечения линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами.

Молодцы! Но на ваших ладошках есть и другие отметины, которые как линии, есть только у вас. Да, конечно же, это царапины, мозоли, родимые пятнышки и др. Рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как они появлялись на ваших ладонях. А  теперь, сможете ли вы их найти с закрытыми глазами?

Рассмотрите свои пальцы. Кто из вас знает их «имена»? Самый короткий и толстый какое имя носит? А самый длинный? Рассмотрите каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У вас на листе получился контур вашей ладони. Чего нет на нем? Конечно же, вы правы, нет линий, их пересечений, мозолей, царапинок…

Можете ли вы их нарисовать? Давайте попробуем!

Нарисовали? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригиналом -  вашей ладонью! Похоже?! Молодцы! Как будто вы сфотографировали свою ладонь!.

Полученные рисунки сравниваются, изучается индивидуальность каждой руки. При обсуждении у детей спрашивается о том, что было трудно, что ребята узнали о себе и своей руке интересного и нового, на что раньше не обращали внимание, а теперь увидели.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.276.

ЛАДОНЬ ДРУГА,

В игре принимает участие четное количество игроков. Игроки разделяются на пары. Удобно устраиваются. Звучит приятная музыка.

Мы уже знаем, как много интересного таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по руке друга! И в этом путешествии каждого из вас будет сопровождать друг. Именно он приоткроет вам тайны своей страны-ладони, покажи широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глубокие моря, начертанные на его руке.

Дети работают в парах. Ведущий внимательно наблюдает за ходом игры в каждой паре. При необходимости оказывает различные виды помощи. Вербализует действия игроков. Совместно с парой исследует руку одного из партнеров.

Обсуждение:

  • Что вы чувствовали, когда вели друга по своей руке?
  • О чем хотелось рассказать, что показать, а что скрыть или спрятать?
  • Приятны ли были прикосновения партнера?
  • Что чувствовали, когда путешествовали по руке партнера?
  • Что нового узнали?
  • Приятны ли были прикосновения к руке друга?

Игра проводится два раза. Игроки меняются ролями.

Модификация игры: поиск отличий и сходства в ладонях друг друга.

* Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.  – СПБ.: «Речь», 2003 – стр.275.



Предварительный просмотр:

АНИМАЛОТЕРАПИЯ.

ЗВЕРИНЕЦ

     Игра развивает коммуникативные способности, умение распознавать язык мимики и жестов, способствует снятию телесных зажимов.

     Одна группа детей изображает движения, повадки, позы разных животных. Другая группа – зрители. Они гуляют по зверинцу, отгадывают «зверей», хвалят их и «фотографируют». Угадав всех, группы меняются ролями.

ОСЬМИНОГ

В игре дети учатся работать в команде, проявляют ловкость, сообразительность, целеустремлённость.

Дети ложатся на коврик по кругу, зацепляются друг с другом в центре ногами и превращаются таким образом в осьминога. Другая группа детей – «рыбки». Они шустро двигаются между «щупальцами» (руками) осьминога и пытаются достать «икринки» - мячики, которые лежат между щупальцами осьминога. Побеждает та «рыбка», которая сможет собрать больше всех «икринок» и не будет поймана «осьминогом» и посажена в центр круга.

СОРОКОНОЖКА

     Игра развивает коммуникативные навыки, умение работать в общем режиме группы, снимет телесные зажимы.

     Выбирается «голова». Остальные дети приседают на корточки, берут друг друга за пояс и, следуя за «головой», стараются передвигаться всем «телом», обходя препятствия, падая на бок, замедляя или ускоряя движение, заворачиваясь в кольцо. Задача каждого – не выбиться из общего ритма, не оторваться от частей тела.

КРОКОДИЛ

     В игре развивается ловкость, наблюдательность, внимание, снимаются страхи.

     Выбирается водящий – он будет «крокодилом», - вытягивает вперёд руки одна над другой, изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть». «Крокодил» с невозмутимым видом отвлекает детей, поёт песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится «крокодилом».

ТЮЛЕНИ

     Игра способствует развитию сообразительности, умений преодолевать препятствия, используя ресурсы тела, активизирует воображение.

     Детям, лежащим на полу, связывают шарфиком ноги под коленями, и они превращаются в ластоногих. Ведущий бросает воздушный шарик, и каждый пытается поймать его, отобрав у других и забросить его в корзину на полу, передвигаясь необычным способом. Побеждает самый меткий и вежливый «тюлень».

КЕНГУРУ

     Игра развивает чувство сопереживания другим, эмпатию,  корректирует агрессивные тенденции в поведении, учит управлять своим телом.

     На пояс детей свободно завязывают шарфик, образуя «сумку» кенгуру. В неё сажают детёныша – любимую мягкую игрушку – зверюшку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условному месту, стараясь при этом не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые «кенгуру».

ПЕТУШИНЫЕ  БОИ

     Игра способствует эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учит соблюдать правила, снимет телесные зажимы.

      Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами, туловищем, головой, стараясь заставить соперника встать на обе ноги. Ведущий следит за соблюдением «бойцами» правил.

ТЕРЕМОК

     Умение договариваться, работать в группе, думать о других очень важны для продуктивного общения.

     На небольшом столике дети должны построить теремок и поселиться в нём. Дети советуются и выбирают роли разных животных. Задача – по очереди называя себя, занять место на столике, думая о других. Понятно, что медведь занимает много места, а мышь – мало. Пусть каждый помнит о цели – построить и заселить всеми зверями теремок, занимая свой кусочек «жилплощади».

ЛЯГУШАТА

     Игра развивает инициативность, смелость, способность постоять за себя, договориться с партнёром по общению.

     На полу раскладываются подушки на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Дети – «лягушата», живущие на болоте. Подушки – «кочки», их на 2 – 3 меньше, чем «лягушат». Если на кочке «лягушатам» тесно, то они должны договориться, как разместиться вместе, а если не получается – прыгают на другие «кочки» и, выбирая разные стратегии (толкают, обнимают, просят подвинуться) ищут себе место «под солнцем».

     Взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если «лягушата» совсем не могут договориться между собой, он подскакивает и помогает найти выход из конфликта.

ДИНОЗАВРИКИ

     Игра способствует выходу психофизического напряжения, агрессивности, страхов и поднимает настроение.

     Детям предлагается превратиться в динозавриков: сделать страшные мордочки и, высоко подскакивая, бегать по залу, издавая душераздирающие крики.

УЛИТКА

     Суетливость и поспешность нередко мешают детям организовать своё поведение, эта игра способствует развитию самоконтроля, выдержки.

     Дети встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, которые передвигаются очень медленно. По команде все начинают очень медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доковылявшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.

     

ХАТХА – ЙОГА

Анималотерапевтические упражнения входят в состав хатха – йоги – древневосточной оздоровительной системы физической, психической и духовной культуры. Гимнастика с использованием асан (элементов), отражающих повадки, позы представителей животного мира, полезны не только для укрепления здоровья детей, профилактики сколиоза, астмы, простуд. Дети, занимающиеся хатха – йогой, становятся спокойнее, уравновешеннее, у них появляется уверенность в своих силах, концентрируется внимание, развивается усидчивость и воля.

     Упражнения хатха – йоги естественны, копируют позы известных ребёнку животных, птиц, насекомых, помогают войти в образ, будят фантазию и воображение, хорошо запоминаются. Основное внимание необходимо обратить на дыхание (оно должно быть ровным, спокойным) и статическое поддержание поз (нагрузка должна быть умеренной и сочетаться с расслаблением).

ПОЗА  ДОБРОЙ  КОШКИ

     Ребёнок встаёт на колени, руки и бёдра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Необходимо удерживать позу 10 – 15 секунд. Дыхание ровное, спокойное. Попросите ребёнка подумать о чём – то добром и радостном.

ПОЗА  СЕРДИТОЙ  КОШКИ

     Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение то же. Далее ребёнок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное. Ребёнка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10 – 15 секунд.

ПОЗА  ЛАСКОВОЙ  КОШКИ

     Ребёнок, лёжа на животе, медленно наклоняет корпус, вытянув руки вперёд ладонями вниз. Подбородок касается пола, грудь прижата к коврику, спина плавно прогнута. При этом бёдра должны быть перпендикулярны полу. Дыхание спокойное, выдох глубокий, долгий. Удерживать позу 10 – 15 секунд. Затем предложите ребёнку отдохнуть, лёжа на животе, расслабившись, и потянуться, как это делают кошки.

ПОЗА  ХРОМОГО  КУЗНЕЧИКА

     Ребёнок, лёжа на животе, касается подбородком пола. Руки вдоль тела, пальчики сжать в кулак. Упираясь руками в пол, надо как можно выше поднять левую ногу. Дыхание спокойное, поза удерживается 10 – 15 секунд. Затем на выдохе надо плавно опустить ногу, отдохнуть 3 – 5 секунд и повторить то же с правой ногой.

ПОЗА  ПРЫГАЮЩЕГО  КУЗНЕЧИКА

     Ребёнок лежит на животе, касаясь подбородком пола. Руки вдоль тела ладонями вниз. Сделав спокойный вдох и выдох, нужно одновременно  как можно выше поднять руки ладонями вверх и прямые ноги. Держать позу 5 – 10 секунд. Затем с выдохом плавно опустить руки и ноги. Отдохнуть необходимо лёжа на животе; можно повторить 2 – 3 раза.

ПОЗА  АИСТА

     Ребёнок стоит прямо, ноги вместе. Поднимая руки вверх ладонями вперёд, надо прогнуться и, вдыхая, медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 5 – 10 секунд, а затем медленно выпрямиться.

ПОЗА  ВЕРБЛЮДА

     Ребёнок стоит на коленях, ноги вместе, руки опущены. Выдыхая, необходимо прогнуться назад, ладонями обхватив пятки. Одну руку надо поднять вверх, а на другую прогнуться всем телом перпендикулярно полу. Дыхание произвольное. Позу следует удерживать 10 – 15 секунд.  Отдохнув, лёжа на спине, следует повторить то же, но с опорой на другую руку.

ПОЗА  ЦАПЛИ

     Стоя прямо, ребёнок сгибает левую ногу, устойчиво удерживаясь на правой. Левой рукой надо захватить голень, а правой стопу левой ноги. Развернув её вверх, ступню положить на бедро правой ноги как можно выше. Правую ногу не сгибать! Ладони можно сложить перед грудью, держа локти параллельно полу. Можно поднять руки со сложенными ладонями над головой. Дыхание ровное, произвольное. Поза удерживается 10 – 15 секунд. Затем необходимо руками отвести стопу от бедра и плавно опустить ногу. Отдохнув, следует повторить позу, стоя на левой ноге.

ПОЗА  ЗМЕИ

     Лёжа на животе и вытянув руки вдоль туловища, ребёнок плавно поднимает голову, приподнимаясь на локтях и ровно дыша, держит позу 10 – 15 секунд. Отдохнув, лёжа на полу, повторяет позу 2 – 3 раза.

ПОЗА  ЛЬВА

    Ребёнок сидит на коленях, обхватив их кистями рук. Пальцы напряжены, туловище слегка наклонено вперёд, шея напряжена, дыхание произвольное. Длительность позы 10 – 15 секунд. Отдохнув, расслабив спину, плечи, шею, повторить 2 – 3 раза.

ШАЛОВЛИВЫЕ  ОБЕЗЬЯНКИ

    Договоритесь с ребёнком, что вы будете двумя обезьянками – подружками. Одна будет показывать движения, а другая передразнивать, в точности копируя её. Условия – не сбиваться. Можно включить весёлую музыку. Порядок движений: присесть, сделать смешную рожицу, надуть щёки, улыбнуться, начать быстро растирать уши, затем нос с боков – по 10 раз. Похлопать себя по щекам, с шумом выпуская воздух, вращать головой 5 – 6 раз, попрыгать на месте 3 – 4 раза, сесть, изобразить смешную рожицу. Потереть живот по часовой стрелке, положив одну руку на другую. Лечь на спину, поднять вверх руки и ноги, подёргать ими, издавая при этом какие – нибудь смешные звуки. Поднять руки вверх и попрыгать, издавая победный клич. Таким образом делается массаж, развивается внимание и наблюдательность.

СИМПАТИЧНЫЕ  ЗВЕРЮШКИ,  ИЛИ

ВОЛШЕБНЫЕ  ПРЕВРАЩЕНИЯ  (с 4 – х лет)

    Объясните ребёнку, что сейчас вы будете превращаться в разных зверей. Начиная показывать, делайте это как можно смешнее и попросите ребёнка, когда он догадается, изобразить зверюшку самому. Выбирайте наиболее характерные движения животных. Например, мышка – бегает на носочках мелкими шажками; заяц – прыгает, поджав лапки, и оглядывается по сторонам; лиса – плавно выхаживает, поглаживая хвост; слон – шумно переступает с ноги на ногу и медленно раскачивает головой из стороны в сторону; черепаха – медленно передвигается, вытягивая и резко втягивая шею; тигр – напрягает передние лапы, выпускает «когти» и готовится к прыжку и т.д. Вашему воображению и фантазии детей не должно быть предела!

ДОБРЫЙ  ПИТОН

     Взрослый представляет себя добрым питоном из книги «Маугли»: он пластичный, нежно любит своего маленького друга. Садится на пол и мягко обвивает руками и ногами тело ребёнка, немного сжимая его. Пусть ребёнок сам находит решение, как освободиться, постепенно преодолевая сопротивление «питона». Не стоит доводить игру до слёз, иногда можно и поддаться. Ребёнок не только укрепляет мышцы, но и развивает сообразительность, упорство и терпение.

СТРОПТИВАЯ  ЛОШАДКА (с 3 до 13 лет)

    Играть удобнее на поролоне или матрасе. Взрослый встаёт на четвереньки, а ребёнок садится ему на спину и крепко держится. «Лошадка» начинает медленно менять положение тела, наклоняясь вперёд, в стороны, выгибая спину, поднимая голову, ноги в разных ритмах (с учётом возраста «наездника»). Можно пропустить шарфик под грудью «лошадки» и концы дать «наезднику» - так будет сложнее. Работают мышцы разных групп у ребёнка и взрослого, у них повышается настроение, растёт уверенность в своих силах, уходят страхи.

СОННЫЙ  МЕДВЕДЬ

    Ребёнок ложится животиком на ковёр. Взрослый осторожно, бережно, стараясь расслабиться, опускается, слегка прижимая бёдрами или животом малыша. Пускай ребёнок медленно выползает, стараясь не разбудить «медведя». Если очень трудно, взрослый ослабляет давление, переворачиваясь и образуя пустоты. Ребёнок не только проявляет упорство, волю, но и учится контролировать свои силы.

ЛЮБОПЫТНАЯ  КОШКА

    Взрослый встаёт на четвереньки и говорит, что он брёвнышко, а ребёнок – любопытный котёнок, который очень хочет пролезть под брёвнышком и посмотреть, что там за ним. «Котёнок», выгибая спину, аккуратно пролезет под «бревном», рассказывает, что увидел, и возвращается тем же способом назад. Промежуток между полом можно постепенно уменьшать и повторять упражнение несколько раз, развивая гибкость, пластичность и воображение.

МЫШОНОК  И  КОТ

     Взрослый занимает положение на четвереньках, он кот. Ребёнку предлагается представить себя маленькой мышкой и, слегка попискивая, бегать на коленях между рук, ног, животом кота, меняя направление. «Кот» долго терпит, но внезапно ловит «мышонка», прижимая его животом, грудью и бедром к полу, не очень сильно.

    Ребёнок, напрягая все силы, постепенно освобождается от захвата. В игре может быть несколько «мышат». Развивается сноровка, снимаются страхи, повышается настроение.

ДАВАЙТЕ  ПОЗНАКОМИМСЯ!

     Приглашённая на занятие кошка обследует помещение, осторожно обнюхивает и осматривает его. Детям предлагается внимательно понаблюдать за её позой, движениями, повадками. В случае отсутствия настоящего животного ведущий всё показывает с помощью мягкой игрушки – кошки. Затем детям предлагается представить себя кошкой, которая пришла в чужой дом и осматривается. Желающие показывают, как это делается. Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза, и он мягко и осторожно прикасается к другому ребёнку, знакомится с ним. Затем пары меняются ролями.

ТОЧИМ  КОГТИ

     Ведущий предлагает детям представить себя котятами, сесть, вытянуть руки и ноги и по команде «Точим когти!» - напрячь пальцы, кисти рук и ног. По команде «Мягкие подушечки!» - руки и ноги расслабляются. Повторить 3 раза.

КОШКИНО  ИМЯ

     Дети сидят в круге. Каждый по очереди пытается угадать, какое имя подходит кошке. При этом они говорят такие слова:  «Меня зовут…, а кошку, по – моему зовут…». Затем все вместе выбирают лучшее имя.

МЫШКА,  МЫШКА… КОТ!

     Дети встают в круг. Один, «мышка», остаётся за кругом, он идёт и приговаривает: «Мышка, мышка… кот!»

     Тот, на ком он останавливается, становится «котом», и дети разбегаются в разные стороны по кругу. Их задача – побыстрее занять освободившееся место, но в момент встречи соревнующиеся должны обязательно взяться за руки, сделать реверанс, улыбнуться и сказать хором: «Здравствуй, мышка! Здравствуй, кот!», а затем снова бежать к свободному месту.

КОШКИНО  НАСТРОЕНИЕ

     На листе бумаги каждый ребёнок помадой и жидкими красками тонирует своё ощущение настроения кошки.  

КОШАЧЬИ  ИГРЫ

     Дети, изображая котят, подражают их повадкам, движениям: ползают, играют с «хвостиком», валяются на спине, перекатываются с животика на спинку, прыгают вверх, не больно лапками задевают друг друга.

ЗДРАВСТВУЙ,  ПЁС!

     На занятия приглашается собака (или можно использовать мягкую игрушку). Ведущий предлагает детям понаблюдать, как она в незнакомой обстановке устанавливает контакты с детьми, которых впервые видит. Дети отмечают активность, быстроту движений, открытость и доверчивость, желание вильнуть хвостом всем. Собаку провожают. Желающие дети, представляя себя собакой, изображают позу, движения, повадки животного. Затем дети разбиваются на пары и активно руками, телом, головой прикасаются друг другу, заглядывают в глаза, улыбаются.

СОБАЧЬЕ  ИМЯ

     Дети, сидя в кругу, по очереди угадывают имя собаки, наиболее ей подходящее. Затем выбирается лучшее.

ЧУТКИЙ  СТОРОЖ

     Один ребёнок притворяется спящей собакой, сворачивается в клубочек, глаза и уши завязаны платочком. Дети должны как можно осторожнее подкрадываться на цыпочках так, чтобы она их не слышала. Как только «собака» вдруг что – то услышит или почувствует, она вскакивает и с криком ловит «нарушителей покоя». Ведущий меняется.

ЧЁРНАЯ  МЕТКА

     Дети сидят к круге. Ведущий, зажав в ладошке «чёрную метку», рассказывает о своих обидах, неудачах, страхах в детстве. Говорит, что с помощью «чёрной метки» можно избавиться от этих неприятностей. Нужно только подумать о них, рассказать и сильно зажать «метку» в ладошке. «Метка» передаётся по кругу. Если ребёнок не может говорить, то надо только вспомнить, представить  и постараться всё отдать «метке». Когда «метка» снова доходит ведущего, он рвёт ее на глазах детей, и все вместе они проговаривают: «Уходи, мой страх, исчезай обида!» Ведущий спрашивает: «Кому «метка» помогла? Кому стало легче?»

ВСТРЕЧА

     Детям предлагается выбрать роль кошки или собаки и, вспоминая предыдущие занятия, воспроизвести момент встречи этих животных друг с другом: как кошка – осторожно, мягко, не торопясь, как собака – активно, быстро, резко. Дети меняются ролями, когда им позволит ведущий.

ПОЧЕМУ  ГРУСТИТ КОТЁНОК?

    Ведущий берёт в руки игрушку кошки и читает стихотворение:

                                           Жил – был маленький котёнок

                                           И совсем ещё ребёнок.

                                           Ну, и этот котя милый

                                           Постоянно был унылый.

                                           Почему? Никто не знал,

                                           Котя это не сказал.

                                                                                    А. Блок

    Передавая игрушку по кругу, ведущий просит каждого сказать, почему котёнок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?

КАК  ДРУЖОК  СТАЛ  СМЕЛЫМ?

     Ведущий читает стихотворение, держа в руках игрушку – собаку:

                                            Обзавёлся я щенком

                                            И назвал его Дружком.

                                            Этот маленький щенок

                                            Стать героем мне помог.

                                            С ним ныряю я в пруду,

                                            С ним гуляю я в саду,

                                            Забираюсь с ним в кусты,

                                            Не пугаюсь темноты.

                                                                                     С. Питримов

    Передавая игрушку по кругу, ведущий просит каждого сказать, как щенок научился быть смелым, кто ему помогал, как он может помочь грустному котёнку стать смелым?

ТИГР  НА  ОХОТЕ

    Ведущий говорит: «Чтобы стать смелым, надо быть и осторожным, и внимательным, и уметь выполнять команды, и собирать свои силы, и быть сильным и подвижным».

     Ведущий – «тигрица – мама» - будет учить тигрят быть сильными и смелыми, добиваться цели. Для этого они должны точь – в – точь повторить движения и повадки мамы, не выскакивать вперёд, не отставать, не отвлекаться, иначе получат шлепок. «Тигрица» очень медленно выставляет вперёд одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну «когтистую лапу», потом другую, потом выставляет вторую ногу, подгибает голову, выгибает спину и осторожно крадётся к добыче. Сделав 5 – 6 таких законченных движений, «тигрица» группируется, поджимает к груди лапы, голову, сдвигает плечи, сгибает колени, готовясь к решающему прыжку, и, наконец, резко прыгает, издавая громкий клич: «Ха!» «Тигрята» делают всё это одновременно с «мамой».

     Повторить 2 – 3 раза.

ТАНЦУЮТ, ВСЕ!

    Кошку и собаку приглашают на дискотеку. Кошка любит медленные танцы (включается спокойная, плавная музыка); движения осторожные, неторопливые, неожиданные, мягкие. А собака предпочитает быстрые танцы (звучит подвижная музыка); движения резкие, стремительные, незаконченные. Можно на прощание и пропеть: «Мяу – мяу! Гав – гав!»

ДОТРОНЬСЯ ДО…

     Дети стоят, в центре – игрушки кошки и собаки (или настоящие животные). Ведущий произносит: «Дотронься до… уха!» Дети должны прикоснуться к чьему – нибудь уху, можно животных. Кто не успел дотронуться – водит. Команды могут быть разные: «Дотронься до: головы, ноги, хвоста, усиков, волос, спины, пальца, лба» и т.д.

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

    Дети садятся удобно. Руки вытягивают вперёд, готовят большой  и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Массируют уши и приговаривают при этом: «Кошкины ушки всегда на макушке!» (10 движений в одну сторону и 10 движений в другую). Затем опускают руки, встряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз, приговаривают: «Кошкин глаз – мудрый глаз!» Стряхивают ладошки. Далее собирают пальцы руки в горстку, находят ямку внизу шеи массируют её словами: «Как собачка я дышу, помогать себе спешу!» (10 раз в обе стороны).

     Взрослый следит за правильностью нахождения точек и силой нажима на них при массировании.

 

СЛАДКАЯ ПАРОЧКА.

     Из белой бумаги вырезаются трафареты кошки и собаки так, чтобы у каждого была пара, а пары отличаются формой туловища, мордочек, хвостов, ушей, лапок и т.д. Дети тоже разбиваются на пары. Им дают по одному трафарету. Проявляя внимание, наблюдательность и быстроту, дети ищут свою пару. Затем, получив по 3 разноцветных карандаша, каждая пара старается аккуратнее, быстрее разукрасить одинаково свои трафареты.

     Побеждает пара детей, точнее разукрасившая трафареты.

КОШАЧИЙ  СЕКРЕТ

     Всем участникам выдаётся по «секрету»: пуговке, бусинке, значку, цепочке, игрушке из сюрпризного яйца и т.д., - которые стремительно зажимаются в кулачке. Участники подходят друг к другу и любыми способами пытаются уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий помогает наиболее робким детям.

ПРОЩАНИЕ  ЖИВОТНЫХ

     Разбившись на пары, выбрав свою роль, дети позой, звуками, движениями изображают, как прощаются друзья – животные до следующей встречи.

ЧУДЕСНЫЙ  СОН  КОТЁНКА

     Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котёнок очень устал, набегался, наигрался и прилёг отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо – яркое солнце – прозрачная вода – серебристые рыбки – родные лица – друзья – знакомые животные – мама говорит ласковые слова – свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котёнок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий расспрашивает детей о их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось чудо?

СОБАКА – ПОВЫДЫРЬ

     Ведущий рассказывает о том, какие чудеса творят собаки: вытаскивают людей из огня, воды, летают в космос, служат на границе… А есть и собаки, помогающие жить и передвигаться. Это очень умные животные, они бережно относятся к своим хозяевам, у которых нет зрения. Хотите попробовать, как они помогают людям?

     Дети разбиваются на пары, встают друг за другом, руки стоящего сзади – на плечах «поводыря», глаза завязаны платочком. Задача «поводыря» - походить по комнате, обойти препятствия, заботясь о своём напарнике. Затем дети меняются ролями.

ВОЛШЕБНЫЙ  ДОЖДЬ

     Перед детьми – большой лист бумаги. В руках – старые зубные щётки и карандаши в качестве «волшебной палочки». Опуская щётки в жидкие краски и легко постукивая по ним «волшебными палочками», дети разбрызгивают краски, как дождь. В результате получается необыкновенная картина, которой все вместе придумывают название.

СОТВОРЕНИЕ  ЧУДА

     Дети берут свои «волшебные палочки», идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь? Что для тебя сделать?» Ответы могут быть ситуативные: «Улыбнись», «Станцуй», «Спой» или перспективные – тогда дети договариваются о месте, времени «сотворения чуда».

КАК  ЖИВЁТСЯ  ОДИНОКИМ  ЖИВОТНЫМ?

     Ведущий задаёт детям вопросы: «Видели ли вы одиноких кошек и собак?», «Хорошо ли им живётся?», «Что они чувствуют?», «Кто виноват в их тяжёлой жизни?», «Чем можно им помочь?», «Что спасёт от одиночества?»

ДОБРОЕ  ЖИВОТНОЕ

     Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем , как оно дышит!» Дети прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг в круг, поднимают руки вверх. Выдох – шаг назад, руки опускают. Повторить 5 – 6 раз.

     

ВОЙДИ  В  КРУГ – ВЫЙДИ  ИЗ  КРУГА

     Участники встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бёдрами, плечами и обхватывают друг друга за пояс. Водящий остаётся в одиночестве за кругом. Его задача – всеми возможными способами войти в круг (уговорить, попросить, применить усилие, хитрость, ловкость). Если ему это удаётся, его все поздравляют, и водит тот, кто его пропустил. В другом варианте водящий должен выйти из круга.

     Ведущий следит, чтобы дети не вели себя агрессивно, не пинались; если у водящего возникают трудности, он предлагает всем вместе ему помочь.

     

ВЕСЁЛАЯ СЕМЕЙКА

     Ведущий просит детей рассказать, зачем люди берут в дом кошек и собак.

     Затем детям предлагается на большом листе бумаги нарисовать дружную семью, где всем хорошо. Дети распределяют между собой, кто кого нарисует, и каждый выбирает место на листе.

НЕОБЫЧНЫЙ  ХОР

     Ведущий разделяет детей на 2 команды: один – «кошки», другие – «собаки». «Кошек» просят попеть по – кошачьи: «Мяу, мяу» на мотив «Мы едим, едем, едем в далёкие края…», «собаки» по команде тоже вступают в хор, но на своём языке – «Гав, гав!». Песня получается очень весёлая!

   

КОТ  И  ПЁС

    Детям предлагается:

  • подвигаться осторожно, плавно, мягко, как кошка;
  • собраться в комочек, присесть, выпустить когти и резко броситься на добычу;
  • быстро убегать от опасности, легко преодолевая препятствия, ни на кого не натыкаясь;
  • радостно и шумно побежать, как собака, навстречу хозяину;
  • как собака, попросить окружающих поиграть с собой;
  • рассердиться, выгнуть тело, как кошка;
  • зло наброситься на врага, как собака.

     

КОШКИН  ДОМ

Ставится стул в центре круга. На него садится «кошка». Она по очереди приглашает «гостей» -  участников группы. Каждый приглашённый садится на тот же стул. Задача – всех усадить на один стул; дети должны потесниться, стараясь «дом» не развалить.

 

                     

КАК  КОТЁНОК  СТАЛ  СМЕЛЫМ

     Ведущий предлагает детям представить себя маленьким беспомощным котёнком – клубочком с закрытыми глазами.

     Постепенно котёнок открывает один глаз, потом другой, осматривается, медленно встаёт на лапки, улыбается другим котятам, выгибает спинку, прямо держит шею и голову и смотрит вверх, прислушивается и принюхивается. Вверху на дереве сидит его мама и зовёт котёнка к себе. Он поднимается на задние лапки, передние выставляет вперёд, вытягивает коготки, лапками цепляется за ствол, поднимается всё выше и выше, тянется на цыпочках. Чем выше котёнок забирается, тем он делается смелее, у него крепнут лапки, спинка, он делается уверенным в себе, он окреп и вырос!

БЕСЕДА  О  ВЗРОСЛЕНИИ,

РАССТАВАНИИ И  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

  • Для чего живёт кошка?
  • Что бывает, когда котёнок становится взрослым?
  • Хорошо ли быть взрослым?
  • Что ты будешь делать, когда вырастешь?
  • Что ты чувствуешь, расставаясь с нашей кошкой и собакой?

     

НАПЕЧАТАНО