Развитие речевого слуха у дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Котова Екатерина Александровна

Речевой слух- это слух способный осуществлять операции различения и узнавания флнем, составляющих звуковую оболочку слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_sluh.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речевого слуха у дошкольников.» Подготовила Котова Екатерина Александровна учитель- логопед ГБДОУ д/с 11 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Речевой слух(фонематический ) – это способность выделения звуков ( фонем) в потоке речи и их дифференциация ( различение). Фонема – это артикуляционно – акустическая модель звука . В русском языке 42 фонемы и 33 буквы. Звукам классифицируются по различным признакам: -гласные звуки; - с огласные звуки, которые в свою очередь различаются: - по участию голосовых складок ( звонкости- глухости); -По дополнительному подъёму средн ей части языка ( твёрдости –мягкости).

Слайд 3

В разделе работы по развитию речевого слуха обязательно нужно уделять внимание развитию сопутствующих компонентов, таких как : - р азвитие голоса; - развитие дыхания; - Развитии интонационной выразительности речи; развитие звукопроизношения. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности –это игра. Вся работа строится в форме игры.

Слайд 4

«Предметный ряд». Эта работа проводится проводится во всех возрастных группа. Цель: - формирование представлений детей о составе ряда; - ознакомление со словами: ряд, место,, слева, справа, впереди, рядом, последний, первый; формирование предпосылок для формирования фонематического анализа и синтеза ( определение места звука в слове :начало, середина, конец;, последовательности звуков в слове п одготовка к обучению чтению и письму.

Слайд 5

Формирование действий по составлению детьми ряда лучше всего проводить на предметном дидактическом материале, рекомендованном для занятий по счету. Составляется ряд из трех различных игрушек — так легче обозначить его начало, середину и конец. Упражнения по составлению ряда проводятся в игровой форме. Задания могут быть индивидуальные (составить ряд из любых трех предметов . Дети должны ответить на вопросы о местонахождении в ряду каждого предмета) и для группы детей (при наличии достаточного количества дидактического материала).

Слайд 6

Игры для детей 3 лет . Основываются на р ечевом подражание или звукоподражание, то есть воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Игры на подражание голосам животных и птиц Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Игры на подражание бытовым шумам Часы тикают – ТИК—ТАК Вода капает – КАП—КАП Малыш топает – ТОП—ТОП

Слайд 7

Игры для детей 4 лет. Фонематический анализ – это расчленение слова на звуки. Варианты заданий. Простые формы анализа . Выделение звука изолированно, на фоне слога, на фоне слова. Материал : слова . Инструкция: Я буду называть разные слова, как только услышишь в слове звук … хлопни в ладоши( педагог произносит звук утрированно). 2. Выделение звука из слова . Материал : Аня, Ира, озеро, утка. Инструкция: Какой первый звук ты слышишь в слове?

Слайд 8

Зрительные символы гласных звуков

Слайд 9

Игры для детей 5 лет. Варианты заданий. Сложные формы фонематического анализа . 1. Определение звука в слове ( начало, середина, конец). Материал: картинки, или слова. Инструкция: Где ты слышишь звук [C] в слова санки? 2.Определение последовательности звуков в слове. Инструкция: Какой первый звук ты слышишь с слове сссок , после звука [ с ] ? Какой звук ты слышишь после звука [ о ] ? Возможно использование фишек и полосок.

Слайд 11

Игры для детей 6 лет. Фонематический синтез - объединение внуков в слово. Варианты заданий. Составление слова из звуков данных в ненарушенной последовательности. Материал: звуки произносимые с паузой после каждого ( р о т). Инструкция : Послушай звуки и составь их них слово. 2. Составление слов из звуков данных в нарушенной последовательности ( с опорой на наглядность). Материал: звуки произносимые с паузой после каждого ( с опори на букву). (а р у к ). Инструкция : Послушай звуки , подумай, какое слово из них можно составить.

Слайд 12

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков не называя слова, на основе представлений. Варианты заданий . Придумать слово состоящее из 3 звуков. Отхлопать в ладоши столько раз, сколько звуков в слове. Дом мост. Подобрать картинку к звуковой схеме сгсс (мост). Подобрать слова к графической схеме ( без опоры на наглядность). Построить графические схемы с обозначением гласных и согласных звуков фишками. Фонематические представления - это представления о звуковом составе слова, выполнение задачи по определению звукового состава слова в умственном плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников...

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников...

статья "Условия для развития речевого слуха у неслышащих дошкольников на занятиях по развитию слухового восприятия"

В статье описываются условия, направленные на формирование устной речи детей....

Консультация "Развитие речевого слуха у дошкольников на материале стихов".

Консультация  "Развитие речевого слуха у дошкольников на материале стихов"....

Развитие речевого слуха у дошкольников

Развитие речевого слуха у дошкольников ...

Развитие речевого слуха у дошкольника. Методическая рекомендация

Речевые трудности ребенка могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ори...

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников 

Речевые трудности ребенка могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ори...